Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Постмодернизм в киноискусстве: специфика национально-культурного воплощения на примере США и Великобритании

Работа №180836

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Философско-теоретическая база постмодернистского искусства 8
1.1. Особенности постмодернистского мышления 8
1.2. Эстетическая парадигма постмодернизма 15
1.3. Общая характеристика постмодернистских принципов в кинематографе 26
Глава 2. Сравнительный анализ постмодернизма в кинематографе США и
Великобритании 39
2.1. Специфика американского постмодернизма и его отличие от европейского
кинематографа 39
2.2. Постмодернизм в кинематографе Великобритании: общее и специфическое .. 55
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Фильмография 81


Актуальность. Постмодернизм - это направление, которое напрямую связано с современной деятельностью человека. Это наше время, это эпоха, которую мы видим и ощущаем. На ней держится и развивается современная культура: ее философская мысль, искусство с его многочисленными перфомансами, новое отношение к жизни человека и к восприятию мира. Постмодернизм изменил культурную реальность, заставил под новым углом взглянуть на весь мир, добавив в него абсурдность и иронию. Мир в постмодернистской культуре уже не кажется всеобъемлющим и гармоничным, в нем нет единой истины, а значит и какого-то глубокого сокровенного смысла и идеалов. Над всем теперь можно пошутить, любые смыслы - исказить, а с любым текстом - поиграть и наделить его новыми контекстами. В постмодернизме автор исчезает, а зритель становится главным интерпретатором произведения и каждое его мнение имеет право на существование.
Культура постмодернизма распространилась во второй половине XX века по всему миру и охватила собой развитие философской и научной мысли, тенденций в искусстве, а также в социально-политической жизни людей. В данном исследовании будет рассматриваться степень влияние постмодернизма на кинематограф и его изменения в зависимости от национально-культурных особенностей каждой страны.
Кинематограф сам по себе относительно молодой вид искусства. Он появился в конце XIX века и на сегодняшний день является одним из самых активно развивающихся искусств. За свою короткую историю кинематограф прошел путь от немого кино к звуковому, от первых монтажных спецэффектов и до современного сверхтехничного оборудования и 3D технологии.
Кинематограф - самый популярный и востребованный вид искусства. Он включает в себя синтез всех искусств: и живописи, и музыки, и танца, и литературы, и, конечно же, театра. Культура постмодернизма развивается в подобной манере: она синтезирует все эпохи, течения и культуры, объединяя их в один общий текст - интертекст - хранилище всех когда-либо созданных нарративов.
Кинематограф постмодернизма мы рассматриваем как отдельное направление в киноискусстве, обладающее своими особенностями и характерными чертами. Кинопостмодернизм четко улавливает тенденции и настроения общества и передает их в ироничной манере. В стиле постмодернизма работают режиссеры из совершенно разных стран и континентов: от Голливуда с его специально оборудованными съемочными площадками и до самый отдаленных уголков Европы, Азии и Южной Америки. Сегодня все научились снимать кино. Постмодернистское кино использует множество художественных приемов, характерных для жанра в целом, однако можно выделить и ряд различий, отличающих кинопостмодернизм одной страны от другой.
Понять, что представляет собой постмодернизм в кинематографе, в чем заключается его суть, насколько он современен и отвечает запросам зрителей, какие художественные средства в нем используются и, главное, чем он может отличаться в зависимости от страны производства - на все эти вопросы до сих пор нет четкого ответа и потому их исследование является актуальным сегодня.
Автор данного исследования обращается к проблеме развития специфических особенностей постмодернизма в кинематографе разных стран в зависимости от их национальных и социокультурных традиций.
Степень разработанности проблемы. В ходе исследования были изучены труды по истории кинематографа, в частности, «Режиссерская энциклопедия. Кино США» под редакцией Е. Н. Карцевой, в которой кратко и доходчиво отражается характерные черты индивидуального стиля каждого режиссера и основные тенденции развития кинематографа США, а также учебно-методический комплекс «История и теория кино» Н. П. Соколовой, учебное пособие «Искусство кино» Е. Н. Савельевой и пособие для студентов вузов «Искусство кино: этапы, стили, мастера» Н. А. Агафоновой.
