Реферат
Введение 3
1 Образование как дисциплинарная практика 11
1.1 Взаимосвязь власти, дисциплины и образования (М. Фуко) 11
1.2 «Забота о себе», как способ преодоления дисциплинарной практики в
образовании 16
2 Скука и забота как экзистенциальные состояния человека в его бытии
способом образования 24
2.1 Место и значение скуки в образовании: позитив vs негатив 24
2.2 «Забота о себе» в образовании: исторический контекст и современность
31
3 Досуг как основная характеристика человеческого бытия в
образовательном процессе 38
Заключение 48
Литература 51
Актуальность исследования по названной теме обусловлена необходимостью продумать с позиций философской рефлексии сложившееся в современном обществе представление об образовании как дисциплинарной практике. На такой взгляд инициирует позиция французского философа Мишеля Фуко относительно дисциплинарного общества и соответствующей формы власти, где образовательный процесс (как все прочие социальные структуры) осуществляется по стандартизированному плану, где представлены «правильные» принципы не только мышления, но и формирования собственного тела. Так, например, в работе «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» философ пишет о муштре в армии, как о системе воспитания и обучения, где учат, как правильно тянуть носок при маршировании, куда смотреть и что делать. То же самое происходит и в школах, когда детей учат, как сидеть за партой, что следует делать, когда в класс заходит учитель, что нельзя начинать разговор, пока не поднял руку и пр. Все эти практики являются типичной дисциплинарной техникой, где человек рассматривается в качестве объекта образования и как таковой он, считается, должен быть «послушным» («послушное тело» - категория М. Фуко), чтобы с большей пользой и эффективностью мог быть использован.
Философский взгляд на образование, предлагающийся в данной работе, актуализирует необходимость увидеть образование в его не только гносеологическом (или ангажированном экономикой, политикой, идеологией) содержании, но и в антропологическом аспекте. Именно поэтому в дипломной работе обращено внимание на экзистенциальную сторону образования, которая связывает себя с анализом таких экзистенциалов, как «досуг» и «скука», а практика «заботы о себе» рассматривается как несущая необходимые изменения, которые способствуют свободному развитию личности учащихся. Актуально ответить на вопросы: «Как человек чувствует себя в образовании?», «Насколько ему комфортно, интересно?», «Получает ли он удовольствие от новых знаний?», «Увлекает ли его самостоятельное их открытие?», «Развивает ли он в образовании не только интеллект, но и чувства?» и т.п. Эти вопросы рождают проблему дипломной работы.
Проблема дипломной работы связана с исследованием образования, которое предлагается увидеть одновременно и как дисциплинарную практику, ориентированную на «человека всеобщего», и как антропологический процесс, насыщенный экзистенциальными смыслами, полагающий его (образование) в качестве персонифицирующей и индивидуализирующей деятельности. Возможно ли решение противоречия между названными сторонами образования - это проблемный вопрос дипломной работы, которая предлагает такое решение путем философского обоснования связи различных экзистенциалов с образованием, чтобы показать, что эта связь покоится на экзистенциально-антропологическом толковании человеческого бытия. Именно поэтому такие характеристики бытия (бытия способом образования, в том числе и прежде всего), как досуг, скука и забота, рассматриваются как позитивные, значимые и сущностно необходимые моменты его содержания.
Степень разработанности темы исследования. Исследование образования как дисциплинарной практики в дипломной работе основывается преимущественно на работах французского философа Мишеля Фуко. В работах «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» и «Интеллектуалы и власть» философ рассматривает современную ему власть как дисциплинарную структуру, окутывающую все сферы жизнедеятельности человека. Отсюда делается вывод, что образование так же является дисциплинарной практикой. Из современных авторов, рассматривающих данную проблему, можно отметить: Бейсенову Г.А. («Философия образования М. Фуко как проекция концепции власти-образования»), Вишневского Ю. Р. и Вишневского С. Ю. («Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте»).
