Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИВОВ И ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

Работа №180881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы101
Год сдачи2025
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
1 Сохранение персональных архивов: характеристика российского и зарубежного
16 опыта
1.1 Характеристика зарубежных проектов по обеспечению сохранности
17 персонального наследия
1.2 Сохранение персонального наследия: российский опыт 21
2 Взаимодействие государственных архивов и граждан по вопросам сохранения
36 документов личного происхождения: опыт региональных архивов Томской области .
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А 76
Приложение Б 77
Приложение В 78
Приложение Г 79
Приложение Д 80
Приложение Е 81
Приложение Ж 82
Приложение И 83
Приложение 1 95
Приложение 2 96
Приложение 3 97


Объемы материалов, которые создаются на персональном уровне и включают как бумажные, так и электронные объекты, постоянно увеличиваются. Вместе с тем структура электронных объектов усложняется, а связи между ними становятся более разветвлёнными. Сохранять все эти материалы в архивных институциях невозможно и нецелесообразно.
Согласно данным опроса Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН 2021 года, в России старинные снимки своих предков хранят 74% людей, семейные письма хранят 14% респондентов, архивные выписки и документы хранят 7%1. Эти данные говорят о том, что у граждан есть потребность в сохранении личной и семейной памяти.
Личные архивы могут иметь ценность как для создателя, так и для исследователей. Однако часто человек не осознает, что комплекс накопленных им материалов и есть личных архив, или же не имеет представления о том, каким образом их сохранить, организовать, описать, какие проблемы и сложности могут возникнуть. Существующие в государственных архивах методические рекомендации по организации хранения документов ориентированы, в первую очередь, на специалистов по работе с документами или архивистов, а не на рядовых граждан, для которых они, вероятно, будут мало информативными и сложными в применении.
В результате анализа сайтов государственных архивов были выявлены два документа, ориентированных на граждан и посвященных сохранению персональных материалов, и лишь один из них был опубликован в открытом доступе. Ввиду этого, отмечается, что в российской архивной практике недостаточно материалов популярного характера, адаптированных для граждан, к которым интересанты могут обратиться для того, чтобы самостоятельно организовать свой архив.
Для предотвращения утраты документов создаются проекты, объединяющие ученых, практикующих специалистов, волонтеров, которые занимаются сбором и хранением личных материалов или оказывают помощь в организации хранения документов у создателя. Разнообразные практики их взаимодействия с архивными институциями, обществом, получили название «общественная архивистика» .
До 2020 года в России не применялось понятие «общественная архивистика», впервые оно прозвучало во время проведения панели «Общественная архивистика в России: история и современные практики», организованной Центром «Прожито»1. Под «общественной архивистикой» понимается то, что «создается публикой, для публики, вместе с публикой и о публике» . Сам термин был заимствован из польской архивной практики, поскольку именно Польша является лидирующей страной в этом направлении, как в практическом, так и в теоретическом плане.
Представляется, что общественную архивистику можно понимать, с одной стороны, как краудсорсинговые проекты, к которым институты сохранения памяти привлекают граждан, например, для оцифровки или описания материалов; а с другой стороны, это работа специалистов (архивистов, библиографов, музеологов и др.) по оснащению граждан знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы обеспечить сохранность материалов у создателей, т.е. в «естественных условиях».
Сами по себе практики взаимодействия различны: некоторые проекты отбирают документы граждан, оцифровывают и самостоятельно организовывают их хранение и использование, другие - проводят мастерские, в рамках которых не только помогают, но и обучают людей правильно хранить персональные архивы. Существуют архивные объединения, которые занимаются созданием различных медиапродуктов на основе имеющихся у человека документов, чтобы дать им «вторую жизнь» или занимаются проведением генеалогических исследований, помогая людям воссоздать родословное древо.
Среди исследований, которые касаются вопросов общественной архивистики, были выделены три направления. Первое связано с изменением функций государственных архивных институций в эпоху цифровизации. Второе раскрывает понятие общественной архивистики, ее функции, возможные трудности реализации кейса в России. Третье направление посвящено практикам и особенностям формирования персональных комплексов цифровых материалов.
Авторы исследований, объединенных в первую группу1, отмечают, что архивные институты были и остаются центрами хранения и передачи информации во времени и пространстве. Однако эволюция архивного дела и развитие информационно - коммуникационных технологий привели к тому, что архивы стали площадкой, где посредством использования различных интернет и медиаресурсов ведется работа по предоставлению пользователям социально значимой ретроспективной документной информации, формирующей у людей мировоззрение, представления о прошлом.
