АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретические и методологические вопросы создания городских агломераций в
Российской Федерации 14
1.1 Нормативно-правовые, социально-экономические и политические условия
создания городских агломераций 14
1.2 Агломерационные эффекты в контексте регионального развития 25
2 Проекты и модели формирования городских агломераций: особенности
реализации в Российской Федерации политики урбанизации 30
2.1 Проекты перспективных городских агломераций: новые точки социального и
экономического роста в целях регионального развития 30
2.2 Основные достижения и неудачи реализации агломерационных стратегий к
2020: работа над ошибками 38
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Тенденцией последних десятилетий в мировом развитии стало активное развитие урбанизационных процессов и усиление роли городов в экономическом и социальном развитии, что в итоге, привело к возникновению феномена городских агломераций. Городская агломерация представляет собой объединение нескольких рядом расположенных населенных пунктов, объединённых в сложную развивающуюся систему с интенсивными многоаспектными связями. На ее территории происходит концентрация важнейших объектов промышленности, науки, образования, культуры, рекреации. Благодаря тесному расположению этих взаимодействующих объектов в агломерациях повышается доля эффективных ближних связей, замыкающихся в территориально небольших агломерационных ареалах, что дает значительный социальный и экономический эффект. Эти взаимодействия многообразны и пронизывают технологическую, управленческую, социальную, экологическую и иные сферы .
В общемировом масштабе важность развития городских агломераций и признание «растущей роли городов в глобальных социально-экономических процессах и развитии национальных экономик» было подтверждено в 2016 г. на Всемирном форуме Хабитат III, где была принята «Новая городская повестка» (New Urban Agenda) на период до 2030 г., акцентирующая внимание на двух направлениях: обеспечение надлежащего жилья для всех и устойчивое городское развитие .
При этом отметим, что в Российской Федерации процесс образования агломераций только начинается. По прогнозу Организации Объединенных Наций, к 2025 году в России будет 11 городов с населением более миллиона человек. Сейчас на территории России проживает более 146 млн человек. По данным Росстата , 75 % населения проживают в городах (более 109 млн), насчитывается 20 крупных городских территорий, в которых проживает около 49 млн человек, или 34 % населения страны. В них создается порядка 40 % ВВП.
Поэтому актуальность темы исследования проявляется в том, что, во-первых, крупные города являются лидерами экономических, инновационных и инвестиционных процессов, характеризуются более развитым рынком труда и более качественным уровнем жизни. По мнению экспертов, развитие экономики субъектов Федерации в перспективе будет связано именно с развитием городов, формированием и дальнейшим ростом агломераций. Во-вторых, развитие городских агломераций также способствует формированию сбалансированного пространственного развития государства, влияет на процессы интеграции и регионализации. В настоящее время создание городских агломераций рассматривается как одно из стратегических направлений пространственного развития страны. В рамках Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. предусмотрено содействие развитию городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста, концентрирующих современные ресурсы развития .
В-третьих, в последние несколько лет в научной литературе и в СМИ все чаще появляется информация о формирующихся на территории России крупных городских агломераций. Информация во многом противоречивая, в частности называется разный состав этих агломерации, по-разному описывается структура их экономики. Здесь проявляется одна из главных проблем развития агломераций. Официальное понятие «городская агломерация» было закреплено в российском законодательстве совсем недавно. Кроме того, не было принято ни одного закона, регламентирующего взаимоотношения крупнейших агломераций с федеральным и региональными правительствами. Всемирный форум ООН по проблемам городов ХАБИТАТ-II отметил, что крупнейшие города мира и их агломерации до сих пор остаются неуправляемыми или слабо регулируемыми. Несмотря на отсутствие законодательной базы, нельзя игнорировать роль крупных городов в современном мире. В-четвертых, процесс формирования городских агломераций в России, учитывая ее огромные размеры, носит крайне противоречивый характер и связан со спецификой расселения, освоения территории и особенностями строительства населенных пунктов в советский период. В настоящее время, агломерационные процессы в стране идут в нескольких направлениях и наиболее динамично развиваются агломерации, которые расположены в центральной части России. Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток имеют иную специфику, связанную с городской сетью, идущим процессами депопуляции. Из 52 городских агломераций России, выделенных, 43 (или 83 %) находятся в европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство. В азиатской части страны расположено всего девять агломераций, в том числе восемь в Сибири и одна на Дальнем Востоке. Исходя из вышесказанного, считаю нужным подробнее изучить процесс формирования городских агломераций и их влияние на развитие субъектов Российской Федерации.
