ГЛАВА 1. ДИСКУРСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ США И ИЗРАИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ 9
1.1. ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.2. МЕДИАДИСКУРС КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ДИСКУРСА 10
1.3. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК СУБДИСКУРС МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА 11
1.4. ИДЕОЛОГЕМЫ, МИФОЛОГЕМЫ, ДИСКУРСИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК МЕХАНИЗМЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА 13
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ США И ИЗРАИЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ 19
2.1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О США И ИЗРАИЛЕ В РОССИЙСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛАХ 19
2.1.1. Стереотипы как механизм моделирования представлений о стране в глянцевых журналах. . 19
2.1.2. Мифологемы «Американская мечта» и «Еврейское счастье» как способ моделирования
дискурсивной картины мира в современных российских СМИ 22
2.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О США И ИЗРАИЛЕ В РОССИЙСКИХ ГАЗЕТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТНОГО ПОДКОРПУСА НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА) 27
2.2.1 Моделирование образа Израиля в газетном субдискурсе 27
2.2.2. Моделирование образа США в газетном субдискурсе 29
2.2.3. Корреляция понятий Израильтянин и Еврей в газетном субдискурсе 32
2.3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О США И ИЗРАИЛЕ В РОССИЙСКИХ СМИ (НА
МАТЕРИАЛЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА) 35
2.4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О США И ИЗРАИЛЕ В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ
ФИЛЬМАХ В. ПОЗНЕРА «ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ» И «ОДНОЭТАЖНАЯ АМЕРИКА» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
В современном обществе участники медиадискурса получают из СМИ информацию, которая порождает стереотипы, обусловленные социально- историческим и культурным контекстом.
Внимание к США и Израилю обусловлено политическими, идеологическими и социокультурными событиями, которые особым образом формируют картину мира современного участника медийного дискурса.
Так, представления о российско-американских взаимоотношениях складываются под влиянием медиа, так как при современном состоянии экономики в России основным каналом передачи и получения информации о стране за океаном являются СМИ.
В то же время именно Израиль и США в советское время были местами эмиграции интеллигенции, представителей культуры и искусства. Всё это привело к тому, что сложившиеся в советскую эпоху мифы особым образом трансформировались в картине мира современного носителя языка.
Актуальность настоящего исследования обусловлена обращением к текстам СМИ как к документам, фиксирующим трансформации советских мифов и зарождение новых стереотипов, идеологем и мифологем, которые выстраивают картину мира современных участников медиадискурса.
Тексты СМИ являются одной из самых распространенных форм существования языка. В современном мире СМИ не только формируют культурные ценности, но также являются средством манипулирования. Посредством разнообразных каналов СМИ (радио, телевидения, книг, глянцевых журналов и т.д.) формируются фрагменты дискурсивной картины мира участника коммуникации, определяющие его восприятие мира в целом. Таким образом, «СМИ, с одной стороны черпают образы из уже существующих стереотипов, - с другой, последние подкрепляются, создаются и распространяются средствами массовой информации». [Павелкина, 2014].
В современной лингвистике активно изучаются вопросы, связанные с моделированием образов разных стран в сознании носителя языка. Так, образ США описан в работах Баргхорна, 2008; Кожиной, 2013; Лобановой, 2015; Ситниковой, 2007; Томовой, 2014; Угловой, Алеевой, Беляевой, 2017 и др. Приемы языкового моделирования образа Израиля описаны в работах Зиятдиновой, 2015; Коника, 2010 и др. В современных условиях
глобализации стереотипизация выступает как инструмент социальной перцепции, дифференцируя поступающую информацию. Проблема дискурсивных стереотипов активно изучается в российской лингвистике (Коптякова, 2016; Моисеев, 2015; Некрасова, 2009; Орлова, 2011; Смирнова, 2011 и др.). Следует отметить, что в этих работах авторы рассматривают собственно языковые приемы и стратегии моделирования образов стран, прежде всего, в культурологическом и страноведческом аспектах. В настоящем исследовании в качестве дискурсивных механизмов моделирования представлений о США и Израиле рассматриваются мифологемы, идеологемы, стереотипы и языковые средства их воплощения, что обусловливает научную новизну работы.
Целью настоящего исследования является описание дискурсивных механизмов моделирования образов США и Израиля в современных российских СМИ.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить дискурсивные механизмы моделирования образа США и Израиля в современной российском медиадискурсе;
2) Описать стереотипы, моделирующие образы США и Израиле в современном российском медиадискурсе;
3) Охарактеризовать идеологемы и мифологемы как дискурсивные механизмы моделирования образов США и Израиля в современных российских СМИ;
4) Охарактеризовать фрагмент дискурсивной картины мира, связанный с образами США и Израиля (по материалам ассоциативного эксперимента).
