АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава I. Политика руководства провинции Гуандун в области образования, науки и технологий 12
1.1 Статистика в сфере образования 12
1.2 Решения национального правительства в 13-ом пятилетнем плане и
выполнение плана на примере провинции Гуандун (2016-2020г.) 12
1.3 Решения национального правительства и правительства провинции
Гуандун в 14-ый пятилетний план(2021-2025) 15
1.4 Образовательный и инновационный центр провинции Гуандун 17
Глава II. Шеньчжень, этапы развития 20
2.1 Первый этап развития Шеньчженя 20
2.2 Второй этап развития Шеньчженя 24
2.3 Третий этап развития Шеньчженя 25
2.4 Четвертый этап развития Шеньчженя 27
2.5 Подведение итогов развития г. Шеньчжень 31
Глава III. Интеграционные процессы в районе «Большого залива» 33
3.1 Что представляет собой FTZ? 33
3.2 Специализация зон в FTZ 33
3.3 Меры, предпринимаемые правительством для развития FTZ 34
3.4 Перспективы развития в FTZ 35
3.5 Что представляет собой проект «Большой залив»? 37
3.6 Планы инновационного развития региона Большого залива 39
Глава IV. Технологические корпорации Шеньчженя 43
4.1 История компании Huawei 43
4.2 История компании ZTE 45
Заключение 48
Актуальность темы исследования. В XXI веке происходят изменения в системе международных отношений, в мире появляются новые значимые акторы МО, один из них - это Китай.
С начала политики реформ и открытости Китай занимал роль «мировой мастерской», привлекая международные компании со всего мира. При этом страна показывала очень высокий рост ВВП, доходивший до пиковых значений в 14.255% годовых в 1992 году и 14.231% в 2007 году, однако, с 2010 года темпы роста замедлились и начали свое падение с 10.636% годовых до 5.95% в 2019 году. В этих условиях правительство Китая решило сделать ставку на научно-технические инновации, как основу роста экономики. По словам Си Цзиньпина «инновации всегда были главной движущей силой развития Китая, страна будет стремиться построить инновационную систему, объединяющую науку и технологии, образование, промышленность и финансовый сектор, и модернизировать промышленные цепочки» , помимо этого Китай будет внедрять научно-технические инновации для создания новых движущих сил развития.
В виду изменения вектора развития Китая в сторону наукоемкого производства, США, как традиционный лидер в этой области , начал сдерживание научно-технического потенциала КНР. Ярким примером этого противостояния служит арест финансового директора главной технологической корпорации Huawei в Канаде по запросу судебных органов США. Также, США ужесточили контроль за экспортом технологий, сократив кол-во выдаваемых лицензий как в КНР, так и в Гонконг. Противостояние в научно- технологической сфере началось еще в 2015 году, а в 2016 приобрела обвальный характер. В ответ на эти действия, правительство КНР ввело экспортные лицензии на ключевые технологии, в которые входят дроны и искусственный интеллект . Причиной обеспокоенности США является возможность утраты лидерской позиции в мире и ослабление позиций высокотехнологичных отраслей при усилении позиций Китая.
Объект исследования - провинция Гуандун в период с 1972-2020 гг. Этот период был выбран, т.к. в этот период шло активное развития г. Шеньчженя.
Предмет исследования - политика властей КНР в области инноваций и история развития инновационного центра г. Шеньчжень.
Цель работы - выявление элементов процесса формирования инновационных центров и осуществления инновационной политики на примере провинции Гуандун, КНР.
Задачи работы:
1. Обзор проводимой политики КНР в области инноваций.
2. Анализ уже проделанной работы китайским правительством.
3. Обзор истории развития г. Шеньчжень.
4. Анализ развития г. Шеньчжень.
5. Обзор китайских технологических корпораций.
Хронологические рамки исследования - 1972-2020 гг. В этот период происходило активное становление г. Шеньчженя как инновационного центра.
Территориальные рамки исследования - Китайская Народная Республика, особое внимание уделяется провинции Гуандун, г. Шеньчжень.
Методы и исследовательские подходы: при проведении исследования применялись общенаучные методы - дедукция, индукция, анализ, синтез, сравнение, системный анализ.
