Введение 3
Глава 1 Понятийно-категориальный аппарат исследования 13
1.1 Категории «университетского города» в европейском опыте 14
1.2 Понятие «университетского города» в отечественном опыте 28
Глава 2 Томск как университетский город 37
2.1 История возникновения и развития университетов в Томске 38
2.2 Университетский Томск через идентичность 51
2.3 Критерии Томска как университетского города 64
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Приложение А 81
Приложение Б 83
Приложение В 86
Актуальность. На современном этапе развития общества с каждым годом появляется все больше вызовов по отношению к системе образования - глобализация знания, непрерывное обучение, «экономика знаний». Все это заставляет обратиться к уже знакомым сферам жизнедеятельности, смещая интерес к междисциплинарным исследованиям, и выявить качественно новые взаимосвязи между теми или иными структурами, что служит ресурсом для решения сложных проблем. Так, фокус исследований обращается к университетам, поскольку именно они начинают рассматриваться как двигатели развития и прогресса той или иной территории.
В то же время, всеохватывающий процесс урбанизации инициировал в прошлом веке обращение западных исследователей к изучению городов, как мест большого скопления людей. В этой связи тема городских исследований («urban studies») актуализировалась и в современном российском научном пространстве. Теперь ученых беспокоят вопросы изучения городского пространства, территориальной идентичности, осмысления путей развития и роли российских городов.
Так, на пересечении двух проблемных полей появляются новые типы городов, представляющие собой центры производства и распространения знаний, а также высокоинновационную среду - «умные города», «города знаний», «университетские города» и другие. Поэтому представляется необходимым исследовать историю возникновения новых типов городов с выявлением их особенностей, системообразующих факторов, а также уточнить их понятия и типологию или разработать новые. Примечательно, что единого видения данных категорий пока нет, поэтому исследователи продолжают вносить коррективы и преобразовывать их определения. Интерес для данного исследования представляет феномен «университетского города», понятие которого со временем претерпело некоторые изменения и приобрело новые смыслы.
Кроме того, в условиях глобализации возрастает конкуренция территорий за привлечение ресурсов, и особое значение представляет разработка уникального, привлекательного образа города и его стратегическое позиционирование. Так, модель «университетского города» уже начинает применяться как бренд для некоторых российских городов. Поэтому важность приобретают исследования брендирования, разработка способов и методов продвижения территории как университетского города.
И, наконец, об актуальности данной темы свидетельствует повышенный интерес к позиционированию Томска как университетского города. В этом заинтересована администрация города, поскольку его превращение в центр науки и образования поможет привлечь необходимые ресурсы в регион. В томских вузах проводятся разносторонние разработки теоретического обоснования отнесения его к данному типу города, что позволит повысить конкурентоспособность и будет способствовать его развитию.
Степень изученности темы. Несмотря на почти трехсотлетнюю историю университетов в России и полуторавековую в Томске, комплексное осмысленное изучение связей между вузами и городами только началось. До 1990-ых гг. университетским считался любой город, в котором располагался университет. Это понятие использовалось авторами бессистемно, поскольку еще не существовало четких критериев для его определения. Однако после распада СССР, в ходе разработки в середине 1990-ых гг. новой концепции высшей школы и под влиянием работ западных авторов, занимающихся городскими исследованиями, в российской науке «университетский город» становится отдельной категорией со своей уникальной спецификой. Изучение данного феномена принимает целенаправленный систематический характер. К разработке новой темы активно подключились и томские ученые, которые исследовали целесообразность применения данной категории в отношении Томска. Исходя из этого, историографию следует разделить на два блока: начальный этап накопления материалов по истории университетов и их роли в городском пространстве (в контексте города Томска - с 1880¬ых гг. до середины 1990-ых гг.) и после переосмысления «университетского города» как особой категории (с середины 1990-ых по настоящее время).
Так, первый блок историографии представлен работами томских исследователей, раскрывающих историю появления и развития университетов города. Поскольку к моменту появления в Томске первого университета (кон. XIX в.), в Российской империи насчитывалось всего восемь Императорских университетов (Томский стал девятым по счету), то уникальное культурное состояние города, в котором возникал университет, позволяло выделять его среди остальных и служило поводом для гордости его жителей. Так данный этап историографии Томских университетов был в основном описательным, сосредоточенным на изложении истории формирования и функционирования отдельных университетов. Дореволюционный период историографии по большей степени был представлен в виде очерково-юбилейных работ научно-справочного характера, в том числе были изданы специальные брошюры, освещающие историю учреждения, строительства и открытия первого Сибирского университета .
