ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭГОДОКУМЕНТЫ В РАННИХ ПОВЕСТЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА .... 8
1.1. «Дневник лишнего человека» 8
1.2. Фауст 26
2. ЭГОДОКУМЕНТЫ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «РУДИН» 37
2.1. Рудин: феномен писем 37
2.2. Сопоставительный анализ эгодокументов в романах «Рудин» и
«Новь» 50
3. РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «НАКАНУНЕ» КАК КОНЦЕНТРАЦИЯ
ЭГОДОКУМЕНТОВ 57
3.1. Дневник Елены Стаховой 57
3.2. Письма Елены Стаховой 64
3.3. Эгодокументы других персонажей романа «Накануне» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Понятие «эгодокумент» в течение последних лет прочно закрепилось в терминологическом аппарате гуманитарной науки. Данный термин появился в Нидерландах в первой половине XX в., и его автором считается Жак Прессер, утверждавший, что эгодокументы — это «те исторические источники, в которых исследователь сталкивается с Я <...> как с одновременно пишущим и присутствующим в тексте субъектом описания» . О жанре эгодокументов Прессер опубликовал три текста:
• статья в энциклопедии 1958 года;
• прощальная лекция, прочитанная в 1969 году, в которой сказано об эгодокументах как о «таких документах, в которых эго, намеренно или случайно, раскрывается или, наоборот, скрывается»;
• написанная в 1970 году статья Прессера о практике ведения дневников, связанной с его опытом написания книги-мемуаров о притеснении нидерландских евреев в период Второй Мировой войны.
Благодаря изысканиям Прессера значение эгодокументов стало признаваться исследователями. Сегодня данные тексты широко используются и как источники, и как объекты исследования. Эгодокументами были, по мнению Ж. Прессера, также и автопортреты живописцев, и даже музыка; однако большая часть исследователей склонна не считать это теоретически обоснованным утверждением.
Анализ подобных жанров строится на вычленении разных уровней текста («Текст, который читатель должен был воспринять как автобиографию, не был автобиографией <...>. Перед нами — художественное произведение, умело притворяющееся жизненным документом», как писал Ю. М. Лотман). Эгодокументы изучаются лингвистами и литературоведами, а также историками. Для них эгодокументы остаются одним из наиболее значимых видов источников.
Только они способны продемонстрировать широкую палитру эмоций, оценок, мнений, и выявить среди них преобладающие. Они дают возможность увидеть общее в восприятии событий. На основе этого типа текстов возможен анализ языка описания — путем вычленения используемых авторами воспоминаний лексики, образов и метафор.
Прессер отмечал следующую специфику бытования эгодокументов:
1. Сложная работа человеческой памяти;
2. Соотношение между эгодокументом и художественной
литературой, сюда же входит биографический элемент в романах;
3. Роль редакторов, которые могут цензурировать и искажать тексты, в том числе и фальсифицировать их;
4. Влияние изменений в восприятии времени.
Возвращаясь ко второму пункту, следует отметить, что литература использовала эти сложные отношения для более глубокого анализа внутреннего состояния персонажа, и таким образом появился художественный дневник. Специфика заключается в глубоком анализ собственной личности и произошедших событий, тем не менее оставляя субъектом вымышленного героя. Определений дневника несколько:
• Периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи (по Литературной энциклопедии терминов и понятий);
• Форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как «автобиографические записи реальных лиц» (по краткой литературной энциклопедии).
Л. Ф. Луцевич в статье «Документальность, эгодокумент, русская писательская исповедь» отмечала, что эгодокумент — это «своего рода фактический материал для мемуарной литературы, <...> идентифицируется с понятием реальная человеческая личность — он реален, правдоподобен <...>, изначально соотносится с частным лицом» .
Эгодокументы ведутся от первого лица, предполагают искренность высказывания, форму монолога и спонтанность записей, которая фиксировала бы истинный ход течения мыслей автора. Эгодокумент предполагает также и самоанализ автора, который может привести к определенным открытиям: месту человека в мире и социуме или значению какого-либо явления в его жизни, что приводит к онтологическим изысканиям.
Жанр дневника отличается от мемуаров признаком синхронности: в дневниках текст не воссоздается, а создается. Субъективность в дневнике выявляется по оценке событий по свежим ощущениям.
