Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЛОЖКА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО КНИЖНОГО ДИЗАЙНА

Работа №180903

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прочее

Объем работы154
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Часть I. Обложка как элемент современного книжного дизайна 7
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Книжная обложка: структура, функции, типология, место в дизайне
книги 17
1.1. Структура книжной обложки 17
1.2. Классификации книжных обложек 22
1.3. Современный книжный дизайн как часть графического дизайна .. 28
1.4. Книжная обложка как элемент современного дизайна книги 33
Глава 2. Особенности оформления обложек отдельных типов изданий 34
2.1. Особенности оформления обложек учебных изданий 37
2.2. Особенности оформления обложек научных изданий 42
2.3. Особенности оформления обложек научно-популярных
изданий 44
2.4. Особенности оформления обложек изданий художественной
литературы 48
2.4.1. Оформление обложек изданий массовой литературы 49
2.4.2. Оформление обложек классической литературы 55
2.5. Тренды графического дизайна в оформлении изданий отдельных
типов 67
Глава 3. Роль современных технологий в создании современных книжных обложек 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 89
Часть II. Редактура издания «Пешком по небу» Екатерины Аксеновой 101
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Одна к десяти» 147


Издательское дело — сфера, которая связана с графическим дизайном и зачастую напрямую от него зависит. Тенденции графического дизайна, например, определяют ключевые направления в оформлении книг и других изданий.
Обложка как элемент современного книжного дизайна представляет собой объект, который выполняет множество различных функций. К тому же, обложку можно назвать одной из важнейших частей дизайна целого издания, ведь тот факт, что она во все времена была тесно связана не только с эстетическим аспектом восприятия книги, очевиден. Сегодня обложка обеспечивает и маркетинговую сторону работы с произведением, ведь она становится первым элементом книги, с которым встречается читатель. Зачастую структурные элементы, которые издатели располагают на обложках книг, также выполняют отдельные функции — например, они дают потенциальному читателю основную информацию о произведении, что также можно обозначить как один из вариантов проявления участия обложки в маркетинговой «судьбе» книги.
В современном мире обложки все чаще приобретают новый формат, что способствует появлению новых требований к их верстке. Так, например, многие современные обложки адаптированы под комфортное восприятие с экрана какого-либо устройства, ведь теперь книга располагается не только на полках книжного магазина, но и на страницах сайтов. Используются также и новые технические возможности, которые позволяют расширить спектр возможностей издателей в оформлении таких элементов дизайна книги.
Вопросы книжного дизайна и верстки изучали многие исследователи. Существует много работ, посвященных особенностям верстки изданий, которые обозначают ключевые моменты и особенности в оформлении книг.
Так, например, в издании Я. Чихольда «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике» представлены важнейшие статьи Яна Чихольда о типографике и эстетике книги, публиковавшиеся в разное время в специализированных европейских журналах. Встречается довольно много рассуждений автора о роли суперобложки: так, например, Чихольд считает, что суперобложка позволяет дать волю фантазии в решении формальных задач, однако роль ее вторична и «суперобложки должны отправляться туда, куда и пачки от сигарет, — в корзину для мусора». Автор также делает акцент на том, что сегодня суперобложка — это скорее рекламный плакат, чем защитная конструкция, и с данным тезисом сложно не согласиться. Именно поэтому, считает Чихольд, оформление суперобложки может отличаться от основной обложки издания и отходить от стилистики, в которой оно выполнено.
В сборнике статей А. Э. Мильчина «Как надо и как не надо делать книги. Культура издания в примерах» представлены примеры и анализ редакционного оформления различных книг. Мильчин также рекомендует такие решения, при которых чтение становится более продуктивным. В главе «С ног на голову. Вредные и ненужные новшества государственного стандарта на обложки и переплеты» автор анализирует ГОСТ 7.84—2002. Именно там он подробно рассматривает положения нового (и актуального сегодня) стандарта — в основном его положения подвергаются критике. Так, например, Мильчин критикует требование размещать сведения на корешке переплета или обложки сверху вниз. Разумными автор признает нормы стандарта, касающиеся элементов выходных сведений, которые нужно размещать на обложке. Данный ГОСТ Мильчин характеризует следующим образом: «недостаточная обоснованность норм и ошибочные определения».
В издании «Indie Publishing. How to Design and Produce Your Own Book» в одном из разделов автор обозначает обложку как маркетинговое средство, которое функционирует как логотип и реклама. Здесь же автор указывает, что обложка должна привлекательно выглядеть не только в магазине и на полке, но и в виде небольшого изображения на сайтах книжных магазинов. Представлен и пошаговый процесс разработки дизайн-концепции книжной обложки: автор обозначает определение проблемы,
исследовательский этап, этап мозгового штурма, расставление приоритетов и другие этапы.
