Введение 5
Глава 1. Теоретические основы функционирования института уполномоченного экономического оператора 11
1.1. Понятие и сущность института уполномоченного экономического оператора 11
1.2. Международный опыт применения института уполномоченного экономического оператора 22
1.3. Правовая основа функционирования института уполномоченного экономического оператора в рамках Евразийского экономического союза 26
Глава 2. Практика применения института уполномоченного оператора.. 39
2.1. Условия получения статуса уполномоченного экономического оператора в рамках Евразийского экономического союза 39
2.2. Порядок включения юридического лица в реестр уполномоченного экономического оператора 43
2.3. Анализ совершения таможенных операций при применении специальных упрощений уполномоченными экономическими операторами в регионе деятельности Белгородской таможни 50
Глава 3. Развитие института уполномоченного экономического оператора 61
3.1. Развитие института уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации 61
3.2. Направления развития внутреннего контроля организаций части соответствия предъявляемым требованиям к статусу уполномоченного экономического оператора 71
Заключение 82
Список использованных источников 88
Приложения 104
Актуальность темы исследования. Приобретающий в последнее время всё большую популярность в России институт уполномоченного экономического оператора становится наиболее прогрессивной и перспективной формой взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Данные отношения являются обоюдовыгодными: с од-ной стороны, уполномоченным экономическим операторам предоставляется целый спектр преимуществ при проведении таможенного оформления и контроля товаров, что, безусловно, является фактором повышения конкурентоспособности, а, с другой стороны, желание и возможность приобрести и со-хранить статус уполномоченного экономического оператора повышает уровень ответственности за несоблюдение норм законодательства под угрозой исключения лица из соответствующего реестра, а значит, стимулирует их выполнять «повышенные требования» безопасности и гарантий для государства. Таким образом, основополагающим ориентиром при создании института уполномоченного экономического оператора явилось предоставление определенной категории участников внешнеэкономической деятельности, пользующихся доверием таможенных органов, определенных преимуществ (специальные упрощения) при проведении таможенных операций. При этом данные преимущества должны являться, прежде всего, стимулирующим фак-тором дальнейшего соблюдения требований законодательства со стороны уполномоченных экономических операторов, что, несомненно, соответствует и интересам государства.
Вопрос исследования института уполномоченного экономического оператора, несмотря на свою новизну, в последнее время приобрел популярность и рассматривается в различных аспектах. Сегодня опубликовано множество научных трудов, затрагивающих различные стороны функционирования института уполномоченного экономического оператора - это и порядок присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, и предоставляемые экономическим операторам специальные упрощения, а также формирование и развитие указанного института. Данная проблематика отражается в статьях: С. А. Епифанова1, А. А. Зыкова, Н. В. Моцаренко, П. А. Паулова.
Вопрос административно-правового статуса уполномоченного эконо-мического оператора стал предметом исследования Д. В. Некрасова, В. В. Ионичевой, Г. И. Дорощенко и др.
Общие вопросы образования и функционирования, перспективы разви-тия, а также комплекс действий по совершенствованию данного института в условиях изменяющегося законодательства определены в научных работах таких авторов как: А. Ю. Ким, С. В. Мозер, К. И Мозолев , Н. В. Мозоле-ва11, Д. В. Некрасов...
Важнейшим приоритетом развития взаимоотношений в таможенной сфере в нашей стране, влияющим на проведение в ней преобразований, является упрощение и ускорений таможенных операций, проводимых в рамках таможенного декларирования товаров, а, соответственно, и ослабление административного давления, при одновременном сохранении необходимого и достаточного контроля, основанного на системе управления рисками. Что, в свою очередь, подразумевает «индивидуальный» подход к каждому участнику внешнеэкономической деятельности в зависимости от его «благонадежности», которая определяется системой критериев отнесения к низкому, среднему или высокому уровню риска возможных нарушений в таможенной сфере. При этом особое место занимает такая группа юридических лиц, которая включена в реестр уполномоченных экономических операторов, который ведет Федеральная таможенная служба России. Данный институт уполномоченного экономического оператора является своего рода индикатором уровня развития взаимоотношений, складывающихся между таможенным органом и отдельной категорией участников внешнеэкономической деятельности. Это связано с тем, что статус предполагает передачу уполномоченному экономическому оператору часть функций таможенного органа, что, несомненно, характеризует степень доверия между ними. Однако данное доверие является не безусловным, а основано на соответствии юридического лица высоким требованиям к обустройству помещений и территорий, предназначенных для хранения ввозимых иностранных товаров и проведения в них таможенного контроля, а также к безопасности в информационной и финансовой сферах.
