ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ
МАГАЗИНА МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ PREMIER V, (Г. ТОМСК) 7
1.1. Понятие «потребительское поведение» 7
1.2. Магазин мужской одежды Premier V: характеристика и проблемы продвижения 23
1.3. Анализ целевой аудитории магазина мужской одежды Premier V 29
1.4. Конкурентный анализ магазина мужской одежды Premier V 32
1.5. Концепция стратегии продвижения магазина мужской одежды Premier V 36
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ
ПРОДВИЖЕНИЯ МАГАЗИНА МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ PREMIER V, (Г. ТОМСК) 38
2.1. Определение целей и целевых аудиторий стратегии продвижения магазина мужской одежды
Premier V 38
2.2. Выявление каналов и средств реализации стратегии продвижения магазина Premier V на
различные группы целевой аудитории (женщины) 42
ГЛАВА 3. Отчет о реализации проекта 46
3.1. Предполагаемые критерии эффективности стратегии продвижения магазина мужской
одежды Premier V 46
3.2. Рекомендации по применению стратегии продвижения магазина мужской одежды Premier
V, ориентированной на женскую целевую аудиторию 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Согласно данным исследования Fashion Consulting Group (FCG) объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в стране составил в 2018 году 2,36 трлн руб.
Согласно данным MarketLine, в 2017 г. объем сегмента мужской одежды в мире составляет 442,6 млн долл. и продолжает развиваться быстрыми темпами. Этому способствует изменение гендерных ролей, а также глобальная цифровизация, способствующая быстрому распространению информации.
Несмотря на эти данные, мужчины - консерваторы поколения X и Y в большей степени приобретают одежду редко, и предпочитают придерживаться одного стиля и бренда.
По данным анализа рынка одежды, проведенного в 2019 году Р. Варламовым, специалистом в области маркетинга: «Мужчины менее восприимчивы к моде и новым вещам, продолжают проявлять практичность во время смены гардероба. На их долю приходится лишь 20-25 процентов всего потребления».
Агентство DISCOVERY Research Group провело исследование, в котором выяснили, что в среднем каждый мужчина тратит на одежду в два раза меньше, чем женщина, и в четыре раза меньше, чем подросток, независимо от пола. А также PBK.research своем исследовании «Российского рынка мужской одежды 2014» говорит о том, что огромное влияние на процесс покупки мужской одежды оказывает женщина.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что рынок мужской одежды менее популярен рынка женской одежды, и тем самым мужское покупательское поведение мало изучено. И магазины мужской одежды, которые на рынке уже много лет и имеют уже устоявшую клиентскую базу, которая состоит из людей - консерваторов поколения X и Y, где мужчины полагаются при покупке одежды на женщин, должны нацеливать свое продвижение на женскую целевую аудиторию. И таким образом, актуальностью данной работы является разработка стратегии продвижения мужского магазина при работе с женской целевой аудиторией.
В условиях роста конкуренции процесс производства одежды рассматривается как процесс удовлетворения потребностей и интересов потребителей.
Тем самым, важным аспектом маркетинга становится учет специфики, которая приводит к повышению эффективности управленческих воздействий в выборе маркетинговой стратегии в целом.
Исследование мотивации и поведения потребителей является одним из важных аспектов маркетинга. Знание своего потребителя приобретает постепенную важность в современном мире и главной заботой предпринимателей и маркетологов на данный момент является найти наиболее эффективные стратегии влияния на это поведение.
Магазин мужской одежды Premier V на рынке города Томска существует с 2001 года, и в 2019 году открылся еще один филиал. Несмотря на это у магазина до сих пор нет четкой стратегии продвижения.
Проблема, на решение которой направлена данная работа, заключается в том, что специфика продвижения мужской одежды мало изучена с точки зрения целевой аудитории и потребителя, что не позволяет определить эффективные способы продвижения данной категории товара.
Объектом данной работы является продвижение магазина мужской одежды.
Предметом является продвижение мужского магазина одежды с учетом женской целевой аудиторий (на примере мужского магазина одежды Premier V).