Источниковая база исследования: основой источниковой базой исследования стали материалы, взятые в интернете, с официальных государственных сайтов, статьи из китайских, англоязычных и российских периодических изданий, а также публикация, посвященная развитию города Шеньчжень, а именно:
1. Официальные государственные сайты правительства КНР и Гонконга - “Guangdong Pilot Free Trade Zone”, “National bureau of statistics of China ”, “National Development and reform commission ”, “Department of science and technology of Guangdong province”, “Shenzhen government”, “China (Guangdong) Pilot Free Trade Zone, Qianhai & Shekou Area of Shenzhen”, “Greater Bay Area”, “Embassy of the People’s Republic of China in Ireland”, “Greater Bay Area Hong Kong”, “China (Guangdong) Pilot Free Trade Zone”, “Guangdong-Hong Kong-Makao Greater Bay Area ”.
“Guangdong Pilot Free Trade Zone”- официальный сайт свободной торговой зоны в провинции Гуандун, КНР. На сайте имеется информация о торговой зоне, новостях, связанных с ней, о событиях, происходящих там и документы, связанные с торговой зоной.
“National bureau of statistics of China”- официальный сайт национального бюро статистики Китая, на нем публикуется официальная статистика по всем провинциям Китая и стране.
“National Development and reform commission”- официальный сайт национальной комиссии развития и реформ Китая, на нем публикуются государственные новости, Китая и документы, связанные с планами развития КНР.
“Department of science and technology of Guangdong provinces- официальный сайт департамента науки и технологий провинции Гуандун. На нем публикуются новости, связанные с научно-техническим развитием провинции и документы, связанные с научно-техническим развитием провинции.
“Shenzhen government” - официальный сайт правительства г.
Шеньчжень, на нем публикуются новости, имеется история развития города, статистика и документы, связанные с политикой, проводимой в городе.
“China (Guangdong) Pilot Free Trade Zone, Qianhai & Shekou Area of Shenzhen” - официальный сайт свободной торговой зоны провинции Гуандун, районов Тьанхай и Шекхоу Шеньчженя, на нем имеется информация о торговой зоне, о событиях, происходящих там и официальные документы.
“Greater Bay Area” - официальный сайт района Большого залива
Гонконга и провинции Гуандун, на нем имеется информация о районе, проводимых и планируемых политиках а также о событиях, происходящих в районе.
“Embassy of the People’s Republic of China in Ireland” - официальный сайт посольства КНР в Ирландии
“Greater Bay Area Hong Kong” - официальный сайт Большого залива, Гонконг
“China (Guangdong) Pilot Free Trade Zone” - официальный сайт
свободной торговой зоны, Гуандун
“Guangdong-Hong Kong-Makao Greater Bay Area” - официальный сайт Большого залива
2. Публикация, посвященная развитию города Шеньчжень «THE STORY OF SHENZHEN, Its Economic, Social and Environmental Transformation».
Эта публикация была включена в источниковую базу, поскольку она была написана и издана ООН в партнёрстве с Шеньчженьской Ассоциацией Международного Культурного обмена. Работа была написана в Найроби, Кения в 2019 году.
3. Китайские и гонконгские периодические издания - “China Daily”, “South China Morning Post ”, “Xinhua ”.
“China daily” - англоязычная китайская газета, принадлежащая отделу пропаганды ЦК КПК. Была основана в 1981 году и отражает взгляды правительства Китая на события в мире и внутри страны.
“South China Morning Post” - гонконгская газета на английском языке, принадлежащее китайской международной технологической корпорации Alibaba group. Было основано в 1903 году.
“Xinhua” - официальное информационное агентство правительства КНР и крупнейший центр информации и пресс-конференций в КНР.
4. Британские периодическое издание - “The Telegraph”, “BBC”, “The Guardian ”.
“The Telegraph” - ежедневная британская газета, была основана в 1855 году.
“BBC” - британская общенациональная общественная
телерадиовещательная компания. Располагается в Лондоне, была основана в 1922 году.
“The Guardian” - британская онлайн-газета, основанная в 1999 году.
5. Японское периодическое издание - “The Nikkei”.