Главной сферой данного исследования является эпоха постмодерна и потому было необходимо ознакомиться с методологическими и философскими работами, посвященными вопросу: что есть культура постмодерна. Вопросу о происхождении термина «постмодернизм» посвящены такие работы, как: исследование немецкого писателя и философа Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры» 1917 года, британского историка и культуролога Арнольда Джозефа Тойнби «Постижение истории» - фундаментального исторического труда, состоящего из 12 томов, а также книга Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» 1985 год, после публикации которой термин «постмодернизм» получил свое распространение. Первым философским трудом, осмысляющим новую культурную эпоху, стала работа Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» 1979 года, провозглашающая конец эпохи «великих повествований», или метанарративов - текстов, претендующих на универсальное значение. Также в ходе исследования были изучены работы: о деконструкции Жака Деррида, о теории симулякра и гиперреальности Жана Бодрийяра, о ризоме французского постструктуралиста Жиля Делеза и французского психолога Феликса Гваттари, идеи о смерти автора Ролана Барта и Мишеля Фуко, а также роман итальянского писателя и семиотика Умберто Эко «Имя розы» 1980 года. Описанию постмодернизма как глобального социокультурного феномена посвящено
исследование Фредерика Джеймисона «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» 1991 года и книга Перри Андерсона «Истоки постмодерна» 2011 года
Отдельно хочется отметить литературу, посвященную исследованию постмодернистской эстетики. К таким работам относится: монография Н. Б. Маньковской «Эстетика постмодернизма» 2000 года, в которой исследуются теоретические основы и ключевые методологические проблемы постмодернизма, учебник В. В. Бычкова «Эстетика» 2012 года и учебное пособие П. С. Гуревича с одноименным названием, выпущенное в 2011 году. Также следует отметить ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал «Искусство кино», Интернет-портал о кинематографе - «Кинопоиск» и канал «Movie Science» об истории кино и творчестве режиссеров на видеохостинге YouTube.
Для полного анализа творчества режиссера одних научных исследований недостаточно, важно понимать, что по поводу произведения думает сам автор, поскольку он как никто лучше знает, о чем его произведение, что он им хотел донести до зрителей и на каких теоретических фундаментах он основывался при создании фильма. В дипломной работе были использованы материалы из интервью Квентина Тарантино, Питера Гринуэйя, Джима Джармуша, Дэвида Линча, Вуди Аллена и других режиссеров-постмодернистов.
В ходе исследования были изучены эмпирические материалы - были просмотрены и проанализированы фильмы, выполненные в постмодернистском стиле. К ним относятся кинопроизведения британских (Питер Гринуэй, Гай Ричи, Терри Гиллиам, Салли Поттер, Эдгар Райт, Кен Рассел) и американских (Дэвид Линч, Джим Джармуш, Квентин Тарантино, братья Коэны, Дэвид Финчер, Тим Бертон, Вуди Аллен) режиссеров, в творчестве которых постмодернистское художественное мышление получает наиболее яркое воплощение.
Цель исследования заключается в выявлении общих и частных (национально-культурных) особенностей постмодернизма в кинематографе.
Для этого последовательно решаются следующие задачи:
1) Дается характеристика постмодернизма как направления в культуре второй половины XX - начала XXI века;
2) Выделяются основные принципы и художественные приемы постмодернизма в кинематографе;
3) Выявляется национально-культурная специфика постмодернизма в кинематографе США и Великобритании;
4) Дается сравнительный анализ постмодернистских черт киноискусства стран США и Великобритании, обусловленных особенностями культурного развития.
Методологическую основу исследования составляют труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области культурологии, философии, киноведения и искусствоведения.
5
В рамках историко-культурного подхода был использован аналитический метод, рассматривающий причины возникновение и развития интереса к постмодернистскому стилю и его широкое распространение в кинематографе разных стран. На основе киноведческого подхода были выделены различные теории кино, повлиявшие как на развитие киномысли (теоретических концепций), так и на саму кинопрактику, продуктом которой является готовый фильм. В рамках искусствоведческого подхода был использован описательный метод, характеризующий основные художественные приемы и средства создания постмодернистского стиля в киноискусстве. Используя сравнительный метод исследования появилась возможность углубиться в историю создания и формирования национальных школ кинематографа США и Великобритании, проанализировать специфику их развития, художественные приемы и теоретический базис, на основе которого можно сравнить кинопостмодернизм США и Великобритании и выявить национально-культурные особенности данных стран.
Объектом исследования является стиль постмодернизм в кинематографе.
Предметом данного исследования - особенности киноискусства постмодернистского направления стран США и Великобритании.