Не случайно творческое наследие И.С. Тургенева представляется репрезентативным материалом для рассмотрения поэтики эгодокумента: психологические повести Тургенева, по мысли И.А. Беляевой, сосредоточены на проблеме «метафизической ничтожности» человека. При анализе эгодокументов в творчестве И. С. Тургенева представляется возможным обозначить систему психологических методов писателя, особенности построения писем и дневников, а также выявить мотивные схемы, свойственные тому или иному персонажу.
Таким образом, цель работы заключается в выявлении особенностей поэтики эгодокументов в творчестве И. С. Тургенева 1850-1860 гг, а также исследование черт психологизма в эгодокументах.
Достижение цели предполагается путем выполнения следующих задач:
1. изучение художественной литературы И. С. Тургенева 1850-1860 гг. («Дневник лишнего человека», «Фауст», «Рудин», «Накануне», «Новь»);
2. реферирование научной литературы, посвященной осмыслению творческого наследия И. С. Тургенева и феномена эгодокумента;
3. определение видов эгодокументов и их особенностей в творчестве Тургенева 1850-60-х гг;
4. проведение лексического и мотивного анализа эгодокументов;
5. разработка концепции «пишущих» персонажей;
6. выявление схожих для всех произведений черт эгодокументов.
Цели и задачи исследования определили основные методы: это аналитический метод (лингвистический, интертекстуальный, контекстный, семантический), метод сравнения, общие научные приемы индукции и классифицирования.
Объектом исследования выступает творческое наследие Тургенева 1850-1860 гг.: повести «Дневник лишнего человека» и «Фауст», романы «Рудин», «Накануне», «Новь».
Предметом исследования являются эгодокументы и особенности их поэтики в творчестве Тургенева.
При малоизученности эгодокументов, актуальность работы обусловлена возможностью практического анализа эгодокументов в русской литературе XIX-XXI вв. и подробнее изучить механизм создания и существования эгодокументов в текстах.
Структура работы определена общим ходом исследования. Предлагаемое исследование состоит из трех глав. В первой главе «Эгодокументы в ранних повестях И. С. Тургенева» рассмотрены дневники и письма как основополагающий материал для повестей «Дневник лишнего человека» и «Фауст». Вторая глава «Эгодокументы в романе И. С. Тургенева “Рудин”» показывает роль эгодокументов в переходном от малой прозы к романной форме произведению; также здесь изучается поэтика эгодокументов в первом и последнем романе Тургенева. Третья глава «Роман И. С. Тургенева «Накануне» как концентрация эгодокументов» является результатом исследования эгодокументов как основополагающих элементов поэтики и сюжета данного произведения.
В заключении представлены выводы исследования. Список использованных источников и литературы, включающий 32 наименования, дает представление о теоретической базе предлагаемой работы.
Стоит обратить внимание на то, что в этой работе термины «человеческий документ» и «эгодокумент» являются синонимами.
Эгодокумент является сложным понятием, существующим на границе литературоведения, лингвистики и психологии, поскольку раскрывает личность автора через текст и не только фиксирует его нынешнее состояние, но и реализует его присутствие в текстовом пространстве. Сложное сплетение филологии и психологии позволяет изучать человека в динамике, что связано с пониманием текста как работы человеческого сознания. Эгодокумент любой формы любого индивида опирается на процессы и результаты деятельности сознания и, подобно губке, отражает их в тексте. Этим пользуется психология при диагностике некоторых больных: ориентируясь на созданные
исследуемыми пациентами тексты, специалисты могут отметить ряд особенностей конкретной личности (однако стоит заметить: эта практика используется в качестве вторичной проверки). Когда читатели обращаются к письмам, дневникам и иным формам письменно зафиксированной рефлексии, то они изучают не текст, а личность рефлексирующего. Текст в этом случае представляет из себя лишь инструмент.
Немного иначе дело обстоит в эгодокументах в составе художественной прозы. Эгодокументы также являются отображением особенностей характера, однако осуществляется рефлексия не реального человека, а выдуманного автором повести или романа персонажа или исторической фигуры в творческой интерпретации. Эта рефлексия реализована в конкретном тексте (письмо, дневник, т.д.), который в свою очередь входит в более крупный текст художественного произведения и, соответственно, находится в диалогических связях со всей структурой повести, романа или иного жанра.
