Объект исследования - Торговая сеть «Пятерочка» (г. Сыктывкар).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ 6
1.1 Сущность ассортимента и его основные показатели 6
1.2 Классификация и характеристика ассортимента вкусовых товаров 12
1.3 Планирование закупок в розничной торговле 19
1.4 Методы анализа ассортимента как способа управления им 24
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ ВКУСОВЫХ ТОВАРОВ В ТОРГОВОЙ СЕТИ «ПЯТЕРОЧКА» 30
2.1 Характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности розничного торгового предприятия «Пятерочка» 30
2.2 Анализ товарного ассортимента в магазине «Пятерочка» 36
2.3 Мероприятия по совершенствованию процесса управления ассортиментом вкусовых товаров магазина «Пятерочка» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Во все времена торговля занимала одну из ключевых позиций в экономике страны, оказывая влияние на развитие всех секторов. Современные рынки товаров становятся все более насыщенными, и дефицит определенных категорий товаров уходит в прошлое. Переход к рыночной экономике и разнообразие организационно-правовых форм предприятий способствовали появлению необходимости в новых подходах к организации и технологии торговых процессов. В результате наблюдается динамичное развитие частной инициативы и предпринимательства.
Ключевым понятием в данной области является ассортимент товара, который отражает совокупность его видов и сортов, сгруппированных по определенным признакам. В условиях современных рыночных отношений ассортимент товаров значительно увеличился. Однако большинство из них зачастую не соответствует современным стандартам качества. Это может приводить к убыткам и потерям предприятий, связанных с неправильной оценкой качества продукции и недостаточной осведомленностью о свойствах товара и его характеристиках. Чтобы избежать этих проблем, предприятиям необходимо эффективно управлять своим ассортиментом.
Управление ассортиментом товаров представляет собой совокупность методов и инструментов, направленных на формирование и поддержание рационального ассортимента, который отвечает требованиям потребителей и позволяет достигать бизнес-целей организации. Это процесс выявления потребительских ожиданий и формирования предложения, способствующего максимизации прибыли.
Вкусовые товары, охватывающие широкий спектр пищевых продуктов, преимущественно растительного происхождения, оказывают заметное влияние на качество питательной диеты населения. Они улучшают вкусовые и ароматические свойства пищи, способствуя ее более полному усвоению. Важность правильного управления ассортиментом таких товаров, как алкогольные и безалкогольные напитки, специи и пряности, становится особенно актуальной в условиях высоких требований потребителей.
Правильная ассортиментная политика розничное торгового предприятия включает системный подход к формированию конкурентоспособной ассортиментной модели. Это не только обеспечивает устойчивые позиции торговой организации на рынке, но и создает предпосылки для удовлетворения потребностей покупателей, что, в свою очередь, способствует увеличению доли рынка и улучшению финансовых показателей.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что эффективное управление ассортиментом является одним из главных направлений деятельности любого торгового предприятия в условиях текущего рынка. Потребители предъявляют высокие требования к качеству и разнообразию товарного предложения, и именно от того, насколько эффективно осуществляется управление ассортиментом, зависят финансовые результаты предприятия и его конкурентоспособность.
К теоретико-методологической основе данного исследования можно отнести работы таких ученых, как Бузукова Е.А., Васильева Н. В., Грибанова И. В., Ещенко А.Е., Мажара А. В., Батова Т. Н., Прокофьева С. А., Дубинина М. А., Швайка О. И. и другие.
Целью данной работы является: теоретический и практический анализ управления ассортиментом вкусовых товаров в розничном торговом предприятии на примере магазина «Пятерочка».
Объектом исследования дипломной работы будет служить магазин «Пятерочка».
Предметом – ассортимент вкусовых товаров.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность ассортимента и его основные показатели;
Изучить классификация и характеристика ассортимента вкусовых товаров;
Определить структуру планирования закупок в розничной торговле;
Выявить методы анализа ассортимента как способа управления им;
Охарактеризовать и провести анализ финансово-хозяйственной деятельности розничного торгового предприятия «Пятерочка»;
Проанализировать ассортимента вкусовых товаров в магазине «Пятерочка»;
Разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления ассортиментом вкусовых товаров магазина «Пятерочка».
В основе исследовании поставленной проблемы лежит системный подход, позволяющий рассмотреть предприятие в единстве его составных частей, неразрывно связанных с внешней средой. При подготовке работы были использованы логическое моделирование, графический метод, статистические методы, а также методы наблюдения и анализа исследования.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность российских предприятий; научная литература, а также статьи из журналов и сборников; отчетность и статистические данные розничного торгового предприятия «Пятерочка».
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний о методах управления ассортиментом в розничной торговле, что способствует развитию научной базы в данной области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного анализа могут быть непосредственно применены в деятельности магазина «Пятерочка» и других предприятий розничной торговли.
