Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДТЕКСТЫ И ПОЭТИКА КОММУНИКАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ХАРМСА

Работа №18099

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
611
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 9
1.1. Проблема понимания и проблема интерпретации художественного текста 9
1.2. Проблема коммуникации в современном литературоведении 16
1.3. Феномен абсурда и литература абсурда как объект осмысления в литературе и философии 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. Стратегии смысло(пре)образования в поэтике Д. Хармса 27
2.1. Эстетика и поэтика Д. Хармса: основные черты творчества и особенности коммуникации 27
2.2. «Измерение вещей» как попытка «систематизировать» знания о ми¬ре 32
2.2.1. Об отношениях между людьми 33
2.2.2. Размышления о мироустройстве 35
2.2.3. Математические размышления 38
2.3. «Елизавета Вам»: модель диалога, обреченного на коммуникативное самоубийство и историко-политический контекст 43
2.4. «Однажды я пришел в Еосиздат»: реальная жизнь, превращенная в абсурд 46
2.5. «Еолубая тетрадь»: детали жизни автора как часть художественной
действительности 49
2.5.1. «Околослучаи» 50
2.5.2. Личное 51
2.6. Жанр «не-случаев»: коммуникативная составляющая и элементы авто¬биографии в рассказе «Утро» и повести «Старуха» 54
2.7. Типология сюжетов в сборнике «Случаи»: основные мотивы и особенности внутритекстовой коммуникации 59
2.7.1. Еолубая тетрадь №10 60
2.7.2. «Исторические» миниатюры 62
2.7.3. «Детские» миниатюры 64
2.7.4. «Онейрические» миниатюры» 66
2.7.5. Миниатюры насилия 69
2.7.6. Миниатюры смерти 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80


В начале XX века в мировой литературе возникло новое направление литературы абсурда. По мнению В.В. Шильке, «творчество писателей- абсурдистов стало своеобразным художественным документом, со всей пол¬нотой и достоверностью запечатлевшим духовный кризис человечества в определенное историческое время, выраженный в осознании утраты цельности мира и бессмысленности существования в нем» [Шильке]. Абсурд означал разлад между человеком и внешним миром, разрыв связей между сущностью и существованием. «Согласно сознанию такого типа, адекватная коммуникация с «другими» невозможна: взгляд иных невыносим, эти “другие” суть посюсторонний ад» [Шильке]. Об этом же говорит В.И. Тюпа, в своей монографии «Постсимволизм»: ученый выделяет определенный тип уединенного сознания, для которого характерна коммуникация «внутрь себя». Писатель- авангардист освобожден от груза авторитарности и кругозоры его и читателя «принципиально несовместимы» [Тюпа, 1998]. Авторы, относящиеся к дан-ному направлению, в своих произведениях создают «мир абсурда», т.е. «реальное отражение» существующего порядка.
Как отмечает Х.Р. Яусс, если читатель хочет вступить в диалог с литературной традицией, то он должен войти в игру как интерпретатор. «Познание и признание диалогичности литературной коммуникации во многих отношениях наталкивает на проблему временной дистанции: между прошлым текста и настоящим реципиента, между различными культурами» [Яусс, 1994: 97]. Для того, чтобы понять литературу абсурда, необходимо рассматривать ее, не отрывая от того исторического контекста, в котором она развивалась.
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что работа выполнена в рамках ключевых направлений современного хармсоведения. К ним следует отнести изучение произведений писателя в широком историческом и биографическом контекстах, исследование нарративных особенностей его прозы, а также осмысление природы характерного для ряда текстов Хармса автометатекстового образа homo scribens. Кроме того, исследование актуально в силу того, что в центре работы находится востребованная в современной филологии проблема коммуникации в художественном тексте
Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка рассматривать творчество Д. Хармса в аспекте художественной коммуникации как на внутритекстовом уровне, так и на уровне взаимодействия писателя и читателя. Кроме того, новаторство работы состоит в том, что обнаружен целый ряд исторических и биографических подтекстов в прозе и драматургии Хармса.
