ВВЕДЕНИЕ 3
1 Неуставные отношения как вид девиантного поведения 11
1.1 Понятие, виды и факторы девиантного поведения 11
1.2 Неуставные отношения среди военнослужащих в мирное и военное
время как специфический вид девиантного поведения 18
1.3 Основные формы профилактики отклоняющегося поведения в
вооруженных силах 27
1.4 Межэтнические конфликты как особая форма девиантного поведения
военнослужащих срочной службы с признаками нервно-психической неустойчивости 40
2 Исследование и разработка программы профилактики на основании
результатов оценки склонности военнослужащих к отклоняющемуся поведению 45
2.1 Методы исследования и описание исследуемых выборок 45
2.2 Результаты диагностического исследования особенностей поведения
военнослужащих в войсковой части центрального военного округа и их интерпретация 47
2.3 Программа профилактики межэтнических конфликтов как особой
формы девиантного поведения у военнослужащих срочной службы с признаками нервно-психической неустойчивости 56
Заключение 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение A 70
Приложение B 75
Приложение C 78
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи признано одним из наиболее действенных методов обеспечения стабильного политического и экономического развития государства в будущем. В документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» обозначена особая роль социальных институтов в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения, популяризации участия в общественной деятельности, развития социальных проектов, направленных на улучшение жизнедеятельности граждан нашего государства. Особая роль сегодня отводится деятельности военно-патриотических клубов, которые воспитывают молодое поколение в духе традиционных ценностей, любви к Родине. Такая воспитательная работа призвана с одной стороны стать площадкой для апробации социальной деятельности молодежи, а с другой стороны популяризировать важность для юношей службы в вооруженных силах Российской Федерации. Однако, не смотря на активную, в том числе информационную, работу социальных институтов, служба в армии не является популярной среди молодых людей, вызывая у них страх перед суровыми условиями и конфликтными отношениями с сослуживцами.
Криминогенная и демографическая обстановка в стране, обострение проблем с физическими и моральными качествами призывников армии России крайне негативно влияют на качество работ по созданию благоприятной морально-нравственной атмосферы и воинской дисциплины в подразделениях вооруженных сил Российской Федерации. Практика вооруженных сил гласит о том, что на сегодняшний день только система профилактических мероприятий способна решать проблемы , связанные с неуставными отношениями в вооруженных силах.
Для более глубокого понимания данной проблемы следует обратиться в историю развития вооруженных сил России.
В XIX веке атмосфера в вооруженных силах начала изменяться в худшую сторону. П.А. Кропоткин высказывался на тему отношений между молодыми офицерами и рядовыми в одном из самых элитных военно - учебном заведении, как о неоднозначных и «откровенно унизительных». Воспитанники, отслужившие более года, камер-пажи, «могли поднимать посреди ночи новых рекрутов и гонять их как цирковых скакунов по кругу, изрядно подстегивая их хлыстами». Однако не все подразделения имперской армии имели подобные прецеденты. Корпуса генералиссимуса русской армии А.В.Суворова напротив отрицали любые неуставные методы взаимодействия с молодыми рекрутами, прекрасно осознавая тот факт, что обесчещенный солдат в бою способен на предательство [16].
Понятие «дедовщина» в Советской армии не было известно до 1967 года, когда были изменены сроки прохождения службы по призыву с привычных трёх лет, до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех лет на флоте. Реформа сроков службы по призыву совпала с моментов нехватки призывников, спровоцированной последствиями Великой Отечественной войны. В связи с этим высшим указом центрального комитета коммунистической партии Советского Союза было решено призывать в армию граждан с уголовным прошлым. Тот факт, что обычные призывники должны были проходить службу с бывшими уголовниками, оправдывался тем, что государство дает шанс на исправление «оступившихся» граждан. В течение короткого времени в армию были занесены воровские порядки, а армейский язык все больше и больше насыщался воровскими жаргонизмами. Помимо этого, во время проведения реформы в армии могли находится призывники, дослуживавшие свой третий год, по старым правилам, и призывники только начинающие службу, по новым правилам - два года. Факт нахождения в одном подразделении и тех и других провоцировал неминуемые конфликты на почве зависти.
В первой главе данной работы мы рассмотрели проблему девиантного поведение, а также факторы, влияющие на различные формы ее проявлений. Мы пришли к выводу о том, что девиантное поведение это - человеческие действия и поступки, выходящие за рамки действующих норм (образцов, стереотипов) и порядков, сложившихся в данном социуме. Отклоняющееся поведение имеет неоднозначное определение для общепринятой системы ценностей. Такие отклонения могут быть как негативными, дисфункциональными, дезорганизующими систему, так, напротив, позитивными. Факторами, которые влияют на проявление человеком девиантного поведения, являются «социальная неустроенность» как следствие конфликта между умениями индивида (способности, выработанные и врожденные) и требованиям действительной позиции индивида в системе общественных отношений. Кроме того, к числу факторов можно отнести преодоление человеком фрустрации - несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Мы рассмотрели проблемы неуставных отношений в вооруженных силах Российской Федерации в мирное и военное время как вида девиантного поведения. Однако проблемными неуставные отношения становятся только в том случае, если основываются на конфликте различных сторон: на межличностном, межгрупповом уровне или противостояния человека с группой. Межгрупповые конфликты в вооруженных силах представляют собой неформальные разделения военнослужащих, при котором происходит образование
противоборствующих друг с другом социальных групп, стремящихся к занятию лидирующей позиции в своем подразделении, где, к сожалению, межнациональные конфликты выходят на передний план наряду с конфликтами социальных статусов.