Целью работы является разработка стратегии продвижения магазина мужской одежды, ориентированной на женскую целевую аудиторию (на примере мужского магазина одежды Premier V, г. Томск).
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть подходы к определению понятия потребительское поведение, отличительные особенности покупательского поведения женщин и описать актуальные подходы к понятию продвижение;
2) Проанализировать характеристику магазина мужской одежды Premier V как базисного субъекта и выявить проблемы его продвижения;
3) Провести анализ целевой аудитории, конкурентный анализ и SWOT - анализ магазина мужской одежды Premier V в г. Томске;
4) Рассмотреть концепцию стратегии продвижения магазина мужской одежды Premier V;
5) Определить цели и целевые аудитории стратегии продвижения магазина мужской одежды Premier V;
6) Выявить каналы и средства реализации стратегии продвижения магазина Premier V на различные группы целевой аудитории (женщины);
7) Выделить предполагаемые критерии эффективности стратегии продвижения магазина мужской одежды Premier V и дать рекомендации по его дальнейшему продвижению магазина в рамках предложенной стратегии.
Теоретической базой для написания выпускной квалификационной работы стала работа специалистов в области маркетинга Р. Блэкуэлла, П. Миниарда, Дж. Энджела «Поведение потребителей», которые дали определение понятию потребительское поведение, описали - какие этапы в него включены, какие возможны методологические подходы. Также оказалась полезной работа российского исследователя И.В. Алешиной, которая рассказала о последовательности принятия решения о покупке. Исследователи Л. Шиффман, А. О'Касс, А. Паладино, Д. Карлсон в работе «Consumer Behaviour» («Потребительское поведение») выделили три роли отдельных лиц, которые как часть процессов связаны с поведением потребителей.
Понятие «продвижение» рассмотрено на основе работы американского экономиста и маркетолога Ф. Котлера «Основы маркетинга», который дал определение термину «продвижение», предложил теорию 4P. Также в этом ключе оказались полезными работы M. Л. Калужского, В.Е. Ланкина.
Источниками современной и актуальной информации по теме послужили интернет- статьи таких авторов как А.В. Коротков, Л. Калужский, И. Кузьменков, Г. Дэвис и Б. Риго.
В настоящей выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы:
Общенаучные методы: анализ интернет-ресуров и специально-научной
литературы; обобщение.
Эмпирические методы: анкетирование (опрос покупателей магазина мужской одежды «Premier V», с целью выявления целевой аудитории и их предпочтений); конкурентный анализ (для выявления основных конкурентов и их преимуществ); SWOT- анализ (для выявления сильных и слабых сторон магазина мужской одежды «Premier V»).
Практическая значимость данной работы заключается в разработке стратегии продвижения существующего магазина мужской одежды. Данные рекомендации могут быть использованы на практике в процессе продвижения магазина мужской одежды «Premier V». Предложенная стратегия также может быть перенесена на опыт других магазинов мужской одежды, поскольку для них также важно разделять покупателей и потребителей, учитывать в стратегии продвижения работу с женской целевой аудиторией.
Конечным продуктом данной выпускной работы будет стратегия продвижения магазина мужской одежды, ориентированного на женскую целевую аудиторию, а также рекомендации.
Критериями оценки эффективности могут служить увеличение реальных и потенциальных клиентов, увеличение объема продаж и узнаваемости магазина, рост подписчиков в социальной сети.
Выпускная квалификационная работа имеет структуру проектного типа и состоит из введения, концепции проекта, механизма реализации проекта, в котором описаны этапы реализации проекта и отчета о реализации проекта, в котором даются рекомендации по дальнейшему продвижению, также заключение и приложений.
Удержание конкурентной позиции в современном мире становится возможным при условии наиболее тесного взаимодействия с потребителем. Одной из основных проблем, возникающих при ведении бизнеса, является проблема, заключающаяся в недооценке важности изучения потребителя как личности и его покупательского поведения.
