Методика «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средство развития коммуникативных умений подростков
|
Введение 3
1 Теоретические подходы к развитию коммуникативных умений
подростков средствами ИКТ 6
1.1 Проблема развития коммуникативных умений 6
1.2 Дидактические возможности ИКТ как средства развития
коммуникативных умений 14
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 30
2 Эмпирическое исследование развития коммуникативных умений
подростков средствами ИКТ 37
2.1 Организация, методы и методики исследования 37
2.2 Результаты эмпирического исследования развития
коммуникативных умений подростков средствами ИКТ 44
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения А - Д 72-90
1 Теоретические подходы к развитию коммуникативных умений
подростков средствами ИКТ 6
1.1 Проблема развития коммуникативных умений 6
1.2 Дидактические возможности ИКТ как средства развития
коммуникативных умений 14
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 30
2 Эмпирическое исследование развития коммуникативных умений
подростков средствами ИКТ 37
2.1 Организация, методы и методики исследования 37
2.2 Результаты эмпирического исследования развития
коммуникативных умений подростков средствами ИКТ 44
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения А - Д 72-90
Актуальность темы исследования. Развитие коммуникативных умений является одной из важнейших проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. В современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.
Исследования, посвященные поиску наиболее эффективных способов, обеспечивающих развитие коммуникативных умений, сегодня связаны с использованием педагогического потенциала, которым обладают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Как отмечает С.Г. Воровщиков, ИКТ, при соблюдении ряда условий, обеспечивают реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе, позволяют усилить мотивацию обучающихся к личностному саморазвитию, дают возможность сформировать эффективно функционирующую систему самоуправления в процессе обучения.
При этом, анализируя практику применения ИКТ в общем образовании, можно отметить как ограниченное использование развивающих возможностей данный технологий в целом, так и ограниченное технологическое обеспечение развития коммуникативных умений в частности.
Также следует обратить внимание на отсутствие системности в работе с подростками в указанной сфере, что ведет к недостаточной готовности подростков вести конструктивный диалог, непрерывно осуществлять самообразовательную деятельность, успешно применять возможности ИКТ в деятельности образовательного характера.
В исследованиях, проведенных A.A. Андреевым, В.П. Беспалько, С.Г. Григорьевым, A.A. Кузнецовым, В.В. Лаптевым, В.М. Монаховым, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.И. Смирновым, А.Н. Тихоновым и рядом других
специалистов научно обоснована эффективность использования ИКТ как педагогической системы c точки зрения возможности реализовать новые формы таких видов деятельности, как мыслительная, мнемическая, творческая, и коммуникативная. А. И. Яковлев, А.Н. Романова, В.С. Торопцова указывают на необходимость интегрировать ИКТ в состав образовательных систем, с опорой на содержание определенных теоретических концепций образовательного процесса.
Цель исследования: выявить возможности методики «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средства развития коммуникативных умений подростков.
Объект исследования: коммуникативные умения подростков.
Предмет исследования: дидактические возможности методики «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средства развития коммуникативных умений подростков.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование методики «Взаимное дополнение» с применением ИКТ при работе с подростками будет способствовать развитию их коммуникативных умений.
Согласно цели, указанным объекту и предмету исследования осуществлена постановка следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы в психолого-педагогической литературе к понятию «коммуникативные умения»;
2. Разработать и апробировать диагностическую программу по проблеме исследования;
3. Провести формирующий эксперимент по развитию коммуникативных умений подростков методикой «Взаимное дополнение» с применением ИКТ;
4. Провести анализ диагностических данных и дать интерпретацию результатов.
Методологическую основу исследования составляют положения системно-деятельностного подхода.
Теоретической основой исследования послужили положения отечественных психологов Соснина В. А., Красниковой Е.А., Дубровской И.В., Даниловой Е.Е. о взаимоотношениях; теории по определению конкретного типа ведущей деятельности для подросткового возраста, согласно которым ведущий тип деятельности в данном возрасте представлен общением, причем общением интимно-личностного характера (Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. и др.), коллективно-групповым (Мудрик А.В., Фельдштейн Д.И), а также общественно-полезной деятельностью; теория общения М.И. Лисиной.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы исследования: теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, обобщение, сравнение; методы сбора информации: опросник межличностных отношений ОМО Шутца в версии А. А. Рукавишникова, тест коммуникативных умений Л. Михельсона в версии Ю.З. Еильбуха; личностная методика Стефенсона, позволяющая определить 6 поведенческих тенденций в реальной группе; формирующий эксперимент; методы статистической обработки результатов исследования: W-критерий Уилкоксона для связанных выборок.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ Емельяновская СОШ №1 пос. Емельяново Красноярского края в рамках предмета «информатика». Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 20 подростков - учеников 8 класса, возраст 14-15 лет.
Практическая значимость исследования. Материал выпускной квалификационной работы может быть использован в учебном процессе вузов, педагогических колледжей при разработке спецкурсов, лекционных и семинарских занятий, в качестве исходного научного материла при написании студентами учебно-исследовательских работ по обозначенной проблеме.