Исследование возможности дополнения образования такой экзистенциальной характеристикой, как досуг, опирается на «Теэтет» Платона, «Политику» Аристотеля, «Афоризмы житейской мудрости» А. Шопенгауэра, на работу «Об искусстве» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Парадоксы истории - парадоксы античности» Э. Фролова, «Феномен досуга: история и современность» С. В. Андреевой, «Счастье по Аристотелю» Э. Холла. Данные работы рассматривают досуг, как полезную характеристику человеческой жизнедеятельности, время для самообразования и самопознания. Для анализа скуки и заботы в образовательном пространстве были использованы следующие авторы: Дж. Дьюи («Демократия и образования»), М. Хайдеггер («Бытие и время» и «Основные понятия метафизики: Мир - Конечность - Одиночество»), И. Пригожин и И. Стенгерс («Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой»), В. В. Горшкова («Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии»), С. В. Волкова («Dasein, скука и забота в сфере образования» и «Смысл в мире образования»). Для рассмотрения практики «заботы о себе» были изучены и проанализированы такие авторы, как: М. Фуко («Герменевтика субъекта»), Т. В. Кожарова («Понятие заботы у Фуко и Хайдеггера»), П. А. Гаджикурбанова («Духовные упражнения» или «забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко)»), М. А. Гусаковский («Современный дискурс воспитания в университете: смена правил игры»).
Объект исследования - образование как способ человеческого бытия.
Предмет исследования - досуг, скука, забота как экзистенциальные характеристики бытия субъекта образования.
Цель дипломной работы: на основании специфики образования как способа человеческого бытия, увиденного в присущих ему экзистенциальных характеристиках, и одновременно в модусе дисциплинарно-рациональной практики, выявить взаимосвязь образования с такими экзистенциалами, как досуг, скука и забота.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Разработать категориальный аппарат, необходимый для решения поставленной цели;
2. Выявить специфику образования как способа бытия в его экзистенциальных характеристиках и одновременно в его дисциплинарно практической организации;
3. Обосновать возможность и необходимость такой организации образования, при которой оно было бы увидено в экзистенциальных характеристиках досуга, скуки и заботы, выражающих полноту существования субъекта образования (его «субъективацию», по Фуко). Теоретической базой темы и дипломной работы являлись учения М.
Фуко и М. Хайдеггера. Идея Фуко о «дисциплинарном обществе» тесно связана с идеей о том, что образование является дисциплинарной практикой, где образовывается «послушное тело». В этой связи практика «заботы о себе», рассматриваемая М. Фуко, показывает историю субъекта, который конструирует себя, используя различные «техники себя». Такого рода конструирование является одним из возможных способов преодоления негативных последствий образования как дисциплинарной практики. Идеи Хайдеггера о конструировании бытия человека через такие феномены, как скука и забота, были рассмотрены, как еще один возможный способ преодоления негативных последствий образования. Идея досуга была взята из работ Платона и Аристотеля, которые рассматривали наличие досуга, как признак образованного, свободного человека. Теоретически полезно было обращение к идеям А. Шопенгауэра, который считал скуку - прерогативой лишь людей ограниченных, а о досуге писал, как о времени, которое необходимо талантливо использовать.
Методологическая основа исследования. Работа написана с позиций целостности философского подхода, использование которого осуществляется на конкретном материале образования, рассматриваемого в экзистенциальноантропологическом аспекте. Это дало возможность выявить значимость экзистенциальных характеристик (досуга, скуки и заботы) для организации образования как способа бытия, который исторически формировался только как дисциплинарная практика. В дипломной работе использовались методы дескрипции и историко-философской реконструкции, социальноантропологический метод и метод сравнительного анализа. Описательный метод представляет собой первичный сбор информации и работу с источниками для прояснения актуальности исследуемой темы, а также для обозначения соответствующей проблемной ситуации, помимо этого, осуществляется краткий экскурс в детерминирующие эту ситуацию причины. Историко-философский анализ предполагает выявление специфических особенностей философской системы каждого из исследуемых авторов, а также анализ образования, которое, хоть и претерпевает определенные изменения, но сохраняет многое от того, что его характеризует как дисциплинарную практику. Социально-антропологический метод описании помог в объяснении влияния таких экзистенциальных составляющих образования, как досуг, скука и забота, на его организацию и процессуальную реализацию. Использовался метод сравнительного анализа того, как понимались исследуемые в данной работе экзистенциалы в истории образования и в истории философии (начиная с Древней Греции).
Положения, выносимые на защиту:
1. Образование - это способ человеческого бытия, обнаруживающий себя не только в модусе рационально приобретаемого профессионального знания, но и является социально-антропологическим процессом рождения и становления человека как субъект и личность. В качестве такового этот способ бытия готовит человека в его живых - экзистенциально-антропологических характеристиках. На защиту выносится тезис о том, что забота, скука и досуг являются такими экзистенциальными состояниями субъекта образования, которые способствуют развитию и усилению его субъектности.