К настоящему времени теме городских агломераций и региональному развитию в целом посвящено множество научных работ. Если говорить о масштабных исследованиях в области регионалистики, считаю нужным отметить книгу Р.Ф.Туровского . В данной книге описаны основные проблемы отношений между центром и регионом, которые в дальнейшем способствуют более ясному пониманию процессов, происходящих в регионах. Теоретическим аспектам региональной политики и регионального развития посвящены статьи Т.Е.Бейдиной , где подробно анализируются причины недостаточной эффективности государственной политики на всех ее уровнях и способы решения выделенных проблем.
На тему агломераций и урбанистики написано множество теоретических статей. Среди современных работ по агломерациям можно выделить труды В.Л.Глазычева , осветившего много проблем российских городов, планированию и пространственному развитию. Большой вклад в изучение пространственной и социальной структуры городских агломераций внесла Н.Л.Мосиенко , которая также впервые в отечественной социологии выделила городскую агломерацию в качестве самостоятельного объекта. Хотелось бы выделить статью Р.А.Попова, А.С.Пузанова и Т.Д.Полиди , где подробно описана государственная политика России по отношению к городам и необходимость ее корректировки. В статье предлагаются механизмы, которые помогут повысить самостоятельность городских агломераций. В работе Е.В.Антонова, А.Г.Махровой проанализированы тенденции развития крупнейших городских агломераций России в период 2010-2018 гг. Тенденциям в развитии агломераций и их характерным особенностям посвящена статья Ю.И.Нехорошкова , Е.С.Шугриной и Г.В.Мироновой и статьи других авторов. В работах Г.М.Лаппо, П.М.Полян, Т.И.Селивановой особое внимание уделяется понятию «агломерация», критериям становления агломераций. Обозначены проблемы в управлении городской агломерации, а также необходимость в ее развитии. Проблемам развития городских агломераций в условиях урбанизации посвящена работа Е.Н.Перцик . Изучению российского и мирового опыта городских агломераций посвящены работы Д.П.Готовцева , Е.В.Паршуто , А.А.Победина . В работах выделены особенности зарубежных практик создания и функционирования агломераций на современном этапе.
Также есть много теоретических статей, посвященных изучению городских агломераций на конкретных региональных примерах. Это, прежде всего, статья Е.В.Султановой и М.Н.Батищевой , статья В.В.Мищенко и И.В.Мищенко, статья П.С.Вершинина . В этих работах анализируются процессы формирования городских агломераций в определенных регионах России, а также проблемы и их характерные особенности.
Определенный блок статей посвящен управлению и правовому регулированию городских агломераций. Это работы Р.А.Ветлугина , где выделены варианты организационно-правовых отношений в процессе агломерации. Изучению подходов к управлению агломерациями посвящена работа Н.А.Паленовой . В статье П.В.Строева и М.Н.Кан описаны основные инструменты управления городскими агломерациями в Бразилии, а также возможность применения некоторых инструментов в России.
Среди авторов статей, посвященных изучению урбанизации в России, стоит отметить А.Н.Клевакина , Е.А.Коломак , Д.В.Чаплыгину , И.В.Маслову .
Таким образом, мы видим, что региональное развитие, процесс урбанизации и формирование городских агломераций достаточно хорошо изучены российскими исследователями. Подробно рассматриваются вопросы управления городскими агломерациями, тенденции их развития в России. Достаточно много статей посвящены описанию конкретных примеров агломераций, однако встречается мало работ по теме сибирских агломераций и их развития. Тот факт, что в российской науке много работ, которые посвящены проблемам городских агломераций, приходится на последнее десятилетие, придает еще большую актуальность и современность этому процессу. Однако, несмотря на наличие большого числа исследований, посвященных роли городов в экономическом развитии, цифровизация современной экономики, обострение экологических, политических, экономических и иных проблем обуславливают необходимость переосмысления некоторых тенденций городского развития.
В Российской Федерации сформировались устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии и низкая инфраструктурная обустроенность территории, что создает проблемы в развитии регионов. Несмотря на усилия государства сделать регионы за Уралом привлекательными для жизни, люди продолжают переезжать в европейскую часть страны. Государству необходимо сфокусироваться на более комплексном развитии страны и, прежде чем переходить к развитию каждого региона, стоит обеспечить формирование на всей территории страны драйверов роста. Одним из способов реализации такой политики может быть развитие городских агломераций.
Объектом данного исследования являются городские агломерации. В свою очередь, предметом - социально-экономические и политические эффекты развития городских агломераций в контексте реализации политики комплексного регионального развития.
Гипотеза работы: городские агломерации могут стать аттрактором развития территории Российской Федерации и обеспечить ее комплексное развитие.
