Введение 3
1 Теоретические основы ассортиментной политики и методы ее формирование 6
1.1 Сущность ассортиментной политики 6
1.2 Особенности ассортиментной политики и ее влияние на финансовый результат предприятия 9
1.3 Методы анализа ассортиментной политики 17
2 Анализ и оценка ассортиментной политики ОАО МК "Шатура" 29
2.1 Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ финансовых результатов 35
2.3 Анализ ассортимента продукции ОАО МК "Шатура" 39
3 Разработка ассортиментной политики предприятия 49
3.1 Изменение структуры ассортимента продукции предприятия 49
3.2 Оценка влияния разработанной ассортиментной политики на финансовые результаты предприятия 57
Заключение 61
Список сокращений 64
Список использованных источников 65
Приложения А-Ж 69-85
Для каждого предприятия при планировании ассортимента важно учитывать рыночные факторы и предлагать рынку такой ассортимент, который будет востребован. Если компания не сможет предложить рынку оптимальный ассортимент товаров, услуг, то не сможет добиться максимальной прибыли, желаемых конкурентных позиций на рынках, и будет экономически неустойчива. И, наоборот, при оптимальной структуре ассортимента, компания сможет реализовать максимум продукции, получит желаемую прибыль и будет конкурентоспособной на рынке.
Однако недостаточно иметь только на данный момент времени конкурентоспособную продукцию, чтобы быть экономически и технологически устойчивым участником рынка. Высокая динамика рыночных изменений может очень быстро перевести конкурентоспособный продукт в разряд неконкурентоспособных. Поэтому каждый производитель товаров и услуг должен иметь мобильную и в высшей степени адаптивную ассортиментную политику, позволяющую управлять всеми имеющимися в его распоряжении ресурсами.
Управление предприятием требует применения всех возможных аналитических, финансово-экономических, организационно-управленческих и производственно-хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение его финансового состояния, повышения эффективности работы, увеличения производительности труда, расширения ассортимента продукции и услуг. Все эти меры направлены на увеличение прибыли за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Актуальность работы определяется тем, что в условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках необходимо чутко следовать требованиям потребителей, использовать все имеющиеся возможности для продвижения предприятия на рынке и удержания достигнутой позиции, в условиях постоянно растущих требований клиентов, обострения конкурентной борьбы и нестабильности макроэкономической среды.
Можно утверждать, что конкурентоспособность производимой продукции (товаров, услуг) и конкурентоспособность предприятия вытекают из сущности ассортиментной политики. Ее конкурентные преимущества формируются многими факторами: современностью технологий создания продуктов, и их производства, степенью обновления предлагаемого ассортимента, инновационным мышлением персонала, эффективностью управления имеющимися ресурсами, развитостью внутренних и внешних коммуникаций.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка ассортиментной политики предприятия.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность ассортиментной политики;
- выделить особенности ассортиментной политики и ее влияния на финансовые результаты предприятия;
- рассмотреть методы ассортиментной политики;
- дать краткую характеристику объекта исследования и провести анализ его финансовых результатов;
- проанализировать ассортимент продукции объекта исследования по
методам анализа ассортиментной политики;
- изменить структуру ассортимента продукции предприятия;
- оценить влияние разработанной ассортиментной политики на финансовый результат объекта исследования.
Объектом исследования в работе является деятельность ОАО МК «Шатура», а предметом исследования - методы анализа ассортиментной политики предприятия.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования по разработке ассортиментной политики предприятия могут служить исходной базой для применения разработок в деятельность предприятий аналогичного профиля деятельности.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе используются методы научного знания, способствующие рассмотрению объекта исследования с разных позиций. Аналитический метод способствует раскрытию теоретических аспектов разработки ассортиментной политикой предприятия. Системно-структурный метод позволяет проанализировать текущее состояние ассортиментной политики. Экономико-математические методы способствуют определению направлений совершенствования ассортиментной политики организации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические и методические аспекты разработки ассортиментной политики организации: определено понятие, цели, задачи и методы разработки ассортиментной политики.
Во второй главе рассмотрена краткая характеристика ОАО МК «Шатура», проанализировано финансовое состояние предприятия, а также проведен анализ ассортимента по методам ассортиментной политики.
В третьей главе проведена разработка новой ассортиментной политики, а также ее влияние на финансовый результат ОАО МК «Шатура».
Политика рационального формирования ассортимента продукции является одной из важнейших в деятельности предприятия. Формирование ассортимента - сложный и длительный процесс, требующий глубокого анализа научно-технической информации в области развития товаров и услуг, конъектурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного исследования совокупного потенциала предприятия и его составляющих. Подобные задачи должны решаться на уровне высшего звена руководства, однако, подготовка необходимых для этого материалов является прерогативой низовых подразделений. Предприятие должно, прежде всего, определить подробный перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, маркам и размерам, то есть ассортимент.
На основании методов, представленных в выпускной квалификационной работе, был проведен анализ ассортиментной политики ОАО МК «Шатура», а так же обосновано изменение структуры ассортимента предприятия.
