Введение 4
Глава 1. Влияние этнических групп на внешнюю политику США: кубинская диаспора ... 12
Глава 1.1. Формирование кубинского лобби: Кубино-американский национальный фонд 12
Глава 1.2. Социальные и экономические характеристики новых поколений кубинских мигрантов (1980-2000е) 26
Глава 2. Другие факторы способствующие нормализации кубино-американских отношений 34
Глава 2.1. Бизнес и сельскохозяйственные лобби 34
Глава 2. 2. Политика равного партнерства с Латинской Америкой Барака Обамы 37
Глава 2.3. Экономические аспекты нормализации при Бараке Обаме и реформы Рауля
Кастро 2011 года 43
Глава 3. Кубинский вектор политики Барака Обамы 53
Заключение 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
В декабре 2014 года президент Барак Обама объявил о начале нового этапа кубино - американских отношений - нормализации. После пятидесяти лет дипломатической изоляции и экономических санкций при десяти разных президентах Барак Обама объявил о восстановлении дипломатических отношений между США и Кубой. Но в силу специфики демократического строя и, прежде всего, из-за наличия системы сдержек и противовесов, вопросы внешней политики США являются полем для столкновения интересов конгресса, президента, различных комитетов сената, лоббистских организаций и других заинтересованных групп. Вопрос о восстановлении отношений с Кубой не стал исключением, так как существуют как сторонники, так и противники восстановления кубино - американских отношений, среди них стоит отметить бизнес и сельскохозяйственное лобби, конгрессменов (среди них встречаются как сторонники, так и противники продолжения жесткой линии эмбарго), кубино¬американский национальный фонд (КАНФ).
История кубино - американских отношений включает как периоды кубинской зависимости от США, так и полного разрыва дипломатических отношений. Так, после получения независимости от Испании в 1902 году Куба стала зависеть от своего более развитого, как в экономическом, так и в политическом плане, соседа - Соединенных Штатов Америки. Близкое расположение острова и его зависимость от импорта делало Кубу одним из наиболее благоприятных для США рынков сбыта . Как пишут исследователи политики Кубы Луис и Рубен Румбаут, «с открытия Колумбом Америк у Кубы было два властелина: Испания и Соединенные Штаты» . Однако, зависимость и прочные связи между Вашингтоном и Гаваной прекратились, когда к власти на острове в 1959 году пришел Фидель Кастро.
Тогда дипломатические отношения между странами были разорваны, президент Джон Кеннеди в 1962 году подписал Указ об установлении эмбарго против Кубы, в свою очередь, кубинская сторона начала активное сотрудничество с Советским Союзом, национализировала американскую собственность , поддерживала революции в других странах и сохраняла установленный в 1959 году режим. Помимо того, что охлаждение кубино-американских связей подпитывала биполярная система и Холодная война. Пиком напряжения в кубино - американских отношениях можно считать кубинский кризис 1962 года, который мог привести к ядерной войне США с Советским Союзом. Следующим фактором, способствующим ужесточению американской позиции в отношении Кубы, стали кубинские американцы.
Кубинская миграция в США началась задолго до смены режима на острове . Однако после революции изменился характер проживающих в Соединенных Штатах кубинцев. В первые послереволюционные годы кубинцы, прибывающие в Соединенные Штаты были представителями буржуазии, поддерживающие режим свергнутого Фульхенсио Батисты . Большинство из них обосновались в южной Флориде, и, будучи в Соединенных Штатах, они стали активно продвигать антикастровские инициативы в конгрессе, спонсируя конгрессменов с жесткой позицией в отношении Кубы. Также среди кубинцев была высокая явка на выборы, что позволяло данной диаспоре через голосование влиять на позицию президентов, которые стремились выиграть штат Флорида на выборах.
Другим фактором, усиливающим влияние кубинских американцев, был Кубино-американский национальный фонд. Данная организация аккумулировала финансовые средства кубинской диаспоры и распределяла их на спонсирование конгрессменов, поддержку вновь прибывших кубинцев и на другую деятельность, направленную на ослабление режима Кастро .