Потому эгодокумент в литературном произведении обладает особой спецификой: не только контекст влияет на эгодокумент, но и сам эгодокумент влияет на художественный текст целиком. Особенно сильно заметно это при изучении эгодокументов в творчестве И. С. Тургенева, который использовал письма, записки и дневники в качестве частей единой структуры произведения, которые влияли на становление и развитие характеров персонажей. Эгодокументы Тургенев использовал в качестве инструмента для более развернутого и при этом реалистичного раскрытия героев, что и было целью Тургенева.
Десятилетие 1850-1860 гг. у Тургенева было временем экспериментов с жанрами и формами: в то время появился и первый роман, «Рудин». Однако для исследования эгодокументов это время важно как наиболее активная фаза работы с эгодокументами. Стремясь к созданию реальной человеческой личности в романе, выраженную через письма и дневники, писатель создал ряд произведений, в основе которых лежат эгодокументы или в которых эгодокументы являются структурно важными компонентами: «Дневник лишнего человека», «Фауст», «Рудин», «Накануне» (который вобрал в себя наибольшую концентрацию эгодокументов и стал кульминацией работы Тургенева с эгодокументами).
В «Дневнике лишнего человека» и «Фаусте» эгодокументы являются формообразующими: эти произведения в основе своей формы имеют дневник и письма соответственно; они же занимают весь художественный текст, однако наиболее четко концентрируются на фигуре повествователя. Это важно для повестей Тургенева, поскольку сжатый текст обязан быть концентрирован на идее целиком. Так, «Дневник лишнего человека» существует в форме только дневника Чулкатурина чтобы в полной мере воссоздать становление человека как «лишнего»; а «Фауст» существует только в форме писем ради создания образа автора, рефлексирующего и сожалеющего. Это отнюдь не значит, что эгодокументы, становясь формообразующими, отрицают повествование: оно вплетено в часть непосредственно рефлексии.
В романах «Рудин» и «Накануне», а также «Новь» (как преемник идей первого романа Тургенева) эгодокументы вплетены непосредственно повествование. В этом случае неоднородность текста позволяет изучить события с разных сторон, и рефлексия становится неразрывно связана с самим действием. В «Рудине» прощальные письма становятся эмоциональным пиком отношений Рудина и Волынцева и развязкой любовного конфликта Рудина и Натальи. Событийно оба письма являются прощальными, когда как оба в том числе и дополняют образ Рудина. В «Накануне», с одной стороны, дневник фиксирует развитие Елены и концентрируются на ней; с другой, финальное письмо Елены становится развязкой всего романа и при этом становится репрезентацией образа автора эгодокумента в результате развития.
Уже это разделение эгодокументов влияет на интерпретацию произведений Тургенева, поскольку при нем можно акцентировать на главном: в случае повестей — на личности повествователя, а при анализе романов — на системе в общем и месте эгодокументов в ней в частности. При расстановке акцентов можно установить, что в художественном мире И. С. Тургенева для повестей важна внутренняя динамика развития героя, когда как в большом жанре необходима динамика и внутренняя, и внешняя, проявленная в действиях.
Рассуждая о внутренней динамике развития характера, стоит заметить, что две основные для творчества Тургенева формы эгодокумента позволяют выявить это с особенной четкостью: дневник и письмо. Помимо них используется и мраморный бюст (бюст Инсарова в виде барана, созданный Шубиным), использованный как выражение мировоззрения автора, однако в нем отсутствует динамика.
Дневник и письмо выявляют динамику благодаря фрагментарности записей. Они представляют из себя не за мгновение написанный текст, а текст, строившийся на протяжении дней или более продолжительного времени. Это позволяет сопоставлять и лексику, и мотивы первых и последних записей в поисках различий. Наиболее репрезентативный пример — это сопоставление дневника Елены и ее же прощального письма. Если в дневнике девушка задавалась вопросами о любви, жизни и смерти, то в прощальном письме она ставит себя в позицию человека, отыскавшего ответы самостоятельно. Разница первых записей ее дневника и прощального письма колоссальна и заключается даже в использовании разной временной лексики.
Однако, чтобы сопоставительный анализ был абсолютно честным, можно сравнить первое и последнее письма Павла Александровича в повести «Фауст». В отличие от прошлого сопоставления, в этом нет перемены адресата; однако все еще существует кардинальная разница между письмами, которая заключается в том числе в настроении. При наличии одного адресата, Павел Александрович меняет свою позицию по отношению к нему.