К творчеству Д. Хармса обращались М. Липовецкий в статье «Аллегория письма: «Случаи» Д.И. Хармса (1933-1939)» [Липовецкий, 2003], В. Гло- цер в статях «Об одной букве у Даниила Хармса» и биографической работе «Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс» [Глоцер, 1993; 2005], Д.В.Токарев в монографии «Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета» [Токарев, 1998]. Ж.-Ф.Жаккар в работе «Даниил Хармс и конец русского авангарда» поставил цель «выявить эволюцию творчества в процессе анализа текстов и изучения интеллектуального и артистического окружения поэта» [Жаккар, 1995], для чего было необходимо восстановить пятнадцать лет творческой жизни поэта, что было сделано с помощью детального изучения его как опубликованных, так и неизданных записей. М.Б. Ямпольский, автор книги «Беспамятство как исток» (Читая Хармса) [Ямпольский, 1998] исследовал творчество Хармса с точки зрения философии М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна и пришел к выводу, что Хармс «играл в Бога наоборот» [Ямпольский, 1998: 314] переворачивая и разрушая творческий процесс. В 2005 году к столетию Д. Хармса под редакцией А.А. Кобринского был издан сборник «Столетие Даниила Хармса» [Кобринский, 2005], а в 2008 году он стал автором монографии «Даниил Хармс», которая вышла в рамках серии «Жизнь замечательных людей» [Комбринский, 2008].
Увлечение Хармса «деформацией и символической трансформацией слов, звукописью, анаграмматической тайнописью», которые скрывали интимные или сакральные, или профанно-смеховые, политические подтексты, отмечали М.Б. Ямпольский, в книге «Беспамятство как исток», А.Т. Никита-ев, который в статье «Тайнопись Даниила Хармса. Опыт дешифровки» [Никитаев, 2006], восстановил тайнописный алфавит, придуманный Хармсом и предложил точную дешифровку текстов, И.Н. Шатова, в статье «Криптогра¬фический карнавал русской литературы 1900-1930-х годов» [Шатова, 2011].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как правило творчество поэта рассматривалось в рамках поэтики авангарда, эстетики и философии «чинарей» и «ОБЭРИУ». Мы же предприняли
попытку выявить как можно больше историко-биографических подтекстов и исследовать проблему коммуникации в прозе и драматургии писателя. Эпоха 30-х и 40-х СССР представляет собой уникальное явление в мировой истории: обесценивание человеческой личности, превращение его в безликий и безвольный механизм, задача которого работать на благо государства. Повсеместные доносы, аресты и расстрелы. Тотальная слежка за каждым сказанным словом и как итог, миллионы разбитых судеб - вот та реальность, в которой пришлось жить и творить Д. Хармсу. Вся творческая жизнь писателя проходила под эгидой страха и безысходности, о чем свидетельствуют многочисленные дневниковые записи. Естественно, что несмотря на абсурдное содержание произведений, некоторые исторические события нашли отражение в его рассказах. Герои его произведений подвергаются арестам по надуманным причинам (пьеса «Елизавета Вам», рассказ «Помеха»), простаивают огромные очереди за колбасой, хлебом и газетами (повесть «Старуха», рас¬сказ «Потеря»), голодают (рассказ №11 из сборника «Голубая тетрадь»). Персонажи, относящиеся к интеллигенции, терпят гонения со стороны общества и даже становятся жертвами карательной психиатрии, которая только начинала набирать силу - рассказы «Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней неподготовленного» и «Судьба жены про-фессора» написаны в период громкого уголовного процесса - дела «Славистов».
Отдельный интерес представляет то, как люди в произведениях Хармса взаимодействуют друг с другом. Единственным способом коммуникации является насилие - персонажи дерутся, провоцируют, убивают, но в большинстве рассказов не разговаривают. В других же текстах словесное общение лишь повод начать конфликт. Исключением, пожалуй, является повесть «Старуха» - ее главный герой даже имеет друга.
Помимо исторических отсылок в тексте много биографических элементов. Так, один из сборников («Однажды я пришел в Госиздат») полностью состоит из историй о друзьях и близких самого Хармса. Карикатурные герои носят имена приближенного круга писателя и ведут абсурдные разговоры в абсурдных ситуациях. Другой сборник - «Голубая тетрадь» - в большинстве своем содержит информацию личного характера: значительная часть текстов является заметками о важных событиях, о том, что происходит с его близки¬ми, о переживаниях самого Хармса, изредка в нем встречаются художественные тексты. Детали биографии находят себя и в текстах, написанных в жанре «не-случаев». Герои рассказа «Утро» и повести «Старуха» во многом автобиографичны: их терзают те же сомнения, что терзали Хармса, они, как и писатель, испытывают проблемы со сном и страдают из-за невозможности «творить».
Некоторые произведения сборника «Случаи» подтвердили всеобщее мнение, что Д. Хармс не любил детей: мотив насилия над детьми является одним из самых распространенных в этом цикле. Помимо этого, в сборнике нашло отражение презрительное отношение поэта к «помпезным» празднованиям различных юбилеев и тем людям, которые преклоняются перед авторитетами.



1. Александров А. ОБЭРИУ. Предварительные заметки.
Cekoslovenski rusistika, 1998. № 5. С. 296 - 303.