Во многом жесткая позиция в период Холодной войны объяснялась преобладанием вопросов безопасности во внешней политике Соединенных Штатов . Однако после распада биполярной системы, Куба перестала представлять угрозу для США, политика американских президентов осталась без изменения, а конгресс продолжил издавать законы, ужесточающие эмбарго. Так, возникает вопрос, почему именно президенту Обаме удалось восстановить дипломатические отношения с Кубой и какие факторы способствовали этому? Как повлияла кубинская диаспора, традиционно выступающая как основная сдерживающая сила и как «держатель вето» во всех кубинских вопросах, на политику Обамы?
Дальнейшая судьба кубино-американских взаимоотношений при сменившейся в Соединенных Штатах власти вызывает много споров между различными группами, что, безусловно, питает интерес исследователей и экспертов к изучению данной темы. Итак, актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день политика США в отношении Кубы претерпевает изменения, следовательно, интересными для анализа становятся факторы, которые в своё время повлияли на решение Барака Обамы о нормализации кубино-американских отношений. В то же время кубинская община, влиявшая на принятие решений по вопросам, связанным с Кубой, во времена правления предшествующих Бараку Обаме президентов, также трансформировалась. Изменения, произошедшие в диаспоре, стали одним из ключевых факторов в нормализации отношений между США и Кубой.
Помимо этого, этнические лоббистские организации во все времена влияли на внешнюю политику США и продолжают влиять на неё и по сей день, а кубинское лобби считается одним из наиболее успешных , что добавляет актуальности к изучению непосредственно этнического фактора в кубинском векторе внешней политики США.
Объектом данной бакалаврской работы является кубинская диаспора в Соединенных Штатах и межамериканские отношения.
Предметом данной работы является политика администрации Барака Обамы и конгресса США в отношении Кубы.
Целью бакалаврской работы является определение причин, которые привели президента Барака Обаму к восстановлению дипломатических отношений с Кубой.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть позиции разных поколений кубинских американцев (1959 - 2000е) по данному вопросу и определить причины изменения позиции в пользу нормализации кубино-американских отношений среди молодых кубинцев американского происхождения;
• Выявить социальные и экономические характеристики разных поколений кубинских американцев с 1959 по 2000-е;
• Исследовать опросы кубинских мигрантов разных
послереволюционных поколений и американской общественности по вопросам кубино-американских отношений, проведенные в 2014 и 2016 годах;
• Изучить влияние латиноамериканских стран на взаимоотношения между Кубой и США;
• Выделить разногласия в американских политических кругах по данному вопросу во время второго президентского срока Барака Обамы;
• Рассмотреть изменения, произошедшие на Кубе после прихода к власти Рауля Кастро в 2008 году и их влияние на нормализацию отношений между США и Кубой;
• Выявить факторы, повлиявшие на изменение внешнеполитического курса Барака Обамы по отношению к Кубе.
Гипотезой данной работы является утверждение о том, что ослабление влияния кубинского лобби вследствие смены лидера Кубино-американского национального фонда и роста числа лоббистских групп, выступающих за нормализацию отношений между Гаваной и Вашингтоном, а также изменения социальных и экономических характеристик кубинской диаспоры способствовали восстановлению дипломатических отношений между Кубой и США при президенте Барака Обамы.
В бакалаврской работе используются следующие методы исследования:
Исторический - изложение событий в их исторической последовательности;
• Анализ источников и литературы по теме исследования (работы преимущественно зарубежных авторов, посвященных проблеме кубино-американских отношений в разные периоды, а также работы по влиянию этнических групп интересов на внешнюю политику США);
• политико-описательный метод (для описания политики президента Обамы в отношении Кубы, а также для описания факторов, которые ей способствовали).