Адресат — это одна из самых важных черт эгодокументов. Авторы в произведениях Тургенева составляют тексты, ориентируясь на адресатов: Елена Стахова писала дневник для себя, когда как Павел Александрович адресует письма некоему Семену Николаевичу, который непосредственно в тексте отсутствует. От адресата зависит уровень честности в эгодокументе, и в качестве примера можно привести Елену Стахову. В описании своих переживаний себе же Елена максимально открыта, в письме к Инсарову она детально пересказывает волнующие ее события (встреча с Курнатовским), когда как в финальном письме, адресованном семье, Елена преимущественно умалчивает о событиях.
Именно адресат может повлиять на уровень честности: например, Павел Александрович в восьмом письме солгал Семену Николаевичу, и это поднимает проблему честности в эгодокументах. Нельзя с точностью определить правдивость или лживость текстов, а в таком случае возникает логичный вопрос: насколько мы можем верить текстам людей вообще?
Однако авторская ложь может быть ненамеренной, как это возникает в повести «Дневник лишнего человека»: Чулкатурин в первых записях ставит себя в позицию и адресанта, и адресата, однако в дальнейшем это нарушается из-за пояснения Чулкатурина вещей, которые ему хорошо знакомы, и из-за повествовательности в описании дуэли и подслушивания. Это говорит о подавленном желании быть выслушанным кем-то; цели лгать у Чулкатурина не было.
Чулкатурин, как и любой другой автор текстов в творчестве И. С. Тургенева, формирует эгодокументы в соответствии с собственной целью. У каждого персонажа цель своя, однако их можно сформулировать под категорией «самореализация». Через тексты каждый из персонажей реализовывает себя как через фиксацию в письменном пространстве, так и через поиск ответов на важные им вопросы (о смерти, о жизни, о любви), но даже через разъяснения перед другими людьми. В первом случае это Чулкатурин, во втором — Елена Стахова, в третьем — Рудин и Павел Александрович.
Составление текста для каждого из них — это важный шаг, который в романном творчестве отмечается контекстуально (процесс написания текста Рудиным и Еленой, влияние письма Елены на семью). Однако каждый из них достигает собственной цели благодаря эгодокументам, и это делает процесс создания текстов деятельностью, которая приводит к определенным результатам. В связи с этим можно обобщить уже указанных авторов текстов в группу «пишущих» персонажей — персонажей, реализовываемых не в прямой деятельности, а в эгодокументах. Они фиксируют себя через эгодокументы, проявляют свое мировоззрение в них и через них находят ответы на волнующие темы. Кроме того, «пишущих» героев выделяет их стремление к переменам собственной жизни и, соответственно, метания в поисках себя, что можно проследить по эгодокументам: Елена сбежала от старой жизни вместе с Инсаровым, Рудин мечется и не может остановиться ни одном месте (в результате погибая в совершенно иной стране под чужим именем), Павел Александрович вернулся в старый дом и после смерти Веры начал вести уединенный образ жизни, Чулкатурин вернулся в родное село к концу жизни.
«Пишущих» героев объединяют и схожие темы: их всех интересует тема смерти и жизни, которая, как правило, тесно связана с темой любви. Любовь для них трагична: она может быть невзаимной (Чулкатурин), обреченной на расставание (Елена и Павел Александрович) или вовсе быть незаслуженной (Рудин). Испытание любовью — это еще одна реализация персонажей в пространстве художественного текста И. С. Тургенева, следом за которым идет испытание смертью. Часто в эгодокументах проанализированных произведений любовь сопоставляется с грехом, за который идет расплата. «Пишущие» герои проходят через эти темы.
Однако при кажущейся схожести темы отличаются из произведения в произведение. При том, что Тургенев использует эгодокументы для создания эффекта достоверности, в произведениях все же отсутствует строгая соотнесенность с реальными дневниками. Тексты персонажей внутри повестей и романов все же искусственно созданы творческим вообажением художника. Потому при развитии эгодокументов в творчестве Тургенева важно заметить, что в каждом новом произведении происходит наращение коннотаций к ключевым мотивам, вплоть до того, что любовь и жизнь со смертью становятся для Елены Стаховой (как для представителя Тургенева начала 1860-х гг.) понятиями онтологическими. Особенно это заметно при сравнении «Рудина» и одноименного героя с Неждановым из более позднего романа «Новь». Рудин не принимает смерть, он стремится в последних письмах оправдаться и исповедаться, что доводит героя до черты преломления. Смерть для Рудина — это смерть бесцельная, а для Нежданова смерть — это закономерный итог жизни, который к тому же служит спасению любимой девушки. Он не оправдывается, а его исповедь лишена недомолвок, которыми полно письмо Рудина. Весь эгодокумент приводит Нежданова к смерти, делая ее верным исходом. Однако особенная преемственность виднеется при изучении темы любви, поскольку оба персонажа не заслужили любви, однако их постигают разные итоги жизни. Жизнь и смерть в более позднем творчестве Тургенева приобретают оттенки искупления за любовь.