2. Определение образования как способа бытия противостоит его определению как дисциплинарной практики и снимает негативные последствия последней (утрату стремления к самообразованию, страх перед самостоятельным поиском новых знаний, ожидание подсказок и указаний в выборе решений, формирование «послушного тела», неспособного к самообразованию и саморефлексии и пр.).
3. Указанные в теме диплома экзистенциальные состояния субъекта («досуг», «скука» и «забота») позитивно являют себя в образовании: они способствуют преодолению указанных негативных последствий. Являясь важными характеристиками человеческого бытия, досуг, скука и забота способствуют саморазвитию личности субъекта образования, его самообразованию и самоидентификации.
Новизна дипломной работы обусловлена ее значением для исследования образования как дисциплинарной практики, которая имела место не только в истории, но в отдельных характеристиках сохранилась и сегодня. Новизна диплома состоит в том, что:
1. Представлен релевантный теме и основным идеям работы категориальный аппарат. Так, под «образованием» понимается способ человеческого бытия. В широком смысле - это образование человеком себя как индивида, субъекта, личность. В узком - образование как институционально организованный процесс приобретения индивидом систематизированных знаний, умений и навыков. «Досуг в образовании» - это деятельностное, экзистенциальное состояние субъекта, рождающее стремление к самообразованию и самопознанию, и направленное на развитие его личностных качеств, удовлетворение его духовных и физических потребностей. «Скука в образовании» - это неприятное состояние острого рефлексивно нагруженного экзистенциального переживания, когда (как результат) появляется возможность мотивации и понимания необходимости деятельных изменений. «Забота о себе» - это экзистенциальное состояние человека, обращающее его к необходимости выстраивания своей субъектности способом постоянного себя образования, поиска собственной подлинности и аутентичности как сущностной компоненты, релевантной социальному, культурному и профессиональному мирам, в которых он себя находит.
2. Аргументировано, что досуг, скука и забота являются неотъемлемыми сущностными и необходимыми характеристиками образования, увиденного не столько как «форма знания», сколько как «форма бытия» (М. Шелер)...
Проблема дипломной работы заключалась в решении противоречия между образованием как способом бытия и образованием как дисциплинарной практикой. Было доказано, что данное противоречие можно решить путем философского обоснования связи различных экзистенциалов с образованием. Эта связь покоится на экзистенциально-антропологическом толковании человеческого бытия, поэтому такие характеристики образования, как досуг, скука и забота, рассматриваются как позитивные, значимые и сущностно необходимые моменты его содержания.
Целью дипломной работы было на основании специфики образования как способа человеческого бытия, увиденного в присущих ему экзистенциальных характеристиках, и одновременно в модусе дисциплинарно-рациональной практики, выявить взаимосвязь образования с такими экзистенциалами, как досуг, скука и забота. Было показано, что экзистенциальные состояния субъекта образования такие, как «досуг», «скука» и «забота», способствуют саморазвитию индивида, его саморефлексии, самоидентификации, а также усилению его субъектности.
Таким образом, проблема дипломной работы решена, а цель реализована.
Определение образования как способа бытия, включающего в свое содержание экзистенциальную сторону, противопоставляется образованию как дисциплинарной практики, специфика которой состоит в утрате стремления к самообразованию, страху перед самостоятельным поиском новых знаний, то есть формируется «послушное тело» (категория М. Фуко), неспособное к самообразованию, саморефлексии и пр.
Образование как способ бытия способствует преодолению указанных выше негативных последствий образования как дисциплинарной практики. Досуг, скука и забота, как экзистенциалы образования, являются сущностными и необходимыми характеристиками образования как «формы бытия».
