Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация социокультурной идентичности автохтонного населения (на примере шорцев Осиновского улуса)

Работа №180995

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Первые шаги изменения социокультурной идентичности коренного населения с середины XIX века до 1917 года 16
1.1. Статус алтайского инородца в законодательстве Российской империи 16
1.2. Основные направления и методы социальной политики Российской
империи в отношении коренного населения Осиновского улуса 25
Глава 2 Опыт формирования целостного шорского этноса в 1917 - 1939 гг 39
2.1. Законодательно-правовая база межнациональных отношений в Советской
России и СССР 39
2.2. Методы и практики национальной политики СССР в отношении коренного
населения Горной Шории 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность исследования обусловлена, в основном, кризисом российского общества, находящегося в поиске понимания собственной социокультурной идентичности. Сибирь остаётся неотъемлемой частью России. В настоящее время состояние коренных сибирских народов - один из наиболее важных и дискуссионных вопросов. Российское общество в результате процессов глобализации переживает переходные стадии во многих жизненно важных областях - в социуме, экономике, политике, культуре. Характерными особенностями этой тенденции являются глобальные изменения этнических культур, ведущие их к усреднению, поглощению в мировой культуре.
Среди автохтонного населения Сибири ситуация осложняется дополнительными обстоятельствами. Во-первых, численность представителей малочисленных этносов отчётливо отображает степень утраты этнической культуры, это отразилось, например, на состоянии некоторых из коренных языков, находящихся на границе исчезновения. Во-вторых, трансформация коренных этнических групп обладает своими особенностями, связанными с внешними процессами модернизации, активно влияющими на коренные народы. Вследствие глобальных изменений образ жизни коренных этносов становится связанным с огромными рисками потерь и искажений социокультурной идентичности представителей данных народов. Долгое время тормозом глобализации культурной среды коренных народностей в России выступала дальность территорий компактного проживания этносов от административных центров, сложность внедрения современных технологий, но, в последние годы, это перестаёт быть барьером для серьезных перемен. Тем не менее, стоит говорить о социокультурных переменах в среде самих коренных народов - об их механизмах, типах и специфических последствиях.
С начала ХХ века учёные зафиксировали проблемы социокультурных изменений, носящих разрушительную специфику в отношении границ автохтонного населения Сибири, а именно проблема сохранения национального наследия коренных сибирских народов. Большинство современных исследователей12 замечает неизбежность вытеснений традиционных практик из повседневной жизни индигенных народов, распространен вывод о том, что сохранить их этническое и культурное наследие возможно только в виде исторической консервации в научных исследованиях и музейных экспонатах. Однако многие работы, направленные на основные термины этничности, дискутируют о новом направлении жизнеспособности культурных традиций коренных народов - их участие в программе этнического строительства. И, действительно, сейчас в разных случаях мы наблюдаем действие традиционных практик коренных этносов в направлении социального строительства. До сих пор востребованными остаются исследования имеющегося состояния в результате механизмов социокультурных трансформаций, уже повлиявших на жизнь коренных народов Сибири и прогноз возможного воспроизводства автохтонного населения в связи с действующей внешней и внутренней динамикой.
Исследования данных проблем особенно важно для гуманитарных наук для понимания основных закономерностей социального развития. Данная выпускная работа направлена на анализ социокультурной динамики коренных этносов. Социокультурная трансформация автохтонного населения обладает определенными особенностями в отношении основных закономерностей культурной динамики. Данные особенности заключаются в том, что в большинстве своём изменение в этих этнических группах вызвано доминирующим влиянием других культур. Ситуация с коренными сибирскими народами - яркий пример такого вида межкультурных отношений и даёт возможность проанализировать основные закономерности данных социокультурных трансформаций. Хотя подобный вид отношений возможно рассмотреть как частный случай социокультурной динамики, его распространение в мире так велико, что механизм социокультурных трансформаций у коренных народов в их взаимосвязи с доминирующей
1 Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально - культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - 544 с.
2 Андерсон Д.Дж. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган. - Новосибирск: Изд. СО РАН, 1998. - 248 с.
культурой необходимо отнести к одной из основных закономерностей современной действительности.