В ходе проведения анализа мы выяснили, что в течение рассматриваемого периода:
- наибольшее влияние на финансовый результат анализируемой организации оказывает такой фактор, как изменение отпускных цен на продукцию 140,52%. Также значительное влияние оказывает влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции 66,83%. Такие факторы как: изменение в объеме продукции, изменение в структуре продукции, изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции - оказывают отрицательное влияние на финансовый результат организации;
- за период с 2013-2014 гг. рентабельность продаж увеличилась на 1,62 процентных пункта. Данное увеличение свидетельствует о положительной динамике функционирования данной компании. Общая рентабельность имеет отрицательную динамику. За рассматриваемый период произошло снижение общей рентабельности на 0,78 процентных пункта. Данное снижение связано с уменьшением выручки. Однако, рентабельность основной деятельности за рассматриваемый период увеличилась на 1,76%, что характеризует деятельность компании с положительной стороны. Несмотря на то, что в отчетном периоде был убыток, в целом предприятие функционирует нормально, а значит, что убыток в последующие годы будет устранен и деятельность организации будет рентабельной;
- операционный анализ показал, что в целом, запас финансовой прочности (ЗПФ) ассортимента компании показывает, что предприятие является устойчивым, поскольку все значения ЗПФ превышают 40%. При расчете порога рентабельности мы выяснили, что товарные некоторые группы покрывают свои расходы на производство и реализацию продукции, начиная с продажи первой единицы товара. Сила воздействия операционного рычага варьируется от 14% до 25%;
- по матрице Маркона, 5 товарных позиций являются успешно продаваемыми товарами со стабильным и даже растущим спросом среди других. Данные позиции приносят фирме основную прибыль в продажах. На стадии зрелости и являются самоокупаемыми позициями находятся более 10 товарных групп. Так же имеются товары, с небольшим запасом рентабельности.
Спрос на них меньше, чем у других товарных групп;
- АВС-анализ показал, что наиболее важными для предприятия, в смысле объема сбыта, оказались всего девять товарных групп из сорока шести. Эти товарные позиции попали в группу А и в сумме долей с накопительным итогом составляют 47,39%, т.е. на них приходится 47,39% реализации или 2 053 962 775 рублей. В группу В входят 14 товарных групп, на которые приходится 31,83% объема реализации или же 1 379 726 126 рублей. Группа С представлена 23 товарными группами на которые приходится 20,78% объема реализации или 900 560 800 рублей.
Исследовав рынок, на котором работает компания, мы определили, что большим спросом пользуется такая товарная группа, как «Матрасы», поскольку данный товар является сопутствующим при покупке большей части продукции из ассортимента компаний. Мы включили данную товарную группу в ассортимент ОАО МК «Шатура», при этом исключив те товарные позиции, которые оказывали отрицательное влияние на результат деятельности компании. Далее мы провели анализ изменения структуры ассортимента продукции предприятия.
Анализ изменения структуры ассортимента продукции предприятия показал, что, несмотря на то, что в целом за рассматриваемый период в ходе проведения ассортиментной политики произошло снижение выручки на 250 610 051 рублей или 5,2%, необходимо отметить, что также произошло снижение себестоимости на 427 598 417 рублей или 12,1%, в связи с чем произошло увеличение прибыли на 176 988 366 рублей или 13,7%. Данное снижение выручки нельзя назвать неблагоприятным фактором, потому что темп прироста прибыли оказался положительным, что говорит о правильности проведения ассортиментной политики. Рентабельность продаж по валовой прибыли увеличилась на 5,3%, что свидетельствует об улучшении положения компании.
Проанализировав товарную группу «Матрасы» по методам анализа ассортиментной политики, мы выяснили, что данная группа оказывает положительное влияние на прибыль предприятия.
Таким образом, изменение ассортимента ОАО МК «Шатура» положительно повлияет на финансовые результаты компании.
1 Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 197 с.
2 Алескеров Ф.Н., Яриков А.Н. Ассортимент и количество товаров: управление в регионе. - М.: Азернешр, 2011. - 56 с.
3 Алтухова М.В. Жесткое планирование и управление: от чего зависит результат? // Справочник экономиста №1 январь 2013. - 40с.
4 Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании
прибыли. Из материалов журнала "Финансовый директор" (Киев), [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marketmg.spb.ru/Hb-mm/assort_profit.htm.
5 Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2015. - 267 с.
6 Ахмедов В.А. Ассортимент как конкурентное преимущество: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kt-lospo.com
7 Ассортиментная политика: [Электронный ресурс]: задачи ассортиментной политики. - Режим доступа: http://www.marketch.ru
8 Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. Годовой отчет ОАО МК «Шатура» за 2014 год. - гШатура, 2015. - 4 с.
9 Афанасьев В.А., Сорокин И.В., Апыхтин О.В. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции предприятия // Кожевенно-обувная промышленность. 2014. - 211 с.
10 Баев А.В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия: Дисс. ... канд. экон. наук. - Уфа, 2015. - 142 с.