Первой попыткой комплексного изучения истории Томского университета является работа П.А. Зайченко «Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева»
(1960 г.) . Монография основывается на многочисленном архивном материале, и
охватывает 75-летний период функционирования первого сибирского университета. Помимо обобщенного очерка жизни и деятельности университета за весь указанный период приводится краткая характеристика состояния Сибири в предшествующее открытию университета время, а также многолетняя борьба прогрессивной сибирской общественности за начало развития высшей школы в регионе. Рассмотрение этих аспектов позволило П.А. Зайченко сделать выводы о весомом вкладе Томского университета во всестороннее развитие Сибири, бывшей ранее местом для каторги и «темным непросвещенным краем».
Некоторые аспекты научной деятельности Томского университета нашли освещение в работах, посвященных его столетнему юбилею, но наиболее активно эта тема стала изучаться с распадом СССР. Исследователей начал занимать более широкий спектр вопросов, посвященных высшей школе Томска - биографии университетских профессоров и преподавателей, их быт, подготовка научных кадров, политика правительства в отношении университетов и другие. Одной из таких работ становится «Очерк становления первого сибирского университета - центра науки, образования, культуры» Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкина (1993 г.). В ней история открытия и
становления первого вуза Сибири за его первые 25 лет рассматривается на фоне общего контекста развития образования, науки и культуры в Томске в соответствующий период. Обращение авторов к данной теме обусловлено пересмотром пути развития России в 1980-90-ые гг. Так, изменения коснулись и высшего образования, отсюда осмысление опыта прошлого в создании и развитии классических университетов было призвано помочь выработать новую концепцию высшей школы. В работе подчеркивается важность «классической университетской образованности», основы которой в Томском университете были заложены уже в первые годы его функционирования и позволили организовать обучение на высоком научном уровне. Подводя итог своему исследованию, авторы дают собственную оценку значимости Томского университета, его исключительной роли в «развитии науки, высшего образования и культуры в Сибири» .
Среди работ по другим Томским вузам значимым исследованием конца XX в. является работа «Томский политехнический университет 1896-1996» под редакцией А.В. Гагарина (1996 г.). В данном очерке, приуроченном к столетнему юбилею первого технического вуза в Сибири, на основе архивных источников и литературных публикаций был собран и систематизирован значительный фактический материал, касающийся различных аспектов развития Томского политехнического университета. В том числе проанализированы его вклад в развитие технического образование края и роль кадрового состава профессоров в достижениях отечественной науки.
Таким образом, на основе собранного на данном этапе фактического материала по истории Томских университетов, в последующие годы исследователей начинает интересовать вопрос роли университетов для города. На этом этапе отечественной историографии появляется интерес к изучению «университетского города», для которого свойственно особое состояние культурной жизни.
Начало систематической разработки темы университетского города положила работа Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкина «Университетский город в России» (1995 г.). Данная статья является логическим продолжением уже рассмотренной работы этих авторов, направленной на поиск путей развития высшей школы в России. От осмысления опыта эволюции классических университетов и их влияния на систему высшего образования фокус исследования смещается к изучению взаимодействия города и университета. Е.С. Ляхович и А.С. Ревушкин заявляют о появлении «нового факта и фактора, которому суждено было стать фундаментом нового типа культуры» . В данной работе производится попытка определить понятие «университетского города» и условия, которые предшествуют его появлению. Для характеристики нового типа города приводится опыт некоторых городов Европы и Америки, которые ассоциируются в общественном сознании как «университетские». Кроме того, авторы намечают направления исследования «культурности» города, которую порождает университет. Среди них появляется и тип «нестоличного университетского города», к которому авторы причисляют Томск. Так, можно заключить, что данная статья положила начало более осмысленному обращению российского научного сообщества к категории «университетского города».
Предложенную модель взаимодействия города и университета для российского опыта постепенно начали развивать и другие авторы. Так, следующей по хронологии работой является статья «Университетский город в России и его традиции» Н.В Камышанченко и А.Н. Бердника (2001 г.). Авторы отмечают отсутствие закрепленного понятия «университетского города», но рассматривают его исходя из явления «университетского духа», который присущ городам с собой ролью вузов. Приводится краткая справка о развитии университетских городов в России с сер. XVIII - нач. XX вв. и дается общий вывод, что «университетский город качественно отличался от других городов Российской империи: он был на голову выше в образовательном, научном и культурном плане» . Понятие «университетского города» в отличие от предыдущих авторов применяется и к крупным городам, таким как Москва, Казань и др., что усложняет его понимание.
