Введение 4
Глава 1. Глагол зрительного восприятия в русском языке
1.1. Зрительное восприятие 7
1.2. Глаголы зрительного восприятия 9
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Глаголы зрительного восприятия в стихотворениях М. И. Цветаевой
2.1. Глаголы зрительного восприятия в стихотворениях М. И. Цветаевой....21
Выводы по главе 2.1 34
2.2. Функции глаголов зрительного восприятия в стихотворениях М.И. Цветаевой
2.2.1. Глаголы в структуре стихотворений 36
2.2.2. Глаголы в содержании стихотворений 41
Выводы по главе 2.2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 52
Восприятие является одной из важнейших сторон человеческой жизни. Прежде чем осмыслить окружающий мир, человек воспринимает его посредством зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Семантика чувственного восприятия может выражаться на уровне лексики, репрезентирующей тот или иной тип восприятия. Художественные тексты насыщены семантикой восприятия. В них отражается индивидуальноавторская картина мира. Стихотворение чаще всего подсказывается лирическим переживанием. Поэты показывают свою индивидуальноавторскую картину мира разнообразными языковыми средствами, вызывая у читателей различные чувства и мысли. В нашей работе предпринята попытка выявить функции глаголов ЗВ в поэтической картине мира М. И. Цветаевой.
Актуальность исследования заключается в самом обращении к проблеме индивидуального восприятия, в обосновании системного характера актуализации зрительного восприятия на лексическом уровне, что позволяет сделать широкий масштаб вербализации глаголов зрительного восприятия в произведениях М. И. Цветаевой.
Работа даёт представление о структурно-семантических особенностях группы глаголов зрительного восприятия, используемых поэтом. Процесс создания художественного текста - процесс наблюдения, чувствования, процесс повторения жизни. Автор переживает что-то в своей жизни и вкладывает это в избранный конкретный предмет, обобщает свои эмоции и ощущения и создаёт особенным образом оформленное литературное произведение, чтобы читатели могли впоследствии воссоздать на основе этой формы заложенное в текст содержание. Лексико-семантическая группа глаголов ЗВ активно изучается на материале художественных произведений и насчитывает большое количество единиц с прямым и переносным значением. Глаголы ЗВ создают особое ассоциативно-смысловое поле, чье строение подчинено определенной авторской задаче. С помощью этого поля автор расставляет в тексте акценты и выражает свои интенции, с другой стороны, читатель, понимая его концепцию, сопереживает вместе с автором. Затем осуществляется соединение эстетической и материальной категорий в тексте.
Объектом изучения являются глаголы ЗВ, которые встречаются в поэтических текстах М. И. Цветаевой разных периодов творчества.
Предмет изучения - структурно-семантические особенности лексико-семантической группы глаголов ЗВ, используемых в поэзии М. И. Цветаевой, а также функции этих глаголов в структурном и содержательном планах текстов.
Материал исследования: 42 стихотворение М. И. Цветаевой.
Цель настоящей работы - исследование структурно-семантических особенностей и принципов функционирования глаголов ЗВ в поэтической картине мира М. И. Цветаевой.
Данная цель предполагает решение следующих основных задач:
1. Познакомиться с идиостилем М. И. Цветаевой;
2. Рассмотреть состав и семантику лексико-семантической группы глаголов ЗВ в русском языке и в поэтических текстах М. И. Цветаевой;
3. Классифицировать и систематизировать найденные единицы, проанализировать особенности их употребления;
4. Проанализировать мотивы и основные художественные образы в стихотворениях, насыщенных глаголами ЗВ;
5. Выявить особенности функционирования глаголов ЗВ в поэтических текстах М. И. Цветаевой.
6. Сделать выводы о структуре и семантике группы глаголов ЗВ в поэзии М. И. Цветаевой, а также о принципах функционирования соответствующих единиц в структурном и содержательном планах текстов.
Методы исследования: для достижения цели и выполнения поставленных задач используются методы сплошной выборки и научного описания, элементы лингвистического анализа художественного текста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение включает все анализируемые в работе контексты.
В русском языке глаголы ЛСГ ЗВ можно распределить по лексикосемантическим подгруппам, внутри которых выделяется центр и периферия. В стихотворениях зрительные глаголы не только представляют реальную действительность, но и распространяется на область снов, воображения, воспоминаний, и эмоций, в разных случаях отражают различные значении.