Институт уполномоченного экономического оператора, имеющий место в десятках стран и являющийся неотъемлемым элементом мировой торговли, можно назвать относительно новым для нашей страны. Он был образован в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза в 2010 году. И если при существовании Таможенного кодекса Таможенного союза можно говорить о том, что данный институт находился на первоначальной стадии развития, то в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (2018 год) данный институт приобретает новый характер, претерпевает модернизацию и приближается к мировым моделям функционирования.
Обобщая анализ практики применения института уполномоченного экономического оператора в некоторых странах мира важно подчеркнуть, что в большинстве стран есть градация участников, обладающих статусом уполномоченного экономического оператора, а значит, существует выбор для участников внешнеэкономической деятельности, связанный с соответствием различным требованиям, к ним предъявляемым, что, несомненно, сказывается на его доступности для разного уровня бизнеса, в том числе для средних и малых предприятий.
Законодательное регулирование деятельности института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе осуществляется на двух уровнях: наднациональном и национальном. При этом Федеральной таможенной службой России разработан Административный регламент, который содержит порядок и последовательность действий должностных лиц таможни и претендентов на данный статус (с конкретизацией этапов и их сроков). При подтверждении соответствия предъявляемым требованиям, юридическое лицо включается в Реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства 1, 2 или 3 типа....
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г.) [Текст]: в ред. от 26 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 32. - Ст. 4810.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосу-дарственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17): в ред. от 8 мая 2015 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: федер. закон: от 25 февр. 1999 г. №39-Ф3: в ред. от 25 дек. 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации". - 1999. - № 9. - Ст. 1096.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ: в ред. от 28 ноября 2018 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2018. - №49, ч. I. - Ст. 7524.
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой дея-тельности [Электронный ресурс]: федер. закон: от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ: в ред. от 13 июля 2015 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информационный банк «Версия Проф».
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федер. закон: от 3 авг. 2018 г. № 289-ФЗ: в ред. от 1 мая 2019 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32, ч. I. - Ст. 5082.
8. Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - 2014. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
9. О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (вместе с «Порядком заполнения формы заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов») [Электронный ресурс]: утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сент. 2017 г. № 128 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим доступа:http://www.eaeunion.org.
10. О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения [Электронный ресурс]: утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 26 сент. 2017 г. № 129 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
11. Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов [Электронный ресурс]: утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 окт. 2017 г. № 131 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим до-ступа:http://www.eaeunion.org.
12. О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары (вместе с «Порядком заполнения заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары», «Порядком регистрации или отказа в регистрации за-явления о выпуске товаров до подачи декларации на товары») [Электронный ресурс]: утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 13 дек. 2017 г. № 171 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим доступа:http: //www.eaeunion.org.
13. Об общем перечне статей административного и уголовного законодательства государств - членов Евразийского экономического союза, предусматривающих административную и уголовную ответственность за административные правонарушения и преступления или уголовные правонарушения, привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов [Электронный ресурс]: утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 19 дек. 2017 г. № 181 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
14. Об общем реестре уполномоченных экономических операторов государств - членов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 дек. 2017 г. № 187 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим доступа:http: //www.eaeunion.org.
15. Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр [Электронный ресурс]: утверждено Решением Совета Евразийской экономической комиссии 15 сент. 2017 г. № 65 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - 2017. - Режим доступа:http://www.eaeunion.org....(107)