Кроме того, Н.В. Камышанченко и А.Н. Бердник связывают изменения в городской среде с моментом появления в городе первого университета, с чем не соглашается С.И. Посохов в своей работе . Рассматривая процесс становления «университетского города» в России, он отмечает, что университету требовалось еще некоторое время, чтобы стать «своим» в городе. Поэтому превращение города в «университетский» после открытия в нем первого вуза происходило постепенно, формируя особые связи с городским пространством и его жителями.
Современный этап исследований, особенно с начала 2010-ых гг. характеризуется повышенным интересом к теме «университетского города». Теперь на базе исключительно исторических исследований стали создаваться междисциплинарные работы. Можно выделить ряд направлений, по которым ведутся разработки.
Одним из направлений является теоретическая разработка темы «университетский город». На основе рассмотрения европейского опыта формирования университетских городов делаются попытки уточнить их понятие и разработать набор критериев для определения. Среди работ по этой проблематике можно выделить публикации М.В. Подрезова , Т.В. Захаровой, О.В. Колесовой , Д.П. Шатило , В.Б. Белова, Р.В. Оплаканской и др. Результаты их исследований, основанных на зарубежных и отечественных материалах, позволили сформировать теоретическую базу анализируемой категории, были предложены варианты определения понятия «университетский город» и разработаны необходимые для этого критерии. Однако вплоть до настоящего времени вопрос определения данной категории не был однозначно решен.
Второе активно развивающееся направление - рассмотрение университетского города как особого бренда территории. Вклад в изучение данного аспекта темы внесли следующие российские ученые: А.И. Щербинин , А.В. Богомолов , Е.В. Сабурова и др. Авторами, в частности, рассматриваются эффективные способы выстраивания привлекательного конкурентоспособного образа университетского города как уникальной территории, обладающей возможностями для личного брендинга.
Третье направление связано с оценкой применимости понятия «университетский город» к Томску. Оно представлено такими работами, как: «Томск - университетский город: быть или казаться?» А.В. Штанаковой , «Университетские города Сибири» О.В. Колесовой и «Томск как университетский город» Д.И. Гуревича . В данных работах авторы обращаются к его историческим и количественно-качественным факторам причисления, и приходят к выводу, что Томск может считаться университетским городом, который активно развивает свой бренд.
Кроме того, историю строительства университетских комплексов и их роль в архитектурном пространстве Томска рассматривают авторы О.В. Богданова и В.Г. Залесов . В своих работах авторы сопоставляют исторические факты с градостроительными планами Томска кон. XIX - нач. XX вв., а также отмечают, что строительство университетских комплексов имело особое значение на процесс складывания уникального томского архитектурного ансамбля.
Однако вплоть до настоящего времени обобщающих работ по истории формирования Томска как университетского города, учитывающих современную специфику его идентичности, не появилось.
Научная проблема. Томск является одним из признанных образовательных центров России, в его Уставе научно-образовательный комплекс закреплен в качестве градообразующего, а также он имеет зарегистрированный товарный знак «студенческой столицы России». По количеству студентов Томская область занимает одно из первых мест в России. Позволяют ли эти критерии претендовать Томску на звание университетского города?
Объектом исследования выступает университетский город.
Предметом исследования является опыт формирования Томска как университетского города.
Целью данной работы является рассмотрение и оценка опыта формирования Томска как университетского города, а также выявление его качественных особенностей, в сравнении с опытом становления зарубежных университетских городов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть категории и понятие «университетского города» в европейском и отечественном опыте;
2) Изучить историю возникновения и развития университетов в Томске с 1880-х гг. до настоящего времени;
3) Выявить критерии Томска как «университетского города» и показать это через его идентичность.
Территориальные рамки исследования определяются территорией Томска в современных его границах.
Хронологические рамки охватывают период с момента основания первого университета в Томске - с 1880-ых годов, по настоящее время, что позволяет выявить качественные изменения в городском пространстве и в составе его населения.
Методологическая основа исследования. Выпускная квалификационная работа базируется на общенаучных (анализ, синтез, обобщение, типология) и специальных исторических методах и междисциплинарном подходе.
В выпускной квалификационной работе используется сравнительно-исторический метод для сопоставления путей формирования университетских городов в Европе и в России, а также для выявления общих и особенных их черт и критериев, в соответствии с которыми город может быть причислен к категории «университетского». Кроме того метод используется для рассмотрения особенностей состояния города Томска до появления в нем высших учебных заведений и после основания первого университета.