Цель исследования состоит в выявлении социально-экономических и политических эффектов развития городских агломераций с учетом реализации политики комплексного регионального развития.
Для достижения данной цели я поставила ряд задач:
1) проанализировать нормативно-правовые акты об основах реализации региональной политики в Российской Федерации; основные направления регионального и пространственного развития Российской Федерации;
2) определить роль агломераций и значимость агломерационных эффектов в контексте реализации политики комплексного регионального развития;
3) выявить возможные «центры роста» в регионах как часть системы пространственного развития;
4) дать характеристику проектам городских агломераций, выделить основные достижения и неудачи реализации агломерационных стратегий.
Хронологические рамки исследования включают в себя промежуток с 2017 года по современность, поскольку именно в этот период актуализировалась тема формирования и развития на территории России городских агломераций. В 2017 году был принят Указ Президента РФ № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», что стало началом закрепления идеи развития городских агломераций в документах стратегического планирования. Наибольший толчок продвижения данной тенденции наблюдается уже после принятия Стратегии пространственного развития, т.е. после 2019 года.
В рамках исследования рассматривается территория Российской Федерации с фокусом на регионы Урала и Сибири. Российская Федерация располагает самой большой в мире территорией - 17,1 млн км2. При этом средняя плотность населения составляет 8,57 чел./км2, что делает Россию самой редко заселенной из крупных стран мира. Население распределено по территории России крайне неравномерно: 68,36 % населения проживает в Европейской части страны, т.е. на 20,82 % всей территории. Плотность населения Европейской части РФ составляет 27 чел./км2, в то время как плотность населения в Азиатской части - всего 3 чел./км2. В последние несколько лет государство стимулирует заселение территорий, находящиеся за Уралом, но этого недостаточно. В качестве территориальных рамок были выбраны следующие агломерации: Новосибирская, Томская, Екатеринбургская. Эти города могут стать драйвером роста Уральских и Сибирских территорий и в будущем обеспечить более равномерное расселение по всей стране.
Чтобы выполнить поставленные задачи, были выбраны следующие теоретические методы научного исследования: анализ и обобщение, классификация, сравнение и моделирование. Метод моделирования был использован для составления и отображения самых существенных черт агломерации, ее основных элементов и связей. С помощью метода классификации на основании некоторых критериев, агломерации были разделены на группы для последующего сравнения. Были выделены общие и особенные черты российских городских агломераций. Такие методы как анализ и обобщение были применены для работы с нормативно-правовой базой и специальной литературой.
Теоретической базой исследования стали: теория полюсов роста Ф. Перру, теория диффузии инноваций Э. Роджерса, теория эффекта городской агломерации Х. Ричардсона, системный подход. Данные теории были использованы для выделения особенностей пространственной организации экономики России, основных региональных различий, а также для более глубокого анализа территориального развития Российской Федерации.
Согласно теории полюсов роста Ф. Перру, рост экономики страны не происходит равномерно. На территории формируются полюса роста, которые распространяют свой эффект на всю экономику. Под термином «полюс роста» Ф. Перру понимал компактно-расположенные отрасли промышленности или конкретные предприятия. Однако, дальнейшее развитие данной теории происходит в работах Ж. Будвиля, который рассматривает в качестве полюсов роста не только предприятия, но и конкретные территории. Населенные пункты здесь являются источником инноваций и прогресса в экономике. Теория диффузии инноваций Э. Роджерса предполагает распространение инноваций от крупных территориальных образований к малым. Согласно теории эффекта городской агломерации Х. Ричардсона, главным фактором экономического роста является скопление производственной деятельности в городах, которые, в свою очередь, являются своеобразными полюсами роста. Системный подход предполагает рассмотрение объекта (городская агломерация) как системы взаимосвязанных элементов, которые объединяются в одно целое.
Из вышеупомянутых теорий следует, что городские агломерации, являются полюсами роста, центром экономического прогресса и инноваций. Инновации распространяются от города-ядра в периферийные территории, что дает толчок развития всей территории.
Источниковую базу исследования составляет большой объем источников, которые являются нормативно-правовой базой региональной политики или направлены на территориальное и региональное развитие страны. Все источники можно объединить в несколько групп:
I. Федеральные нормативно правовые акты.
1.1. Конституция . Конституция является главным документом, определяющим политико-правовую основу страны. В ней определены принципы российского федерализма и отношений центра и регионов. Также в Конституции прописаны сферы ведения федерального и регионального центра.
1.2. Федеральные законы . Использование этой группы нормативно-правовых актов позволяет выявить основные вопросы регулирования стратегического планирования в Российской Федерации, общие принципы организации местного самоуправления, его правовые, территориальные и организационные принципы.