Материалом для исследования послужили тексты об Израиле и США, представленные в глянцевых журналах «Лиза», «Cosmopolitan», «Hello!», «MarieClaire», «Vogue», «Вокруг Света», «В мире науки», «Наука и жизнь», «National Geografic», «Discovery», в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языкаа также серии документальных фильмов Владимира Познера «Одноэтажная Америка» и «Еврейское счастье».
Объектом исследования являются медийная репрезентация представлений о США и Израиле в современных российских СМИ.
Предметом исследования являются дискурсивные механизмы моделирования образов США и Израиле в современном российском медиадискурсе.
Гипотеза исследования. СМИ формируют представления о стране у среднестатистического носителя языка. Отдельные фрагменты образа той или иной страны переходят в разряд дискурсивных стереотипов, идеологем и мифологем, функционирующих как в сознании носителей языка, так и в масс-медийных текстах. Эти стереотипы формируют отношение к стране и её представителям на современном этапе развития общества.
Основным методом исследования является дискурсивный анализ, позволяющий соотнести языковые факты с детерминирующими их экстралингвистическими факторами. Выявление ценностного фрагмента дискурсивной картины мира предполагает обращение к лингвокогнитивному методу.
Структура работы. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении выдвигается гипотеза исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы.
В первой - теоретической - главе рассматривается комплекс вопросов, связанных с содержанием понятия дискурс, субдискурс, медиадискурс, дискурсивная картина мира, стереотип, идеологема, мифологема.
Вторая глава посвящена описанию механизмов моделирования представления о США и Израиле в текстах медиадискурса.
В заключении подводится общий итог проделанной работы.
Моделирование образа страны в современном медиадискурсе осуществляется с опорой на систему стереотипов, которая складывается в обществе на определенном этапе его развития. При этом именно в медиа формируются стереотипы о странах, которые влияют на восприятие не только государства, но и его представителей в современном обществе.
Огромное значение на формирование картины мира современного человека оказывают дискурсивные стереотипы, задающие не только вектор восприятия медийных текстов, но и формирующие коммуникативные и когнитивные сценарии в сознании участника дискурса масс-медиа. Так, в сознание носителя русской культуры на протяжении XX века складываются стереотипы о Израиле и США, которые базируются на мифологемах и идеологемах. Так, с разрушением СССР базовые идеологемы теряют свою актуальность, образовавшееся ментальное пространство не успевают занять новые идеологемы, и на их место приходят мифы. Миф структурирует картину мира и воздействует на сознание современного участника массовой коммуникации.
Именно идеологемы, мифологемы и стереотипы являются ключевыми механизмами, моделирующими образы США и Израиля в современных СМИ.
Представление о стране определяются существующими на конкретном этапе развития общества идеологемами и мифологемами. Отсутствие или дефицит информации порождает мифы. Многие мифологемы современного медиадискурса порождены в советское время. Так, мифологема «Американская мечта» появилась в результате разрушения идеологемы «Америка - враг» и в настоящий момент формирует образ Америки, как страны, где сбываются мечты.
Мифологема «Еврейское счастье» также является наследием советской эпохи. В настоящее время она актуализируется в двух противоположных контекстах: счастье и невезение. Таким образом, сознании носителя языка складывается неоднозначный образ Израиля - страны евреев, которые несчастны и счастливы в равной степени.
С целью выявления дискурсивных механизмов моделирования представлений о США и Израиле проанализированы тексты, репрезентирующие разные каналы СМИ - глянцевые журналы, газеты, документальные телевизионные фильмы. Эти каналы различаются по таким параметрам, как целевая аудитория, вторичная функция, канал передачи информации, языковое выражение.
В глянцевых журналах представления о США и Израиле актуализируют стереотипы, отражающие культурно-исторические
особенности. При этом развлекательный формат журнала определяет минимальное количество негативных коннотация.
В газетном субдискурсе образ Израиля и США определяется контекстами употребления ключевых слов - Израиль, Америка, израильтянин, еврей, американец, американская мечта, еврейское счастье и т.д.
И научно-популярные, и глянцевые журналы репрезентируют Америку, как страну, где можно добиться успеха и воплотить в жизнь самую фантастическую мечту (стать принцессой, как Меган Маркл, или президентом, как Барак Обама). В журналах формируется образ Америки как страны с высоким уровнем толерантности и свободы самовыражения, имеющую развитую киноиндустрию, родоначальницу комиксов и моды и стиля.
Формирование образа Израиля происходит с опорой на политические и культурно-исторические стереотипы. В журналах формируется образ Израиля как военизированного государства, находящегося в сложных политических отношениях с Палестиной, где даже девушки служат в армии, но в то же время как страны, привлекательной для туристов достопримечательностями, климатом и уровнем медицины.