Научная новизна. Новизна исследования заключается в комплексном анализе постмодернистского направления в киноискусстве США и Великобритании, на основе которого сделаны выводы относительно общих и национальных специфик кинопостмодернизма.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения дипломной работы:
1) К общим признакам постмодернистской стилистики в киноискусстве можно отнести следующие: нелинейность повествования и деконструкция сюжета, смешение различных жанров и стилей, ироничная метаязыковая игра с цитатами, аллюзиями и символами; нарочитая живописность и метафоричность языка; тотальный плюрализм тем и смыслов, которыми ныне наделяет произведения не столько автор, сколько зритель. Указанные черты постмодернизма получают развитие и распространение в кинематографе в 1980-е и в 1990-е годы прошлого века и не теряют своей актуальности сегодня.
2) Имеют место специфические особенности постмодернизма в киноискусстве стран Америки и Великобритании. Основные различия выявляются при анализе таких составляющих аспектов кинопроизведения как: ключевые темы; используемые жанровые системы, цитаты и отсылки; характер юмора; монтажные приемы, эксперименты, спецэффекты и современные технологии; приемы раскрытия внешнего и внутреннего мира героя, работа с профессиональными или малоизвестными актерами; ориентир на вербальные или визуальные аспекты киноязыка; внимание к цвето-световым сочетаниям и к насыщению кадра деталями и т.д. Различия в указанных моментах творческого процесса, обуславливаются национально-культурными предпочтениями режиссеров.
3) На основе проделанного исследования можно выделить главное отличие между кинопостмодернизмом США и Великобритании. Американские режиссеры стремятся к чрезмерной вербализации произведения. Посредствам диалогов раскрываются характеры героев и строится юмор, замедляется или ускоряется ритм фильма, закладываются смыслы и отсылки к произведениям мировой культуры. Англичане же больше тяготеют к визуальному насыщению кинокартины. Через монтажные и светотеневые эффекты они достигают отражения внутреннего противоречивого мира своих героев, резкие монтажные склейки или полная остановка кадра добавляет в их картины элемент английского юмора, строящегося на недосказанности и игре слов, в отличие от прямолинейного и общедоступного американского юмора.
Теоретическая и практическая значимость.
В теоретическом плане данная работа может быть использована в качестве базового материала для дальнейших культурфилософских исследований киноискусства.
На практике результаты исследования можно применить в разработке спецкурсов в рамках таких дисциплин как: теория и история кино, философия кино, экранная культура.
Апробация работы.
Материалы данного исследования были представлены на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Этюды культуры - 2018». Тема доклада: «Принципы постмодернистской эстетики в западноевропейском кинематографе». Публикация статьи в сборнике конференции «Этюды культуры - 2018».
Тема дипломной работы обсуждалась на кафедре теории и истории культуры Института искусств и культуры ТГУ, одобрена и рекомендована к защите.
Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, выдвинута цель и задачи, определяются предмет и объект дипломной работы. В первой главе дается теоретическое осмысление философских и эстетических концепций постмодернизма, а также формирование и развитие постмодернистского направления в кинематографе. Во второй главе анализируется постмодернизм в кинематографе США и Великобритании на основе самых ярких режиссеров постмодернистской линии данных стран и выявляется сходства и различия между общей и национальной спецификой кинопостмодернизма. Заключение содержит основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В середине 80-х годов термин «постмодернизм» окончательно закрепился как художественный и эстетический феномен культуры второй половины XX века. Под лозунгом постмодерна развивается культура, философия, наука, искусство, экономическая, социальная и политическая жизнь общества. Становление эпохи постмодерна связано с возникновением постиндустриального общества, в котором на первый план выходят знания, саморазвитие человека и умение добывать информацию, ориентация на материальное накопление и потребление товаров и услуг, а также процессы глобализации и мультикультурализма, последний из которых побудил интерес к многообразию и самобытности каждой культуры и нации.
Среди особенностей, характеризующих эпоху постмодерна, выделяют: тотальный плюрализм мнений, идей и стилей; отказ от любых авторитетов, от поиска истины и от доминирования рационализма, от традиционных ценностей и классических эстетических категорий. Искусство постмодернизма отличается полисемантичностью, устранением границ между высоким и низким, массовым и элитарным, преобладанием формы над содержанием, снижением роли автора и увеличением интереса к зрителю, интертекстуальной игрой слов и аллюзий, чрезмерной вербализацией и приоритетом Текста над реальностью, цитатностью и метафоричностью языка, смешением жанров, культур и эпох, фрагментарностью и нелинейностью времени, моральным релятивизмом и ироничным повествованием.
