Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная навигация как средство ориентации дошкольников в социуме (Ивановский Государственный Университет)

Работа №180854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы49
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследование: Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №6» (г. Шуя, Ивановская область).
Выборка: 50 дошкольников.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспект проблемы поведения детей дошкольного возраста в социуме 6
1.1. Понятие социальной навигации и ее роль в развитии ребенка 6
1.2.Зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной навигации 10
1.3. Факторы, влияющие на формирование социальной навигации 13
1.4. Содержание социальной навигации в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования 17
1.5 Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии навыков социальной навигации 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Практическое исследование влияния социальной навигации на ориентацию дошкольников в социуме 33
2.1 Первичная диагностика сформированности социальной навигации у детей дошкольного возраста 33
2.2. Разработка и апробация программы социальной навигации у детей дошкольного возраста36
2.3. Результаты разработанной программы социальной навигации 42
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы………49

Актуальность исследования: В современном быстро меняющемся мире проблема социализации детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования социальных навыков, ценностных ориентаций и моделей поведения, которые станут фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Социальная навигация как педагогический феномен представляет собой систему методов и приемов, направленных на формирование у детей способности ориентироваться в социальном пространстве, понимать и принимать социальные нормы, выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в воспитании социально компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Современные дети дошкольного возраста развиваются в условиях информационного общества, что создаёт новые вызовы для системы дошкольного образования. Недостаточная разработанность методических аспектов социальной навигации в дошкольном образовании определяет необходимость научного осмысления данной проблемы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - социальная навигация как средство ориентации дошкольников в социуме.
Цель исследования – исследование педагогических условий формирования навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Определить особенности социальной навигации и ее роль в развитии ребенка
• Изучить зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной навигации
• Выявить факторы, влияющие на формирование социальной навигации
• Установить содержание социальной навигации в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования
• Указать роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии навыков социальной навигации
• Провести практическое исследование влияния социальной навигации на ориентацию дошкольников в социуме
Гипотеза исследования – мы предположили, что процесс формирования навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста будет эффективным, если соблюдается реализация следующих аспектов:
• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
• Создается развивающая предметно-пространственная среда, моделирующая различные социальные ситуации;
• Используются игровые технологии, направленные на освоение социальных ролей и норм;
• Осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам социальной навигации;
• Реализуется комплексный подход к формированию социальных компетенций дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент
3. Статистические: количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования.
Разработанные в ходе исследования методические рекомендации и педагогические условия могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций для формирования навыков социальной навигации у детей. Материалы исследования могут быть полезны при подготовке и повышении квалификации педагогов дошкольного образования.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №6», г.Шуя
Период проведения исследования. Исследование проводилось в марте-мае 2025 года.
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы социальной навигации дошкольников. Вторая глава посвящена экспериментальной работе по формированию навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа проблемы было установлено, что социальная навигация представляет собой целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста способности ориентироваться в многообразии социальных отношений, норм и правил, а также умения выстраивать эффективное взаимодействие с окружающими людьми. Данный феномен имеет комплексную природу и включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, развитие которых происходит в единстве и взаимосвязи. Особую значимость социальная навигация приобретает в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для формирования базовых социальных навыков и установок, определяющих дальнейшую социализацию личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные механизмы социальной навигации дошкольников, среди которых особое место занимают подражание, идентификация, социальное научение, интериоризация социальных норм и ценностей. Эффективность данных механизмов во многом определяется качеством социальной среды, в которой находится ребенок, а также целенаправленностью педагогических воздействий, направленных на развитие его социальной компетентности
Проведенное эмпирическое исследование убедительно продемонстрировало, что целенаправленное применение методов социальной навигации существенно повышает уровень ориентации дошкольников в социуме. Констатирующий этап эксперимента выявил преобладание среднего и низкого уровней социальной ориентации у большинства детей, что проявлялось в недостаточном развитии коммуникативных навыков, ограниченном понимании социальных норм и правил, трудностях в установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми, неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации.



1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова.– М.: ТЦ Сфера. 2007
2. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: учебник для вузов /под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015.
3. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/ Р. Р. Калинина.– СПб.: Речь, 2003.
4. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/ Р. Р. Калинина.– СПб.: Речь, 2003.
5. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста/ Г. И. Малахова // Начальная школа : плюс минус. – 2008.
6. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании/ Ю. С. Мануйлов // Педагогика. – 2000.
7. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Т. Д. Марциновская.– М.: Гардарики, 2000.
8. Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2004.
9. Разумный, В. А. О природе художественного обобщения/ В. А. Разумный. – М.: Экономика, 2016.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015.
11. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве/ Н. П. Сакулина. – М.:Просвещение, 2005.
12. Салаватулина, Л. Р. Общие основы дошкольной педагогики: учебно-методическое пособие / Л. Р. Салаватулина. – Челябинск: Цицеро, 2011.
13. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О. В. Солодянкина.– М..: АРКТИ, 2006.
14. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2009.
15. Трубайчук, Л. В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: монография/ Л. В. Трубайчук. Челябинск, 2009.
16. Уразова, А. Р. Педагогическое сопровождение социальноличностного развития детей дошкольного возраста [Текст]. Учебно методическое пособие /А. Р.Уразова.– Челябинск: «Искра-Профи», 2016.
17. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности: Монография / Д. И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
18. Циулина, М. В. Средовой подход в патриотическом воспитании/ М. В. Циулина // Молодой ученый. – 2011. – №3.
19. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000
20. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б Эльконин; Под ред. Д. И. Фельдштейна – 2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