Работа сделана на примере города Москвы.
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 6
1.2 КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 18
1.3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВА 29
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ 30
2.2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 35
2.3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ 46
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 49
3.1 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 50
3.2 ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
Актуальность темы исследования. Важную роль в достижении национальных целей развития России до 2030 года играют уровни сформированности духовно-нравственных ценностей, сохранения и развития национально-культурных традиций, качества организации и проведения культурных мероприятий. Другими словами, речь идет о прямой связи культуры с ответами на современные вызовы, которые формируют ограничения и возможности для настоящего и будущего развития нашей страны. При этом в первую очередь необходимо осознавать высокую роль культуры в экономическом, социальном, экологическом развитии, а, следовательно, обеспечении устойчивости конкретной территории и страны в целом. Однако ограниченность средств государственного бюджета, недостаточный уровень управленческих компетенций работников учреждений культуры и ряд других факторов не позволяют должным образом обеспечить заданные целевые показатели в сфере культуры. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с использованием эффективного партнерства государства и бизнеса для устранения негативного влияния данных факторов в направлении сохранения и развития культуры как инструмента роста качества жизни и поддержки территориальной целостности нашей страны.
Внедрение государственно-частного партнерства позволяет решить проблемы финансирования крупных социокультурных проектов, привлечь специалистов высокого класса к их реализации, повысить социальную активность бизнес-структур. Для государственно-частного партнерства характерен широкий спектр применяемых инструментов в решении культурных задач региона: от реставрации памятников культурного наследия до улучшения инфраструктуры социально-культурной сферы и туризма в регионе.
Степень изученности темы исследования. Теоретическим и практическим вопросам использования ГЧП в сфере культуры посвящены работы отечественных и зарубежных авторов (Байков Е., Соколов А.; Губернаторов А., Демина О.; Тесленко И., Соколов А., Спильниченко В.; Калугина Д.; Попова М., Сорвина Т., Чеснова О.; Такмазян А.; Домнина С., Салынина С., Савоськина Е.; Бониотти С.; Ваупот З.; Ван Я.). Вместе с тем, не снижая значимости данных работ, необходимо сказать об отсутствии специального исследования влияния ГЧП на решение актуальных проблем развития культуры в России. Более того, потребность в проведении такого исследования возрастает в современных нестабильных условиях.
Цель исследования – разработка предложений по повышению эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры в городе Москве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность и содержание государственно-частного партнерства;
выделить ключевые показатели анализа эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры;
определить направления совершенствования государственно-частного партнерства в сфере культуры;
дать общую характеристику деятельности Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы;
провести оценку мероприятий по совершенствованию государственно-частного партнерства в сфере культуры в городе Москве.
Объект исследования – деятельность Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления проектов государственно-частного партнерства в городе Москве.
В процессе изучения применяются научные и специальные методы экономических исследований, а именно диалектический метод, системный и процессный подходы, анализ литературных данных, обобщения, описания, расчетно-аналитический и сравнительно-сопоставительный методы.
Информационной основой исследования выступают научные труды и публикации российских и зарубежных ученых по вопросам государственно-частного партнерства, данные Росинфра, нормативно-правовые акты в сфере ГЧП.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных тенденций в организации государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные рекомендации по повышению эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры могут применяться в работе Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации государственно-частного партнерства в сфере культуры, а именно сущность и содержание государственно-частного партнерства, ключевые показатели анализа эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры, направления совершенствования государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Во второй главе проведен анализ эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры в городе Москве.
В третьей главе представлены рекомендации по повышению эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры в городе Москве.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Появление новых институтов взаимодействия государства и частного предпринимательства – тенденция экономического развития. Основой такого взаимодействия является развитие государственно-частного партнерства, представленного как институциональный и организационный союз между государством и бизнесом. Сотрудничество двух секторов направлено на реализацию социально-экономических, национально значимых проектов и программ.
Для расширения ГЧП в сфере культуры в каждом регионе РФ главным является, в первую очередь, оповещение частного сектора о возможностях использования данного инструмента. Основную роль в решении данной задачи могут представить средства массовой информации и отдельные подразделения органов власти (которые будут советовать бизнес-структуры по вопросам совместной деятельности с государственным сектором и т.д.). К тому же, главным является развитие законодательной базы, создание институциональной среды: образование специальных агентств, обществ, которые занимаются вопросами инвестирования, а именно, оценка проектов, консультирование и т.д., вероятнее всего, расширению применения ГЧП будет поддерживать учреждение специального органа на федеральном уровне по вопросам сотрудничества государственного и частного секторов. Поэтапное расширение применение этого механизма может быть в связи с тем, что для частного партнера присутствуют такие выгоды, как: увеличение позиций в дипломированных рейтингах, приобретение дополнительных знаков отличия (госаккредитаций и свидетельств), укрепление своих позиций на рынке и т.д. Таким образом, ГЧП в сфере культуры только начинает развиваться, в связи с этим, важное значение для его расширения имеет деятельность органов государственной и муниципальной власти, которые направлены на развитие применения данного инструмента взаимодействия.