Монография Л. С. Деточенко «Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне» посвящена вопросам теории и практики создания дизайнерского и рекламного образов в контексте эффективных визуальных коммуникаций. Показаны области пересечения и дифференциации дизайна и рекламы — как графического языка и рекламного обращения. Графический дизайн представлен как проектирование сообщения в сфере визуальных коммуникаций, а реклама как маркетинговая технология социальной инженерии.
В издании В. Д. Курушина «Графический дизайн и реклама» основное внимание уделяется тому, как проектировать и создавать визуальные сообщения, распространяемые с помощью современных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных изданий и др. Отдельный раздел посвящен дизайну и психологии восприятия печатной рекламы. Подробно рассказано, что такое информационная дизайн технология, и описаны особенности работы в этой сфере.
В учебном пособии «Дизайн деловых периодических изданий» С. Б. Г оловко представлен материал, который охватывает современные требования и новые направления в развитии дизайна деловых периодических изданий. Особое внимание уделяется вопросам композиции, которые имеют ключевое значение для дизайнера. Рассмотрены тенденции в развитии категорий и пространства дизайна, специфика модульного конструирования и особенности проектно-художественного языка дизайнера, а также его роль и место в общередакционном процессе.
В статье Ж. Х. Рашидова «Современные проблемы и тенденции развития книжного дизайна» рассмотрены различные приемы оформления обложки: тиснение, оформление обложки и корешка как единого элемента дизайна книги, использование фотографий и иллюстраций. Также освещены аспекты дизайна суперобложек и полусуперобложек. Автор указывает на связь книги и маркетинга в издательском деле. Так, например, Ж. Х. Рашидов пишет, что портретное решение в обложках книги можно обосновать с точки зрения маркетинга.
В результате своих рассуждений автор приходит к следующему выводу: «...Современный книжный дизайн — это создание не только красивой и привлекательной обложки, но и внедрение идей, практичных для окружающего мира и потенциальных покупателей. Так же новые технологии нашли свое применение и в современных тенденциях книжного дизайна, с помощью новых технологий художники не ограничиваются в идеях и придумывают привлекающие внимание обложки книги».
В статье Л. А. Авгуль и Н. В. Вдовиной «Книжная обложка как объект междисциплинарных исследований» обосновываются междисциплинарные подходы к исследованию книжной обложки как визуального облика книги в современных условиях экспансии цифровых технологий. Акцентирован также тот факт, что через книжные обложки прослеживаются культурный и исторический контексты издания. Дана историческая справка, где освещены работы, начиная с «Современной обложки» Э. Ф. Голлербаха (1927) и заканчивая опытом работы с различными дизайнерами и иллюстраторами (Ч. Кидд, П. Мендельсунд) издательства Penguin Books. Авторы также рассматривают новый тренд — анимированные обложки, будущее которых напрямую связано с новым поколением мультимедийных изданий.
Еще одним важнейшим источником выступили различные госты. «ГОСТ 7.84-2002 ИЗДАНИЯ. ОБЛОЖКИ И ПЕРЕПЛЕТЫ. Общие требования и правила оформления», например, устанавливает требования к оформлению обложек и переплетов книжных и сериальных изданий. Даны основные и важнейшие для нашего исследования понятия: обложка, суперобложка, переплет, переплетная крышка, корешок переплета и другие.
Актуальность данной исследовательской работы обусловлена в первую очередь тем, что в условиях постоянно изменяющегося книжного рынка преобразуются и требования к книжным обложкам. Реализуя свои эстетическую и информирующую функции, обложки становятся важным элементом конкурентной борьбы между издательствами. Нельзя не упомянуть и развитие технологий и доступность цифровых изданий, которые также изменяют требования к книжной обложке: когда книги представлены в электронном формате, обложка становится единственным элементом, на котором можно представить издание в магазине или на веб-сайте.
Проблема, которой посвящено исследование, заключается в отсутствии сформированной методики проектирования обложек книг с учетом психологических, эстетических и коммерческих аспектов. Без нее могут возникать проблемы с выбором подходящих изображений, шрифтов, цветов и типов композиций, а также с определением того, какие дизайнерские решения наиболее эффективны для конкретного типа издания и целевой аудитории. К тому же, упорядочение, структурирование и систематизация такой информации необходимы, ведь именно так специалисты в сфере издательского дела могут получить комплекс знаний о дизайне обложек различных типов издания, чтобы применять их в дальнейшем. Это способствует формированию представления о работе с отдельными видами изданий и развитию всей индустрии в целом.