В числе специальных научных методов также находится историко-генетический метод, который предполагает обращение к последовательному развитию фактов и процессов при выявлении их причинно-следственных связей. Применение данного метода в работе позволило рассмотреть историю развития и формирования типа университетского города в России на опыте Томска.
Кроме этого, в исследовании применялся междисциплинарный подход, который предполагает использование опыта смежных социально-гуманитарных дисциплин, например, таких как социология, социальная психология, культурология и др. В частности в работе использовались понятия современной социологии (идентичность и идентификация, урбанизация и др.) и культурологический подход. Данный подход позволил обратиться к системе культурных ценностей Томичей, связанных с расположенными в городе университетами.
Источниковая база исследования представлена следующими типами письменных, изобразительных и вещественных источников:
К письменным источникам относятся материалы законодательства, в частности - постановление Министерства народного просвещения - «Предварительные правила народного просвещения» , обращение к которому позволило сформировать общее представление о планах Российской Империи на развитие системы образования в начале XIX в. Кроме того, в данном документе впервые была обозначена идея основания Императорского университета в Сибири.
К письменным источникам также относятся актовые материалы, приводимые для рассмотрения истории европейских университетов, представленные в форме «Грамоты Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ» и отрывка «Из привилегии короля Франции Филиппа II Августа парижским школярам» . Данные официальные постановления были опубликованы в сборнике «Документы по истории университетов Европы XII-XV вв.» . Рассмотрение указанных документов позволило выявить изменения в отношении королевской власти к образованию первых европейских университетов.
Еще одним письменным источником является уставной материал - «Устав города Томска» , необходимый для оценки соответствия Томска критериям университетского города. Данный источник позволяет выявить законодательную особенность Томска среди остальных городов России: роль научно-образовательного комплекса закреплена в качестве градообразующей. Рассматриваемый источник хранится в открытом доступе на сайте администрации г. Томска.
Для изучения истории возникновения и развития университетов в Томске в выпускной квалификационной работе также использовалась периодическая печать. С ее помощью удалось охарактеризовать борьбу просвещенной сибирской общественности за открытие первого университета в Сибири, в частности, изучить вопрос о выборе города для его размещения. Для решения этой задачи была рассмотрена статья «Пригоден ли Омск для университета?» , авторство которой, предположительно, принадлежит одному из основоположников сибирского областничества - Н.М. Ядринцеву, но опубликована работа была в сборнике статьей и речей В.М. Флоринского.
Также с использованием материалов периодической печати было осуществлено обращение к срезу мнений просвещенной сибирской общественности, по поводу значимости открываемых в Томске первых вузов, а именно использовались материалы столичного «Вестника Европы» и ряда местных газет - «Томские губернские ведомости», «Сибирская газета», «Сибирский вестник». Рассмотрение данных периодических изданий позволило выявить исключительную роль Томских вузов для развития Сибирского края, что отмечалось в статьях, посвященных открытию Томского университета и Технологического института. Иллюстрацией торжества в честь церемонии закладки первого университета также послужила статья Г.Н. Потанина, опубликованная в газете «Сибирь», изданная в коллекции «Литературное наследство Сибири» .
Наконец, были использованы источники личного происхождения - письмо Г.Н. Потанина Д.А. Клеменцу и воспоминания И.А. Малиновского. Анализ текстов позволил выявить качественные изменения в Томске после открытия в нем первых вузов, современниками которых были сами Григорий Николаевич и Иоанникий Алексеевич.
Изобразительные виды источников включают в себя открытки с изображениями Томских вузов. Одна из открыток с изображением Императорского Томского университета была выпущена издательством «Акционерное общество Гранберг в Стокгольме». Две другие были выпущены в комплекте открыток «Томск» издательства «Плакат» в Москве, 1987 г. Выпущены тиражом 450 000 экз.
Картографические источники представлены планами Томска в 1872 г. и нач. 1890¬х гг., которые позволили рассмотреть увеличившуюся застройку города после открытия первого университета. Первый проектный план был выпущен издательством книжного магазина Михайлова и Макушина и сейчас хранится в фонде Томского областного краеведческого музея (ТОКМ-10739/67).