11 Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. - М.: Экономика, 2012. - 168 с.
12 Басовский, Л. Е. Маркетинг - М .: Инфра-М, 2011. - 432 с.
13 Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2011. - 204 с.
14 Бургак З.Г. Организационно-экономические основы формирования ассортимента непродовольственных товаров: Автореферат на дисс. канд. экон. наук. Киев, 2011. - 55 с.
15 Виноградова С.В., Марикина Н.В., Юдникова Е.С., Яненко М.Б. Маркетинг торгового предприятия. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2015. - 528 с.
16 Ворожцов С.Н. Оценка Эффективности системы управления товарным ассортиментом: Автореферат на дисс. канд. экон. наук 08.00.05 / Санкт- Петербург, 2014. - 239 с.
17 Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2014. -328 с.
18 Дарбиян В.И. Формирование ассортимента и товарных запасов в торговле. М.: Экономика 2014. - 309 с.
19 Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2015. - 150 с.
20 Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: Учеб.-практ. пособие. - М.: Эксмо, 2014. - 47 с.
21 Ильюшенко Е.В. Маркетинг на предприятиях. - М.: Экоперспектива,2013. - 81 с.
22 Ковалев А.П., Сорокина О.Г. Ассортиментная и инновационная политика конверсируемого предприятия // Экономическая безопасность и инновационная политика (страна, регион, фирма) / Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2013. - 22 с.
23 Комаха А. Ассортиментная политика: выбор стратегии. Из материалов журнала «Финансовый директор». - Киев, 2012. - 458 с.
24 Котлер Ф., Андреасен А.Р. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций: пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 855 с.
25 Коцур М.В. Конкурентоспособная ассортиментная политика в системе целей предприятия. - М.: Проблемы управления № 4(33), 2015. - 528 с.
26 Мак-Доналд М. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
27 Матрица БКГ. Матрица Бостанской консультативной группы: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.stplan.ru/
28 Методы планирования товарного ассортимента: [Электронный ресурс]: Маркетинг для всех. - Режим доступа:
http://www.expmarketing.ru/emarks-49-1.html
29 Методика АВС - анализа: [Электронный ресурс]: Финансовый анализ. - Режим доступа: http://finances-analysis.ru/
30 Минаева Е.Г. Инновационные механизмы формирования оптимального производственного ассортимента предприятия швейной промышленности: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2013. - 311 с.
31 Мищенко Л.А. Ассортиментная политика на рынке модных товаров (на примере одежды): Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 62 с.
32 Мяснянкина О.В. Формирование ассортиментной политики предприятия в условиях интенсивного обновления продукции: Дисс. канд. экон. наук. - СПб., 2013. - 74 с.
33 Немков В.А. Формирование ассортиментной политики в системе обеспечения экономической устойчивости промышленного предприятия: Дисс. ... канд. экон. наук. Тюмень, 2013. - 368 с.
34 Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 84 с.
35 Ноздрёва Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 257 с.
36 Одинцова Е.В. Формирование ассортиментной политики: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/
37 Опельбаум Ш.В. Организация советской и корпоративной торговли. - М.: Экономика, 2011. - 205 с.
38 Орлов А.В., Крутикова Ф.А. Рынок товарок: Формирование.Управление. - М.: Экономика, 2012. - 124 с.
39 Полонская Л.А., Турянская М.М. Формирование ассортимента в розничной торговле. - Киев: Техника, 2012. - 97 с.
40 Романова Л.Е. Экономический анализ - учебное пособие для вузов / Романова А.Е. - СПб.: Питер., 2011. - 336 с.
41 Ситжанова А.М. Теоретические аспекты ассортиментной политики предприятия. - Известия Оренбургского ГАУ, № 27-1/ том 3 / 2011. - 351 с.
42 Сущность ассортиментной политики: [Электронный ресурс]:
расширение ассортимента. - Режим доступа: http://www.goodstudents.ru
43 Твилдиане Ю.К. Обновление ассортимента товаров: экономический аспект. - М.: Знание, 2011. - 502 с.
44 Тихомиров, Е. Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия - М.: Академия, 2015. - 384 с.
45 Тультаев, Т. А. Маркетинг услуг - М.: Инфра-М, 2012. - 208 с.
46 Халявина М.Л. Ассортиментная политика предприятия: анализ основных взглядов. - Научный журнал КубГАУ, № 84(10), 2012. - 76 с.
47 Шадрина, Г.В. Комплексный экономический анализ предприятия / Г.В.
Шадрина, С.Р. Богомолец, И.В. Косорукова. - М.: Фонд «Мир», 2009. - 287 с.
48 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности М.:Инфра-М, 2008. - С.416
49 Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: Учеб. и практ. пособие./ А.Д.Шеремет, Е.В. Негашев — М.: ИНФРА-М, 2011.- 207 с.
50 Шнюкова Е.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие -Красноярск: РИО КрасГУ, 2015. - 81 с.
51 Юркова Т.И. Экономика предприятия: [Электронный ресурс]: Ассортиментная политика. - Режим доступа: http://www.aup.ru/