Использование информационных технологий в архивном деле позволяет не только предоставлять ретроспективную информацию по запросу пользователя, но взаимодействовать с архивными учреждениями, других регионов, общественными и частными организациями.
Таким образом, государственные архивы, сохраняя статус центров хранения и передачи информации во времени и пространстве, создания методических разработок в области архивного дела, стали социально-коммуникационной структурой, деятельность которой заключается в предоставлении доступа к архивным документам и историческим материалам заинтересованным пользователям через различные медиаресурсы, а также помощи в организации хранения документов у создателей.
Работы, объединенные во вторую группу, посвящены вопросам общественной архивистики. Поскольку в России направление только начинает развиваться, исследования по этой теме пока немногочисленны. В существующей литературе поднимаются вопросы актуальности этого направления в России, его содержания, освещаются проблемы и сложности, которые возникают у общественных проектов и волонтеров, а также наработанные практики решения некоторых вопросов.
Наиболее известными российскими проектами в области общественной архивистики являются, «Прожито»1, «Соседи по Перми» , «История Тебя», «Устная история». Силами практикующих архивистов и ученых проводятся мастерские, где оказывают помощь всем желающим сохранить свое персональное наследие. Также они принимают документы, беря на себя ответственность за их организацию и сохранность. Через различные интернет-площадки волонтеры стремятся, донести до обычных граждан о потенциальной ценности их документных комплексов и привлечь к участию в архивных проектах.
Волонтеры проекта «Соседи по Перми» ведут разработку чек-листов, методических рекомендаций по описанию, организации домашних архивов. Эти рекомендации могут помочь владельцам личных архивов не только организовать документы, но и понять значение и необходимость различных элементов описания. Поскольку работа связана с персональными комплексами, то без соучастия и самоотдачи от владельцев архивов добиться успехов в этом направлении трудно. С этим связана основная проблема реализации архивных проектов: кураторы архивов либо не готовы работать над организацией своих документов, либо это происходит единоразово.
В проекте «Прожито»1 акцент сделан на прием материалов у создателей и формирование цифровых коллекций домашних собраний документов, личных дневников. У организаторов проекта в планах был запуск сервиса - цифрового архива «Прожито», на базе которого через специальный загрузчик любой желающий сможет организовать и сохранить свой документный комплекс .
Проекта «История тебя» ориентирован на генеалогические исследования и создание медиапродуктов, например, коротких фильмов, альбомов на основе документов домашнего архива. В проекте «Устная история» предполагается проведение интервью, бесед под запись и публикация записей на сайте в открытом доступе.
Каждый из проектов по-разному работает и у каждого возникают сложности, однако получая отклики от кураторов домашних архивов и понимая важность своей миссии, они продолжают развиваться, а вместе с ними развивается общественная архивистика в России.
В исследованиях третьей группы рассматриваются вопросы формирования и сохранения документальных персональных комплексов в цифровом виде. Авторы отмечают, что сегодня личные архивы складываются преимущественно в электронном виде и причиной их трансформации стала цифровизация, охватывающая все более широкие сферы. Основные особенности формирования личных архивов в отличие от личных фондов государственных архивов заключаются в том, что на персональном уровне материалы накапливаются стихийно, как правило. не подвергаются отбору Несмотря на то, что в настоящий момент персональные архивы имеют гибридный состав, в них начинают преобладать цифровые документы, при этом у создателя персонального цифрового архива часто отсутствует четкое представление о составе документов, которые хранятся распределено, на различных носителях и в различных средах, без чёткой классификации, описания и пр.1.
Одно из перспективных направлений как теоретических, так и прикладных исследований, связано с обеспечением долговременной сохранности социальных сетей. Такого рода исследования занимают промежуточное положение между исследованиями, объединенными в первую и третью группы. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, диапазон их использования крайне широк и включает как задачи, связанные с ведением бизнеса или обучением, так и развлечения, дружеское общение. Поэтому социальные сети могут рассматриваться и как часть историко-культурного наследия, но особенно активно социальные сети используются на персональном уровне. В результате в социальных сетях создается и накапливается большое количество материалов личного происхождения.