2. Барт Р. Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.
М.: Прогресс, 1989. 387 с.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 2002. 167 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
5. Белл Р. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М.: Меж-дународные отношения, 1980. 320 с.
6. Бобринская Е.А. Русский авангард как историко-культурный фе¬номен. // Авангард в культуре XX века (1900-1930): Теория. История. Поэти¬ка. Кн.2. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 5 - 65.
7. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь- тезаурус. М.: Флинта, 2009. 384 с.
8. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. М.: Высш.шк., 2002. 511 с.
9. Буренина О.Д. Абсурд и вокруг. М.: Языки славянской культуры,
2004. 448 с.
10. Власенко А.Ю. Интерпретация смысла текста как гносеологиче-ская проблема: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Краснодар, 1999. 139 с.
11. Высоцкая О.Е. Смех как условие смысловой коммуникации (ана¬лиз феномена на примере творчества Хармса) // ДОКСА. 2004. Вии. 5: Логос i праксис CMixy. С. 98-106.
12. Еадамер Е.Е. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 375 с.
13. Еерасимова А.Е. Проблема смешного в творчестве обэриутов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Москва, 1988. 259 с.
14. Е ерасимова А.Е. Даниил Хармс как сочинитель (проблема чуда) // Новое литературное обозрение. 1995. № 16. С. 129-139.
15. Ееркар А. К вопросу о значении чисел у Хармса [Электронный
ресурс] URL: http: //www.umka.ru/liter/921229.html (дата обращения:
21.12.2016) .
16. Еладких Н.В. Эстетика и поэтика прозы Д.И. Хармса: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Томск. 204 с.
17. Елоцер В. Об одной букве у Даниила Хармса // Русская литерату¬ра. 1993. № 1. С. 240 - 241.
18. Елоцер В. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М.: ИМА- пресс, 2005. 232 с.
19. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002. 267 с.
20. Гончаров В., Нехотин В. Просим освободить из тюремного за-ключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель,
1998. 208 с.
21. Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2002. 1376 с.
22. Дашевская О.А. Драматургия 1920-1950-х годов: проблемы типо¬логии и поэтики. Учебное пособие. Томск, 2010. 130 с.
23. Добренко Е.А. Политэкономия соцреализма. М.: НЛО, 2007. 585 с.
24. Дьяченко Г.М. Полный церковно-славянский словарь. М.: Изда¬тельский отдел Московского Патриархата, 1993. 1158 с.
25. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. 471 с.
26. Захаров Е.В. Малая проза Даниила Хармса: авторские стратегии и параметры изображенного мира: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Екате¬ринбург. 204 с.
27. Злобина А. Случай Хармса, или Оптический обман [Электронный ресурс] // Новый мир. 1999. № 2. URL:
http://www.russofile.ru/articles/article 132.php (дата обращения: 13.05.2014).
28. Зырянова О.Н. Мертвое тело как функция абсурдного нарратива в повести Д. Хармса «Старуха» // Вестник Томского государственного универ¬ситета. 2008. № 311. С. 12-15.
29. Иванов Л.Ю. Коммуникативная неудача // Культура русской ре¬чи: энциклопедический словарь-справочник / ред. Л.Ю. Иванов, А.П. Сково¬родников, Е.И. Ширяев. М.: Наука, 2003. С. 251-252.
30. Кабанова Л.И. Проблема коммуникации в русском авангарде: структурно-семиотический метод исследования // Исторические, философ-ские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведе-ние. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной жур¬
нал. 2011. № 6. С. 89-91.
31. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. М.: УРАО, 2000. 204 с.
32. Кобринский А.А. «Столетие Даниила Хармса». Материалы меж¬дународной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Даниила Хармса. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. 256 с.
33. Кобринский А.А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. 501 с.
34. Кувшинов Ф.В., Остроумова Е.Н. «Сон и явь как ТО и ЭТО у Д.И. Хармса» [Электронный ресурс] // Доклад, прочитанный 6/VII/03 на Между¬народной научной конференции «Пушкин и сны. Сны в фольклоре, искусстве и жизни человека». 2003. URL: http: //www. d-harms. ru/library/son-i-yav-kak-to- i-eto-u-harmsa.html (дата обращения 19.05.2016).
35. Кувшинов Ф.В. Художественный мир Д.И. Хармса: структурооб¬разующие элементы логики и основные мотивы: дис. ... канд. филол. наук.:
10.01.1. Липецк, 2004. 167 с.
36. Кувшинов Ф.В. Оккультизм в творчестве Д.И. Хармса // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 14-18.