Цель деятельности Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы – формирование эффективной инвестиционной политики, благоприятного инвестиционного климата, привлечение и сопровождение инвестиций, разработка и реализация государственной политики города Москвы в сфере промышленности.
При рассмотрении особенностей совершенствования государственно-частного партнерства в сфере культуры в городе Москва необходимо обратить внимание на полноценную реализацию основных проектов в данной области. В качестве их особенностей стоит отметить, что тут есть повышенный риск и достаточно внушительные затраты.
Обязательно нужно обратить внимание на тщательную организацию сотрудничества между государством и представителями бизнеса, которое позволяет реализовывать разнообразные проекты на взаимовыгодных условиях. Чаще всего, в сфере культуры возникает ситуация, когда не хватает каких-либо ресурсов, речь идет непосредственно о площадях, финансах, а также непосредственно о человеческих ресурсах или же об информационной поддержке.
Таким образом, для обеспечения развития культурной сферы города Москвы и ее нормативного содержания в условиях возможных колебаний объемов бюджетного ресурсного обеспечения предусматривается расширение применения практики государственно-частного партнерства с приоритетным отбором проектов, привлекающим наибольшие объемы частных инвестиций. При этом развитие экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры предусматривается по следующим направлениям:
развитие практики использования контрактов жизненного цикла при реализации проектов;
развитие практики использования концессионных соглашений в сфере культуры;
развитие практики использования инвестиционных соглашений, предусматривающих последующий выкуп государством, совместное инвестирование, соинвестирование через совместную компанию.
Сегодня развитие сферы культуры в Российской Федерации сталкивается с большим количеством проблем, связанных с уменьшением совокупных объемов финансирования, низким уровнем обеспеченности населения объектами социально-культурной инфраструктуры, с недостаточной степенью доступности культурных благ для населения региона. Решить обозначенные проблемы позволяет в том числе государственно-частное партнерство.
В работе проведен комплексный анализ уровня развития ГЧП в регионах России с точки зрения количества реализованных проектов, общего объема финансирования, форм привлечения инвесторов, рейтинга регионов и городов РФ по уровню развития ГЧП.
В работе предложена методика рейтинговой оценки уровня развития ГЧП в сфере культуры в городе Москва. В частности, в состав критериев оценки факторов, влияющих на развитие ГЧП в сфере культуры, внесены интеллектуальная, социально-культурная и инвестиционная составляющие.
Поскольку для развития форм государственно-частного партнерства необходима четко выстроенная и работоспособная модель его оценки, предложенные новации в методике оценки могут быть использованы не только для анализа уровня развития ГЧП в сфере культуры, но и в ряде других отраслей, с точки зрения влияния проектов ГЧП на культурную составляющую благосостояния населения.
1. Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения: 01.03.2023).
2. Александрова, М.В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации / М.В. Александрова, О.В. Юткина //Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях. – 2021. – №4. – С. 37-48.
3. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реа-лизации / А.А. Алпатов. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 291 c.
4. Байков, Е.А. Основные направления и механизмы развития государственно-частного партнерства в сфере культуры / Е.А. Байков, А.Г. Соколов // Петербургский экономический журнал. – 2021. – №3. – С. 67-75.
5. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие / Бурганова Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 153 с.
6. Варнавский, В.Г. Государство и бизнес: институциональные аспекты / В.Г. Варнавский. – М.: ИМЭМО РАН, 2021. – 276 с.
7. Гладков, С.Д. Методы оценки общественно значимых объектов экономики / С.Д. Гладков // Аудит и финансовый анализ. – 2019. – № 2. – С. 3-12.
8. Губернаторов, А.М. Управление инновационным развитием сферы культуры на основе государственно-частного партнерства / А.М. Губернаторов, О.В. Демина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – №10-3. – С. 231-236.
9. Демин, Г.А. Управленческие решения: учебное пособие / Г.А. Демин; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 92 с.
10. Домнина, С.В. Совершенствование методики оценки уровня развития государственно-частного партнерства в сфере культуры регионов России / С.В. Домнина, С.Ю. Салынина // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – №1(207). – С. 15-24.
11. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: РОСКНИГА, 2020. – 720 с.
12. Исследование «Государственно-частное партнерство в России: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2023. – 32 с.
13. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. – М.: Дело, 2019. – 251 c.
14. Калугина, Д.А. О роли общественности и государственно-частного партнерства в решении проблем охраны объектов культурного наследия региона / Д.А. Калугина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – №2. – С. 52-55.
15. Комарова, Н.В. Основные аспекты и формы взаимодействия государства и корпоративного бизнеса в рамках стратегического управления / Н.В. Комарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2021. - № 8. - С. 64-72.
16. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / Коробко В.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 383 с.
17. Кочеткова, С.А., Моисеева, И.В. Структурная модель государственно-частного партнёрства в стратегическом управлении регионом: монография. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2022. - 160 с.