Но что делать организациям, у которых потребитель и покупатель - разные люди, как например, в бизнесе мужской одежды.
В большинстве статей и книг по поведению покупателей описываются женщины. Это понятно, ведь во всем мире именно женщины обеспечивают большую часть потребительских расходов. Даже мужскую одежду женщины покупают чаще, чем сами мужчины. Для России все усиливается тем фактом, что количество женщин превышает количество мужчин. Всего на начало 2020 года в России проживали 68,1 млн мужчин и 78,6 млн женщин.
Данный диплом посвящен разработке стратегии продвижения магазина мужской одежды с ориентацией на женскую целевую аудиторию (на примере мужского магазина одежды Premier V).
Магазин мужской одежды «Premier V» на рынке города Томска существует с 2001 года, и на данный момент открыто три магазина. По большей части магазин специализируется на одежде в деловом стиле, но также присутствует одежда и в повседневном стиле. Магазин работает с поставщиками из России, Турции и Китая.
Цель диплома была разработка стратегии продвижения магазина мужской одежды с ориентацией на женскую целевую аудиторию (на примере мужского магазина одежды Premier V).
Для достижения цели были поставлены задачи, которые по итогу были достигнуты.
В первой части работы были использованы общенаучные методы - это анализ интернет источников и специальной научной литературы, таких исследователей как И.В. Алешина, Ф. Котлер, M. Л. Калужский, В.Е. Ланкин и Д.Траут., тем самым было изучено несколько подходов к определению термина потребительское поведение, и в итоге обобщено в одно. «Потребительское поведение - это изучение потребителей и действий, которые они используют для выбора, использования (потребления) и утилизации продуктов и услуг, включая эмоциональные, психические и поведенческие реакции потребителей».
Также были рассмотрены отличительные особенности покупательского поведения женщин, и описаны актуальные подходы к понятию продвижение. И был сделан общий вывод что: «Продвижение - это комплекс маркетинговых средств, по обеспечению создания благоприятного образа товара или услуги. Целью, которого является увеличение узнаваемости бренда, повышение потребительского спроса, поддержание коммуникации, а также создание и поддержание благоприятного отношения к компании».
Важнейшими функциями продвижения являются:
1. Информирование о продукте - рассказывать потребителю о продукте, о его уникальных свойствах и качествах
2. Создание имиджа продукта или компании - создать запоминающийся образ в умах потребителей
3. Поддержание популярности продукта или компании - напоминать аудитории о продукте и его важности для потребителя
4. Коммуникация с целевой аудиторией
5. Склонение покупателей к покупке продукта.
Конечная цель продвижения - это покупка товара покупателем.
Затем была проанализирована характеристика магазина мужской одежды «Premier V», и выявлены основные проблемы продвижения магазина.
В первой части работы использовались и эмпирические методы. Был проведен анализ целевой аудитории с помощью опроса покупателей, в ходе которого была выявлена целевая аудитория магазина и ее предпочтения, в данном случае это женщины в возрасте от 30 до 60 лет, с ежемесячным доходом от 20.000 - 40.000 рублей, которые покупают одежду для мужского пола.
Затем был проведен конкурентный анализ, в котором были выявлены основные преимущества магазина, такие как низкие цены, наличие 3-х магазинов в разных районах и наличие бренда одежды Lexmer, которые представлен только в двух других магазинах города, но по ценам гораздо выше.
Из swot-анализа были выявлены сильные и слабые стороны магазина. К сильным сторонам относится то, что у магазина большой выбор ассортимента, низкие цены, прямое сотрудничество с брендами, а также преимущество в торговом центре, где магазин единственный предоставляет мужскую одежду. К слабым сторонам относится: месторасположение магазина в не популярном торговом центре, мало освещения магазина в районе его нахождения, отсутствие рекламы, отсутствие официальный сайт, где люди могли бы ознакомиться с ассортиментом и ценами, а также возможно осуществить заказ, но это также является и возможностью для его создания. Еще к возможностям можно отнести открытие магазинов в ближайших городах: Новосибирск, Кемерово; выход магазина на всероссийский рынок с помощью различных интернет - площадок, например интернет - магазин Wildberries - руководство магазина уже начали заниматься данной возможностью. Возможностью является и переезд в большой и более проходимый торговый центр. В связи с ситуацией пандемии, в том числе в России, угрозы связаны со снижением зарплат у покупателей, потерей работы, за счет чего происходит снижение спроса на товары и покупательской способности, что в дальнейшем может привести к кризису магазина и к полному его закрытию.