Вещественными источниками являются архитектурные сооружения и памятники, связанные с университетскими комплексами. Так, например, изучаются здания Главного корпуса и первого студенческого общежития (ныне третий корпус) ТГУ, а также комплекс университетских клиник, который в данный момент занимает СибГМУ, Главный корпус ТПУ, которые в настоящее время имеют статус памятников федерального значения. Кроме того, рассматриваются Главные корпуса ТГПУ, ТУСУРа и ТГАСУ. Среди памятников, формирующих городскую идентичность Томска как университетского города: «Памятник Татьяне и студенчеству Томска», «Аллея геологов», памятник «Учительница первая моя», «Древо знаний», памятник «Профессорам В.М. Флоринскому и Д.И. Менделееву от благодарных сибиряков», а также памятник Г.Н. Потанину.
В соответствии с поставленной целью и задачами выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, подразделяющиеся на 2 и 3 подраздела соответственно, заключение, список использованных источников и литературы, а также перечень приложений. В первой главе вводится понятийно-категориальный аппарат исследования. При помощи привлечения краткой истории первых западных университетов выделяются категории «университетского города» в европейском опыте. Далее следует рассмотрение этого понятия в отечественной историографии, также с обращением к истории появления первого университета в России. В результате чего уточняется понятие «университетского города» и набор его критериев.
Вторая глава посвящена изучению применимости данного понятия к городу Томску. Последовательно освещаются история возникновения и развития вузов Томска (акцент делается на рассмотрении первого университета), что позволило выявить особенности идентичности города как университетского, и наконец, Томск анализируется с помощью выведенных критериев «университетского города».
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что для современного состояния общества, в котором главными факторами выступают знание и информация, важно обращаться к университетам как ключевым участникам производства, передачи и распространения знаний. В настоящее время происходит и осмысление места университетов в городском и региональном пространстве, начинают разрабатываться эффективные модели их взаимодействия. Порой между городом и университетом обнаруживается тесная взаимосвязь, что может порождать образование особых типов городов, среди которых и категория «университетских городов». Сами университетские города не являются новым феноменом, однако их специфика со временем видоизменялась, из-за чего возникает необходимость изучать их системообразующие факторы, уточнять имеющиеся типологии городов, а, возможно, и разрабатывать новые.
Рассмотрение категории «университетский город» в европейском опыте позволило выявить несколько уровней связи между университетами и городским пространством, что воплотилось в новых типах городов, опыт которых может быть полезным и для России. Так, были выделены следующие типы городов: 1) (крупный) университетский город, критерием для определения которого является расположение в городе одного или нескольких университетов; 2) классический университетский город/городок - малый или средний тип города, отличающийся высоким процентом (20-30%) студенчества среди жителей города, а также заметной долей населения занятого в образовательном секторе экономики; и 3) город-университет - подлинная идентичность которого берет начало от момента возникновения в нем первого классического университета .
Далее специфика понятия «университетского города» было рассмотрена в отечественной историографии, что позволило сделать вывод об отсутствии закрепленного понятия и набора критериев для его определения. В ходе анализа ряда существующих определений и критериев университетского города, был предложен собственный набор факторов для уточнения понятия. Наиболее значимыми критериями для идентификации города как университетского являются: доля студентов в структуре населения, роль научно-образовательного комплекса в экономике города, удельный вес профессорско- преподавательского состава образовательных организаций высшего образования в общей численности населения, а также уникальность его социокультурного пространства и причисление себя как такого типа города.
Опыт формирования Томска как университетского города был рассмотрен в контексте выведенных критериев. Он уже сейчас позиционирует себя как первый университетский город в России. Применение данного бренда может способствовать увеличению его экономической привлекательности. Основываясь на европейском опыте, университетские города, как правило, занимают лидирующие позиции по качеству жизни населения и обладают лучшей демографической ситуацией среди городов, расположенных рядом. Так, дальнейшее развитие Томска в рассматриваемом направлении окажет влияние на рост его популярности в глазах широкой общественности.
Обращаясь к истории развития Томска как университетского города, прежде всего, была проанализирована его краткая история, в частности, история формирования его вузов, что позволило установить, какую роль они занимают в городском пространстве.
Открытие первого университета имело огромное значение не только для города, но и для всего сибирского края. В то время ближайший Императорский университет находился в Казани. Так, стремясь к высшему образованию, сибиряки вынуждены были покидать свои города и отправляться в европейскую часть России, что вызывало отток интеллектуальных сил из Сибири. История Томского университета начинается еще задолго до его основания, должно было пройти 75 лет прежде, чем первый в Сибири вуз был открыт. Этот долгожданный университет имел особое значение, он задумывался как рычаг для развития всего региона, как это и произошло. Не менее важно это было для города, поскольку стимулировало развитие его инфраструктуры, расширение территории Томска и приток населения. Со временем в городе были открыты и другие вузы, что формировало Томск как важный научно-образовательный центр Сибири. Так, можно заключить, что университеты играют определяющую роль в развитии города, выполняя в нем градообразующую функцию.