Структура выпускной квалификационной работы определена последовательностью решения основных задач, поставленных в данном исследовании. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Исследования, посвященные поиску наиболее эффективных способов, обеспечивающих развитие коммуникативных умений, сегодня связаны с использованием педагогического потенциала, которым обладают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Как отмечает С.Г. Воровщиков, ИКТ, при соблюдении ряда условий, обеспечивают реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе, позволяют усилить мотивацию обучающихся к личностному саморазвитию, дают возможность сформировать эффективно функционирующую систему самоуправления в процессе обучения.
При этом, анализируя практику применения ИКТ в общем образовании, можно отметить как ограниченное использование развивающих возможностей данный технологий в целом, так и ограниченное технологическое обеспечение развития коммуникативных умений в частности.
Также следует обратить внимание на отсутствие системности в работе с подростками в указанной сфере, что ведет к недостаточной готовности подростков вести конструктивный диалог, непрерывно осуществлять самообразовательную деятельность, успешно применять возможности ИКТ в деятельности образовательного характера.
В исследованиях, проведенных A.A. Андреевым, В.П. Беспалько, С.Г. Григорьевым, A.A. Кузнецовым, В.В. Лаптевым, В.М. Монаховым, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.И. Смирновым, А.Н. Тихоновым и рядом других
специалистов научно обоснована эффективность использования ИКТ как педагогической системы c точки зрения возможности реализовать новые формы таких видов деятельности, как мыслительная, мнемическая, творческая, и коммуникативная. А. И. Яковлев, А.Н. Романова, В.С. Торопцова указывают на необходимость интегрировать ИКТ в состав образовательных систем, с опорой на содержание определенных теоретических концепций образовательного процесса.
Цель исследования: выявить возможности методики «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средства развития коммуникативных умений подростков.
Объект исследования: коммуникативные умения подростков.
Предмет исследования: дидактические возможности методики «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средства развития коммуникативных умений подростков.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование методики «Взаимное дополнение» с применением ИКТ при работе с подростками будет способствовать развитию их коммуникативных умений.
Согласно цели, указанным объекту и предмету исследования осуществлена постановка следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы в психолого-педагогической литературе к понятию «коммуникативные умения»;
2. Разработать и апробировать диагностическую программу по проблеме исследования;
3. Провести формирующий эксперимент по развитию коммуникативных умений подростков методикой «Взаимное дополнение» с применением ИКТ;
4. Провести анализ диагностических данных и дать интерпретацию результатов.
Методологическую основу исследования составляют положения системно-деятельностного подхода.
Теоретической основой исследования послужили положения отечественных психологов Соснина В. А., Красниковой Е.А., Дубровской И.В., Даниловой Е.Е. о взаимоотношениях; теории по определению конкретного типа ведущей деятельности для подросткового возраста, согласно которым ведущий тип деятельности в данном возрасте представлен общением, причем общением интимно-личностного характера (Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. и др.), коллективно-групповым (Мудрик А.В., Фельдштейн Д.И), а также общественно-полезной деятельностью; теория общения М.И. Лисиной.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы исследования: теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, обобщение, сравнение; методы сбора информации: опросник межличностных отношений ОМО Шутца в версии А. А. Рукавишникова, тест коммуникативных умений Л. Михельсона в версии Ю.З. Еильбуха; личностная методика Стефенсона, позволяющая определить 6 поведенческих тенденций в реальной группе; формирующий эксперимент; методы статистической обработки результатов исследования: W-критерий Уилкоксона для связанных выборок.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ Емельяновская СОШ №1 пос. Емельяново Красноярского края в рамках предмета «информатика». Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 20 подростков - учеников 8 класса, возраст 14-15 лет.
Практическая значимость исследования. Материал выпускной квалификационной работы может быть использован в учебном процессе вузов, педагогических колледжей при разработке спецкурсов, лекционных и семинарских занятий, в качестве исходного научного материла при написании студентами учебно-исследовательских работ по обозначенной проблеме.
Структура выпускной квалификационной работы определена последовательностью решения основных задач, поставленных в данном исследовании. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя три основных составляющих: мотивационную («Я хочу общаться»); когнитивную («Я знаю, как общаться»); поведенческую («Я умею общаться»).
Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные группы умений.
Подростковый возраст является объектом исследования значительного числа специалистов, в связи с тем, что он является сложным и ответственным в жизни ребенка и его родителей. Это переходный период от детства к взрослости.
Данный возраст оценивается в качестве кризисного в связи с резкими качественными изменениями, которыми затрагивается каждая сторона жизнедеятельности и развития человека. Кризис в подростковом возрасте следует анализировать во взаимосвязи с социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью.
Общение в анализируемом возрастном периоде претерпевает изменения в структурном отношении. Центр общения смещается в подростковые группы. Функциями общения со сверстниками являются формирование морально-нравственных ценностей, получение навыков деятельности в группе. Кроме того, подросток в данном общении осваивает социальные формы поведения.