1.3. Указы Президента. В работе был использован Указ Президента от 16 января 2017 г. № 13 . В тексте документа определены основные цели и приоритеты развития страны до 2025 года. Также в работе был использован Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» . Данные документы являются базой для составления региональных стратегий социально-экономического развития, задают вектор развития всем регионам страны.
II. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации.
1. Законы субъектов Федерации. К данному блоку нормативно-правовых актов субъектов прежде всего относятся Стратегии: Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы , принятая Законодательным собранием области. Документы Стратегий позволяют выявить основные приоритеты, цели, задачи, планы мероприятий и сценарии развития регионов. Также был использован документ О развитии агломераций в Томской области , принятый Законодательной думой в 2017 году. Текст закона содержит цели и задачи развития агломерации на территории Томской области, полномочия органов власти.
2. Документы органов исполнительной власти. В работе был использован текст Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года , принятый правительством Новосибирской области. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года , принятая Администрацией Томской области. Стратегии определяют стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития, основные направления их достижения на долгосрочную перспективу. Также в рамках работы были использованы Схемы территориального планирования Новосибирской , Томской и Свердловской области соответственно. Данные документы содержат информацию о видах, назначении и наименованиях, планируемых для размещения на территории области объектов, их основные характеристики и местоположение. Это могут быть объекты транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические материалы независимых и государственных исследователей, исследовательских центров. Были использованы данные Федеральной службы государственной статистики , исследование на тему городских агломераций от Института экономики города , а также исследование качества жизни в городах России от Финансового университета .
В целом все вышеперечисленные источники позволили решить поставленные в исследовании задачи.
Практическая значимость работы заключается в том, что на ее основе можно проанализировать потенциал развития городских агломераций в России. Также работа позволяет выявить основные проблемы формирования и развития агломераций. Полученные данные могут быть использованы в деятельности государственных муниципальных органов, а также при составления федеральных, региональных и иных программ развития городских агломераций. Более того, возможно применение в образовательных целях в качестве основы для специальных курсов и практических занятий.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Основная часть включает в себя две главы, каждая из которых поделена на разделы.
С каждым годом количество проблемных регионов на территории Российской Федерации только растет. Одним из следствий этого процесса является массовая миграция из депрессивных субъектов Люди предпочитают жить и создавать семьи в регионах с более высокими заработными платами и хорошей социальной поддержкой населения, в регионах с развитым рынком труда и инфраструктурой. Сейчас государство четко осознает проблемы регионов, которые начались еще с начала 90-х годов. В соответствии с документами стратегического планирования Российской Федерации, базовой тенденцией пространственного развития страны является концентрация человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов будущего в крупных городах и формирование агломераций с численностью населения более 1 млн человек.
Цель исследования состояла в выявлении социально-экономических и политических эффектов развития городских агломераций с учетом реализации политики комплексного регионального развития. В ходе работы, благодаря анализу нормативно-правовых актов, изучению проектов городских агломераций цель была достигнута. Почему так важно формировать городские агломерации в России? Прежде всего, городские агломерации будут востребованы в виду огромной площади страны . Благодаря им осуществляется экономическое сжатие территории. Особенно актуальным создание агломерация является для Сибири и Дальнего Востока, в регионах которых с 90-х годов наблюдается массовый отток населения. Были предприняты разные средства для устранения данной проблемы. Например, всем известная программа «Дальневосточный гектар» , которая предполагает безвозмездное получение земельного участка на Дальнем Востоке площадью до 1 гектара. Эту программу нельзя назвать успешной, так как вместо планируемых 30 миллионов человек она привлекла чуть больше 70 тысяч . И этому есть понятное объяснение - отсутствие инфраструктуры: не во всех местах есть дороги, электричество, вода. Поэтому для решения проблемы опустения территорий следует обеспечить качественно новые условия жизни, которые, в первую очередь, смогут убедить местное население не покидать территорию, а также станут привлекать жителей из других регионов. Агломерации будут нести кумулятивный эффект для экономики региона: помогут снизить отток молодых специалистов, развивать инфраструктуру и коммуникации, что приведет к скачку в развитии региона. Эффект концентрации в одном месте большого количества людей, которые вместе создают экономический, научный и интеллектуальный потенциал, огромен и в конечном счете стимулирует рост этих городов. Крупные городские агломерации рассматриваются в первую очередь как важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные организации, учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры . Многие депутаты и эксперты отмечают, что динамика развития региона зависит от динамики кадров, для которых необходимо создать комфортную среду для проживания и обеспечить безопасность. В настоящее время становится особо актуальным вопрос установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами, поэтому на территории агломерация важную роль имеют объекты социальной инфраструктуры: университеты, школы, общественные организации. Для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность . Ряд авторов показывают, как возрастает экономическая эффективность бизнеса, работающего внутри агломераций: увеличение размера города в два раза приводит к более значительному увеличению продуктивности фирм. Таким образом, механизмами стимулирования агломерационных процессов являются развитие рынка жилья, транспортной, инженерной, производственной, социальной инфраструктур.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что на формирование и развитие городских агломераций в России влияет целый ряд факторов:
• дисбаланс в территориальном развитии регионов;
• отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих сферу агломераций;
• отсутствие во многих регионах качественной инфраструктуры: транспортной, социальной, промышленной, инновационной.
