Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная навигация как средство ориентации дошкольников в социуме (Ивановский Государственный Университет)

Работа №180854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы49
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследование: Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №6» (г. Шуя, Ивановская область).
Выборка: 50 дошкольников.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспект проблемы поведения детей дошкольного возраста в социуме 6
1.1. Понятие социальной навигации и ее роль в развитии ребенка 6
1.2.Зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной навигации 10
1.3. Факторы, влияющие на формирование социальной навигации 13
1.4. Содержание социальной навигации в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования 17
1.5 Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии навыков социальной навигации 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Практическое исследование влияния социальной навигации на ориентацию дошкольников в социуме 33
2.1 Первичная диагностика сформированности социальной навигации у детей дошкольного возраста 33
2.2. Разработка и апробация программы социальной навигации у детей дошкольного возраста36
2.3. Результаты разработанной программы социальной навигации 42
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы………49

Актуальность исследования: В современном быстро меняющемся мире проблема социализации детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования социальных навыков, ценностных ориентаций и моделей поведения, которые станут фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Социальная навигация как педагогический феномен представляет собой систему методов и приемов, направленных на формирование у детей способности ориентироваться в социальном пространстве, понимать и принимать социальные нормы, выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в воспитании социально компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Современные дети дошкольного возраста развиваются в условиях информационного общества, что создаёт новые вызовы для системы дошкольного образования. Недостаточная разработанность методических аспектов социальной навигации в дошкольном образовании определяет необходимость научного осмысления данной проблемы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - социальная навигация как средство ориентации дошкольников в социуме.
Цель исследования – исследование педагогических условий формирования навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Определить особенности социальной навигации и ее роль в развитии ребенка
• Изучить зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной навигации
• Выявить факторы, влияющие на формирование социальной навигации
• Установить содержание социальной навигации в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования
• Указать роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии навыков социальной навигации
• Провести практическое исследование влияния социальной навигации на ориентацию дошкольников в социуме
Гипотеза исследования – мы предположили, что процесс формирования навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста будет эффективным, если соблюдается реализация следующих аспектов:
• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
• Создается развивающая предметно-пространственная среда, моделирующая различные социальные ситуации;
• Используются игровые технологии, направленные на освоение социальных ролей и норм;
• Осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам социальной навигации;
• Реализуется комплексный подход к формированию социальных компетенций дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент
3. Статистические: количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования.
Разработанные в ходе исследования методические рекомендации и педагогические условия могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций для формирования навыков социальной навигации у детей. Материалы исследования могут быть полезны при подготовке и повышении квалификации педагогов дошкольного образования.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №6», г.Шуя
Период проведения исследования. Исследование проводилось в марте-мае 2025 года.
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы социальной навигации дошкольников. Вторая глава посвящена экспериментальной работе по формированию навыков социальной навигации у детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа проблемы было установлено, что социальная навигация представляет собой целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста способности ориентироваться в многообразии социальных отношений, норм и правил, а также умения выстраивать эффективное взаимодействие с окружающими людьми. Данный феномен имеет комплексную природу и включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, развитие которых происходит в единстве и взаимосвязи. Особую значимость социальная навигация приобретает в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для формирования базовых социальных навыков и установок, определяющих дальнейшую социализацию личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные механизмы социальной навигации дошкольников, среди которых особое место занимают подражание, идентификация, социальное научение, интериоризация социальных норм и ценностей. Эффективность данных механизмов во многом определяется качеством социальной среды, в которой находится ребенок, а также целенаправленностью педагогических воздействий, направленных на развитие его социальной компетентности
Проведенное эмпирическое исследование убедительно продемонстрировало, что целенаправленное применение методов социальной навигации существенно повышает уровень ориентации дошкольников в социуме. Констатирующий этап эксперимента выявил преобладание среднего и низкого уровней социальной ориентации у большинства детей, что проявлялось в недостаточном развитии коммуникативных навыков, ограниченном понимании социальных норм и правил, трудностях в установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми, неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации.



1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова.– М.: ТЦ Сфера. 2007
2. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: учебник для вузов /под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015.
3. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/ Р. Р. Калинина.– СПб.: Речь, 2003.
4. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/ Р. Р. Калинина.– СПб.: Речь, 2003.
5. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста/ Г. И. Малахова // Начальная школа : плюс минус. – 2008.
6. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании/ Ю. С. Мануйлов // Педагогика. – 2000.
7. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Т. Д. Марциновская.– М.: Гардарики, 2000.
8. Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2004.
9. Разумный, В. А. О природе художественного обобщения/ В. А. Разумный. – М.: Экономика, 2016.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2015.
11. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве/ Н. П. Сакулина. – М.:Просвещение, 2005.
12. Салаватулина, Л. Р. Общие основы дошкольной педагогики: учебно-методическое пособие / Л. Р. Салаватулина. – Челябинск: Цицеро, 2011.
13. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О. В. Солодянкина.– М..: АРКТИ, 2006.
14. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2009.
15. Трубайчук, Л. В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: монография/ Л. В. Трубайчук. Челябинск, 2009.
16. Уразова, А. Р. Педагогическое сопровождение социальноличностного развития детей дошкольного возраста [Текст]. Учебно методическое пособие /А. Р.Уразова.– Челябинск: «Искра-Профи», 2016.
17. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности: Монография / Д. И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
18. Циулина, М. В. Средовой подход в патриотическом воспитании/ М. В. Циулина // Молодой ученый. – 2011. – №3.
19. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000
20. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б Эльконин; Под ред. Д. И. Фельдштейна – 2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