Во второй части работы были выявлены цели и целевые аудитории стратегии продвижения магазина. А именно, поставлены цели стратегии продвижения и проведено сегментирование целевой аудитории на группы по демографическому признаку. Тем самым были выявлены 3 группы, на которые было направлено разные маркетинговые стратегии продвижения. Основным каналом была выбрана реклама, так как с помощью нее можно эффективно нацелиться на несколько целевых аудиторий.
Для первой группы, которая состоит из мам и жен в возрасте от 30 до 45 лет, которые имеют активную жизненную позицию, и являются работающими, будет предложена наружная реклама, а именно баннер и печатная реклама - листовки.
Также, в первую группу целевой аудитории могут относиться мамы и жены от 30 до 45 лет, которые имеют автомобиль, и являются водителями. Им будет предложена реклама на радио - «Радио Дача».
Ко второй группе относятся мамы мужчин или бабушки от 50 лет, которые в большинстве случаев являются пенсионерами и домохозяйками, для них будет предложена реклама на телевидении, на канале «Домашний».
Для третьей группы целевой аудитории, которая составляет платёжеспособную молодежь - женщины от 18 до 30 лет, будет предложено продвижение в социальной сети Instagram.
В третьей части были предложены возможные критерии проведения эффективности стратегии продвижения, а также даны рекомендации по продвижению магазина мужской одежды Premier V с применением стратегии, ориентированной на женскую целевую аудиторию.
Таким образом, поставленная цель - разработка стратегии продвижения магазина мужской одежды с ориентацией на женскую целевую аудиторию (на примере мужского магазина одежды Premier V)» - была достигнута.
1) Алёшина И.В. «Поведение потребителей». Москва. 2006, - 525с.
2) Блэкуэлл Р., Миниард п., Энджел Дж. «Поведение потребителей» 10 изд. Москва. 2007, - 911с.
3) Гафарова Д.А. Тенденции российского рынка мужской и женской одежды. Торгово - экономический журнал, том 4, номер 1, 2017, - 12с.
4) Коротков А.В. НУЖДА, ЖЕЛАНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА. Статистика и Экономика. 2015, - 6с.
5) Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. — М., 1990, - 647с.
6) Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. Питер, 2018, - 787с.
7) Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Юнити-Дана, 2007, - 1063 с.
8) Ланкин В.Е. Маркетинг. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Таганрог: ТРТУ, 2006, - 241с.
9) Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учеб.пособии / А.В.Лукина. - 2-е изд., доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017, - 239с.
10) Davis H.L., Rigaux B.P. Perception of marital roles in decision process. Journal of Consume Research, no 1, 1974, pp/ 51-62
11) Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy Vol 8 No 1 January 2017, - 115с.
12) Schiffman L., O'Cass A., Paladino A., Carlson J. Consumer Behaviour/ Paperback - 2007, - 728с.
13) Taylor S/ The Fall: The Insanity of the Ego in Human History and the Dawning of A New Era Paperback - September 8, 2005, - 352с.
14) Клиенты, потребители и покупатели: в чем разница? [Электронный ресурс] // URL: https://www.greenbook.org/marketing-research/Customers-Consumers-Shoppers-Whats- The-Difference-1021617 (Дата обращения: 11.01.20)
15) Consumer vs. Shopper - Who is the real target? [Электронный ресурс] // URL: http://www.garrisongroup.eu/2015/12/14/consumer-vs-shopper-real-target/ (Дата обращения: 11.01.20)
..61