За рубежом уже активно ищут подходы к сохранению информации, накапливаемой в соцсетях, поскольку эти платформы становятся новыми источниками комплектования архивов электронными материалами. Так, Библиотека Конгресса заключила соглашение с Twitter о сохранении сообщений пользователей, а Национальный аудиовизуальный институт Франции - с видео платформами YouTube и Dailymotion с целью сохранения аудиовизуального контента, аналогичная практика существует в Швеции и Австралии .
Несмотря на попытки некоторых стран решить проблему сохранения цифрового документального наследия, во всем мире и, в том числе, в России все же остаются актуальными вопросы поиска оптимальных подходов, стратегий и методов обеспечения долговременной сохранности цифровых документов. Эта задача осложняется тем, что по своему содержанию и структуре такие документы часто оказываются более сложными, чем, например, делопроизводственная или нормативная документация, их ценность не всегда четко осознается как создателями, так и исследователями и специалистами в сфере обеспечения сохранности документального наследия, а процесс формирования персональных цифровых архивов, практически невозможно регламентировать, так как он зависит от глубоко персонализированных практик.
Объект исследования - долговременная сохранность историко-культурного наследия, предмет исследования - долговременная сохранность персонального наследия.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы разработать модель/описание информационного ресурса с помощью, которого любой желающий сможет организовать и сохранить как бумажную, так и электронную часть своего персонального наследия в долгосрочной перспективе.
Задачи:
1. Выявить и описать накопленный опыт по созданию рекомендаций, направленных на сохранение персональных документных комплексов;
2. Выявить каким образом сотрудники государственных архивов работают с гражданами при приеме документов личного происхождения на хранение и какие вспомогательные документы могли бы упростить эту работу как архивисту, так и владельцу документов;
3. Определить содержание, структуру и варианты реализации информационного ресурса, ориентированного на помощь гражданам в сохранении их персонального наследия.
В работе использовались следующие методы:
1. Метод интервью. Перед проведением интервью были определены
респонденты. Для выстраивания полноценного и разностороннего понимания о том, как проходит коммуникация между архивистом и фондообразователем, в качестве опрашиваемых были выбраны представители региональных архивов Томской области - представитель от ОГКУ ГАТО и представитель от ОГКУ ЦДНИ ТО - имена не раскрываются по просьбе опрашиваемых, а в качестве фондообразователей были выбраны Николай Семенович Ларьков д.и.н., профессор ФИПН НИ ТГУ, к.и.н., старший преподаватель ФИПН НИ ТГУ Шушарина Марина Вячеславовна и преподаватель ФИПН НИ ТГУ Мастрюкова Анастасия Александровна.
Интервью с представителями региональных архивов были ориентированы на понимание порядка процесса коммуникации с точки зрения профессионального архивиста, определения основных трудностей и пути их преодоления.
Николай Семенович был выбран, потому что он является фондосдатчиком, способен с профессиональной точки зрения охарактеризовать и оценить процессы коммуникации и подготовки документов для передачи на государственное хранение, в том числе обозначить трудности, пути их преодоления, предложить примерную информацию, включение которой во вспомогательную документацию облегчило бы работу и архивистов, и фондосдатчиков.
Преподаватель ФИПН НИ ТГУ Мастрюкова Анастасия Александровна и к.и.н старший преподаватель ФИПН НИ ТГУ Шушарина Марина Вячеславовна обладают комплексом документов, которые можно назвать архивом, при этом респонденты не имеют представления о тонкостях работы архивной системы. Полученная от фондообразователей информация характеризует работу с точки зрения не погруженных людей, обозначается информация, наличие которой облегчило бы понимание человека порядка работы архивной системы и последовательности подготовки документов к сдаче на постоянное хранение.
После выбора респондентов, с учетом их знаний и опыта были составлены гайды с вопросами. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в результате беседы сложилось понимание того, какие положения необходимы во вспомогательном информационном ресурсе для упрощения работы как архивистов, так и гражданам, кто желает сохранить свой личный архив....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У человека на протяжении жизни формируется документационный комплекс, включающий разные по виду, назначению и формату документы. Эту совокупность материалов также можно назвать личным архивом человека. Многие создатели личных архивов стремятся их сохранить, что подтверждается результатами опроса социологического центра РАН1 и информацией, полученной посредством проводимых для ВКР интервью со специалистами региональных архивов Томской области и владельцами документационных комплексов. У создателей архивов часто нет необходимых знаний о том, как организовать и сохранить свое персональное наследие, особенно его цифровую составляющую, а у профессиональных архивистов - нет достаточного количества ресурсов, чтобы оказывать такого рода консультационные услуги на постоянной основе. Решением мог быть стать информационный ресурс со вспомогательной информацией, обращаясь к которой граждане могли бы организовать и сохранить свои личные архивы.