37. Кувшинов Ф.В. Из заметок о Д.И.Хармсе (Хармс и Гоголь) // Си¬бирский филологический журнал. 2015. № 2. С. 224-231.
38. Кукулин И.В. Эволюция взаимодействия автора и текста в твор¬честве Д.И. Хармса: дис. ... канд.филол. наук: 10.01.08. Москва, 1997. 221 с.
39. Курганов Е. О необходимости страха // Семиотика страха: сбор¬ник статей. / сост. Нора Брукс и Франсис Конт. М.: Русский институт, «Евро¬па», 2005. 456 с.
40. Лекманов О.А. Об одном источнике «Анекдотов из жизни Пуш¬
кина» Даниила Хармса [Электронный ресурс] // Пушкинские чтения в Тарту
2. Тарту, 2000. С. 244-247. URL:
http://www.ruthenia.rU/document/383071.html#p (дата обращения: 19.05.2016).
41. Липовецкий М.Н. Паралогии: трансформации
(пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 852 с.
42. Липовецкий М.Н. Аллегория письма: «Случаи» Д.И. Хармса (1933-1939) [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2003. №
63. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/63/lipov.html (дата обращения:
19.05.2016) .
43. Лопханова Н.И. Проблема понимания и интерпретации в герме¬невтике Г.Г. Гадамера и культурно-исторической теории языка Л. С. Выгот¬ского: дис. ... филос. наук: 09.00.01. Москва, 2003. 125 с.
44. Малыгина И.Ю. Художественная репрезентация абсурда в поэзии Д.Хармса: антропологический аспект: дис. ... канд.филол. наук: 10.01.01. Ставрополь, 2008. 189 с.
45. Михайлов А.В. «Западно-восточный диван» Гёте: смысл и форма. М., 1988. 896 с.
46. Михеева А.Н. Когда по сцене ходят носороги. Театр абсурда Эжена Ионеско. М., 1967. 176 с.
47. Мифы народов мира: Энциклопедия. / Под ред. С.А. Токарева. М., 2008. 1147 с.
48. Молок Ю.А. Пушкин в 1937 году [Электронный ресурс] // М.: Новое литературное обозрение, 2000. URL: http://lib.rus.ec/b/433388/read (да¬та обращения: 19.05.2016).
49. Никитаев А. Тайнопись Даниила Хармса. Опыт дешифровки // Рисунки Хармса. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. С. 237 - 248.
50. Обухов Е., Горбушкин С. О композиции «Случаев» Даниила Хармса [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2013. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2013/1/g26.html (дата обращения: 19.05.2016).
51. Огурцов А.П. Абсурд // Новая философская энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 21-24.
52. Остроумова Е.Н., Кувшинов Ф.В. Псевдонимы Д.И. Хармса // «Странная» поэзия и «странная» проза. М.: Новейшие исследования русской культуры. Выпуск третий, 2003. 368 с.
53. Паперно И. Пушкин в жизни человека серебряного века // Cultural Mythologies of Russian Modernism: From the Golden Age to the Silver Age. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1992. P. 36-51.
54. Печерская Т.И. Литературные старухи Д. Хармса. Повесть «Ста¬руха» // Дискурс. 1996. №3-4. С. 65-71.
55. Прокопенко А.С. Безумная психиатрия. Совершенно секретно.
1997. 176 с.
56. Рог Е.Ю. Проблема игры в жизни и творчестве Д. Хармса // Studia culturae. Выпуск 12. Альманах кафедры культурологии и Центра изу¬чения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государст¬венного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,
2011. 240 с.
57. Русский авангард. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.grandars.ru/college/sociologiva/russkiv-avangard.html (дата обраще¬ния: 14.12.2016).
58. Саблина Е.Е. Поэтика Д.Хармса: дне. ... канд. филол. наук:
10.02.1. М., 2009. 172 с.
59. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы: Жазушы, 2013. 520 с.
60. Сажин В.Н. Приближение к Хармсу // Хармс Д. Цирк Шардам: собрание художественных произведений. СПб., 1999. С. 5-10.
61. Хармс Д.И. Полное собрание сочинений: в 4 т. СПб., 1997. Т. 2.
411 с.
62. Сажин В.Н. Литературные и фольклорные традиции в творчестве Д.И. Хармса // Литературный процесс в развитии русской культуры XVIII- XX веков. Таллинн, 1985. С. 57-61.
63. Солдаткин А. Затерянный голод 1937-го // Родина. 2008. № 6. URL: http://zubova-poliana.narod.ru/history-agriculture993.htm (дата обращения: 19.05.16).
64. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 397 с.
65. Терещенко Ю.Я. История России XX - начала XXI вв. М.: ACT,
2010. 576 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