Функционирование нескольких вузов в Томске не могло ни оказывать влияние на его культурную и интеллектуальную среду. Увеличение сети вузов Томска способствовало росту образовательных учреждений всех уровней образования - начального, среднего и профессионального. Гордость за университет и институты способствовала формированию особого образа города и представлений о нем у его жителей. В этой связи можно сделать вывод о начале формирования особой идентичности города. В настоящее время данная идентичность Томска как университетского города поддерживается за счет его исторических особенностей, а также целенаправленной деятельности городской и университетской администрации. Среди факторов формирования идентичности университетского Томска присутствуют архитектурные сооружения и памятники, топонимическая система, городские праздники и символика, а также мифология. Однако, несмотря на наличие инструментов формирования, на данный момент идентичность Томска как университетского города не является для него определяющей. Обращаясь к европейскому опыту развития университетских городов, можно выделить один из эффективных инструментов формирования идентичности города, который будет полезным для Томска - увековечивание имен выдающихся профессоров и известных выпускников (улицы, мероприятия, корпуса и памятники названия известных людей, связанных с университетом). Стратегия «имена как визитная карточка университетов» поспособствует формированию его уникального образа (бренда) города.
Перенесение выведенного в первой главе набора критериев университетского города на опыт формирования Томска позволяет заключить, что он выполняет большую часть всех необходимых требований, а значит, может обоснованно заявлять о своей исключительности в масштабе страны. Отличием Томска от классических европейских университетских городов (малого или среднего типа) является его полумиллионный состав населения. Данная особенность Томска открывает перед ним возможности для формирования уникальной модели развития университетского города.
1. Предварительные правила народного просвещения // Сборник постановлений по МНП. - СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1864. - Т. 1. - Стлб. 15-21.2. Грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ (1158) // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Учеб. пособие / Вступ. статья, пер. и прим. Г. И. Липатниковой. - Воронеж, 1973. - С. 33-34.
3. Из привилегии короля Франции Филиппа II Августа парижским школярам (1200) // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Учеб. пособие / Вступ. статья, пер. и прим. Г. И. Липатниковой. - Воронеж, 1973. - С. 35.
4. Устав Города Томска [Электронный ресурс] // Дума Города Томска.
Официальный сайт. - Электрон. дан. - Томск, 2021. - URL:
https://duma70.ru/ustav_goroda_tomska (дата обращения: 06.06.2023).
5. Возникновение в г. Томске воскресных школ // Сибирский вестник. - Томск, 1894. - № 125.
6. Первый Сибирский университет // Вестник Европы. - 1879. - № 11. - С. 58¬92.
7. Потанин Г.Н. [О торжествах при закладке Сибирского университета в Томске]. Письмо в газету «Сибирь» // Литературное наследство Сибири. - Новосибирск, 1986. - Т. 7. - С. 238-241.
8. Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни. - Томск, 1900. - № 267 (6 декабря).
9. Томск 26 Августа 1880 года // Томские губернские ведомости. - Томск, 1880. - № 34.
10. Томск, 22 июля 1888 г. // Сибирская газета. - Томск, 1888. - № 55.
11. Флоринский В.М. Пригоден ли Омск для университета? // Статьи и речи Василия Марковича Флоринского: с портретом и факсимиле / Изд. по смерти авт. М.Л. Флоринской. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1903. - С. 90-96.
Источники личного происхождения
12. Малиновский И.А. Маруся и дети. Воспоминания. // Императорский Томский университет в воспоминаниях современников / сост.: С. Ф. Фоминых [и др.]. - Томск : Издательство Томского университета, 2014. - С. 286-341.
13. Потанин Г.Н. Д.А. Клеменцу, 16 ноября 1902 г. Томск // Письма Г.Н. Потанина : в 5 т. - Иркутск, 1992. - Т. 5. - С. 60-61.
Изобразительные источники
14. Комплект открыток «Томск». - Москва: Издательство «Плакат», 1987. - Изд. № 10211992.
15. Открытка «Императорский Томский университет». // Томск_Потанин: экскурсионный маршрут / Н.М. Дмитриенко, И.А. Голев. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2020. - С. 105... 107