Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения (Казанский Инновационный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 9 детей в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
I. Теоретические основы проблемы сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения 5
1.1. Проблема сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения 8
1.3 Специфика работы по сенсорному воспитанию как средству социальной адаптации детей с нарушениями зрения 12
II. Экспериментальное исследование эффективности сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Программа сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения 34
2.3. Обобщение (интерпретация) полученных результатов 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Выборка: 9 детей в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
I. Теоретические основы проблемы сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения 5
1.1. Проблема сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения 8
1.3 Специфика работы по сенсорному воспитанию как средству социальной адаптации детей с нарушениями зрения 12
II. Экспериментальное исследование эффективности сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Программа сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения 34
2.3. Обобщение (интерпретация) полученных результатов 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Сенсорное воспитание представляет собой важный аспект педагогической практики, направленный на развитие восприятия и сенсорных навыков у детей, особенно у тех, кто сталкивается с особыми образовательными потребностями. В условиях современного общества, где визуальная информация играет ключевую роль в повседневной жизни, дети с нарушениями зрения сталкиваются с множеством трудностей, которые могут затруднить их социальную адаптацию.
Актуальность темы сенсорного воспитания для детей с нарушениями зрения обусловлена необходимостью создания условий, способствующих их интеграции в общество. Эффективные методы сенсорного воспитания могут помочь таким детям развить не только базовые навыки восприятия, но и уверенность в себе, что является важным фактором для успешной социализации.
В данной работе будет рассмотрено, как сенсорное воспитание может служить средством социальной адаптации детей с нарушениями зрения, а также проанализированы методы и подходы, которые способствуют развитию их сенсорных навыков. Исследование направлено на выявление наиболее эффективных практик, которые могут быть внедрены в образовательный процесс, а также на определение роли родителей и педагогов в этом процессе.
Проблему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста рассматривали такие психологи и педагоги, как М. Монтессори, Ю.И. Фаусек, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец и др. Они отмечали, что большое значение в сенсорном воспитании детей имеет усвоение ими правильных представлений о сенсорных эталонах.
Цель курсовой работы заключается в исследовании возможностей сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
Задачи работы:
- рассмотреть проблему сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения в психолого-педагогической литературе,
- выявить особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения,
- охарактеризовать специфику работы по сенсорному воспитанию как средству социальной адаптации детей с нарушениями зрения,
- раскрыть организацию и методики исследования,
- представить программу сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения,
- обобщить полученные результаты.
Объект исследования: педагогический процесс сенсорного развития.
Предмет исследования: формирование системы сенсорных эталонов.
Гипотеза. Правильно организованное сенсорное воспитание ребенка с нарушением зрения поможет ему быстрее и эффективнее адаптироваться к социальной действительности, а также улучшить обучение чтению и письму.
Научная новизна данного исследования заключается в изучении формирования системы сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Теоретическое значение полученных данных состоит в расширении имеющихся представлений о формировании системы сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования будут полезны в работе педагогов, психологов, классных руководителей.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Актуальность темы сенсорного воспитания для детей с нарушениями зрения обусловлена необходимостью создания условий, способствующих их интеграции в общество. Эффективные методы сенсорного воспитания могут помочь таким детям развить не только базовые навыки восприятия, но и уверенность в себе, что является важным фактором для успешной социализации.
В данной работе будет рассмотрено, как сенсорное воспитание может служить средством социальной адаптации детей с нарушениями зрения, а также проанализированы методы и подходы, которые способствуют развитию их сенсорных навыков. Исследование направлено на выявление наиболее эффективных практик, которые могут быть внедрены в образовательный процесс, а также на определение роли родителей и педагогов в этом процессе.
Проблему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста рассматривали такие психологи и педагоги, как М. Монтессори, Ю.И. Фаусек, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец и др. Они отмечали, что большое значение в сенсорном воспитании детей имеет усвоение ими правильных представлений о сенсорных эталонах.
Цель курсовой работы заключается в исследовании возможностей сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
Задачи работы:
- рассмотреть проблему сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения в психолого-педагогической литературе,
- выявить особенности социальной адаптации детей с нарушениями зрения,
- охарактеризовать специфику работы по сенсорному воспитанию как средству социальной адаптации детей с нарушениями зрения,
- раскрыть организацию и методики исследования,
- представить программу сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с нарушениями зрения,
- обобщить полученные результаты.
