Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие креативности у обучающихся четвертого класса методами ТРИЗ-педагогики при реализации программы внеурочной деятельности

Работа №18090

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты развития креативности у обучающихся четвертого класса 6
1.1 Особенности развития креативности у обучающихся четвертого класса 6
1.2 Особенности внеурочной деятельности по программе «Юным умникам и умницам» у обучающихся четвертого класса 14
1.3 Методы ТРИЗ-педагогики 17
2. Развитие креативности у обучающихся четвертого класса при реализации программы
"Умниками и умница" в 1 лицее 22
2.1 Исследование УРОВНЯ развития креативности на констатирующем этапе 22
2.2 Подбор заданий из ТРИЗ-педагогики для развития креативности обучающихся
четвертого класса 24
2.3 Оценка результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

В настоящее время формирование креативности обучающихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. В связи с быстрым развитием информационных технологий, необходимо готовить учеников, которые смогут ориентироваться, в этих изменениях. Н. Поддьяков утверждает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Поэтому тема формирование креативности у детей младшего школьного возраста актуальна. Развитие креативности является одной из основных задач современно образования [6]. Младшие школьники в силу своей возрастной специфики - искатели. Их внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества образования детей привело к созданию увлекательных средств и форм обучения. Внеурочная деятельность педагогически целесообразна, более разносторонне раскрывая индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся распознать на уроке, на основе развития у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности (творческая, познавательная, спортивная, трудовая, игровая) обогащают опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. При правильной организации, система внеурочной деятельности является сферой, которая может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Характеризуя целевое назначение внеурочной деятельности, необходимо отметить, что она направлена на создание условий.
Во внеурочной деятельности можно использовать различные методы, но методы ТРИЗ-педагогики помогут развить креативность в обучающихся. Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" [1].
Проблема: программа «Юным умникам и умницам» содержит задания направленные на: развитие внимания; развитие памяти; совершенствование воображения; развитие логического мышления. Не смотря на то, что в программе содержатся задания на развитие воображение, их недостаточно, для развития креативности, необходимо использовать дополнительные задания, направленные на развитие креативности. Исходя из сформулированного противоречия, можно сформулировать проблему. Каковы задания направленные на развитие креативности у обучающихся 4 класса при реализации внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»
Цель: подобрать для программы внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» задания из ТРИЗ-педагогики, направленные на развитие креативности у обучающихся 4 класса.
Объект - развитие креативности во внеурочной деятельности обучающихся 4 класса по программе «Юным умникам и умницам».
Предмет-задания, способствующие развитию креативности во внеурочной деятельности обучающихся 4 класса по программе «Юным умникам и умницам».
Гипотеза: внеурочная деятельности обучающихся 4 класса по программе «Юным умникам и умницам» будет способствовать развитию их креативности, если:
— при реализации программы внеурочной деятельности будут использованы методы ТРИЗ-педагогики;
— учебные задания будут подобраны в соответствии с особенностями развития креативности у обучающихся 4 класса Задачи:
1. Выявить особенности развития креативности у обучающихся 4 класса
2. Проанализировать методы ТРИЗ-педагогики
3. Выявить особенности организации внеурочной деятельности обучающихся 4 класса по программе «Юным умникам и умницам»
4. Исследовать уровень развития креативности
5. Подобрать задания из ТРИЗ-педагогики для развития креативности обучающихся 4 класса
6. Оценить результаты исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были рассмотрены вопросы об особенностях развития креативности у обучающихся четвертого класса, истории возникновения различных методов ТРИЗ - педагогики и их применения для обучения детей четвертого класса. Используя задачи из ТРИЗ-педагоги мы учитывали особенности развития креативности у обучающихся четвертого класса, использовали подходящие формы работы, методы для данного возраста, чтобы был прогресс в уровне креативности.
Включение заданий из ТРИЗ-педагогики в программу внеурочной деятельности О. Холодовой «Юным умникам и умницам», мы изначально изучили программу, проанализировали, что программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий., нашли места, которые нам удалось усилить нашими задачами, для повышения уровня креативности у обучающихся.
В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения во внеурочной деятельности в начальной школе: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа, системный оператор и др.
Поставленные задачи были достигнуты, мы выявили особенности развития креативности у обучающихся 4 класса, проанализировали методы ТРИЗ-педагогики, выявили особенности организации внеурочной деятельности обучающихся 4 класса по программе «Юным умникам и умницам», исследовали уровень развития креативности, подобрали задания из ТРИЗ- педагогики для развития креативности обучающихся 4 класса и оценили результаты исследования.
Гипотеза подтвердилась, внеурочная деятельность по программе «Юным умникам и умницам» способствовать развитию креативности у обучающихся 4 класса. При реализации программы внеурочной деятельности были использованы методы ТРИЗ-педагогики, учебные задания подобраны в соответствии с особенностями развития креативности у обучающихся 4 класса


1. Альтов, Г. И тут появился изобретатель. — М.: «Детская литература», 2006.
2. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 2007.Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т.Ф. Башина / Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 521¬525.
3. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества / Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000.
4. Богоявленская, Д.Б. Измерение креативности - описание индивидуальности / Д.Б. Богоявленская / Материалы конференции «Психология индивидуальности». - М., 2006. С. 55-58.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская - М., 2009. - 320с.
6. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд / Психология мышления. - М.: Прогресс, 2000. - 14с.
7. Гин, С. И. Мир фантазий / С. Гин. Ми.: ИВЦ Минфина, 2007. 176 с.
8. Горев, П. М. Волшебные сны Совёнка: учебно-методическое пособие. - Киров: ВятГГУ, 2012. - 138 с.
9. Горев, П. М. Научное творчество: Практическое руководство по
развитию креативного мышления. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 112 с.
10. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утв. Распоряжением правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р)
11. Гут, Р. О творчестве в науке и технике // Вопр. психол. 2007. № 2. С. 130-139.
12. Демидова, Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте / Е.И.ГорбачёваДисс. канд. психол. наук. - Армавир, 2003. - 170с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 359с.
14. Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова / Психологический журнал, 1999. №4. С. 83-93.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров - М.: Изд-й центр «Академия», 2003. - 176с.
16. Костанда О.Д. Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 101 с.
17. Любарт, Т. Психология креативности / пер. с фр. - М.: Когнито- Центр, 2009. - 215с.
18. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу - М., 1999. - 304с.
19. Мещеряков, Б Большой психологический словарь / Сост.., Зинченко B. - М.: Олма-пресс, 2010. С.121.
20. Морозов, А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. /А. В. Морозов - М., 2004. - 445с.
21. Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. / Р. Мэй / пер. с англ. - Львов: Инициатива, 2001. - 127с.
22. Немов, Р.С. Психологический словарь. / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВАЛДОС, 2007. - 560с.: ил.
23. Пономарева, Я.А. Психология творчества: школа / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624с.
24. Роджерс, К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека / К.К. Роджерс - М.: Прогресс, 1994. С. 74-79.
25. Стернберг, Р. Практический интеллект / Р. Стернберг - СПб.: Питер, 2002. - 272с.
26. Торренс, Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э.П.Торренс - М., 1998. - 120с.
27. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.123- 132.
28. Фрейд, 3. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве / З.Фрейд - М.: Эксмо, 2010. - 608с.
29. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э.Фромм - М.: ACT, 2011. - 314с.
30. Холодная, М.А. Основные направления в исследовании интеллекта / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР-СЭ, 2009. С. 241-282.
31. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М.А. Холодная - 2-ое изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 272с.
32. Холодова, О Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие / М. Роскнига, 2004-190 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