“The Nikkei” - одна из крупнейших в мире финансовая газета,
принадлежащая Nikkei inc., базируется в Токио, Япония. Ежедневный тираж газеты превышает три миллиона экземпляров, что делает ее самой большой финансовой газетой в мире. Была основана в 1876 году.
6. Сайт китайских технологических корпорации - “Huawei”, “ZTE”.
Huawei - китайская транснациональная технологическая компания со штаб-квартирой в Шэньчжэне, Гуандун. Компания проектирует, разрабатывает и продает телекоммуникационное оборудование и бытовую электронику. Была основана в 1987 году.
ZTE - китайская частично государственная технологическая компания, специализирующаяся на телекоммуникациях. Основана в 1985 году.
6. Сайт Всемирного банка.
The world bank - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.
7. Российские периодические издания - “Ведомости”, “Россия в глобальной внешней политике ”
“Ведомости” - ежедневная деловая газета, основанная в 1999 году.
“Россия в глобальной внешней политике” - научно-практический
общественно-политический журнал, посвященный вопросам внешней политики России и проблемам глобализации.
Изучению развитию города Шеньчжень посвящена публикация «THE STORY OF SHENZHEN, Its Economic, Social and Environmental Transformation». Эта публикация была включена в выпускную квалификационную работу, поскольку она была написана и издана ООН в партнёрстве с Шеньчженьской Ассоциацией Международного Культурного обмена. Работа была написана в Найроби, Кения в 2019 году.
Степень изученности темы. На русском языке не было обнаружено множества статей и аналитических работ, посвященных развитию г. Шеньчжень, КНР. На английском и китайском языке имеется достаточное количество публикаций, статей и аналитических работ, посвященных развитию г. Шеньчжень.
Структура и основное содержание работы. Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава работы посвящена обзору провинции Гуандун, частью которой является провинция Шеньчжень и пятилетним планам развития КНР. Вторая, третья и четвертая глава работы посвящена развитию г. Шеньчжень, как инновационного центра.
Первый раздел первой главы посвящен статистическим данным сферы образования провинции Гуандун. Второй раздел посвящен 13-ой пятилетке (2016-2020 гг.) и ее выполнению на примере провинции Гуандун, третий раздел посвящен, 14-ой пятилетке, решениям национального правительства и правительства провинции Гуандун. В четвёртом разделе проведен обзор образовательного и инновационного центра провинции Гуандун - г. Шеньчжень.
В первом разделе второй главы раскрывается история города до начала проведения реформ и открытости и первый этап развития 1972-1992, в который город успешно перешел к рыночной экономике. Во втором разделе затрагивается период развития с 1992 по 2003 год, когда правительство города взяло курс на инновационное развитие и привлечение иностранных инвестиций. В третьем разделе говорится о развитии города с 2003 по 2013. В этот период город столкнулся с трудностями, связанными с динамичным преобразованием и инновационным развитием и вступил в новую стадию трансформации. В четвертом разделе речь идет о последней, четвертой стадии развития города, в которую город окончательно преобразовался в инновационный центр и вышел на этот путь развития. В последнем, четвертом разделе, проводится подведение итогов развития г. Шеньчжень как инновационного центра.
В третьей главе говорится о интеграционных процессах в районе «Большого залива». В первом разделе проводится обзор FTZ (свободной торговой зоны). Второй раздел посвящен специализации зон FTZ на определенных задачах. В третьем разделе речь идет о результатах проводимой политики в FTZ. В четвертом разделе говорится о интеграционном проекте «Большой залив». В шестом разделе раскрывается план инновационного развития региона Большого залива.
Четвертая глава посвящена технологическим корпорациям провинции Гуандун. В первом разделе говорится о компании Huawei, как о примере успешного развития частного бизнеса, воспользовавшегося инновационной политики в Шеньчжене. Во втором разделе речь идет о развитии полугосударственной компании ZTE.
Г. Шеньчжень прошел долгий путь трансформации с 1972 по 2018 гг., связанный с переходом к рыночной экономике и становлению на путь инновационного развития. Этот путь можно разделить на 4 этапа.
