Особенности развития младенцев, зачатых с использованием методов ВРТ
|
Введение 4
Глава 1. Психическое развитие детей в период младенчества 8
1.1 Характеристики темперамента в детском возрасте 8
1.2 Моторное и социальное развитие младенцев 12
1.3 Психическое развитие детей зачатых с использованием методов ВРТ 14
Глава 2. Эмпирическое исследование психического развития детей с различными типами зачатия 18
2.1 Выборка и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1 Особенности проявления характеристик темперамента у младенцев,
зачатых с применением ЭКО и естественным способом 22
2.2.2 Взаимосвязи между характеристиками темперамента в группах с
одинаковым типом зачатия 26
2.2.3 Особенности психического (моторного и социального) развития
младенцев, зачатых с применением ЭКО и естественным способом 30
2.2.4 Взаимосвязи между моторным и социальным развитием 39
Введение 4
Глава 1. Психическое развитие детей в период младенчества 8
1.1 Характеристики темперамента в детском возрасте 8
1.2 Моторное и социальное развитие младенцев 12
1.3 Психическое развитие детей зачатых с использованием методов ВРТ 14
Глава 2. Эмпирическое исследование психического развития детей с различными типами зачатия 18
2.1 Выборка и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1 Особенности проявления характеристик темперамента у младенцев,
зачатых с применением ЭКО и естественным способом 22
2.2.2 Взаимосвязи между характеристиками темперамента в группах с
одинаковым типом зачатия 26
2.2.3 Особенности психического (моторного и социального) развития
младенцев, зачатых с применением ЭКО и естественным способом 30
2.2.4 Взаимосвязи между моторным и социальным развитием 39
2.3 Практические рекомендации по психологическому сопровождению семей в сохранении здоровья и психического развития детей на этапе младенчества. 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 1 59
Приложение 2 62
Приложение 3 64
Приложение 4 67
Глава 1. Психическое развитие детей в период младенчества 8
1.1 Характеристики темперамента в детском возрасте 8
1.2 Моторное и социальное развитие младенцев 12
1.3 Психическое развитие детей зачатых с использованием методов ВРТ 14
Глава 2. Эмпирическое исследование психического развития детей с различными типами зачатия 18
2.1 Выборка и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1 Особенности проявления характеристик темперамента у младенцев,
зачатых с применением ЭКО и естественным способом 22
2.2.2 Взаимосвязи между характеристиками темперамента в группах с
одинаковым типом зачатия 26
2.2.3 Особенности психического (моторного и социального) развития
младенцев, зачатых с применением ЭКО и естественным способом 30
2.2.4 Взаимосвязи между моторным и социальным развитием 39
Введение 4
Глава 1. Психическое развитие детей в период младенчества 8
1.1 Характеристики темперамента в детском возрасте 8
1.2 Моторное и социальное развитие младенцев 12
1.3 Психическое развитие детей зачатых с использованием методов ВРТ 14
Глава 2. Эмпирическое исследование психического развития детей с различными типами зачатия 18
2.1 Выборка и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1 Особенности проявления характеристик темперамента у младенцев,
зачатых с применением ЭКО и естественным способом 22
2.2.2 Взаимосвязи между характеристиками темперамента в группах с
одинаковым типом зачатия 26
2.2.3 Особенности психического (моторного и социального) развития
младенцев, зачатых с применением ЭКО и естественным способом 30
2.2.4 Взаимосвязи между моторным и социальным развитием 39
2.3 Практические рекомендации по психологическому сопровождению семей в сохранении здоровья и психического развития детей на этапе младенчества. 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 1 59
Приложение 2 62
Приложение 3 64
Приложение 4 67
Проблема женского бесплодия является значимой, как для Российской Федерации, так и во всем мире. На 2014 год 8,3 % женщин в Российской Федерации являются бесплодными и число бесплотных женщин увеличивается каждый год. По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации в 2016 году прирост населения составил всего 0,18%. Учитывая огромный демографический провал 1993-2007 года, когда прирост населения был отрицательный, этих цифр недостаточно для восстановления численности населения [7]. Несмотря на то, что на рождаемость влияет множество факторов, начиная от социально-экономического положения населения и заканчивая установками по отношению к материнству, проблема бесплодия вносит значительный вклад в низкий прирост населения.
