Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ДАМА С СОБАЧКОЙ» А.П.ЧЕХОВА И ИОСИФА ХЕЙФИЦА

Работа №180824

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Рассказ А. П. Чехова « Дама с собачкой» 8
Глава 2. Фильм И. Хейфица «Дама с собачкой» 29
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 58

«Дама с собачкой» -рассказ русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в № 12, в 1899 году. Рассказ часто становился объектом исследований различных авторов.
Стоит отметить статью 1960 года К.М. Виноградовой «Страница из черновой рукописи рассказа «Дама с собачкой». В своей работе автор исследует черновые записи Антона Павловича и сравнивает две редакции, дошедшие до нас: журнальный текст и текст, вошедший в собрание сочинений. Обе редакции достаточно сильно отличаются друг от друга, и автор проводит ряд исследований и доказывает существенность отличий, сделанных Чеховым. Например, «В первоначальном тексте сообщение Гурова о знакомстве с Анной Сергеевной встречено его собеседником с долей внимания. Он даже задает вопрос: «Когда?» И Гуров, ободренный вниманием, начинает рассказывать. В окончательном тексте это место вычеркнуто.— Если бы вы знали с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте! [ — Когда? — Этой осенью. Нельзя сказать, чтобы она была особенно красива, но впечатление она произвела на меня неотразимое. Я до сих пор сам не свой.] Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и (окликнул] воскликнул: — Дмитрий Дмитрич! — Что? — А давеча вы были правы: осетрина-то [была не свежая!] с душком! В позднейшем варианте слова Гурова не вызывают даже минутного интереса у собеседника, который весь поглощен сытным ужином. В ответ Гуров слышит лишь оскорбившую его и прозвучавшую таким контрастом его мыслям и чувствам фразу об «осетрине с душком». В журнальном тексте было: «осетрина-то не свежая». Изменяя фразу, Чехов усиливает ее бытовую обывательскую интонацию.» Автор также анализирует сами оригиналы чеховских черновиков, с зачеркнутыми словами или абзацами. Чеховские изменения были сделаны для более точного раскрытия основной идеи рассказа, и это можно увидеть в данной статье Виноградовой. «Все изменения, осуществленные писателем, углубляют главную мысль рассказа. Даже небольшие текстовые исправления усиливают идейную и художественную значимость рассказа.», пишет исследовательница. (Т.68,С. 133)
Исследованием этого рассказа занимался советский и российский литературовед, доктор филологических наук, профессор РГГУ - Тюпа Валерий Игоревич. В своей знаменитой статье «Художественность чеховского рассказа» 1989 года во второй главе «Характер и личность» Тюпа поднимает важные проблемы в рассказе Чехова «Дама с собачкой». Автор размышляет, что есть характер, а что есть личность и её уникальность, её положение в обществе. «В конечном счете характер - это социальная обособленность человека, его ролевой, типажный психологический облик, сформировавшийся в системе внешних обстоятельств жизни и так или иначе вписанный в неё. Личность же - индивидуальная форма общечеловеческого, которое отнюдь не внесоциально. <...> Личность - это внутренняя социальность человека. Она определяется, бесспорно, внешней социальностью - характером субъекта, понятным как функция известных обстоятельств.» Для Чехова важна мысль о самоиндентичности героев, нахождении себя и своей подлинной жизни. Тюпа даёт характеристику героям и их переживаниями, например, гуровскому преображению или тревогам Анны Сергеевны. А так же описывает мысли героев и их размышления о жизни, об её смысле. «Думам о равнодушии жизни к жизни и смерти «каждого из нас» Гуров предается, «сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой...». За этими словами - и мимолетность очарования («на рассвете казалась»), и глубокое безразличие к индивидуальной жизни одной «из нас». Ведь ссылка на сверхличное «равнодушие» природы к каждому освобождает Гурова от личного сострадания к другому человеку. От того, например, сострадания, которое в четвертой главе он, постаревший, испытывает к Анне Сергеевне за то, что ей предстоит постареть ». (С. 49) Также Тюпа поднимает вопрос о проблеме «гуманистического «персонализма». (С.38) Поднимаются проблемы раскола внутреннего «я» с внешним «я». Для Чехова было важно самореализовать себя, а каким путем - каждый выбирает сам. Поднимается проблема личной тайны каждого человека. Главной ценностью в рассказе «Дама с собачкой» для Чехова является именно эта тайная жизнь, скрытая от всех. Тюпа писал: « Личная тайна»- своего рода точка отсчета в эстетической системе чеховской художественности ». ( С.55)