Научная проблема - трансформация социокультурной идентичности под влиянием внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие и/или деградацию автохтонного населения. Проблема социокультурной идентичности относится к объекту исследования большинство научных дисциплин: истории, этнологии, социологии, психологии, социально-культурной антропологии и т.д. Однако данные исследования фрагментарны и некоторые из них даже обособлены друг от друга. Для этого требуется их подробная систематизация и синтез этих научных знаний. Поэтому применение междисциплинарности в методологии изучения данного вопроса тоже является актуальной проблемой. Поэтому сейчас в российском обществе сформировалось настоящее противоречие среди комплексных исследований социокультурной идентичности, процесса ее сформирования и влияний на общественную жизнь и недостатком системного научного изучения, имеющего решение данной проблемы, представляющее главную теоретическую и практическую значимость.
Степень изученности. При написании дипломной работы использовались труды как зарубежных, так и отечественных исследователей. Начнём всё по порядку. Отечественная историография из использованных мною исследований разделена на три группы: дореволюционную, советскую и постсоветскую.
К дореволюционной группе следует отнести работы миссионеров- исследователей Алтайской Духовной миссии и видных этнографов Сибирского Областничества. Среди научных трудов миссионеров-исследователей Алтайской Духовной миссии были использованы работы В.И Вербицкого , И.М. Штыгашева , Г. Оттыгашева , М.В. Чевалкова и С.В. Ландышева , в которых подробно рассматриваются этноконфессиональные отношения в Российской империи и статус алтайского инородца в имперском сословном обществе. Были задействованы этнографические исследования крупных представителей-областников: А.В. Адрианова6 7 , Г.Н. Потанина , Н.М. Ядринцева , с помощью которых начинали создаваться дискуссионные кружки для распространений и развитию новых взглядов и научных знаний о будущем Сибири.
Из советской историографии стоит отметить научные исследования Н.П. Дыренковой , которая активно изучала и освещала события в Горной Шории, происходившие за год до образования Горно-Шорского национального района. Классические этнографические труды Л.П. Потапова и А.В. Анохина внесли огромный вклад в изучение культуры и мировоззрения тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья.
К постсоветской историографии следует отнести отдельные научные работы по сепаратизму коренных народов Л.С. Бориной , М.В. Белозёровой и труды по самоидентификации шорского коренного населения В.М. Кимеева , отражающие методы и практики национальной политики СССР в отношении автохтонного населения Горной Шории . Стоит ещё отметить исследования Л.И. Шерстовой , которая, используя междисциплинарный подход на рубеже истории и этнологии, с привлечением научного опыта фольклористики, лингвистики, топонимики, этнопсихологии, исследовала этнические процессы у коренных народов Западного и Центрального Горного Алтая со времени его присоединения к России.
Среди научных работ зарубежных исследователей стоит выделить статью старшего научного сотрудника, лектора Университета Тарту Аймара Венцеля об адаптации хантов к городской культуре г.Сургута. А. Венцель изучал городскую идентичность данного коренного народа с точки зрения юридической антропологии, как группу, у которой есть свои нормы, законы, экономические практики, социальные привычки, которые существенным образом отличаются от правил, диктуемых государством, а также определённые методы контроля для поддержания внутригрупповой солидарности.
Следует ещё отметить работу знаменитого историка и филолога, профессора Кембриджского университета Александра Эткинда , в которой анализируются границы употребления западных терминов ориентализма и колониализма в русской культуре, о сформировании языка самоколонизации у российского научно-исторического сообщества и о литературных способах решить главный вопрос внутренней колонизации, поставленный Отечественной историей.
Особым вдохновением к созданию данной выпускной работы послужила книга профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слёзкина , в которой отображающиеся образы иноземцев, иноверцев, инородцев, нацменов, первобытных коммунистов и последних аборигенов предстают продуктом сложного взаимодействия, не сводимого к клише колониального господства и эксплуатации.
При разработке исследовательской концепции данной выпускной работы были использованы теории структурно-функционального и социопсихологических подходов. Давайте рассмотрим их поподробнее.