Большой вклад в решение этой проблемы вносят вспомогательные репродуктивные технологии [3], которые призваны помочь потенциальным матерям зачать ребёнка в силу врождённого или приобретённого бесплодия. По данным отчёта Российской ассоциации репродукции человека в России в 2011 году Россия занимает третье место в мире по числу выполненных циклов ВРТ, например, в 2014 году было проведено 95628 циклов ВРТ. Количество детей, рожденных с применением ЭКО, увеличивается с каждым годом, однако нет системного отслеживания процесса психического развития и состояния здоровья таких детей, в том числе и в долгосрочной перспективе, что крайне важно, т.к. для любого современного общества необходимо учитывать процессы развития ребенка, которые определяют его качество жизни и благополучие следующих поколений. Имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований о здоровье и психическом развитии детей, рожденных с помощью ЭКО, в анте-, интра- и неонатальный периоды, а также в постанатальном периоде раннего детства, представленные в ряде отечественных и зарубежных работ, разнообразны и часто противоречивы [1,10,12,17,18,19,33,35]. Российские исследователи выделили такие факторы риска у детей, зачатых с помощью ЭКО, как задержка внутриутробного развития, асфиксия при рождении [1], неврологические проблемы, высокий процент недоношенности[13], а также сниженную адаптацию в послеродовом периоде. [26] Также отмечено, что тяжёлый материнский анамнез у женщин, прошедших процедуру ЭКО может приводить к поражению центральной нервной системы новорождённого [17]. Учитывая многочисленные данные, указывающие на тесную взаимосвязь физического и психического развития в ранних периодах детства, возникает исследовательский интерес к изучению особенностей психического развития детей, рожденных с помощью ВРТ. Полученные данные могут быть положены в основу профилактики и коррекции проблем физического и психического развития детей в раннем онтогенезе.
Цель: выявить особенности психического развития у детей в возрасте 9 месяцев (младенчества), рожденных с помощью ВРТ.
Предмет: характеристики темперамента и показатели психического
(моторного, социального) развития.
Объект исследования: психическое развитие детей, рожденных с помощью ВРТ
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Выявить особенности проявления характеристик темперамента у детей, рожденных с помощью ВРТ.
2. Определить выраженность показателей моторного и социального развития детей, рожденных с помощью ВРТ.
3. Определить общие тенденции и различия в характеристиках темперамента, а также моторного и социального развития по сравнению с контрольной группой (дети от физиологически естественной беременности).
4. Выявить особенности взаимосвязей между показателями психического развития.
5. В соответствии с полученными данными определить задачи психологического сопровождения психического развития детей, рожденных с помощью ЭКО, в периоде младенчества и раннего детства.
Гипотеза исследования: предполагаем существование особенностей психического развития, проявляющиеся в характеристиках темперамента, моторном и социальном развитии детей, зачатых с помощью ВРТ, в периоде младенчества.
Методическая база исследования:
1. Опросник «Infant characteristics questionnaire-6 month form (ICQ-6)» (Bates, Freeland, & Lounsbury, 1979) [29].
2. Методика «Развитие ребенка» (М. Буавен).
3. Методы математической статистики: описательные статистики, критерий Манна-Уитни, ранговая корреляции Спирмена, анализ таблиц сопряжённости [16].
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях информирования родителей об особенностях проявления характеристик темперамента и выраженности показателей моторного и социального развития у детей, рожденных с помощью ВРТ.
База исследования: В исследовании приняли участие 231 ребёнок, из которых 173 ребёнка зачаты естественным путём, 58 с применением ЭКО. Исследование проведено в рамках проекта генетически информативного лонгитюдного исследования психического развития детей в раннем возрасте.
Большой вклад в решение этой проблемы вносят вспомогательные репродуктивные технологии [3], которые призваны помочь потенциальным матерям зачать ребёнка в силу врождённого или приобретённого бесплодия. По данным отчёта Российской ассоциации репродукции человека в России в 2011 году Россия занимает третье место в мире по числу выполненных циклов ВРТ, например, в 2014 году было проведено 95628 циклов ВРТ. Количество детей, рожденных с применением ЭКО, увеличивается с каждым годом, однако нет системного отслеживания процесса психического развития и состояния здоровья таких детей, в том числе и в долгосрочной перспективе, что крайне важно, т.к. для любого современного общества необходимо учитывать процессы развития ребенка, которые определяют его качество жизни и благополучие следующих поколений. Имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований о здоровье и психическом развитии детей, рожденных с помощью ЭКО, в анте-, интра- и неонатальный периоды, а также в постанатальном периоде раннего детства, представленные в ряде отечественных и зарубежных работ, разнообразны и часто противоречивы [1,10,12,17,18,19,33,35]. Российские исследователи выделили такие факторы риска у детей, зачатых с помощью ЭКО, как задержка внутриутробного развития, асфиксия при рождении [1], неврологические проблемы, высокий процент недоношенности[13], а также сниженную адаптацию в послеродовом периоде. [26] Также отмечено, что тяжёлый материнский анамнез у женщин, прошедших процедуру ЭКО может приводить к поражению центральной нервной системы новорождённого [17]. Учитывая многочисленные данные, указывающие на тесную взаимосвязь физического и психического развития в ранних периодах детства, возникает исследовательский интерес к изучению особенностей психического развития детей, рожденных с помощью ВРТ. Полученные данные могут быть положены в основу профилактики и коррекции проблем физического и психического развития детей в раннем онтогенезе.