Существуют различные группы девиантных поступков в военное время, преследующих различные цели. К первой группе девиаций мы отнесли поступки, направленные на получение девиантами личной выгоды в виде удовлетворения и реализации своих идеологических, религиозных или биологических установок, с целью получения от врага материального или статусного поощрения.
Вторую группу отклонений представляют поступки, связанные с уклонением от исполнения воинского долга. В список таких поступков входят: дезертирство, симуляции травм, умышленное членовредительство, суицид, алко и наркозависимость.
Третья группа девиаций представляет собой поступки, связанные с агрессией со стороны субъекта девиации по отношению к местному населению и окружающим сослуживцам, с целью решения тех или иных личностных проблем. Самый высокий риск проявления девиации среди военнослужащих связан с периодом адаптации молодых солдат, который, в среднем, длится от трех до шести месяцев службы.
Во второй главе мы, на основании проведенного исследования склонности военнослужащих к отклоняющемуся поведению и методик диагностики склонности к межэтническим конфликтам, выделили и рассмотрели межэтнические конфликты в вооруженных силах Российской Федерации как особую форму девиантного поведения. В ходе исследования было выявлено, что солдаты неславянских национальностей обладают большей склонностью к проявлению нервно-психической неустойчивости и различных форм девиации. Это стало основой для нашей гипотезы о том, что солдаты срочной службы с признаками нервно¬психической неустойчивости более склонны к конфликтам на межнациональной почве. Солдаты с признаками нервно-психической неустойчивости склонны к провоцированию конфликтных ситуаций на межнациональной почве. Например, у представителей кавказских и азиатских национальностей типы этнической идентичности по результатам исследования были приближены к деструктивной стороне шкалы. Высокие значения в позициях «этноэгоизм» и «этноизоляционизм» чаще всего встречались у представителей неславянских национальностей: кавказских и азиатских народностей. Данные результаты частично подтвердили нашу гипотезу. Такие результаты исследования связаны с ниже перечисленными причинами. Представители этнических групп сложно адаптируются в условиях других регионов и других социальных устоев и традиций. Это способствует тому, что представители данных этнических групп неправильно проходят процесс адаптации в новых для них условиях, в том числе и в условиях вооруженных сил Российской Федерации. В связи с этим важной становится проблема профилактики межнациональных конфликтных ситуаций между военнослужащими. С одной стороны формирование межнациональных подразделений способствует толерантному поведению призывников, усвоению различных традиций и уважительному отношению к истории.
Конфликты в многонациональных подразделениях имеют самые различные причины, среди которых сложности с адаптацией призывников из провинциальных регионов, нежелание таковых мириться с новым уставным порядком и с особенностями поведения отличного от их. Новая среда распознается ими как враждебная и подталкивает их к установлению товарищеских отношений только с представителями собственной национальности. С другой стороны, сложность или нежелание адаптироваться в новом коллективе связаны со стереотипами гражданской среды о службе в армии и религиозных убеждений. Конфликтному поведению также способствует коллективная память: враждебные отношения между народностями, сложившиеся исторически и связанные с взаимными обидами, территориальными претензиями и военными действиями в прошлом. Мы определили, что конфликт можно назвать межнациональным только в том случае, когда представители этнических групп претендуют на установление своей идеологии, основанной на образе жизни и правилах их малой родины или землячества. Это позволяет нам предполагать, что конфликты, связанные с борьбой интересов различных этнических групп можно считать формой девиантного поведения. Данные конфликты не являются бытовыми, а носят как межличностный, так и межгрупповой характер, оскорбляют чувство достоинства других. Поэтому такое поведение отличается от нормы межличностного общения и поведения, регламентируемого уставом, а также осуждается обществом. Таким образом, межэтнические конфликты можно считать особой формой девиантного поведения. Данный анализ в последующем позволяет нам представить авторскую программу профилактики межэтнических конфликтов в вооруженных силах Российской Федерации, которая состоит из нескольких этапов. Первым этапом в программе должна стать своевременная диагностика новобранцев на предмет выявления признаков нервно-психической неустойчивости. В этом может помочь методика (анкета) «Прогноз 2-02», которая на сегодняшний день является официально утвержденной в работе войскового психолога. После выявления военнослужащих, попадающих в группу риска, необходимо провести среди этих военнослужащих методики тестирования, позволяющие выявить такие показатели как индекс толерантности и индекс этнической идентичности. В дальнейшем выявлении склонности к созданию и провоцированию конфликтов на межнациональной почве необходимо провести ряд следующих профилактических мероприятий. В первую очередь в профилактике конфликтных ситуаций на межэтнической основе, стоит обратить внимание на подбор командного состава, которые будут работать с новобранцами. Совместно с военным психологом следует разработать и провести учебную программу для командного состава . Следует так же проводить профилактическую работу со старослужащими солдатами как будущих наставников молодого поколения военнослужащих. Особое внимание в нашей программе уделяется вопросам приема и адаптации новобранцев.