В основе теоретических материалов были использованы работы по концепции аномии Э. Дюркгейма , согласно которой аномия как противоположность общественного порядка появляется, когда власть и общество ослабляют собственный контроль над поведением людей. Данные обстоятельства происходят в эпоху индустриальных, экономических и общественно-политических кризисов. Занятый собственными делами, государственный аппарат временно отходит от разрешения существующих социокультурных, морально-нравственных проблем. В этих условиях резко увеличиваются возможности для свободного волеизъявления, многие из которых выходят за грань цивилизованных норм.
По социальной теории Р. Мертона несовпадения между целями и способами их достижения выступают главным основанием для условий аномии. Он разделяет несколько основных видов соотношений между целями и способами в общественной деятельности людей и их групп:
a) приспособление, выбирающее одобряемые обществом цели и легальные способы достижения;
b) инновации, создающие новые способы для достижения одобряемых целей;
c) ритуализм, предполагающий сосредоточенность только на способах при полном отчуждении целей;
d) ретритизм, при котором отрицательное отношение к одобряемым обществом целям и к способам достижения;
e) мятеж, отрицающий общепринятые и традиционные цели и способы достижения и заменяющий их новыми целями и способами.
По своей интегральной теории П. Сорокин выделяет два вида социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход личности из одной общественной позиции к другой, находящейся на этом же уровне. При этом личность не изменяет своего социального статуса. Однако значимый процесс - вертикальная мобильность, являющаяся совокупностью взаимоотношений, способных перевести социальный субъект от одного общественного слоя в другой . Это, к примеру, карьерный рост, существенно улучшающий благосостояние или перевод в наиболее высокий социальный статус и т.д.
Отсюда, делаем вывод, что историография по изучению данного вопроса имеет свои специфические особенности в зависимости от времени, целей и обстоятельств исследования коренных народов Сибири. Дореволюционной историографией ставились ключевые задачи включения инородческого населения в сословную структуру Российской империи. Для этого миссионерами-исследователями и областниками более чётко изучались язык и культура автохтонного населения для нахождения компромиссного пути интеграции аборигенов в сложное российское сообщество, а также определения будущей роли всей Сибири. Советская историография подробно для того времени исследовала малые этнические группы для их эффективного включения в программу нациестроительства СССР. Постсоветская историография в связи с актуальностью вопросов миграции, сепаратизма и социальной идентичности активно исследует данные области научных проблем. Поэтому, в силу постановки историографией различных целей в зависимости от времени и обстоятельств, исследования в области изучения трансформации социокультурной идентичности коренного населения имеют фрагментарную специфику, которая не претендует на цельное восприятие действительности.
Объектом исследования является идентичность коренного населения Осиновского улуса.
Предметом исследования являются особенности и факторы изменения идентичности коренного шорского населения со второй половины XIX - первой трети XX веков.
Цель данного исследования - выявить особенности изменения социокультурной идентичности и факторы, определившие эти изменения. Эта цель может быть достигнута в результате решений следующих задач:
- проанализировать правовой статус шорского населения в законодательной системе Российского государства и СССР.
- выявить особенности социальной политики Российской государства и СССР в отношении шорского коренного населения Осиновского улуса.
- сравнить итоги и последствия данных социальных процессов.
Методами исследования являются:
1. Анализ (изучение и выделение основных характеристик и направлений государственной политики в отношении коренного населения Горной Шории).
2. Метод дедукции (при переходе от рассмотрения общих направлений деятельности государства в обозначенной сфере к реализации национальной политики в данном регионе).
3. Объективность (характеристика национальной политики государства на основе официальных источников, содержащих объективную информацию о государственной активности в обозначенной сфере).
4. Историзм (рассмотрение национальной политики в контексте исторической ситуации и в процессе ее изменения).
5. Хронологический метод (исследование трансформации 
социокультурной идентичности автохтонного населения хронологической последовательности).
Хронологические рамки исследования: 1866—1939 годы. Нижняя граница связана с постройкой Свято-Ильинского храма в Осиновском улусе, которая ясно отражала этно-конфессиональную политику Российского государства в данном регионе страны. Верхняя дата ограничена изданием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1939 года , по которому было окончательно принято решение об упразднении Горно-Шорского национального района. Главной причиной этого события стало экстенсивное индустриально-промышленное освоение Горной Шории, вследствие которого национальная автономия превратилась в крупный индустриальный центр с преобладающим русским населением.