Цель: выявить особенности психического развития у детей в возрасте 9 месяцев (младенчества), рожденных с помощью ВРТ.
Предмет: характеристики темперамента и показатели психического
(моторного, социального) развития.
Объект исследования: психическое развитие детей, рожденных с помощью ВРТ
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Выявить особенности проявления характеристик темперамента у детей, рожденных с помощью ВРТ.
2. Определить выраженность показателей моторного и социального развития детей, рожденных с помощью ВРТ.
3. Определить общие тенденции и различия в характеристиках темперамента, а также моторного и социального развития по сравнению с контрольной группой (дети от физиологически естественной беременности).
4. Выявить особенности взаимосвязей между показателями психического развития.
5. В соответствии с полученными данными определить задачи психологического сопровождения психического развития детей, рожденных с помощью ЭКО, в периоде младенчества и раннего детства.
Гипотеза исследования: предполагаем существование особенностей психического развития, проявляющиеся в характеристиках темперамента, моторном и социальном развитии детей, зачатых с помощью ВРТ, в периоде младенчества.
Методическая база исследования:
1. Опросник «Infant characteristics questionnaire-6 month form (ICQ-6)» (Bates, Freeland, & Lounsbury, 1979) [29].
2. Методика «Развитие ребенка» (М. Буавен).
3. Методы математической статистики: описательные статистики, критерий Манна-Уитни, ранговая корреляции Спирмена, анализ таблиц сопряжённости [16].
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях информирования родителей об особенностях проявления характеристик темперамента и выраженности показателей моторного и социального развития у детей, рожденных с помощью ВРТ.
База исследования: В исследовании приняли участие 231 ребёнок, из которых 173 ребёнка зачаты естественным путём, 58 с применением ЭКО. Исследование проведено в рамках проекта генетически информативного лонгитюдного исследования психического развития детей в раннем возрасте.
Сведения о психическом развитии детей, зачатых с помощью ВРТ, приводимые в современной литературе, весьма противоречивы. Это объясняется довольно сложной процедурой сбора данных о психическом развитии таких детей в связи с этическими проблемами, так как многие родители скрывают факт искусственного зачатия и отказываются включать своих детей в исследования.
Основной целью выпускной квалификационной работы являлось выявление особенностей психического развития у детей в возрасте 9 месяцев (младенчества), рожденных с помощью ВРТ.
На выборках младенцев, зачатых посредством ЭКО и естественным путем, участвующих в лонгитюдном исследовании психического развития детей в раннем возрасте, изучались характеристики темперамента, показатели моторного и социального развития.
Анализ и обобщение результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами:
1. По типу зачатия значимых различий в особенностях проявления характеристик темперамента между группами младенцев, зачатых с применением и ЭКО и младенцев, зачатых естественным способом, не обнаружено. Для большинства детей обеих групп характерно: выраженность более нормы проявлений суетливости, трудностей приспособления, непредсказуемости и в норме проявления (скучный) активности.
2. Изучение взаимосвязи между характеристиками темперамента в группах с одинаковым типом зачатия позволило установить, что в обеих группах
- уровень капризности, раздражительности, непостоянства настроения взаимосвязан с силой реакции на новых людей, места, пищу и вещи, а также адаптацию к новому опыту, со способностью/неспособностью хорошо играть самостоятельно и радоваться, когда с ними играют или разговаривают, с проявлениями регулярности сна, приёма пищи и других жизненных потребностей;
- сила реакции на новых людей, места, пищу и вещи, а также адаптация к новому опыту взаимосвязаны с интенсивностью проявления радости, когда с ними играют или разговаривают , а также способностью играть самостоятельно
3. У большинства детей из групп с разными типами зачатия моторное и социальное развитие младенцев соответствует уровню выше среднего.
