ВВЕДЕНИЕ 3
1 История и современное законодательство в сфере государственных закупок 5
1.1 История становления системы государственных закупок в России 5
1.2 Современное законодательство в сфере государственных закупок РФ 12
1.3 Электронный магазин Томской области 28
2 Планирование и осуществление государственных закупок в секторе МСП 33
2.1 Участие субъектов МСП в государственных закупках 33
2.2 Обязательные закупки инновационной продукции, в том числе у субъектов МСП 43
3 Ведущая российская компания ПАО «КАМАЗ» на высокотехнологическом рынке 61
3.1 Рынок Национальной технологической инициативы (НТИ) Автонет 61
3.2 Анализ финансового состояния компании ПАО «КАМАЗ» 64
3.3 Анализ инновационной активности ПАО «КАМАЗ» с участием субъектов МСП на
примере ИЦ «КАМАЗ» (Сколково) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 93
В современном мире все большее значение приобретает существование системы государственных закупок, которая выступает как обязательный элемент управления государственными финансами. Государственные закупки и закупки предприятий, по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ выступают, в свою очередь, в качестве ключевых статей дохода для множества российских предприятий. Каждый предприниматель видит невероятный потенциал для развития рынка государственных закупок, поэтому они активно конкурируют между собой, борясь за право получить государственный контракт, который в результате станет значимой статьей дохода предприятия и инструментом для дальнейшего развития.
Основы существующих современных положений об осуществлении поставок товаров с целью предоставления их государственным структурам в нашей стране были изначально заложены в 17 веке. Поначалу в качестве основной цели размещения заказа выступала задача сокращения затрат государственных средств и своевременное противодействие их нецелевому использованию. Одним из самых действенных механизмов, который был способен осуществить решение данных проблем, стало размещение на конкурсной основе госзаказа.
В настоящее время система государственных закупок, согласно государственным планам, должна представлять собой эффективный инструмент экономического регулирования. Актуальность данной темы заключается в том, что, как мы уже успели отметить ранее, в современной экономике является важнейшим элементом регулирования экономики и помощником в управлении государственными финансами, а также может помочь развитию сектору малого и среднего предпринимательства.
Важность существования сектора государственных закупок неоспорима. Именно четко организованная система государственных закупок имеет возможность осуществлять функции не только обеспечения общественных потребностей, но и государственного регулирования экономики. Стоит также отметить, что несовершенство системы государственных закупок может стать причиной низкого уровня эффективности использования бюджетных средств.
Целью бакалаврской работы является анализ роли сектора государственных закупок в развитии МСП.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд соответствующих задач:
• знакомство с историей государственных закупок в России;
• изучение современного законодательства в сфере государственных закупок РФ;
• анализ старта работы Электронного магазина Томской области;
• изучение существующих преференций в секторе государственных закупок для субъектов МСП, в том числе закупок инновационной и высокотехнологичной продукции;
• эмпирический анализ портала zakupki.gov.ru на предмет подтверждения преференций для субъектов МСП в части инноваций;
• анализ системы партнерства ПАО «Транснефть» с субъектами МСП;
• анализ инновационной активности ПАО «КАМАЗ» с участием субъектов МСП (на примере ИЦ «КАМАЗ»).
Объектом исследования является сектор государственных закупок в РФ.
Предметом исследования является процесс стимулирования участия субъектов МСП в госудрственных закупках.
В качестве методов исследования используются описание, теоретический анализ, сравнительный анализ, эмпирический анализ, индукция и дедукция.
Материалы, на основе которых выполнялась данная выпускная квалификационная работа, включают в себя учебную литературу, статьи в различных изданиях, нормативноправовые акты и федеральные законы, регулирующие деятельность в сфере государственных закупок, информацию из сети Интернет и справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», а также финансовую отчетность компаний.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы сферы государственных закупок в РФ. Во второй главе вниманию уделяется осуществлению государственных закупок в секторе МСП. А в третьей главе проводится анализ финансового состояния компании ПАО «КАМАЗ» и его Инновационного центра - резидента Сколково.