Исследование, проведенное для выпускной квалификационной работы, было нацелено на разработку модели информационного ресурса, с помощью которого любой желающий сможет организовать и сохранить как бумажную, так и электронную часть своего персонального наследия в долгосрочной перспективе.
Для достижения цели были охарактеризованы существующий мировой опыт в разработке методических рекомендаций, ориентированных на граждан, и практики взаимодействия с теми, кто интересуется вопросами сохранения своего персонального наследия.
В мире существуют общественные проекты, чья деятельность ориентирована на помощь граждан в сохранении их персонального наследия. В России такими проектами являются «Прожито», «Соседи по Перми»1, «История Тебя»2, «Устная история»3. Они предлагают различные способы сохранения личных архивов граждан: сдача документов в сторонние проекты специалистам для обработки, хранения и обнародования материалов, непосредственная помощь в организации бумажной части документального наследия через проведение мастер классов, предоставление в пользование электронных систем с инструментами для самостоятельной организации и пр..
Зарубежными архивными проектами, например, «Personal Archiving of Library of Congress» (США), «Personal Digital Archiving of New school» (США), «Personal digital archiving» (США), «MeinDigitalesArchive.de» (Германия) для самостоятельной работы с материалами личного архива предлагается большое разнообразие методической документации и информационных ресурсов. Одним их самых интересных и необычных в этом ряду является немецкий проект «MeinDigitalesArchive.de», где на основе смоделированных ситуаций, пользователю предлагаются рекомендации о том, как сохранить наиболее распространенные типы электронных материалов. Рекомендации этого проекта основываются на теоретических разработках ведущих институтов сохранения памяти, например, Библиотеки Конгресса США и лучших практиках, но представлены в интерактивной и понятной неспециалисту форме.
Государственные архивы также взаимодействуют с гражданами по вопросам сохранения документов, откладывающихся на персональном уровне. Интерес для архивистов представляют, в первую очередь, документы, имеющие историческую или иную значимость, определяемую на основе экспертизы ценности.
Прием документов граждан на архивное хранение предполагает несколько этапов: определение фондообразователей и проведение оценки ценности документов, проведение первичного отбор и систематизация, оформление передачи и передача документов, включение документов в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Автор выпускной квалификационной работы провела интервью с сотрудниками двух региональных архивов - Государственного архива Томской области и Центра документации новейшей истории Томской области. Результаты бесед позволили взглянуть на процесс взаимодействия архивистов и граждан изнутри.
Коммуникация между архивистом и фондосдатчиком имеет свои особенности на каждом этапе. Обычно архивисты стараются индивидуально подходить к каждому фондообразователю. Однако, из-за ограниченности ресурсов гражданам, не желающим передавать на государственное хранение свои материалы, но заинтересованным в получении консультации по организации домашнего документного комплекса, архивистами, скорее всего, будет отказано. В случае, если в архиве созданы методические или иные документы, то они будут предоставлены интересанту для самостоятельной работы.
Продукт, разработанный с учетом рекомендаций, выявленных в ходе интервью и мировых архивных практик, упростит и ускорит работу не только граждан при самостоятельной организации своего персонального наследия или подготовке документов к передаче на постоянное хранение, но и архивистов при работе с фондосдатчиками по вопросу комплектовании фонда личного происхождения. Такого мнения придерживаются и представители государственных архивов, и фондообразователи.
Реализация информационного ресурса предполагается в формате чат-бота, в основе работы - блок-схемы. Прохождение заложенных в программу вопросов направленно на выяснение наличия бумажных и(или) электронных документов и выявление возможностей и желаний владельца документов: хочет и может организовать свои материалы самостоятельно или желает передать на хранение в сторонние общественные проекты.
Для начала предполагается погрузить пользователя в тему архивного дела и предложить термины, которые облегчат дальнейшее восприятие информации пользователем. Для тех, кто хочет самостоятельно организовать свой личный документационный комплекс и тех, кто может стать источником комплектования для государственных архивов, рекомендации будут немного отличаться.