На начальном этапе важна своевременная диагностика предрасположенности к разжиганию конфликтов на межнациональной почве и важную роль здесь играет психологическая работа с новобранцами из группы риска. Она включает в себя: тренинги (разработанные для конкретной ситуации и особенностей новобранцев), групповые и индивидуальные беседы, обучение методикам выхода из стрессовых и высокоэмоцианальных ситуаций. Организационно-воспитательная работа должна включать в себя мероприятия, которые призваны формировать этническую толерантность, уважение к другим культурам, узнавание истории других народов.
В ходе работы также были сделаны второстепенные выводы исследования. С одной стороны многонациональный состав вооруженных сил Российской Федерации является положительным примером организации международной деятельности в условиях одного социального института, который решает одновременно ряд важных задач по воспитанию толерантного патриотически-настроенного молодого поколения бойцов, помогает им лучше узнать и осознать причины хода истории в нашем государстве. С другой стороны вооруженные силы обнажают основные проблемы нашего государства, среди которых беспочвенные убеждения некоторых социальных групп в их привилегированном положении и исключительности по различным признакам, среди которых особое место занимают социальный статус и национальная принадлежность. Кроме того проблемой является отсутствие у командного состава вооруженных сил работать с дивиациями у военнослужащих, решать на этапе возникновения межнациональные конфликты между солдатами, а также незнание (или игнорирование) командного состава методов работы с эмоциональными напряжениями у солдат, которые приводят в дальнейшем к различным
девиациям, в том числе и межэтническим конфликтам, которые могут легко перерасти в более тяжелые формы: ксенофобию и сепаратизм. Реформы в армии должны включать в себя обязательство вооруженных частей применять различные программы профилактики конфликтов среди военнослужащих. И наша программа могла бы стать одним из звеньев в программе профилактики негативных неуставных отношений в вооруженных силах. Необходимо понимать, что неуставные деструктивные отношения напрямую влияют на развитие межнациональных конфликтов внутри подразделения, которые представляют угрозу не только для представителей подразделения, но и окружающих, в том числе мирных жителей. Поэтому одной из первоочередных задач вооруженных сил Российской Федерации должно стать обеспечения условия для «уравновешивания» всех национальных групп, уважение к каждому независимо от его социального положения и национальной принадлежности, привития чувства солидарности между народами. Игнорирование межнациональных конфликтов вооруженных силах вначале 1990-х гг. показало, что данная проблема имеет продолжение и за стенами подразделений, когда некоторые группы солдат по национальному признаку перешли на сторону террористических групп.
Предложенная программа будет апробирована в августе текущего года на военных сборах в рамках проекта подготовки солдат и сержантов в войсковой части мотострелковых войск, расположенной на территории Новосибирской области.
1. Агапов П., Хлебушкин А. Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: проблемы квалификации //Уголовное право. - 2004. - №. 2. - С. 4-5.
2. Беловодский В. Л. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление : дис. - М, 1997. С.76
3. Волынская Л. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. - Litres, 2015. С.48
4. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк //Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - №. 2. - С. 51-68
5. Евенко С. Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации //М.: ВУ. - 2009. С.118
6. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - Аспект Пресс, 1997.
7. Змановская Е. В. Девиантология //М.: Академия. - 2004. - С. 164.
8. Караяни А. Г., Евенко С. Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих в боевой обстановке: Монография //М.: Военный университет. - 2006.
9. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Введение в профессию военного психолога //учеб. пособие: рек. УМО/АГ Караяни, ИВ Сыромятников. -
2007. C.78
10. Клейберг Ю. А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения //Вопросы психологии. - 1998. - №. 5. - С. 141-146.
11. Краснов П. Н. Душа армии. - Directmedia, 2014. С.102
12. Кубасова Ю. М., Майсак Н. В. Управление профессиональным стрессом летнего состава военной авиации //Индивидуальное психологическое консультирование и психология. - 2009. - С. 44.
13. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска // Социальные и гуманитарные науки. - Отеч. и заруб, л-ра. Сер. 11. Социология. 1993. № 2. С. 97-102
14. Маккихэн И., Кэмбелл Р. Е. Межнациональные конфликты в Советской Армии //Социологические исследования. - 1992. - Т. 1. С.45-47
15. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Прогнозирование поведения людей в экстремальных условиях деятельности] //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №. 1. - С. 16-24... 41