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Цель, которая была поставлена перед автором дипломной работы, достигнута.
Для достижения поставленной цели: теоретический и практический анализ управления ассортиментом вкусовых товаров в розничном торговом предприятии на примере магазина «Пятерочка», были реализованы следующие задачи:
рассмотрена сущность ассортимента и его основные показатели;
изучена классификация и характеристика ассортимента вкусовых товаров;
определена структура планирования закупок в розничной торговле;
выявлены методы анализа ассортимента как способа управления им;
охарактеризовано и проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности розничного торгового предприятия «Пятерочка»;
проанализирован ассортимент вкусовых товаров в магазине «Пятерочка»;
разработаны мероприятия по совершенствованию процесса управления ассортиментом вкусовых товаров магазина «Пятерочка».
При этом автору данной работы потребовалось изучить теоретические аспекты формирования торгового ассортимента, а также особенности управления предприятием торговли.
Управление ассортиментом розничного торгового предприятия является одним из основных факторов успешной работы. От выбора стратегии формирования ассортимента зависит финансовое состояние магазина.
Первая глава работы посвящена анализу теоретических основ управления ассортиментом. В ней были описаны основные показатели и характеристики ассортимента, включая его классификацию, которая позволяет организовать товары в удобную для анализа структуру.
Также в этой главе были рассмотрены методы планирования закупок, что наряду с анализом ассортиментного ряда играет важную роль в процессе обеспечения потребительского спроса. Подробное внимание уделялось различным подходам к оценке и управлению ассортиментом, где акцент был сделан на количественных и качественных показателях, которые позволяют не только измерять прибыльность, но и учитывать динамичные изменения в потребительских предпочтениях.
Таким образом, можно сделать вывод, что глубокое понимание и грамотное применение описанных методов и классификаций значительно повышает эффективность управления ассортиментом в розничной торговле, что, в свою очередь, является залогом успешного функционирования торговых предприятий.
Во второй главе автор дал характеристику розничного торгового предприятия «Пятерочка», рассмотрел финансовую деятельность данного предприятия, произвел расчеты основных показателей хозяйственной деятельности организации. В соответствии с полученными данными можно сказать, что финансовое состояние предприятия остается достаточно стабильным, однако требует своевременных решений для повышения рентабельности и улучшения общего аспекта конкурентоспособности. Данное предприятие находится в состоянии экономического подъема, обладает платежеспособностью в любой момент времени и не допускает задержек расчетов и платежей.
В данной главе был проведен анализ ассортимента вкусовых товаров, в котором применялись современные методы анализа, такие как ABC- и XYZ-анализы, а также адаптированная матрица BCG. В ходе анализа были выявлены ключевые категории товаров, что позволило определить позиции, требующие особого внимания, и те продукты, которые обладают наибольшим потенциалом для развития. Были рассмотрены важные аспекты, касающиеся структуры спроса на вкусовые товары. В результате анализа можно утверждать, что применение методов ABC- и XYZ-анализов, наряду с оптимизацией товарного ассортимента, может значительно увеличить степень удовлетворенности покупателей и, как следствие, финансовые показатели магазина.
На основе количественного и качественного анализа были предложены мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом. Внедрение новых технологий, постоянное обновление товарных позиций, а также активное взаимодействие с поставщиками были рекомендованы как основные направления для улучшения процесс управления ассортиментом. Наряду с этим, акцентированное внимание на потребительском спросе и анализ его изменений позволит магазину более эффективно адаптироваться к динамичным рыночным условиям.
В заключение дипломной работы нужно подчеркнуть, что результаты исследования демонстрируют необходимость системного подхода к управлению ассортиментом в розничной торговле. Это подразумевает, что успешное управление ассортиментом требует не только анализа текущих показателей, но и развития стратегий, направленных на удовлетворение потребностей покупателей, увеличение доли на рынке и оптимизацию финансовых результатов.
Результаты подобного анализа должны быть применены руководством предприятий при принятии управленческих решений в сфере корректировки ассортимента и формировании ассортиментной политики, что позволит соблюсти баланс между предложением и спросом, а также внести необходимые коррективы для достижения заметных результатов в условиях изменчивости рынка.
1. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 25.05.2025).
2. Федеральный закон от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30456 (дата обращения: 25.05.2025).
3. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30456 (дата обращения: 25.05.2025).
4. СП 2.3.6.1.66 - 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102095207 (дата обращения: 25.05.2025).
5. СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию». URL: https://gostassistent.ru/doc/9ed4aa8b-0945-4547-ac55-c461bcf117d7 (дата обращения: 25.05.2025).
6. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». URL: https://gostassistent.ru/doc/9ed4aa8b-0945-4547-ac55-c461bcf117d7 (дата обращения: 25.05.2025).