Для желающих самостоятельно сохранить свои материалы будут предложены алгоритм действий и ссылки на другие ресурсы с более подробной информацией. Для тех, кто заинтересован в передаче на хранение в архивы, будут описаны критерии, по которым человек поймет: могут его документы быть переданы на постоянное хранение или нет. Будет кратко описан порядок работы архивной системы, алгоритм отбора, систематизации, описания, права фондосдатчика, условия на которых он может передать свое наследие и каким образом оно может быть использовано после комплектования фонда личного происхождения.
Рекомендации для бумажной и электронной части персонального наследия будут отличаться. Поскольку для бумажных документов практики организации более устоявшиеся и апробированные, наиболее востребованы будут рекомендации для электронных, поскольку, несмотря на то, что в большинстве случаев материалы людей XXI века представлены в электронном виде, рекомендаций по их сохранению, по крайне мере в России мало, а разъяснение аспектов по управлению доступом аккаунтами социальных сетей вовсе отсутствуют.
Описание разработанной модели Ресурса представлено в Приложении И к выпускной квалификационной работе.



1. Об архивном деле в Российской Федерации : федер. закон от 22.10.2004 №
125-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. -
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения:
29.05.2025).
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // КонсультантПлюс. : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата
обращения: 29.05.2025).
3. Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета,
хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций : приказ Министерства культуры Российской федерации от 23 июля 2020 г. №827 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2025. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74768877/ (дата обращения: 29.05.2025).
4. Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации: приказ Мин. Культуры Рос. Федерации от 15 янв. 2019 г № 17 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - [М.], 2025. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72124464/ (дата обращения: 29.05.2025).
5. Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях : приказ Федерального архивного агентства от 2 марта 2020 г. №24 // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2025. - URL: https://base.garant.ru/74051312/ (дата обращения: 25.05.2025).
6. ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005. Обеспечение долговременной
сохранности электронных документов : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2012-09-17 // Интернет и право. - М., 2025. - 24 с. - URL: https://internet- law.ru/gosts/gost/53333/ (дата обращения: 16.04.2025).
7. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2013-10-17 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/ (дата обращения: 16.04.2025).
8. ГОСТ Р ИСО 13008-2015. Информация и документация. Процессы конверсии и миграции электронных документов : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2015-07-21. М. : Стандартинформ, 2015. - 36 с. - URL: https://internet- law.ru/gosts/gost/60623/ (дата обращения: 29.05.2025).
9. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Понятия и принципы : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 202001-01. - М. : Стандартинформ, 2020. - 24 с. - URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/70786/ (дата обращения: 25.05.2025).
10. Рекомендации по сохранению личных электронных архивов для потенциальных держателей фондов личного происхождения в Областном государственном казенном учреждении «Государственный архив Томской области» (ОГКУ ГАТО) : согласованы экспертно-методической комиссией областного государственного казенного учреждения «Государственный архив Томской области» (ОГКУ ГАТО) : протокол от 29 окт. 2020г. №10. / составители: Т.В. Шульга, А.А. Никифоров. - Томск, 2020. - 6 с.
11. Концепция информатизации (автоматизации) архивного дела России //
Методические рекомендации / Архивы России. - М., 2014. -
URL: https://rusarchives.ru/met-rekomendacii/koncepciya-informatizacii-avtomatizacii- deyatelnosti-gosudarstvennogo-arhiva (дата обращения: 29.05.2025).
12. Методические разработки архива // ГКУ СО Государственный архив в городе Ирбите. - [Ирбит], 2025. - URL: https://госархив-ирбит.рф/info/klyatva-arhivista/ (дата обращения: 27.05.2025).
13. Методические рекомендации по организации работы и технологическому
оснащению хранилищ электронных документов // Официальный сайт Федерального архивного агентства Российской Федерации. - [М.], 2025. -
URL: https://archives.gov.ru/documents/rekomend_el-storage.shtml (дата обращения:
29.05.2025).
14. Методические рекомендации по созданию и эксплуатации сайтов и порталов учреждений культуры музейного типа // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / публикации ВШЭ. - [М.], 2017. - URL: http://e-books.arts- museum.ru/site_method/4/ (дата обращения: 29.05.2025).
15. Методические рекомендации по комплектованию, описанию, учету и использованию документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах // Официальный сайт Федерального архивного агентства Российской Федерации.
- [М.], 2025. - URL: https://archives.gov.ru/documents/methodics/2021-recommendations-
If.shtml (дата обращения: 29.05.2025)....65



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