В данной работе мы изучили историю и современное законодательство системы государственных закупок в России, а также проанализировали старт работы Электронного магазина Томской области.
Благодаря Электронному магазину происходит существенное упрощение в сфере государственных закупок малых объемов. Разработка данной платформы уже сейчас помогла привлечь представителей МСП к участию в государственных закупках, что позволяет сделать вывод о положительной динамике развития малого бизнеса.
Важным преимуществом данного магазина является автоматический сбор и предоставление конкретных предложений на едином ресурсе, на нем участники могут найти коммерческие предложения, а правительство контролировать все заключенные сделки.
Мы выяснили, какие существуют преференции для субъектов МСП в секторе государственных закупок, в том числе закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, и изучили, какие будут нововведения согласно Национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» уже в 2020 году.
На основе проведенных анализов было замечено, что Правительство РФ не контролирует участие компаний-посредников в государственных закупках, что сокращает шансы побеждать для производителей. В дальнейшем стоит обратить внимание на «Закон Вэлша-Хили о государственных контрактах» 1936 года, который помог исключить из контрактной системы США посредников.
Кроме того, критерии отнесения субъектов к МСП не позволяют эффективно осуществлять государственную поддержку в России. Для решения этой проблемы на основе международного опыта можно разработать критерии отнесения к субъектам МСП в зависимости от сферы деятельности.
По результатам эмпирического анализа портала zakupki.gov.ru на предмет подтверждения преференций для субъектов МСП в части инноваций был получен отрицательный результат. Несмотря на то, что утвержден перечень юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, в момент проведения анализа текущих закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, было всего 17, но закупки инновационной продукции отсутствовали.
Но стоит отметить, что при проверке участия субъектов МСП в разработках инновационной продукции на примере компании ПАО «Транснефть», был получен положительный результат. Это позволило сделать вывод, что представители малого и среднего бизнеса активно участвуют в разработке инновационной продукции.
Также была проанализирована инновационная активность ПАО «КАМАЗ» с участием субъектов МСП на примере ИЦ «КАМАЗ» - резидент Сколково.
После проведенного анализа мы выяснили, что ПАО «КАМАЗ» не раскрывает информацию о государственных закупках инновационной продукции. Так как по 223 -ФЗ компания может не предоставлять информацию, если доля государства или муниципалитета в уставном капитале организации менее 50%, а у ПАО «КАМАЗ» государственное участие составляет 49,9%.
Несмотря на серьезные ограничения в анализе деятельности ПАО «КАМАЗ» в качестве заказчика в ЕИС zakupki.gov.ru ввиду недостаточной (на 0,1%) доли госучастия в уставном капитале, открыта информация по обратному потоку - сделкам в ЕИС zakupki.gov.ru, когда ПАО «КАМАЗ» выступает поставщиком продукции государственным компаниям и компаниям с госучастием по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Хотя мы не сделали вывод, закупает ли ПАО «КАМАЗ» инновационную продукцию у субъекта МСП - ООО «Инновационный центр «КАМАЗ» или нет, но убедились, что ПАО «КАМАЗ» активно работает с другими субъектами МСП и выступает поставщиком продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Таким образом, подводя итог данной работе, можно с уверенностью утверждать, что поставленная вначале цель была достигнута, а задачи выполнены.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05.04.2013 № 44 -ФЗ и 223-ФЗ [Электронный ресурс] : Письмо Минфина России от 02.10.2018 г. № 2406-08/70718 // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ //
КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции [Электронный ресурс] : Приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 261 // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Об утверждении Перечня банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р // КонсультантПлюс : справ. Правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Богачев П. В. Очерк истории развития государственных закупок в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 5(43). - С. 21-24.
14. Борисова Е. Р. Государственные закупки как элемент системы государственного регулирования социально-экономического развития // Вестник российского университета кооперации. - 2018. - № 14. - С. 10-13.
15. Внедренные результаты НИОКР ПАО «Транснефть» [Электронный ресурс] / URL: https://www.transneft.ru/development/innovations/139/ (дата обращения: 20.04.2019)....58