Объект исследования: педагогический процесс сенсорного развития.
Предмет исследования: формирование системы сенсорных эталонов.
Гипотеза. Правильно организованное сенсорное воспитание ребенка с нарушением зрения поможет ему быстрее и эффективнее адаптироваться к социальной действительности, а также улучшить обучение чтению и письму.
Научная новизна данного исследования заключается в изучении формирования системы сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Теоретическое значение полученных данных состоит в расширении имеющихся представлений о формировании системы сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования будут полезны в работе педагогов, психологов, классных руководителей.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Задачи, поставленные в начале работы были практически решены полностью. Была рассмотрена и изучена педагогическая и психологическая литература по сенсорному восприятию детей с нарушениями зрения, изучены точки зрения разных специалистов: врачей педиатров, офтальмологов, тифлопедагогов, психиатров по воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения.
Предположение, что правильно организованное сенсорное воспитание детей с нарушениями зрения поможет им эффективно адаптироваться к социальной действительности полностью подтвердилось, т. к. дети с нарушениями зрения должны достаточно точно и конкретно представлять свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а затем и возможности сохранных анализаторов, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей действительности.
Исходя, из результатов работы можно сделать следующий вывод: восприятие цвета в разных ситуациях у детей с нарушением зрения во многом зависит от проведения коррекционно-развивающей работы, которая направлена на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков зрительного восприятия.
После проведенной коррекционной работы у учеников с нарушениями зрения улучшилось сформированность пространственных представлений.
Таким образом после проведения всех этапов эксперимента можно заключить, что у ребят с легкими нарушениями зрения был прогресс в назывании таких цветов, как коричневый, фиолетовый, оранжевый. У ребят с умеренным нарушениями зрения появился интерес к цветам, они дольше задерживают свое внимание на определенном задании, пытаются понять, что от них хотят и иногда смотрят в глаза после того, как что-то сделали с дидактическим материалом.
Итог нашего исследования заключается в том, что даже дети с низким уровнем цветовосприятия проявляли эмоциональную вовлеченность, манипулировали полифункциональным дидактическим пособием, распределяли больше внимания на игровые задания и их совместное выполнение со взрослым. А дети со средним и высоким уровнем добились лучшего запоминания сложных цветов и их называния, а также быстрого переключения внимания с одного задания на другое.
Полученные результаты могут использовать в своей работе учителя, воспитатели коррекционных групп, тифлопедагоги, психологи дошкольных и школьных учреждений.
Предположение, что правильно организованное сенсорное воспитание детей с нарушениями зрения поможет им эффективно адаптироваться к социальной действительности полностью подтвердилось, т. к. дети с нарушениями зрения должны достаточно точно и конкретно представлять свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а затем и возможности сохранных анализаторов, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей действительности.
Исходя, из результатов работы можно сделать следующий вывод: восприятие цвета в разных ситуациях у детей с нарушением зрения во многом зависит от проведения коррекционно-развивающей работы, которая направлена на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков зрительного восприятия.
После проведенной коррекционной работы у учеников с нарушениями зрения улучшилось сформированность пространственных представлений.
Таким образом после проведения всех этапов эксперимента можно заключить, что у ребят с легкими нарушениями зрения был прогресс в назывании таких цветов, как коричневый, фиолетовый, оранжевый. У ребят с умеренным нарушениями зрения появился интерес к цветам, они дольше задерживают свое внимание на определенном задании, пытаются понять, что от них хотят и иногда смотрят в глаза после того, как что-то сделали с дидактическим материалом.
Итог нашего исследования заключается в том, что даже дети с низким уровнем цветовосприятия проявляли эмоциональную вовлеченность, манипулировали полифункциональным дидактическим пособием, распределяли больше внимания на игровые задания и их совместное выполнение со взрослым. А дети со средним и высоким уровнем добились лучшего запоминания сложных цветов и их называния, а также быстрого переключения внимания с одного задания на другое.
Полученные результаты могут использовать в своей работе учителя, воспитатели коррекционных групп, тифлопедагоги, психологи дошкольных и школьных учреждений.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021