У младенцев, родившихся в результате естественной беременности, показатель моторного развития значимо более выражен, что может указывать на более опережающее моторное развитие у этих детей, по сравнению с группой ЭКО. Наиболее дефицитными показателями моторного развития у младенцев группы ЭКО, по сравнению с младенцами с естественным зачатием, оказались следующие проявления: ребенок сидит в течение 10 минут без чьей либо поддержки, ребенок когда- тянется в положение стоя без чьей-либо помощи, ребенок произносит узнаваемые слова такие, как «мама» или «папа», ребенок делает хотя бы 2 шага, держа кого-то за руку или держась за что-то, ребенок машет на прощание без чьей-либо помощи.
4. Значимых различий между группами младенцев, зачатых
естественным способом и с применением ЭКО, по показателям социального развития не обнаружено. У большинства младенцев обеих групп все признаки социального развития данного опросника оцениваются доминирующим количеством родителей как наличествующие у их детей.
5. Выявлена слабая значимая положительная корреляционная связь между моторным и социальным развитием в группе младенцев, зачатых естественным способом. Значимой взаимосвязи по общему показателю между моторным и социальным развитием в группе младенцев с ЭКО не обнаружено.
6. Показаны задачи и направления возможного психологического сопровождения психического развития младенца в условиях сниженных показателей физического развития.
Основной целью выпускной квалификационной работы являлось выявление особенностей психического развития у детей в возрасте 9 месяцев (младенчества), рожденных с помощью ВРТ.
На выборках младенцев, зачатых посредством ЭКО и естественным путем, участвующих в лонгитюдном исследовании психического развития детей в раннем возрасте, изучались характеристики темперамента, показатели моторного и социального развития.
Анализ и обобщение результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами:
1. По типу зачатия значимых различий в особенностях проявления характеристик темперамента между группами младенцев, зачатых с применением и ЭКО и младенцев, зачатых естественным способом, не обнаружено. Для большинства детей обеих групп характерно: выраженность более нормы проявлений суетливости, трудностей приспособления, непредсказуемости и в норме проявления (скучный) активности.
2. Изучение взаимосвязи между характеристиками темперамента в группах с одинаковым типом зачатия позволило установить, что в обеих группах
- уровень капризности, раздражительности, непостоянства настроения взаимосвязан с силой реакции на новых людей, места, пищу и вещи, а также адаптацию к новому опыту, со способностью/неспособностью хорошо играть самостоятельно и радоваться, когда с ними играют или разговаривают, с проявлениями регулярности сна, приёма пищи и других жизненных потребностей;
- сила реакции на новых людей, места, пищу и вещи, а также адаптация к новому опыту взаимосвязаны с интенсивностью проявления радости, когда с ними играют или разговаривают , а также способностью играть самостоятельно
3. У большинства детей из групп с разными типами зачатия моторное и социальное развитие младенцев соответствует уровню выше среднего.
У младенцев, родившихся в результате естественной беременности, показатель моторного развития значимо более выражен, что может указывать на более опережающее моторное развитие у этих детей, по сравнению с группой ЭКО. Наиболее дефицитными показателями моторного развития у младенцев группы ЭКО, по сравнению с младенцами с естественным зачатием, оказались следующие проявления: ребенок сидит в течение 10 минут без чьей либо поддержки, ребенок когда- тянется в положение стоя без чьей-либо помощи, ребенок произносит узнаваемые слова такие, как «мама» или «папа», ребенок делает хотя бы 2 шага, держа кого-то за руку или держась за что-то, ребенок машет на прощание без чьей-либо помощи.
4. Значимых различий между группами младенцев, зачатых
естественным способом и с применением ЭКО, по показателям социального развития не обнаружено. У большинства младенцев обеих групп все признаки социального развития данного опросника оцениваются доминирующим количеством родителей как наличествующие у их детей.
5. Выявлена слабая значимая положительная корреляционная связь между моторным и социальным развитием в группе младенцев, зачатых естественным способом. Значимой взаимосвязи по общему показателю между моторным и социальным развитием в группе младенцев с ЭКО не обнаружено.
6. Показаны задачи и направления возможного психологического сопровождения психического развития младенца в условиях сниженных показателей физического развития.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, В ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019