Территориальные рамки исследования - Осиновский улус (нынешний г. Осинники Кемеровской области).
Источниковой базой выпускной работы является вполне обширное собрание опубликованных источников, различных по характеру и классификации. В данном исследовании используются законодательные, делопроизводственные, отчётно-статистические и источники личного происхождения, а также периодическая печать. Охарактеризуем их более подробно.
К законодательным источникам относятся «Устав об управлении инородцев от 22 июля 1822 года» , который является основным нормативно-правовым актом в дореволюционной России по отношению к коренным народам Сибири; а также различные Собрания Узаконений РСФСР и Своды Законов СССР , содержащиеся в хронологическом собрании законов, указов
Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР первого и четвёртого томов и Протокол четвёртого заседания Всероссийского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов, провозгласивший советскую Конституцию 1918 года . Эти источники отражали национальную политику и процесс нацстроительства в СССР.
К делопроизводственной документации относятся отдельные документы о награждении общественных деятелей и посещении высшими духовными лицами различных церквей Томской губернии , а также разнообразные материалы о планировке и состоянии церквей. Данные источники содержат исчерпывающую информацию о церковной архитектуре и людях, входивших в контакт с высшими духовными и государственными лицами Российской империи.
Отчётно-статистические материалы можно разбить на два подзаголовка: дореволюционные и советские статистические документы. К дореволюционным документам относятся ведомости о числе населенных мест, количестве жилых и нежилых зданий, церквей и молитвенных домов Томской губернии ; статистические сведения по различным округам Томской
губернии ; первая всеобщая перепись населения Российской империи ; таблицы, родившихся, умерших и бракосочетавшихся в Томской губернии ; настольные и дорожные книги для русских людей . К советским - различные административно-территориальные справочники и географические словари .
К периодической печати относятся материалы газет «Томские Епархиальные Ведомости» , которые актуально для того времени отражают этноконфессиональную политику Российского государства.
Среди источников личного происхождения стоит отметить воспоминания миссионеров-исследователей и миссионеров-инородцев Алтайской Духовной миссии, сделавших первый шаг к изучению и познанию языка и культуры алтайского автохтонного населения Сибири, а также личные письма областников и полевые дневники советских этнографов, дающих более точную эмоционально-психологическую картину происходящих событий того времени. К этому разделу источников стоит отнести воспоминания представителей шорской национальной интеллигенции в СССР, которые отчётливо передают национальные настроения коренного населения в послереволюционные годы.
Автором данной выпускной работы активно привлекались материалы Государственного архива Томской области (далее - ГАТО) в фондах Томской Духовной консистории (далее - ТДК: Ф.170. - Оп.2. - Д.428; Ф.170. - Оп.2. - Д.447; Ф.170. - Оп.2. - Д.499) и Томского губернского статистического комитета (Ф.234. - Оп.1. - Д.5; Ф.234. - Оп.1. - Д.23; Ф.234. - Оп.1. - Д.86; Ф.234. - Оп.1. - Д.90; Ф.234. - Оп.1. - Д.97 и т.д.). Это, в основном, делопроизводственные и статистические материалы.
Структура работы. Данная выпускная работа состоит из нескольких частей: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассмотрены первые шаги изменения социокультурной идентичности коренного населения в результате действия социальной политики Российской государства по отношению к алтайским инородцам с середины XIX века до 1917 года на примере Осиновского улуса (сейчас - г.Осинники Кемеровской области).
Вторая глава раскрывает опыт создания и формирования целостного шорского этноса в 1917 - 1939 годов в процессе реализации и сворачивания программы нациестроительства в СССР в Горной Шории.
В заключении подведены итоги о том, что в результате макросоциологического и микросоциологического анализа выявлены значение и влияние внешнего фактора социальной идентификации - государственной политики, а также были исследованы внутренние механизмы данных процессов: специфика и динамика формирования идентичности коренного населения, роль факторов личного характера, многообразие индивидуальных видов социокультурной идентичности. Однако, несмотря на многообразие подходов по исследованию идентичности, предварительный анализ научных трудов показывает сохранность фрагментарного характера, не претендующего на неразрывное во всех смыслах отражение феномена социокультурной идентичности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы проанализировали правовой статус коренного шорского населения в законодательстве Российской империи и СССР и выявили специфические особенности каждого из этих законодательств.