Анализ источников и литературы:
Стоит отметить, что кубино-американские отношения особенно после установления на Кубе режима Кастро стали привлекать внимание многих исследователей. Так, история кубино - американских отношений в период Холодной войны довольно детально исследуется в работах авторов Луис Переза - младшего, Дэмиана Фернандеса и Хорхе Доминикеса. Данные авторы в разных контекстах рассматривают сложные взаимоотношения между Гаваной и Вашингтоном. Так, Фернандес, профессор Международного Университета Флориды, руководивший Центром исследования Кубы, в своих работах делает акцент на Кубинском правительстве, на личности Фиделя Кастро и на том, как это повлияло на внешнюю политику Кубы. Луис Перез - младший, в свою очередь, рассматривает кубино - американские отношения с точки зрения империалистских устремлений руководства США в отношении Кубы с момента введения Поправок Платта. А Хорхе Домимникес в своей работе описывает историю взаимоотношений Гаваны и Вашингтона во времена Холодной войны, рассматривая такие вопросы, как миграцию с Острова Свободы, размещение кубинских войск в странах Третьего мира и реакцию администраций президентов США на данные действия.
Особое внимание исследователи уделяли роли кубинской диаспоры в США в кубино - американских отношениях во время Холодной войны. Отдельное внимание заслуживают работы, посвященные кубинской диаспоре в Соединенных Штатах. Исследователей данного направления можно разделить на три группы: тех, которые занимались транснациональными отношениями кубинских американцев, проживающих на территории США, с их семьями на Кубе; тех, исследования которых сосредотачивались на влиянии Кубино¬американского национального фонда на политику США; тех, которые занимались социальными характеристиками кубинских мигрантов первых революционных поколений (с 1965 по 1985 годы). Яркими представителями исследователей, занимающихся данной темой являются Уиллиам М. Леогранде, Сьюзан Экштейн, Рубен Румбаут. Также стоит упомянуть работу Патрика Хейни и Волта Вандербуша, которые исследовали влияние этнических групп интересов на внешнюю политику США на примере Кубино - американского национального фонда. Данной этнической группе уделил свое внимание и Уиллиам М. Леогранде. В 1998 году он написал статью о «Двухуровневой игре в кубино-американских отношениях», где он применил теорию Путнама о двух уровнях в принятии решений по внешней политике для исследования отношений между Вашингтоном и Гаваной, а также описал влияние кубинского лобби на них и причины успеха Кубино-американского национального фонда. Леогранде убежден, что после краха Советского Союза и изменения системы международных отношений, Куба больше не угрожала распространением социалистических революций в других странах. Такие изменения, по мнению автора, должны были привести к изменению политики Соединенных Штатов в отношении Кубы. Но это не произошло из-за давления со стороны кубинской диаспоры. Безусловно, данная работа демонстрирует, как кубинские американцы стали основным фактором в ужесточении эмбарго и сохранении данного внешнеполитического курса в отношении Кубы. Однако, работа затрагивает кубино-американские отношения с 1959 года по 1998. Таким образом, данная статья и другие работы вышеупомянутых авторов послужили базой для анализа истории влияния этнической группы на внешнюю политику США во времена Холодной войны и на рубеже XX и XXI веков. Помимо этого, теория Патнэма, использованная в работе Леогранде, была применена в данной работе для обоснования перехода к нормализации кубино-американских отношений при президенте Бараке Обаме.
Сам процесс восстановления дипломатических отношений между США и Кубой также вызвал интерес ряда авторов. Например, такие авторы как Тед Рикконе, упомянутый выше Уиллиам М. Леогранде и российский исследователь Магомед Кодзоев в своих статьях описывали факторы, которые привели Барака Обаму к политике нормализации в отношении Кубы. Так, Кодзоев в статье «США- Куба: Как Барак и Рауль пишут историю» для журнала «Латинская Америка» представил обзор уже достигнутых результатов на пути к нормализации американо-кубинских отношений. Также в статье «Рауль Кастро и его реформы» автор описывает важные изменения, произошедшие на острове после прихода к власти Рауля Кастро. Данные статьи послужили отправной точкой для исследования влияния реформ на Кубе на кубино-американские отношения, однако в статье не говорится о внутренних изменениях американцев кубинского происхождения, о позиции других странах и о том, как эти факторы способствовали нормализации.