Постмодернизм развился во всех видах искусства. Наибольшее влияние он оказал на архитектуру, литературу и кинематограф. Целью данного исследования являлось выявление общих и частных (национальных) специфик постмодернизма в кинематографе на основе двух стран: США и Великобритании. Среди режиссеров-постмодернистов США было изучено творчество Дэвида Линча, Джима Джармуша, Квентина Тарантино, Вуди Аллена, Тима Бертона, Уэса Андерсона и братьев Коэнов. Из английских режиссеров были рассмотрены киноработы Питера Гринуэя, Салли Поттер, Гая Ричи, Эдгара Райта и Кена Рассела. В ходе работы были выявлены сходства и различия между кинопостмодернизмом данных стран. К сходствам можно отнести:
❖ Режиссеры обеих стран ориентированы одновременно и на массовую, и на элитарную культуру. При желании в их произведениях можно найти большое число всевозможных смыслов, деталей и отсылок к другим произведениям, эпохам или метанарративам. При этом их киноискусство доставляет удовольствие и простому зрителю, который рассматривает поход в кинотеатр как развлечение и отдых от рутинных занятий повседневной жизни.
❖ Режиссеры-постмодернисты используют ризоматическую структуру в своих фильмах, которая проявляется в восприятии текста, культуры и мира как мозаики, сложенной из множества фрагментов, где нет точки отсчета, единого смыслового поля, где каждая идея и понятие несет весомую, равноценную другим мысль. Это отражается в нелинейности повествования, в фрагментарности и деконструкции сюжета, в постмодернистской игре со словами, истинами и жанрами, в ироничном и релятивистском отношении ко всем традиционным нормам, правилам и запретам.
❖ Режиссеры стремятся полностью руководить всем процессом: отвечать и за режиссуру, и за написание сценария, и за подбор актеров и музыки, а также насыщать свои произведения всевозможными деталями, смыслами и подтекстами, доступными для понимания только самому автору. Это, в свою очередь, дает возможность зрителю самостоятельно интерпретировать фрагменты произведения, наделяя каждый из них новыми смыслами и контекстами.
❖ И для американских, и для английских режиссеров вдохновением на начальном этапе их творческой карьеры послужили лучшие фильмы европейского авторского (Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Сергей Эйзенштейн) и американского жанрового (братья Маркс, Джордж Кьюкор, Билли Уайлдер, Чарли Чаплин) кино.
❖ И те, и другие режиссеры обращаются к современности, осмысляя историю, ушедшие художественные стили и культурные эпохи в контексте настоящего, глазами современного человека. В этом плане также можно выделить интерес к повседневности человека и к предметам его постоянного обихода.
Различие между двумя кинематографическими школами можно обнаружить, исследуя основные темы и жанры, отсылки и цитаты, юмор и монтажные эффекты, используемые режиссерами на основе своих ментальных и национальных предпочтений. Так, среди наиболее распространенных тем в американском и в английском кино является обращение к национальной истории и культуре родной страны. Американцы обращаются к специфике и осмыслению американской мечты, указывая на ее чрезмерную материальную устремленность и пристрастие к быстрому и часто непродолжительному успеху. Англичане обращаются к особенностям национального характера, высмеивая излишний консерватизм, педантичность и перфекционизм английской культуры.
Среди жанровых особенностей можно заметить наибольший интерес режиссеров к тем жанрам, которые зародились или получили особое развитие в их стране. Американцы часто подвергают деконструкции и цитированию фрагменты из вестернов, роуд-муви, фантастики, нуаров и фильмов ужасов, англичане - из детективов, полицейских комедий и экранизаций классических литературных произведений. Отсылки и цитаты режиссеры в основном 73
используют из массовой культуры: популярные фильмы и музыка, реклама и телешоу, видеоигры и современное искусство. При этом американцы делают акцент на вербальные цитаты, в то время как англичане преимущественно цитируют визуальные эффекты. Например, повторяют фрагмент известного полотна художника или используют определенную светотеневую структуру, характерную для стиля определенного живописца.