7. Технический Регламент 0222011 Пищевая продукция в части ее маркировки. URL: https://docs.cntd.ru/document/902320347 дата обращения: 25.05.2025).
8. Ананьева Н. В. Рекламная деятельность: учебное пособие / Н. В. Ананьева, Ю. Ю. Суслова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. –198 c.
9. Андреев Д. Б., Хуторецкий А. Б. Планирование закупки товаров минимального ассортимента с учетом неопределенности спроса //Мир экономики и управления. – 2021. – Т. 21. – №. 3. – С. 120-131.
10. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC–анализа и XYZ–анализ / Е.А. Базукова // Управление продажами. – 2006. –№3. – 20 с.
11. Васильева Н. В. Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии //Редакционная коллегия. – 2021. – С. 43.
12. Грибанова И. В. Организация и технология торговли : учеб. посо бие / И. В. Грибанова, Н. В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2016. – 204 с.
13. Деренский Д. И., Шевченко С. А. Финансовый результат деятельности предприятия: сущность понятия и показатели //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №. 1-1. – С. 79-82.
14. Джумаева Я. М. Х., Амерханова З. Ш., Магомедов А. М. Теоретические аспекты организации планирования закупок розничным торговым предприятием //Индустриальная экономика. – 2022. – Т. 1. – №. 2. – С. 33-40.
15. Ермолинская М. М., Коваленко Л. С. Услуга как товар. Управление ассортиментом как направление совершенствования деятельности организации //Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика. – 2021. – С. 18-22.
16. Ещенко А. Е. Управление ассортиментом товаров как инструмент повышения прибыльности компании //Старт в науке-2022. – 2022. – С. 146-152.
17. Ковальчук Т. И. ABC и ABC-XYZ анализ продаваемой продукции на предприятии / Т. И. Ковальчук, П. Е. Минкевич, С. В. Шишло // Science Time. – 2021. – № 11(95). – С. 26-28.
18. Кривенко Е. И., Бакуменко Н. В. Совершенствование управления ассортиментом в условиях трансформации рынка //Управление и экономика народного хозяйства России: сборник. – 2023. – С. 232.
19. Кротова Е. Д., Вдовина В. Е. Применение матрицы bcg при оценке эффективности предприятия //БКК 65.9 (2)-551я431 С 692 Рецензенты. – 2021. – С. 164.
20. Куликова Н.Р. Управление ассортиментом товаров: учебное пособие. -М. АльфаМ: ИНФРА-М, 2016. -240с.
21. Мажара А. В., Батова Т. Н. Классификация основных показателей товарного ассортимента предприятия //Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №. 1. – С. 7-7.
22. Маслова Г. М., Глинкина И. М. Управление ассортиментом потребительских товаров в магазине АО «ТД «Перекресток» ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка» //управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях. – 2021. – С. 80-86.
23. Прокофьева С. А., Дубинина М. А. Инновационные технологии в управлении ассортиментом //Редакционная коллегия Председатель редакционной коллегии. – 2023. – С. 103.
24. Пушкарев Д. С. и др. Теоретические основы и подходы к управлению ассортиментом в магазинах розничной торговли //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – №. 5-3 (99). – С. 62-67.
25. Салимова Т.А. Управление качеством. Учебник. – М.: ИД «Омега-Л», 2018. – 414с
26. Фомина Н.В. Товароведение продовольственных товаров: курс лекций: в 2 ч.: Ч. 2. / Н.В. Фомина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 96 с.
27. Швайка О. И. Процесс формирования и управления ассортиментом на примере малого торгового предприятия в современных условиях / О. И. Швайка // Преступление, наказание, исправление : V Международный пенитенциарный форум, приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий : сборник тезисов выступлений и докладов участников, Рязань, 17–19 ноября 2021 года. Том 4. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 324-331.
28. Юртаева М. А., Ахмадиева З. Р. Понятие, классификация и характеристика ассортимента продукции //Ответственный редактор. – 2020. – С. 42.
29. Библиотека ГОСТов. LIBGOST.RU [Электронный ресурс]: офиц.сайт. – Режим доступа: http://libgost.ru/gost/gost_r/59282– Tekst_GOST_R_51303_99_Torgovlya_Terminy_i_opredeleniya.html. (дата обращения: 20.05.2025)
30. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 405 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466185 (дата обращения: 23.05.2025).
31. Официальный сайт ООО «Пятерочка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://5ka.ru/ (дата обращения 20.05.2025).
32. Что такое ассортиментная стратегия в розничной торговле? / [Электронный ресурс] // Priceva : [сайт]. — URL: https://priceva.ru/blog/article/chto-takoe-assortimentnaya-strategiya-v- roznichnoj-torgovle-i-kak-ona-rabotaet (дата обращения: 25.05.2025).
33. Федеральной службы государственной статистики РФ. — URL: http:www.gks.ru/ (дата обращения: 25.05.2025).