Благодаря детальному анализу на примере повестей и романов и выделению общих мотивов можно заключить, что в художественном мире И. С. Тургенева важны любовь, жизнь и смерть; они проявляются в эгодокументах, которые в свою очередь являются проявлением рефлексии «пишущих» персонажей, стремящихся реализоваться и найти ответы на вопросы через дневники, письма и иные формы фиксации себя в пространстве текста. Эти результаты исследования будут полезны при дальнейшем анализе эгодокументов во всем творчестве Тургенева, что в свою очередь позволит в полной мере проанализировать способы создания живого и развивающегося характера в пределах одного произведения.
В повестях И.С. Тургенева снимается ограничение субъективности авторской формы, а также создается взаимопроницаемость границ и повествовательных типов . Одним из методов, ведущим к этому, является эгодокумент, что делает его одним из самых важных художественных методов в творчестве раннего Тургенева.
Уже проведенное исследование позволяет оценить динамику развития творчества Тургенева и определить основные черты эгодокументов всей его литературы, создав критерии для изучения в том числе «пишущих» персонажей.
Несмотря на количество уже проведенной работы, исследование нуждается в продолжении анализа эгодокументов, поскольку там могут существовать мотивы, которые в раннем творчестве Тургенева либо еще не существовали, либо не были такими значительными. Однако проделанная работа установила методику дальнейшей работы и позволит в будущем вернуться к исследованиям.
1. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / И. С. Тургенев. - М. : Наука, 1979. - Т. 4. - С. 166-216.
2. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / И. С. Тургенев. - М. : Наука, 1979. - Т. 5. - С. 90-348.
3. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / И. С. Тургенев. - М. : Наука, 1979. - Т. 6. - С. 159-300.
4. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / И. С. Тургенев. - М. : Наука, 1979. - Т. 9. - С. 133-389.
5. Батюто А. И., Битюгова И. А., Могилянский А. П., Ровнякова Л. И. Комментарии: И. С. Тургенев. Накануне // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - М. : Наука, 1981. - Т. 7. - С. 428—477.
6. Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И. А. Беляева. - М., 2006. - 48 с.
7. Битюгова И. А. Комментарии: И. С. Тургенев. Рудин // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - М. : Наука, 1980.
- Т. 5. - С. 463—498.
8. Битюгова И. А. Комментарии: И. С. Тургенев. Фауст // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - М. : Наука, 1980.
- Т. 5. - С. 412—430.
9. Волков И. О. Шекспировский код в творчестве И.С. Тургенева : дис. ... магистра филол. наук / Волков И. О. - М., 2006. - 48 с. - URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vital:5175 (дата обращения: 20.05.2021).
10. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений : в 14 т. / Н. В. Гоголь. - М., Л. : Издательство Академии наук СССР, 1937—1952. - Т. 3. - С. 191-214.
11. Григорьев A. A. И. С. Тургенев и его деятельность / Григорьев A. A. // Апология почвенничества. - М. : Худож. литература, 1975. - С. 285-384.
12. Де Гонкур, Эдмон. Братья Земгано / Гонкур Э. де. - М. : ФТМ, 1879. - С. 5.
13. Деккер Р., Баггерман А. Жак Прессер и традиция еврейской
автобиографии в Нидерландах / Р. Деккер, А. Баггерман // Неприкосновенный запас. - 2019. - № 2. - С. 238-256. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37710942 (дата обращения: 12.11.2020).
14. Дубовиков А. Н., Дунаева Е. Н. Комментарии: И. С. Тургенев. Дневник лишнего человека // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - М. : Наука, 1980. - Т. 4. - С. 587.
15. Зарецкий Ю. П. Свидетельства о себе "маленьких" людей: Новые исследования голландских историков // Центр визуальной антропологии и эгоистории. - 2011. - URL: http://visantrop.rsuh.ru/print.html?id=1167089 (дата обращения: 01.05.2020)
...34