Подростки расширяют круг общения, и в то же время избирательно подходят к установлению отношений дружбы. В целом социальная позиция подростка существенно отличается от позиции в предшествующем возрастном периоде. В подростковом возрасте для социальной позиции наиболее характерна эмансипация от взрослых.
Интеграция ИКТ затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Так, например, процесс компьютеризации, по мнению ученых, является одним из быстро развивающихся явлений, касающихся цифровизации всего общества на всех уровнях человеческих отношений. В процессе обучения и воспитания ИКТ неразрывно связаны с активным использованием разнообразных технических средств обучения.
Отечественными психологами, анализирующими специфические особенности общения в подростковом возрасте, обращается внимании на противоречивость внешних проявлений коммуникативного поведения. В процессе общения с товарищами подростки стремятся быть максимально схожими с остальными, и в то же время стремятся выделяться, отличаться. Они стремятся к уважению и авторитету среди товарищей, и в то же время бравируют своими недостатками. Наряду со страстным желанием обрести верного друга они лихорадочно меняют приятелей, способны к быстрому увлечению и столь же быстрому разочарованию. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.
С помощью сравнительного анализа выявлено, что подростки после обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ меньше стремятся контролировать окружающих и спокойнее относятся к контролю над собой другими, чем подростки до подобного обучения; подростки, после обучения с применением методики «Взаимное дополнение» становятся менее избирательны в выборе человека для построения глубоких эмоциональных отношений, а вот различий в стремлении принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей и в тоже время избегать установление контактов, не выявлено, т.е. на эти коммуникативные умения методика не повлияла.
Рассматривая типы поведения зависимость, компетентность и агрессивность, выявились такие результаты: подростки после прохождения обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ менее зависимы, менее агрессивны, чем они же до обучения; более компетентны.
У подростков до проведения обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ тенденция к зависимому поведению выше, чем после проведенных занятий. У подростков до обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ тенденция к независимому поведению ниже, чем после обучения. Подростки после обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ имеют тенденцию к общительности больше, чем подростки до подобного обучения, они меньше стремятся к подавлению в группе ровесников, чем подростки до обучения.
Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные группы умений.
Подростковый возраст является объектом исследования значительного числа специалистов, в связи с тем, что он является сложным и ответственным в жизни ребенка и его родителей. Это переходный период от детства к взрослости.
Данный возраст оценивается в качестве кризисного в связи с резкими качественными изменениями, которыми затрагивается каждая сторона жизнедеятельности и развития человека. Кризис в подростковом возрасте следует анализировать во взаимосвязи с социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью.
Общение в анализируемом возрастном периоде претерпевает изменения в структурном отношении. Центр общения смещается в подростковые группы. Функциями общения со сверстниками являются формирование морально-нравственных ценностей, получение навыков деятельности в группе. Кроме того, подросток в данном общении осваивает социальные формы поведения.
Подростки расширяют круг общения, и в то же время избирательно подходят к установлению отношений дружбы. В целом социальная позиция подростка существенно отличается от позиции в предшествующем возрастном периоде. В подростковом возрасте для социальной позиции наиболее характерна эмансипация от взрослых.
Интеграция ИКТ затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Так, например, процесс компьютеризации, по мнению ученых, является одним из быстро развивающихся явлений, касающихся цифровизации всего общества на всех уровнях человеческих отношений. В процессе обучения и воспитания ИКТ неразрывно связаны с активным использованием разнообразных технических средств обучения.
Отечественными психологами, анализирующими специфические особенности общения в подростковом возрасте, обращается внимании на противоречивость внешних проявлений коммуникативного поведения. В процессе общения с товарищами подростки стремятся быть максимально схожими с остальными, и в то же время стремятся выделяться, отличаться. Они стремятся к уважению и авторитету среди товарищей, и в то же время бравируют своими недостатками. Наряду со страстным желанием обрести верного друга они лихорадочно меняют приятелей, способны к быстрому увлечению и столь же быстрому разочарованию. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.
С помощью сравнительного анализа выявлено, что подростки после обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ меньше стремятся контролировать окружающих и спокойнее относятся к контролю над собой другими, чем подростки до подобного обучения; подростки, после обучения с применением методики «Взаимное дополнение» становятся менее избирательны в выборе человека для построения глубоких эмоциональных отношений, а вот различий в стремлении принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей и в тоже время избегать установление контактов, не выявлено, т.е. на эти коммуникативные умения методика не повлияла.
Рассматривая типы поведения зависимость, компетентность и агрессивность, выявились такие результаты: подростки после прохождения обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ менее зависимы, менее агрессивны, чем они же до обучения; более компетентны.
У подростков до проведения обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ тенденция к зависимому поведению выше, чем после проведенных занятий. У подростков до обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ тенденция к независимому поведению ниже, чем после обучения. Подростки после обучения с использованием методики «Взаимное дополнение» с применением средств ИКТ имеют тенденцию к общительности больше, чем подростки до подобного обучения, они меньше стремятся к подавлению в группе ровесников, чем подростки до обучения.