Новизна исследования заключается в его практической направленности: так, изучая уже существующие издания, мы получаем возможность опираться на информацию, которая актуальна в текущий момент времени. Выявление общих тенденций позволит рассматривать психологические, эстетические и маркетинговые аспекты создания книжной обложки комплексно.
Исходя из вышесказанного, определим обложку книги как предмет исследования, а ее структурные элементы, тенденции оформления и место в структуре дизайна целого издания — как объект исследования.
Цель исследования:
Выявление особенностей и тенденций оформления обложек изданий различных типов в контексте современного книжного дизайна.
Задачи исследования:
1. Дать определение книжной обложки и связанных с ней элементов, структурировать информацию;
2. Рассмотреть классификации обложек;
3. Определить роль обложки в дизайне современного издания;
4. Провести структурный анализ обложек современных изданий отдельных типов, выделить основные структурные и стилевые элементы;
5. Выявить основные тенденции в дизайне книжных обложек;
6. Проанализировать современные технические средства, применяемые в оформлении обложек.
Материалом исследования стали издания учебные, научные, научнопопулярные и издания художественной литературы. Для исследования использовались книги крупнейших издательств на рынке в силу их популярности: рассматривались издания, имеющие самые высокие рейтинги на площадках-агрегаторах. Хронологические рамки были определены как 2019-2023 гг. для того, чтобы сохранить возможность исследования непосредственно современных тенденций, имеющих место в сфере книжного дизайна и дизайна в целом.
В работе применялись методы анализа взаимосвязи типа издания и набора используемых структурных элементов для обложки; описание для фиксирования результатов анализа внешнего вида книжных обложек; системный подход для изучения места книжной обложке в системе книжного дизайна; метод классификации для выделения существенных признаков отдельных типов обложек и методы наблюдения и сравнения, которые использовались для визуальной обработки изобразительных материалов; метод индукции для выявления общих тенденций, основываясь на стилевых особенностях отдельных видов изданий.
Теоретическая значимость работы заключается в подробном рассмотрении структурного состава обложки как элемента современного книжного дизайна, ее функций с позиции маркетинга и рекламы, исследовании классификаций и места обложки в дизайне книги. Также в работе анализируются тенденции современного графического дизайна, которые проявляются и в книжном дизайне. Подготовленная теоретическая база может стать основой для будущих исследований.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в издательской практике при проектировании книжной обложки как для отдельных изданий, так и для целых групп, сформированных в зависимости от типа издания.
Работа прошла апробацию в рамках семинара «Научноисследовательская работа» в Национальном исследовательском Томском государственном университете.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена книжной обложке: определяются ее структура, функции, рассматриваются типологии книжной обложки и ее место в дизайне книги. Во второй главе рассматриваются особенности оформления обложек изданий разных типов: проанализированы учебные, научно-популярные, научные и литературно-художественные издания. Также вторая глава содержит сопоставление основных трендов графического дизайна и типов издания, в которых они могут быть применены. При этом учебные издания делятся на издания для разных возрастов, а издания художественной литературы классифицируются по целевой аудитории. В третьей главе рассматривается роль современных технологий с позиции генеративного и инструментального подходов, а также способы использования нейронных сетей в дизайне современных книжных обложек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно уверенно сказать, что книжный дизайн, как и графический дизайн в принципе, поддается процессу цифровизации. Поэтому многие тенденции, появление которых изначально обусловлено по большей части именно этим процессом, становятся популярными и в других сферах.
Это особенно хорошо заметно на примере книжных обложек: сегодня мы все чаще встречаем книжные обложки, по оформлению близкие к визуальной эстетике современных сайтов. Дизайн книг, конечно, развивается не так быстро, как web-дизайн, который представляет собой более гибкую среду. Причиной тому, вероятно, являются отсутствие необходимости рассчитывать затраты на печать, отсутствие обязательных элементов (среднестатистическая книжная обложка, например, немыслима без имени автора и заглавия издания) и другие факторы, ограничивающие именно книжный дизайн.
Стоит также отметить, что набор ключевых элементов на обложке разнится в зависимости от типа издания. Обложка — один из основных элементов рекламы книги, поэтому иллюстрации и тексты на ней подбираются не только для выполнения информационной функции, но и для обеспечения эффективного маркетинга. Так, например, мы выявили ключевые особенности оформления для изданий учебной, научно-популярной, научной и художественной литературы. Самый гибкий дизайн обложек в области nonfiction имеют издания научно-популярной литературы: здесь необходимо не только представить тематику издания, но и визуально заинтересовать потенциального читателя. Это обусловлено типом выбора книги: если учебная или научная литература, как правило, приобретается целенаправленно, то приобретение научно-популярного издания может быть спонтанным. Наиболее разнообразные в иллюстрировании и оформлении — обложки изданий художественной литературы: здесь воля дизайнера подчиняется роли автора, целевой аудитории и содержанию произведения. Иллюстраторы, которые работают с книжными обложками, могут использовать самые разные стилевые направления — и в данном случае всё целиком и полностью зависит от концепции издания: многие классические издания, например, оформляются с использованием сюжетно-тематических обложек, которые визуально напоминают изображения, близкие по стилю к реализму; научно-популярные же издания чаще оформляются минималистичными иллюстрациями, которые «ловят» идею автора-писателя и отражают ее через лаконичные образы.