Необходимо отметить важную роль Конгресса и Сената США в изучении данной темы. В слушаньях данных государственных органов выступают эксперты и заинтересованные лица, чьи выступления помогают в изучении американо-кубинских взаимоотношениях. На слушаньях Конгресса свои заключения представил эксперт Марк Салливан. Специалист по Латинской Америке исследовательской службы Конгресса исследовал взаимоотношения между США и Кубой с 2005 года.
На слушанье Комитета Сената по делам сельского хозяйства, питания и лесного хозяйства обсуждались возможности и вызовы торговли с Кубой в сфере сельского хозяйства. Были представлены отчёты и заявления сенаторов из Западной Виргинии, Канзаса, Мичигана и Вермонта, которые дают положительную оценку торговле с Кубой и выступают за дальнейшую нормализацию американо¬кубинских отношений во всех сферах. Помимо этого выступили фермеры и представители, которые также видят перспективу в налаживании контактов с Кубой. Данные материалы Конгресса США были использованы в данной работе, для того чтобы отметить группы интересов, поддерживающие восстановление дипломатических и экономических связей с Кубой, и для того чтобы продемонстрировать, что также существуют противники данных изменений. Помимо этого, доклады экспертов являются базой для анализа выгод от экономического сотрудничества с Кубой.
Нельзя оставить без внимания исследования Международного института Флориды и PEW Центра. Данные организации на протяжении многих лет проводили опросы среди кубинских американцах об их отношении к Кастро, к политике Вашингтона по данному вопросу, спрашивали у кубинских американцев, как часто они отправляют финансовую помощь и посещают остров. Данные опросы позволяют провести корреляцию между годом прибытия кубинцев в Соединенные Штаты и их отношением к восстановлению отношений с Кубой. В связи с этим, опросы были приведены в качестве доказательства различий между разными поколениями мигрантов.
На сегодняшний день американо-кубинские отношения находятся в процессе трансформации. Безусловно, важный первый шаг по нормализации был сделан президентом Бараком Обамой к изменению политики, которая не приносила плоды на протяжении 50 лет. В декабре 2014 года президент Обама объявил о восстановлении дипломатических отношений с Кубой. Важными факторами, повлиявшими на принятие данного решения стали: торговля с островом, изменение отношения кубинской диаспоры к восстановлению дипломатических связей, внешнеполитические факторы и безрезультатность предыдущей политики.
Что касается кубинских американцев, то роль некогда «держащей вето» диаспоры значительно спала, в связи с ослаблением влияния авторитетной и консервативной лоббистской организации Кубино-американского национального фонда во главе с Хорхе Мас Каноса. А также в связи с тем, что изменилась характеристика данной общины, так как более молодые кубинцы настроены положительнее к восстановлению дипломатических отношений с Кубой и к снятию эмбарго. Таким образом, данные изменения, произошедшие на «домашнем уровне» по теории Путнама, а также повышение значения международного уровня в данном вопросе способствовали переходу к нормализации кубино-американских отношений, так как издержки смягчения позиции американского президента по кубинскому вопросу перестали быть столь высокими в связи с появлением поколений кубинцев, настроенных на диалог с Кубой и из -за снижения влияния Кубино-американского национального фонда.
Однако, несмотря на многие факторы способствующие сближению, важным барьером на пути к полному восстановлению связей и снятию эмбарго является несогласие с данной политикой конгресса США. Помимо этого, многие общественные и политические деятели не согласны с тем, что Соединенные Штаты должны отказаться от экономических санкций в отношении острова, на котором постоянно фиксируются нарушения прав человека, что в корни противоречит основным ценностям США.
Более того, политика восстановления отношений была личной инициативой президента Барака Обамы и была поддержана главой Кубы Раулем Кастро. Однако уже в 2016 году прошли выборы в США. В связи с этим существует вероятность того, что все шаги, предпринятые по нормализации американо-кубинских отношений ранее, могут быть перечеркнуты новым курсом американского президента.