В газетном субдискурсе образ Израиля репрезентирован в контекстах, связанных с репатриацией, внутренней и внешней политикой, военными действиями, возможностями, которых не в других странах, медициной, туризмом.
Представления о США определяются такими контекстами, как главный игрок, влияние, сверхдержава, искусственно созданная нация, оружие, консервативность, американская мечта, санкции.
Образ еврея в газетном субдискурсе связывается с ущемлением прав, чувством вины за все. Ему приписываются такие оценки, как жадный, хитрый, экономичный, которые негативно оцениваются в русской культуре.
При этом образ израильтянина в рассмотренных контекстах определяется только принадлежностью к государству Израиль и не имеет ярко выраженной оценочности.
Проведение ассоциативного эксперимента позволило установить, какие из стереотипов, репрезентированных в медийном дискурсе, актуализируется во фрагменте дискурсивной картины мира реципиентов. Так, большая часть ассоциаций со словом Израиль связана с символикой государства, климатом, медициной, религией. При этом участники ассоциативного эксперимента отождествляют израильтянина и еврея, приписывая последним отрицательные характеристики. Типичный израильтянин - еврей-иудей. Большая часть ассоциаций на стимул еврей связана с внешностью - пейсы, борода, и оценочными характеристиками - трудолюбивый, жадный и т.д.
Образ США ассоциируется в сознании носителей языка с киноиндустрией, политическими лидерами (Обама, Трамп), санкциями, оружием, агрессией, фаст-фудом. Большая часть оценочных ассоциация связана с лексемой толстый.
Таким образом, в сознании реципиентов укоренено большее количество стереотипов о США и Израиле, чем обнаружено в текстах СМИ.
Документальные фильмы «Одноэтажная Америка» и «Еврейское счастье» так же репрезентирует нам систему стереотипов, 60
актуализированных, с одной стороны, агентами дискурса, так как документальный фильм является жанром СМИ, и отдельными личностями, с другой стороны, так как ведущие фильма И. Ургант и В. Познер также являются трансляторами собственного жизненного опыта и системы ценностей, что позволяет говорить о элементах личностно-ориентированного дискурса.
Фильмы построены на приеме контраста, который подчеркивают разные коммуникативные модели поведения ведущих. При этом, и И. Ургант, и В. Познер являются евреями по отцовской линии, но в поведение И. Урганта доминирует стратегия самоидентификации, а в поведении В. Познера - стратегия отрицания. Таким образом, Израиль в фильме «Еврейское счастье» актуализирует большую часть стереотипов, характерных и для других видов медиадискурса.
Образ США в фильме «Одеоэтажная Америка» актуализирует такие стереотипы, как мечта, достигнутая упорным трудом, страна мигрантов, свобода, оружие, Голливуд, толерантность, что также отражает выявленную ранее систему стереотипов.
1. Артамонова Ю.Д. Тексты СМИ в современной культуре: опыт философского анализа / Ю.Д. Артомонова [и др.] // Язык средств массовой информации: Учеб.пособие для вузов. М.: Академический Проект; Альма Матер. 2008. С. 248 - 264.
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс//Лингвистический
энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136 - 137.
3. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык средств массовой информации: Учеб.пособие для вузов. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 6 - 25
4. Говорунова Людмила Юрьевна Отзыв туриста как новый речевой жанр туристического интернет-дискурса // Вестник ЧелГУ. 2013. №1 (292) С.198-203.
5. Гончаренко Марк Васильевич. "О значении мифологемы в процессе объективации реальности в концепции Э. Кассирера" Вестник Томского государственного университета, no. 380, 2014, pp. 57-61.
6. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента, М.-Харьков: Ра-Каравелла, 2001. - 320с
7. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык средств массовой информации. М., 2008. С. 71-86.
8. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный
подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.
9. Едошина И. А.. "Миф, мифологема, мифема в контексте деятельностного подхода к феноменам культуры" Вестник Вятского государственного университета, vol. 1, no. 3, 2009, pp. 79-81.
10. Ерёмин Виталий Валерьевич. "Роль стереотипов в межкультурных конфликтах" Вестник Кемеровского государственного университета, no. 2-3 (62), 2015, pp. 43-46.
11. Жерновая Оксана Романовна. "Этнокультурные стереотипы как отражение меняющейся культурной и политической действительности общества" Политическая лингвистика, no. 2, 2010, pp. 109-113.
12. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. С.3 - 16
13. Карасик В.И. О категориях дискурса / В.И. Карасик [и др.] // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. трудов. Волгоград - Саратов: Перемена, 1998. С.185 - 197
14. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик [и др.] // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена. 2000. С.5 - 20
15. Карасик В. И. Языковая личность : институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. - Волгоград, 2000. - С. 5-2...52