Данные факторы во многом влияют на процесс развития агломераций в России. От них будет зависеть насколько успешной будет политика, получится ли достичь поставленных целей и задач в сфере пространственного развития.
Сегодня агломерирование приобретает особое значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики. Важно понимать, что формирование агломерации - процесс длительный. И на данный момент агломерации не могут существовать без поддержки государства. Тот факт, что государство играет важную роль в создании и развитии агломераций не стоит игнорировать. В тексте работы были отмечены проблемы, которые влечет за собой создание городских агломераций. В целях снижения негативных последствий необходимо государственное управление их развитием. Управление должно быть комплексным, основываться на основных документах социально-экономического развития, а также на конкретных целевых программах развития агломераций с учетом ее территориальных, природных, демографических особенностей. Сейчас основной проблемой городских агломераций в России является отсутствие законодательной базы, которая бы регулировала их создание. Но, согласно плану реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, документы, регулирующие вопросы, связанные с городскими агломерациями, будут подготовлены.
Важно также понимать, что городская агломерация скоро будет основной, но не единственной формой организации территории. Поэтому государство не должно концентрироваться только на агломерациях. Помимо них, в стране сложилась система периферийных территориальных образований, которые или нуждаются в прямом или косвенном включении в агломерационный процесс, или поддержке государства. Поэтому сейчас не следует бросать все ресурсы на поддержку агломерационного процесса, а воспринимать эту тенденцию как один из способов эффективной территориальной организации.
1. Чем обернулось для россиян получение дальневосточного гектара // Секрет Фирмы. - URL: https://secretmag.ru/stories/dalNevostochNyi-gektar.htm (дата обращения: 20.05.21).
2. The New Urban Agenda // Habitat III. - URL: https://habitat3.org/the-New-urbaN- ageNda/ (дата обращения: 13.10.2020).
3. Агломерационные эффекты как инструмент регионального анализа / П. А. Лавриненко, Т. Н. Михайлова, А. А. Ромашина, П. А. Чистяков // Проблемы прогнозирования. - 2019. - №3 (174).
4. Агломерация «Горный Урал» есть в реальности, но не на бумаге» // Федерал Пресс. - URL: https://fedpress.ru/expert-opiNioN/1904519 (дата обращения: 21.04.21).
5. Академгородок 2.0. - URL: http://www.akademgorodok2.ru/ (дата обращения: 21.04.21).
6. Аналитика по теме: Городские агломерации // Институт экономики города. -
URL: https://www.urbaNecoNomics.ru/research/aNalytics/146#page-title (дата обращения:
29.04.21).
7. Антонов Е.В. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения / Е. В. Антонов, А. Г. Махрова // ИЗВЕСТИЯ РАН. - 2019. - №4.
8. Бавина К. В. Агломерационные эффекты как основа возникновения кластера // Вестник экспертного совета. - 2018. - №3 (14).
9. Бейдина Т.Е. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 6.
10. Большие города набирают вес // РБК. - URL:
https://www.rbc.ru/newspaper/2017/07/07/595df2c19a794776e863d1b3 (дата обращения: 20.04.21).
11. Будущее России: национальные проекты. - URL: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения: 14.12.2020).
12. В Новосибирске стартовал новый этап развития агломерации // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3984568 (дата обращения: 20.04.21).
13. Вахрушева Е. А. Особенности города Екатеринбурга как будущего центра Екатеринбургской городской агломерации // Проблемы Науки. - 2017. - №20 (102).
14. Вершинин П.С. Развитие индивидуального жилищного строительства в городской агломерации: на примере Екатеринбургской агломерации // APRIORI. Серия: Естественные и технические науки. - 2015. - №3.
15. Ветлугин Р.А. Правовое регулирование агломераций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2019. - №2.
...75