Детальное рассмотрение таких экзистенциалов, как «скука» и «забота» показало, что главная задача образования не «дать» субъекту образования образование, не заложить в него готовые знание, а предоставить возможность самому захотеть образовываться, то есть разбудить в нем тоску по собственному отсутствующему «Я». Именно поэтому опыт глубинной скуки является важным компонентом образования, в результате которого появляется мотивация и понимание необходимости деятельных изменений. Что касается понятия заботы, то следует сказать о его разной (у разных авторов) интерпретации. Используя терминологию М. Хайдеггера, можно говорить о том, что именно «заступнически-освобождающая» забота является тем важным экзистенциалом образования, с помощью которого субъект образования понимает необходимость самостоятельного преобразования своего бытия, то есть быть самим собой в подлинном смысле. «Забота о себе», как ее видел М. Фуко, необходима для устойчивого развития личности, для выстраивания субъектности способом постоянного себя образования. Этот процесс автор называет субъективацией. В настоящее время практика субъективации важна и актуальна для современного субъекта, который в ситуации социальной, культурной и профессиональной динамики создает себя сам. Он перестает быть вечным, постоянным и неизменчивым, теперь он постоянно изменяющий себя, расширяющий пределы своих возможностей, подстраивающийся под новые профессиональные, социальные конфигурации, «Я - Постоянно другой» (М. Фуко).
Важно отметить, что скуку можно пережить по-разному: 1) наслаждаться ей и ничего не делать; 2) заполнить свободное время досугом. Досуг как экзистенциал образования способствует стремлению к самообразованию и самопознанию. Он направлен на развитие личностных качеств субъекта, удовлетворение его духовных и физических потребностей. Сфера досуга обладает огромным развивающим и воспитательным потенциалом, выступает неограниченным пространством для самореализации, индивидуализации личности, раскрытию ее сущностных сил. Однако в настоящее время досуг часто связывают с развлекательной деятельностью, что противоречит античному понимаю досуга, который был временем для саморазвития и получения интеллектуального роста. В эпоху античности досуговая деятельность была связана со значимыми сферами общественной жизни и давала гражданам возможность приобщиться к миру прекрасного и получить наслаждение от занятий любимыми видами деятельности.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, стоит подчеркнуть, что экзистенциальная задача человека в процессе образования - раскрыть в себе возможности, которые помогут реализовать свой потенциал в будущем. Образование как способ бытия создает фундамент, на котором основываются ожидания, приоритеты и ценности человека, его стремления к самореализации и самоосуществлению.
Исследовательский интерес к теме образования как способ бытия не исчерпан рассмотрением только таких экзистенциалов, как досуг, скука и забота. В рамках магистерской диссертации предполагается рассмотрение других экзистенциальных состояний субъекта образования таких, как надежда, ожидание, радость, а также доверие как экзистенциальная характеристика образовательных отношений.
1. Андреева С. В. Феномен досуга: история и современность // Вестн. Томского гос. ун-та, 2011. - С. 42-45.
2. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель ; пер. Н. Брагинская. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1997. - 204 с.
3. Аристотель. Политика: соч. в 4 т. / Аристотель ; пер. А. И. Доватур. - М. : Мысль, 1983. - Т. 4. - С. 375-644.
4. Асмус В.Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - М. : Высшая школа, 2005.
- 751 с.
5. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях / В. Г. Безрогов. - М. : Памятники исторической мысли, 2008. - 459 с.
6. Бейсенова Г.А. Философия образования М. Фуко как проекция концепции власти-образования / Г. А. Бейсенова ; под ред. К. С. Пигрова // Образование и насилие : сб. ст. - СПб : СПбГУ, 2004. - С. 212-226.
7. Вишневский Ю. Р. Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте / Ю. Р. Вишневский, С. Ю. Вишневский // Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та.
- 2015. - № 2. - С. 25-32.
8. Волкова С. В. Смысл в мире образования / С. В. Волкова. - Петрозаводск : Изд-во Петр. гос. ун-та, 2012. - 74 с.
9. Волкова С. В. Dasein, скука, забота в сфере образования // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 3. - С. 33-49.
10. Волощенко Г. Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие : дис. на соиск. учён. степ. д-ра культурологии / Г. Г. Волощенко. Омск, 2006. - 249 с.
11. Гаджикурбанова П. А. «Духовные упражнения» или «забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко) // Журн. этическая мысль. - 2009. - № 9. - С. 27-42.
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ: Астрель, 2009. - 340 с.
13. Голенков С. И. Понятие субъективации Мишеля Фуко // Вестн. Самарской гуманитарной академии, 2007. - № 1. - С. 54-66.
14. Горшкова В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии / В. В. Горшкова. - Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Комс.-на- Амуре гос. пед. ин-та, 1997. - С. 5- 68.
15. Грушин Б. А. Свободное время // Новая философская энциклопедия : в 4 томах. М. : Мысль, 2000-2001. - Т. 3. - С. 508...45