Таким образом, невозможно однозначно говорить о судьбе кубино-американских отношений. Однако можно заявлять о том, что фигура Барака Обамы войдет в историю двух стран, как президента изменившего курс полувековой политики США в отношении острова Свободы.
1. На Кубе состоялись выборы в парламент [Электронный ресурс] // Tass.ru : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya- panorama/5021359 — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23. 05. 2018).
2. CATO Handbook for policymakers [Электронный ресурс] / CATO Institute U.S. Policy Towards Latin America. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.cato.org/cato-handbook-policymakers/cato-handbook-policy- makers-8th-edition-2017/us-policy-toward-latin. — Загл. с экрана. - (Дата обращения 18. 05. 2018).
3. Committee on Agriculture, Nutrition and Forestry United States Senate. Opportunities and Challenges for Agricultural Trade with Cuba / S. Hrg. 114— 147. — April, 2015.
4. U. S. — Cuba Relations Timeline. [Электронный ресурс] // Council on Foreign Relations : [сайт] — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.cfr.org/timeline/us-cuba-relations. — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 16. 05. 2018).
5. Cuban Refugee Program [Электронный ресурс] // State Government : [сайт].
— Электрон. дан. — Режим доступа:
https://www.ssa.gov/policy/docs/ssb/v25n3/v25n3p3.pdf. — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 24. 04. 2018).
6. Cuban sanctions, imposed in 1964, lifted by O.A.S. [Электронный ресурс] //
The New York Times : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/1975/07/30/archives/cuba-sanctions-imposed-in- 1964-lifted-by-oas-vote-at-costa-rica.html — Загл. с экрана. - (Дата
обращения: 22. 05. 2018).
7. El Club de Paris condona 7.730 millones en deuda a Cuba de los que 1.709
millones corresponden a Espana [Электронный ресурс] // ABC economia : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.abc.es/economia/abci-club-paris-condona-8500-millones-deuda- cuba-1709-millones-corresponden-espana-201512122123_noticia.html — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 02. 03. 2018).
8. Latin America sees straight through Kerry’s Monroe Speech [Электронный ресурс] // The Guardian : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https: //www. the guardian. com/commentisfree/2013/nov/21 /latin-america-john- kerry-monroe-doctrine-speech — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 15. 05. 2018).
9. H. R. 5323 — Cuban Democracy Act 1992 [Электронный ресурс] // Library
of the U. S. Congress : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/house-bill/5323 — Загл. с
экрана. - (Дата обращения: 02. 02. 2018).
10. House of Representatives Committee on Foreign Affairs. Cuba: Assessing The Administration’s Sudden Shift // Serial No. 114 — 15. P. 1.
11. Green, S. J. FIU Cuban-American poll: How Cuban Americans in Miami view U.S. policies toward Cuba / S. J. Green // Florida International University. — 2016. — 26 p.
12. Inside the Congressional Push to Loosen the Embargo [Электронный ресурс]
// Cubatrademagazine : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа:
http://www.cubatrademagazine.com/inside-congressional-push-loosen- embargo/ — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 19. 04. 2018).
13. Elian Gonzalez, now 23, says he would like to reconcile with his Miami
relatives [Электронный ресурс] // Miamiherald.com : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа:
http://www.miamiherald. com/news/local/community/miami-dade/little- havana/article169254877.html — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 03. 05. 2018).
14. Turning a Page on Cuba [Электронный ресурс] // Nytimes.com : [сайт]. —
Электрон. дан. — Режим доступа:
https: //www. nytimes.com/1997/11/25/opinion/turning-a-page-on- cuba.html?ref=jorgemascanosa— Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11. 04. 2018).
15. “Democrats Maintain Edge as Party ‘More Concerned’ for Latinos, but Views
Similar to 2012.” [Электронный ресурс] // Pew Research Center, October, 2016 : [сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа:
http://www.pewhispanic.org/2016/10/11/democrats-maintain-edge-as-party- more-concerned-for-latinos-but-views-similar-to-2012/ — Загл. с экрана. - (Дата обращения: 22. 04. 2018)... 56