Например, в «Уставе ...» «алтайским инородцам» предоставлялся особый правовой статус, что выделяло их, с одной стороны, от остального сословно¬корпоративного общества Российского государства. Однако данный нормативно-законодательный акт, основываясь на общеимперском праве подданства, имел юридические механизмы к интеграции «алтайских инородцев» в любое сословие российского общества. Позднее, некоторые положения «Устава» послужили отправной точкой к началу унификации коренного населения Сибири в сложное российское общество и разложения родовых отношений среди «сибирских «инородцев» в результате их перехода в определённое сословие и постепенную утрату инородческого статуса.
На основе Собраний Узаконений РСФСР, как мы объясняли выше, произошло законодательное и административное закрепление за шорцами этнической местности, что являлось важной причиной возникновения единого этноса. Однако шорцы были «искусственно» отделены от других тяготевших к ним этнических групп. В результате этого были воспроизведены механизмы этнической консолидации и синтеза различных мелких родов (сеоков) в шорскую народность с новым качеством. Началось формирование национальной интеллигенции с советской направленностью. В дальнейшем, именно эта национальная интеллигенция послужила транслятором советской политики на местах национальных регионов, и через неё советская власть вскоре обеспечила себе поддержку.
В ходе исследования мы выявили особенности национальной и социальной политики Российской империи и СССР в отношении коренного населения Осиновского улуса.
В результате социальной политики Российской империи в Осиновском улусе шла активная волна христианизации в связи с постройкой церкви, был открыт доступ «инородцам» в духовно-образовательные учреждения и к занятию предпринимательской деятельностью. В результате изменения в укладе жизни и быта, особенно под влиянием развивающейся горнодобывающей промышленности и административной реформы 1911 - 1913 годов, когда все инородческие управы превратились в обычные административные волости; всё это привело не к внутренней консолидации, как предполагалось, а, скорее, к миграционным процессам в пределах новых территориальных преобразований, разрушению внутриродовых и локальных связей, потере местной этнической специфики и к постепенной ассимиляции и унификации среди увеличивающегося русского населения в результате переселенческой политики Российской империи. Позднее, управленческий орган паштыков был ликвидирован, а с ним, как следствие, и старый вид сбора налогов, местное самоуправление и традиционная судебная система. Став оседлыми крестьянами, семьи кузнецких инородцев Осиновского улуса были административно прикреплены по месту проживания, что улучшило фискальную и налоговую систему государства. Поэтому отсутствие препятствия к проникновению капиталистических отношений у коренного населения Кузнецкой тайги ускорило процесс расслоения коренного шорского населения на бедных промысловиков, охотников и зажиточных, богатых торговцев - танышей, баев. С тех пор началось проявление межэтнической нестабильности, особенно в населенных пунктах с преобладанием пришлого русского населения, уход предприимчивых и целеустремлённых членов родовой общины с традиционных мест обитания для поиска лучшей жизни и применения своих навыков. Здесь мы видим унификационный и интеграционный подход в трансформации социокультурной идентичности.
В результате национальной политики СССР произошло создание Горно-Шорского национального района, ставший некой разработкой на практике принципов государственной политики по отношению к коренным малочисленным народам. Такое национально-государственное строительство стало административным выделением этносов в границах территориальных образований. Со временем, эти границы стали рассматриваться как этнические. В отличие от предыдущего этапа трансформации мы здесь видим административно-территориальный подход к данной проблеме.



1. Ведомости о числе населенных мест, количестве жилых и нежилых зданий, церквей и молитвенных домов по Бийскому, Каинскому, Мариинскому и другим округам Томской губернии за 1859 год. ГАТО. - Ф.234. - Оп.1. - Д.5.
2. Статистические сведения по Бийскому, Каинскому, Кузнецкому и Мариинскому округам за 1866 год. Государственный архив Томской области. ГАТО. - Ф.234. - Оп.1. - Д.23.