Первый этап проходил с 1972 по 1992 гг. Данный этап характеризуется началом проведения политики открытости, институциональных реформ и улучшением социально-экономического положения местного населения в г. Шеньчжень. В этот же период происходит начало бурной торговли с Гонконгом и вхождения города в глобальную производственную цепочку. Вместе с этим росла миграция в город из других частей КНР в виду лучшего социально-экономического положения. В 1987 году впервые в КНР муниципальное правительство опубликовало временное положение о поощрении высококвалифицированных кадров, которое создало условия для дальнейшего инновационного развития. В виду реформ, проводимых в городе, предприятия из Гонконга начали переносить трудоемкие цепочки производства в Шеньчжень, это превратило город в центр обрабатывающей промышленности и способствовало притоку капитала в город.
В этот же период в 1983 году в Шеньчжене произошло основание компании Huawei, специализирующейся на телекоммуникационном оборудовании. Спустя два года в 1985 году была создана другая компания, занимающаяся телекоммуникационным оборудованием - ZTE. Отличием ее от Huawei является то, что значительную долю в ее системе занимает государство в лице государственных корпораций.
Хронологические рамки второго этапа развития можно определить как 1992-2003 гг. На этом этапе Шеньчжень начал привлекать иностранные инвестиции, чем и ускорил процесс развития информационной отросли. В этот период ключевым моментом стало издание дополнительных постановлений, касающихся «поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности». Это постановление определило план действий по содействию развития науки и технологий. Предполагалось создание нескольких высокотехнологичных индустриальных парков и сферы услуг, способствующей развитию высокотехнологичных секторов экономики. Стоит отметить то, что местные власти начали привлекать иностранные инвестиции в город. Перечень этих действий окончательно закрепил дальнейший путь развития Шеньчженя как инновационного центра.
Следующий, третий этап развития проходил с 2003 по 2013 гг. Он характеризуется появлением проблем, связанным с динамичным развитием Шеньчженя. В этот этап происходил рост цен на землю в городе и город занял промежуточную позицию в производственно-сбытовой цепочке. Эти события повысили привлекательность города и способствовали формированию высокотехнологичных кластеров, которые давали дальнейший импульс развитию города.
В связи с выходом на новый этап экономический рост замедлился и составлял 16,8% в год, но при этом появилась мощная база для создания инноваций.
Из проблем, связанных с развитием стоит выделить: нехватку земли, пресной воды, загрязнение окружающей среды, проблемы с дорожным траффиком и ухудшение ситуации с общественной безопасностью. Это вынуждало власти города принимать меры для решения проблем. Были введены новые правила регистрации компаний, вынуждавшие отрасли с высоким уровнем загрязнения и высоким энергопотреблением трансформироваться, либо покидать город. В качестве путей решения других проблем, в Шеньчжене продолжили улучшать городскую инфраструктуру и экологическую среду, это было необходимо для привлечения высокотехнологичных компаний.
Последний, четвертый этап развития города пришелся на период с 2013 в 2018 гг. Дальнейший курс инновационного развития города подкрепила 13-ая пятилетка, в которой было уделено особое внимание инновациям в науке и технологиях. Была поставлена задача об их лидирующей роли в развитии страны. По данному плану планировалось ускорить осуществление уже имеющихся программ национального развития в области инноваций и запустить новые программы в области науки и технологий. Для осуществления плана было принято решение развивать национальные лаборатории, а предприятиям, университетам и исследовательским институтам было поручено строительство национальных центров технологических инноваций и также планировалось поддерживать развитие корпоративных технологических центров.
О успешности выполнения пятилетки говорит тот факт, что общая стоимость рынка технологий с 2016 по 2018 гг. выросла на сумму около 60,7 млрд юаней, с показателя в 75,8 млрд юаней в 2016 году до 136,5 млрд. юаней в провинции Гуандун. Рост составил около 80%. Вместе с этим и увеличились траты провинции на науку и технологии примерно на 28%.
Вместе с этим правительство уделило особое внимание интеграции Гонконга-Макао-Гуандуна с целью ускорения развития провинции, привлечения бизнеса и увеличению объема рынка высоких технологий. В 2014 году с этой целью была создана FTZ (свободная торговая зона). Создание FTZ способствовало еще большему привлечению иностранных фирм, так, в 2018 году было привлечено 5376 иностранных компаний, занимающиеся прямыми инвестициями. По сравнению с 2017 годом рост составил 20%. В этом же году в FTZ было создано 250 тысяч новых предприятий.