В поэтическом тексте М. Цветаевой используется большое многообразие глаголов и глагольных сочетаний ЗВ, в высказываниях с семантикой ЗВ предикативный компонент представлен широкими языковыми единицами, среди которых численно доминируют базовые глаголы ЗВ. В работе рассмотрим способы глагольные репрезентации зрительного восприятия в поэзии М. Цветаевой, представлен анализ семантических и синтаксических особенностей различных высказываний в 42 стихотворения.
Отдельные предикаты ЗВ могут выступать в прямой процесс ЗВ, в основное значение, не осложненного дополнительного значения. В таком случае используются нейтрально-номинативные языковые единицы ЗВ. Следующий вариант: глаголы ЗВ в второстепенное значение при случае реализации мыслительной деятельности. Устойчивые словосочетания демонстрируют оценку, отношение субъекта восприятия в объект ЗВ: явлениям, предметам, действительности. Например, глагол с единицами «свет» в стихотворениях может быть в прямом значении (электромагнитное излучение), а так же в переносном значении с элементами лица, глазами и т.д.
Лексико-семантическая группа глаголов зрительного восприятия, не являющаяся устойчивой, отражает индивидуально-авторское моделирование ситуации ЗВ. Языковые единицы ЗВ, которые, как видно уже при поверхностном рассмотрении, выполняют целый комплекс функций в художественных произведениях. С помощью арсенала глаголов ЗВ соединены относительная вечность художественного произведения с им абсолютной мгновенностью, выражена связь между объективным языком и субъективной речью, созданы цельные своеобразные картины мира. Таким образом, можно добиться слияния эстетической, идеальной категорий и языковой, материальной категорий. Вследствие специального понимания и отражения окружающей действительности наиболее эффективным для поэтического мира М. Цветаевой способ репрезентации ситуации зрительного восприятия становится авторским сознанием. В поэзии М. Цветаевой единицы с семантикой ЗВ способны расставить смысловые акценты, задать настроение, тон, участвовать в анафорических повторах.
С помощью анализа значений глаголов ЗВ в разных конкретных ситуациях мы можем не только познакомиться с мировоззрением поэта, но и глубже проникнуть в культуру этого народа. Безусловно, изучение универсальных, индивидуальных авторских моделей зрительного восприятия вносит значительный вклад в взаимодействие человека с миром.
1. Авдевнина О. Ю. Понятие субъект восприятия в антропологии языка и текста // Известия Саратовского университета. - 2011, т.11, 535 с.
2. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. - СПб.: Наука, 1994. -154 с.
3. Банников Н. В. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1979. - 864 с.
4. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск, 1992. - 312 с.
5. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С. Болот нова. - 4 е изд. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 520 с.
6. Бутакова Л. О. Авторское сознание как базовая категория текста: дис. ... докт. филол. наук. - Омск, 2001. - 458 с.
7. Ванечкова Г. Марина Ивановна Цветаева - значительная русская поэтесса начала 20-го века. [prev. in:] Marina Cvetajevova a Praha. Ed.: T. Korjakinova, M. Nedvedova, G. Vaneckova. Praha, - Euroslavica, 1992. - 2235 с.
8. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высш. шк., 1972. - 616 с.
9. Двизова А. В. Ситуация чувственного восприятия и способы ее языковой репрезентации в прэзии Б. Л. Пастернака: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2014. - 24 с.
10. Домбровская, И. В. Динамика и прогностика лексико-семантической группы зрительного восприятия в американском варианте английского языка : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Домбровская Инна Владимировна. - Воронеж, 2004. - 200 с.
11. Дюпина Ю. В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции. - Сургутский государственный педагогический университет - Тюмень, 2009.-25 с.
12. Евтушенко Е. Строфы века, Антология русской поэзии. - Минск, М.: Полифакт, 1995. - 1135 с.
13. Иванова А. В. Языковая картина мира современного текста: культурные концепты и их интерпретация на материале повести Владимира Маканина «Лаз». // Чита: ЗабГГПУ, 2006. - 321 с. - С. 206-210.
14. Кириллова В. А., Примова Н.Б. Структурно-семантические особенности предложений, репрезентирующих ситуации слухового и зрительного восприятия. // Идеографические аспекты русской грамматики. - М., 1988. -С. 116-125.
15. Козюра Т. Н. Залоговые значения глаголов зрительного восприятия // Вестник ВГУ, серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2007. -№2,Ч. 1.-67 с....30