3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Издан Центральным Статистическим комитетом Министерства внутренних дел; Под редакцией Н.А. Тройницкого. - [СПб.], 1897. [Электронный ресурс]. -URL : http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12632 (дата обращения: 19.04.2017).
4. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Издан Центральным Статистическим комитетом Министерства внутренних дел; Под редакцией Н.А. Тройницкого. - [Выпуск 6]: Наличное население обоего пола по уездам и городам, с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий. - 1905. - 60 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15160-vyp-6-nalichnoe-naselenie- oboego-pola-po-uezdam-i-gorodam-s-ukazaniem-preobladayuschih- veroispovedaniy-i-glavneyshih-sosloviy-1905#page/1/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения: 19.04.2017).
5. Административно-территориальный состав СССР на 1 июля 1925 года и 1 июля 1926 года в сопоставлении с довоенным делением России: Опыт установления связи между административно-территориальным составом довоенной России и современным составом СССР: В 2-х частях / 
СССР. - М. , 1926. - XXXII, 231 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.rU/ru/nodes/8499#page/237/mode/inspect/zoom/7 (дата
обращения: 19.04.2017).
6. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес- календарь Российской империи. - СПб.: А.С. Суворин, - В отдельных издательских подзаголовках: Адрес-календарь Российской империи. - Т. 1. - 1899. - VIII, 322 с., 2854 стб. разд. паг.: ил. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/24062- 1899-god-t-1-1899 (дата обращения: 19.04.2017).
7. Таблицы, родившихся, умерших и бракосочетавшихся по уездным городам и сведения о движении народонаселении в Томской губернии ГАТО. - Ф.234. - Оп.1. - Д.53.
8. Таблицы, родившихся, умерших и бракосочетавшихся по Барнаульскому, Бийскому, Каинскому и другим уездам за 1882 год. ГАТО. - Ф.234. - Оп.1. - Д.86.
9. Таблицы, родившихся, умерших и бракосочетавшихся по Томской губернии за 1883 год. ГАТО. - Ф.234. - Оп.1. - Д.90.
10. Таблицы о числе церквей, молитвенных домов и количестве лиц духовного звания по Барнаульскому, Бийскому, Каинскому и Кузнецкому округам за 1885 год. ГАТО. - Ф.234. - Оп.1. - Д.97.
11. Таблицы, родившихся, умерших и бракосочетавшихся по Кузнецкому уезду за 1885 год. ГАТО. - Ф.234.- Оп.1. - Д.101.
12. Западная Сибирь: [Тобольская и Томская губернии] / Составитель И.П. Толмачев, Г.М. Красных, А.Н. Седельников [и другие]. - 1907. - VIII, 591 с. : ил.; 6 л. ил., карт.Россия. //Полное географическое описание нашего отечества : Настольная и дорожная книга для русских людей: [В 19-ти т.] / Под редакцией В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова, вице-председателем Русского Географического Общества и профессора В.И. Ламанского, председателя Отделения этнографии Русского Географического Общества; Предисловие
Вениамин Семенов. - СПб: А.Ф. Девриен, - под редакцией В.П. Семенова- Тян-Шанского и под общим руководством П.П. Семенова Тян-Шанского и
B. И. Ламанского. - Т. 16: [Электронный ресурс]. - URL:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/168-t-16-zapadnava-sibir-tobolskava-i-tomskava- gub- 1907#page/13/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения: 19.04.2017).
13. Свет Азии. Распространение Христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. - Составитель Т.А. Догуревич. - Спб. 1897. [Электронный ресурс]. - URL: http://beta.prlib.ru/en/node/443258 (дата обращения: 19.04.2017).
14. Списки населенных мест Российской империи, составленные
и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб.: издан Центральным Статистическим комитетом Министерства Внутренних Дел. - Вып. [60]: Томская губерния : ... по сведениям 1859 года / обработано редактором В. Зверинским ; составитель и издатель Центральный Статистический комитет Министерства Внутренних Дел. - 1868. - CXXIV, 148 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17509#page/1/mode/inspect/zoom/8 (дата
обращения: 19.04.2017).
15. Горно-Шорский район // Сибирская советская энциклопедия.
- Т. III. - Новосибирск, 1931. - С. 61... 18


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