18. Кулешова, А.Р. Государственно-частное партнёрство в сфере культуры / А.Р. Кулешова, Е.Р. Мокеева // Современное состояние инфосферы учреждений культуры. – 2020. – №3. – С. 114-115.
19. Лучшие практики проектов государственно-частного партнерства в сфере культуры субъектов Российской Федерации. – М., 2016. – 104 с.
20. Меликсетян, С.Н. Развитие государственно-частного партнерства в социально-культурной сфере / С.Н. Меликсетян // Современные исследования в России и мире: отечественный и зарубежный опыт. – 2022. – №6. – С. 262-266.
21. Попова, М.И. Особенности реализации инфраструктурных проектов в социально-культурной сфере на основе государственно-частного партнерства / М.И. Попова, Т.А. Сорвина, О.А. Чеснова // Петербургский экономический журнал. – 2022. – №4 (20). – С. 100-109.
22. Перова, Т.А. Государственная власть и бизнес: формирование корпоративной модели взаимодействия / Т.А. Перова // Вестник Волгоградского университета. – 2023. – №2 (14). – С. 172-174.
23. Разгулина, Е.Д. Партнерство органов власти и бизнес-структур как необходимое условие привлечения частных инвестиционных ресурсов / Е.Д. Разгулина // Проблемы развития территории. – 2022. – № 5 (73). – С. 78-90.
24. Рой, О.М. Теория управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2020. – 256 с.
25. Селин, Р.Д. Взаимодействие бизнес-структур и органов власти в регионе / Р.Д. Селин // Бизнес в законе. – 2022. - №5. – С. 147-151.
26. Такмазян, А.С. Финансовое обеспечение сферы культуры в условиях развития государственно-частного партнерства в социально-культурном комплексе / А.С. Такмазян // Финансовые исследования. – 2021. – №3 (60). – С. 96-101.
27. Ткачева, Л.А. Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур / Л.А. Ткачева // Бизнес в законе. – 2020. – №6. – С. 280-283.
28. Уколов, В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества: учебник / В.Ф. Уколов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2022. – 622 с.
29. Хаванова, Н.В. Государственно-частное партнерство как стратегия развития территорий / Н.В. Хаванова //Современные проблемы туризма и сервиса. – 2019. – №7. – С. 153-158.
30. Хаванова, Н.В. Реализация механизмов государственно-частного партнерства в России / Н.В. Хаванова // Разработка и практика внедрения стратегических управленческих проектных решений по развитию гостиничного и туристского бизнеса. – 2021. – №9. – С. 474-481.
31. Шор, И.М. Влияние государственно-частного партнерства на решение проблем развития культуры в России / И.М. Шор // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2022. – №3. – С. 179-187.
32. Шуртухина, Е.А. Государственно-частное партнерство как эффективная форма взаимодействий власти и бизнеса / Е.А. Шуртухина // Экономика и управление. – 2021. – № 1. – С. 153-162.
33. Юрьева, Т.В. Проекты государственно-частного партнерства: признаки и основные формы / Т.В. Юрьева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – №. 7-3 (97). – С. 185-190.
34. Государственно-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России / М-во культуры РФ. – Режим доступа: https://culture.gov.ru/documents/sbornik-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-sfere-kultury-uspeshnye-proekty-regionov-rossii (дата обращения: 06.03.2023).
35. Государственно-частное партнерство в сфере культуры и культурного наследия: текущее состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://p3week.ru/images/presenatation/preze_31-04.pdf?ysclid=lfmmcsyl68421128907/ (дата обращения: 01.03.2023).
36. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы // Официальный сайт Мэра Москвы. – Режим доступа: https://www.mos.ru/dipp/function/gorodskoe-agentstvo-upravleniya-investiciyami/ (дата обращения: 01.03.2023).
37. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pppcenter.ru/upload/iblock/764/764568eb027622a86e81bef07b34c39b.pdf?ysclid=lfmn5h53hp97118066/ (дата обращения: 01.03.2023).
38. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf?ysclid=lff9shsqeb613182287/ (дата обращения: 01.03.2023).
39. Рынок реализуемых проектов ГЧП в России / Росинфра. – Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/market / (дата обращения: 06.03.2022).
40. Тенденции ГЧП проектов в сфере культуры и досуга [Электронный ресурс] // Росинфра. – Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/rynok-proektov-gcp-v-sfere-kultury-i-dosuga?ysclid=lesg6nnzr4850761657/ (дата обращения: 01.03.2023).
41. Частные инвестиции в объекты культурного наследия [Электронный ресурс] // Правительство Москвы. – Режим доступа: https://investmoscow.ru/content/project/doc/OKN_rus.pdf/ (дата обращения: 01.03.2023).
42. Boniotti, C. Public Built Cultural Heritage Management: The Public-Private Partnership // TMM_CH 2018. 2019. Vol. 962.
43. Vaupot, Z. Foreign direct investments, cultural heritage and public-private partnership: a better approach for investors? // Annales, Series historia et sociologia. 2020. No. 30. Pp. 261-274.