На примере отношения к юмору можно заметить и многие другие, свойственные культуре, черты. Если американцы строят свой юмор на прямолинейности и конкретности фраз, которые доступны для понимания людям из разных стран и с любым мировоззрением, также и в отношении героя они стремятся сделать его максимально понятным и доступным зрителю. Они по максимуму наделяют его внешней оболочкой: окружением, вещами, пристрастиями, которые больше самого героя говорят о его характере. Англичане же, напротив, строят свой юмор на недосказанности и игре слов, скрывая значительный смысл в подтексте. И потому их герои становятся внутренне сложными, противоречивыми личностями, за суровыми обликами которых скрывается довольно ранимая душа. Англичане большое внимание уделяют монтажными эффектам, которые раскрывают характер персонажей и добавляют в сюжет немало юмора. Они, в отличие от американцев, помещают большую часть юмора в быстрые монтажные склейки, внезапное появление забавного предмета, резкого стоп-кадра или взгляда героя через камеру прямо на зрителя. Англичане в целом стремятся к нагромождению кадра всевозможными деталями и пасхалками, которые раскрываются в течении всего фильма. Американцы же большую часть деталей предпочитают не раскрывать, оставляя место для зрительских догадок и теорий.
Таким образом, в данной работе был рассмотрен постмодернизм в кинематографе США и Великобритании. Цель работы заключалась в сравнении кинопостмодернизма данных стран на основе общих и частных специфик проявления постмодернизма в киноискусстве. В результате исследования разных источников мы пришли к выводу о том, что несмотря на глобализационные процессы и общее родство американской и английской культуры, выделить особенности, свойственные только постмодернизму одной страны, оказалось возможным. Постмодернизм широко распространился в кинематографе каждой страны по всему миру и по итогу проделанного исследования можно предположить, что в каждой отдельной стране постмодернизм в кинематографе приобретает специфические черты, присущие только данной конкретной культуре со своими национальными и ментальными особенностями.



1. «Контракт рисовальщика»: фильм, как живописное полотно // "Живой журнал" [Электронный ресурс] - URL://https://popova-artclass.livejournal.com/74311.html/ (дата обращения: 27.05.2018)
2. «Малыш на драйве»: что нужно знать о стиле Эдгара Райта // КиноПоиск [Электронный ресурс] - URL://https://www.youtube.com/watch?v=g1lvUH rUnE/ (дата обращения: 3.06.2018)
3. 22 киношных приема, которые с головой выдают культовых режиссеров /AdMe [Электронный ресурс] - URL://https://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/22-kinoshnyh- priema-kotorye-s-golovoj-vydayut-kultovyh-rezhisserov-1593415/ (дата обращения: 26.12.2017)
4. Baker L. The Editor’s Toolbox: Match Cuts // PremiumBeat [Электронный ресурс] - URL://https://www.premiumbeat.com/blog/match-cuts-for-video-editors/ (дата обращения: 4.06.2018)
5. Edgar Wright - How to Do Visual Comedy // Every Frame a Painting [Электронный ресурс] - URL://https://www.youtube.com/watch?v=3FOzD4Sfgag/ (дата обращения: 3.06.2018)
6. Peter Greenaway, Professor of Film at The European Graduate School / EGS // The European Graduate School [Электронный ресурс] - URL://http://egs.edu/faculty/peter-greenaway/ (дата обращения: 26.05.2018)
7. Агафонова Н. А. Искусство кино. Этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов. - Мн.: Тесей, 2005. - 192 с.
8. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. - Минск: Тесей, 2008. - 392 с.
9. Андерсон П. Истоки постмодерна / пер. с англ. А. А. Апполонова под ред. М. Маяцкого. - М.: Территория будущего, 2011. - 208 с.
10. Арабаджи В. Третий сезон «Твин Пикса»: для тех, кто ничего не понял // Журнал "Esquire" [Электронный ресурс] - URL://https://esquire.ru/articles/22312-twin- peaks-guide/ (дата обращения: 28.04.2018)
11. Арабаджи В. Третий сезон «Твин Пикса»: для тех, кто ничего не понял. Часть 2 // Журнал "Esquire" [Электронный ресурс] - URL://https://esquire.ru/articles/26262- twin-peaks-guide-2/ (дата обращения: 28.04.2018)
12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / пер. с фр. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
13. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. - М.: ПОСТУМ, 2015. - 240 с.
14. Бодрийяр Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр. Е. А. Самарской. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
15. Бычков В. В. Эстетика: учебник - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с... 83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