Процесс цифровизации вносит изменения и в процесс работы над обложками: специалисты уже не ограничиваются использованием новых программных решений. Сегодня в создании книжных обложек принимают участие и нейронные сети, которые могут значительно упростить и ускорить процесс работы.
Типологизация и анализ тенденций в оформлении обложек являются ценным инструментом, в первую очередь, для издателей, поскольку позволяют им лучше понять и сформировать алгоритмы работы с оформлением конкретного типа издания. Это способствует формированию ясного представления о том, какой стиль, элементы и приемы оформления наиболее соответствуют отдельному типу издания. Выявление основных приемов, дизайнерских подходов и характеристик, присущих определенному типу издания, способствует успешному созданию продукта такого типа и его лучшей интеграции на рынке и в читательской среде. Понимание основных трендов и предпочтений в оформлении обложек позволяет издателям лучше адаптировать дизайн к ожиданиям и вкусам целевой аудитории, повышая привлекательность и конкурентоспособность издания.
Работа может внести вклад в академическое понимание и изучение дизайна обложек книг. Ее результаты и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области графического дизайна, литературоведения и издательского дела. Также исследование имеет практическую применимость: оно предоставляет практические рекомендации и ресурсы для дизайнеров и верстальщиков, которые работают с оформлением книжных обложек. Работа может способствовать развитию сферы книжного дизайна, например, формированию новых подходов к дизайну обложек.



1. How a computer designed this week’s cover [Электронный ресурс]. —
URL: https://www.economist.eom/news/2022/06/11/how-a-computer-
designed-this-weeks-cover (дата обращения: 10.05.2023)
2. MidJourney [Электронный ресурс]. — URL: https://www.midjourney.com (дата обращения: 10.05.2023)
3. The World’s Smartest Artificial Intelligence Just Made Its First Magazine
Cover [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.cosmopolitan.com/lifestyle/a40314356/dall-e-2-artificial- intelligence-cover/ (дата обращения: 11.05.2023)
4. Алгоритмы Data Science и их практическая реализация на Python / Протодьяконов А.В., Пылов П.А., Садовников В.Е. — Вологда : Инфраинженерия, 2022. — 392 с.
5. Алюшина, Т. Озерные страсти. — М. : Эксмо, 2021. — 352 с.
6. Английский язык для академических целей. English for Academic Purposes : учебное пособие для вузов / Т. А. Барановская, А. В. Захарова, Т. Б. Поспелова, Ю. А. Суворова ; под редакцией Т. А. Барановской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 220 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13839-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469617 (дата обращения: 05.04.2022).
7. Анисов А. М., Малюкова О. В., Демина Л. А. Становление отечественной логики : дискурсы и судьбы : монография. — М. : РГ- Пресс, 2019. — 672 с.
8. Арден, Л. Мара и Морок. — М. : Эксмо, 2020. — 260 с. : илл.
9. Боровиков, В. Б. Уголовное право. Особенная часть : учебник для среднего профессионального образования / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов ; под редакцией В. Б. Боровикова. — 5-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 453 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13128-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448633 (дата обращения: 05.04.2022).
10. Бронте, Ш. Джейн Эйр / пер. В. Станевич. — М. : Эксмо, 2022. — 608 с.
— (Элегантная классика).
11. Бронте, Э. Грозовой перевал / пер. Н. Вольпин. — М. : Эксмо, 2022. — 400 с. — (Элегантная классика).
12. Брэдбери, Р. 451° по Фаренгейту / пер. В. Бабенко. — М. : Эксмо, 2022.
— 320 с. — (Магистраль. Главный тренд).
13. Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / пер. А. Оганян ; под ред. М. Яновской. — М. : Эксмо, 2022. — 320 с. — (Яркие страницы).
14. Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / пер. А. Оганян. — М. : Эксмо, 2019.
— 256 с. — (Магистраль. Главный тренд).
15. Маяковский, В. Стихотворения / под ред. М. Бордуновского. — М. : Эксмо, 2023. — 416 с. — (Собрание больших поэтов)...95



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