Следующим проектом, который должен ускорить развитие
высокотехнологичных отраслей экономики является проект «Большого залива». В 2017 году было подписано соглашение между провинцией Гуандун,
Гонконгом и Макао, которое начало осуществление этого проекта. План направлен на развитие технологий, углубление связей между финансовыми системами и инфраструктурой региона при увеличении качества жизни местного населения. По плану Гонконг должен укрепить свой статус финансового и торгового центра, Шеньчжень должен стать технологическим центром, а Макао сосредоточиться на туризме и торговле с португалоязычным миром. Для осуществления плана планируется укреплять сотрудничество в области инноваций и технологий, усиливать инновационный потенциал региона, а также углублять интеграцию в области промышленности и науки.
По пятилетке с 2021 по 2025 правительство уделяет особое внимание технологической самодостаточности Китая в научной сфере и она выделяется как ключевой фактор развития страны. Касательно научно-технологического развития Китая инициирует крупные исследовательские проекты в области искусственного интеллекта, квантовых информационных технологий и т.д. По плану государство реорганизует свои ключевые лаборатории и создаст новые национальные исследовательские центры. Касательно региона Макао-Гуандун- Гонконг, государство планирует превратить их в глобальные центры научнотехнических инноваций. В эту пятилетку Китай планирует занять лидирующие позиции в мире в области науки и технологий. Для осуществления плана правительство планирует вкладываться в систему высшего образования, научные лаборатории и будет увеличивать поддержку высокотехнологичных старатапов.
В провинции Гуандун в эту пятилетку будет уделено особое внимание развитию блокчейн систем и квантовой передаче информации. Данный план является уникальным, т.к. это первый случай, когда провинция объявляет о политике, открыто поддерживающую развитие блокчейн систему и индустрии квантовой передачи информации.
1. The world bank [Электронный ресурс] URL:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2019&locations= CN&start=1990 (дата обращения: 03.05.21)
2. Посольство Китая в Ирландии [Электронный ресурс] URL:
http://ie.china-embassy.org/eng/zgxw/t1833630.htm (дата обращения: 03.05.21)
3. Посольство Китая в Ирландии [Электронный ресурс] URL:
http://ie.china-embassy.org/eng/zgxw/t1833628.htm (дата обращения: 03.05.21)
4. Ведомости [Электронный ресурс] URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/12/02/849286-glavnoi-liniei (дата обращения: 03.05.21)
5. Россия в глобальной политике [Электронный ресурс] URL: https://globalaffairs.ru/articles/tehnokonkurencziya-ssha-kitai/ (дата обращения: 03.05.21)
6. Ведомости [Электронный ресурс] URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/12/02/849286-glavnoi-liniei (дата
обращения: 03.05.21)
7. National Bureau of statistics of China [Электронный ресурс] URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=E0103 (дата обращения: 30.11.20)
8. National Bureau of statistics of China [Электронный ресурс] URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=E0103 (дата обращения: 30.11.20)
9. THE 13TH FIVE-YEAR PLAN FOR ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA (2016-2020), page
22 [Электронный ресурс] URL:
https://en.ndrc.gov.cn/policyrelease_8233/201612/P020191101482242850325.pdf (Дата обращения: 30.11.2020)
10. THE 13TH FIVE-YEAR PLAN FOR ECONOMIC AND SOCIAL
DEVELOPMENT OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA (2016-2020). Section 2, page 2. URL:
https://en.ndrc.gov.cn/policyrelease_8233/201612/P020191101482242850325.pdf (Дата обращения: 30.11.2020)
11. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс] URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=E0103 (дата обращения: 30.04.21)
12. THE 13TH FIVE-YEAR PLAN FOR ECONOMIC AND SOCIAL
DEVELOPMENT OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA (2016-2020). 3 section, page. 24 URL:
https://en.ndrc.gov.cn/policyrelease_8233/201612/P020191101482242850325.pdf (Дата обращения: 30.11.2020)
13. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс] URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=E0103 (дата обращения: 30.04.21)
14. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс] URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=E0103 (дата обращения: 29.04.21)
15. National Bureau of Statistics of [Электронный ресурс] URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=E0103 (дата обращения: 29.04.21)...48