Следующая статья принадлежит великому режиссеру Иосифу Хейфицу. Статья была опубликована в 2001 году под названием «Мой автор — Чехов». Режиссер даёт свою интерпретацию рассказа «Дама с собачкой». Он размышляет о проблемах, затронутых Чеховым в рассказе. Хейфиц пишет о том, как он сам побывал в Ореанде, о своих чувствах и размышлениях об увиденном. Он пишет: «На рассвете я был в Ореанде и вслушивался в этот монотонный далекий отзвук прибоя. Я подумал: «Чехова уже нет, а он, конечно же, сидел на этой скамье, как я сижу. Может быть, именно здесь пришла ему мысль описать поездку Гурова и Анны Сергеевны в Ореанду?.. Ритмичные удары волн где-то там внизу под горой, как метроном, подчеркивают безостановочный, неумолимый ход времени. Нужны и другие элементы этого тиканья «часов вечности». Бумажная игрушка воображения начинает распускаться, превращаясь в цветок. В сторонке у дороги, наверное, стояла извозчичья пролетка, на которой приехали он и она. Лошади отдыхали. Татарин извозчик достал торбы с овсом и задал лошадям корм. Лошадей кормят на рассвете. Они хрупают, перемалывая овес зубами. Этот ритмичный звук подчеркивает тишину и входит вместе с ударами прибоя в музыку рассвета. Вот прошел церковный сторож, и вскоре донеслись удары колокола. В том же ритме часового хода. И вот уже примешалось к этой музыке рассвета нечто божественное: ритуальное, кладбищенское.
Магазины, где продают венки и гробы, называются «Вечность». Удары колокола отдаются эхом в горах. Извозчик-татарин разложил свой коврик и стал молиться на восток. Его поклоны и вздымающиеся к небу руки тоже ритмичны. Этот ритуал придает всей сцене какой-то странный, мистический 3 оттенок ».
Одно из современных исследований было опубликовано в 2003 году. Автор её Нина Сергеевна Валгина. Книга называется «Теория текста». В ней автор рассматривает разные аспекты текста: типы текстов, функции абзацев, смысл значение, художественный образ и так далее. В главе «Словесный (художественный) образ» она даёт понятие художественному образу в литературе, а также что такое образ вообще. И приводит примеры образности в рассказе «Дама с собачкой». Эту образность Чехов создает «стилистикой внешней детали» (С.93). Валгина даёт наглядный и занимательный пример. Она пишет: «Например, у А. Чехова в повести «Дама с собачкой» определение «серый» используется каждый раз в буквальном смысле (серые глаза; серое платье; чернильница, серая от пыли; серый забор; серое суконное одеяло). Однако в общем контексте повести этот заурядный серый цвет приобретает особую значимость, значение серого цвета становится образным значением, переходящим в значение символическое - это образ будничности, неприметности, безысходности[12].» (С.93)
Интересная статья, опубликованная в 2010 году, Е.И. Башиловой «Психологическая функция музыкальной детали в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой». В данной статье автор повествует о важности музыкального фона в произведениях Чехова, и рассматривает музыкальные фрагменты в рассказе «Дама с собачкой». Музыка отражает психологический фон сюжетной ситуации, а также способна раскрыть драму душевного состояния героев. Например, автор осмысляет особое значение романса в рассказе писателя. «Воспоминания разгораются тогда, - отмечает она - когда рядом семья и трудно остаться наедине со своими мыслями, разгораются они
и во время слушания романса. Особое значение имеет именно романс, тема которого непременно «он и она, любовь». Как указывает В.А. Кошелев, любому романсу присущи следующие особенности: романтически
гиперболизированная семантика, наличие памяти о благородном, высоком происхождении, наличие декоративного антуража и намеренное отделение от житейской обыденности. Этот особый мир, кажущийся банальным, в романсе не обесценивается. Каждый слушатель находит отклик собственным переживаниям. Чехов только называет романс, имея в виду характерные черты жанра». Известно, что Чехов увлекался музыкой и часто использовал в своих произведениях как помощницу в раскрытие душевных переживаний, когда слова не способны выразить всех чувств. Автор пишет, что для Анны Сергеевны музыка была способом уйти от пошлой реальности в свой внутренний мир, в себя. « Анна Сергеевна говорит о себе: «Я так страдаю! <...> Я все время думала только о вас, я жила мыслями о вас...» Музыка облегчала ее страдание, давала возможность думать о любимом, уноситься мыслями к нему.» (С.59) Хейфиц в своей экранизации будет использовать музыку с такой же целью , как и Чехов. Таким образом, музыка в рассказе Антона Павловича играет значительную роль и имеет большое влияние на восприятие текста, раскрывая связь человека и искусства.
Примечательна статья, опубликованная в 2013 году, Р.М. Перельштейном « Мир падших вещей в фильме И. Хейфица «Дама с собачкой». В данной статье автор уже исследует и рассказ великого писателя, и фильм талантливого режиссёра. Главным объектом исследования становятся вещи: использованные, потерянные, сломанные. Такое же определение можно дать и главным героям, когда они встречают друг друга. Так же автор рассматривает каждую важную сцену в отдельности и уделяет особое внимание деталям. Исследователь пишет: «Вот Анна Сергеевна и Гуров стоят на камнях, о которые разбиваются волны. В правом углу кадра плоская глыба, увенчанная туром — сложенной из двух валунов пирамидкой. Глыба с туром не просто зрительно уравновешивают правую часть кадра. Пирамидка эта имеет наклон, она так же неустойчива, как неустойчиво положение Анны Сергеевны и в прямом, и в переносном смысле. Скользя на мокрых камнях, молодая женщина опирается о Гурова, его же Анна Сергеевна выбрала спутником в плавании по бурному морю жизни, причем для нее это плавание только начинается: земля уходит из-под ног ». (С.87) В каждой сцене автор статьи поясняет, что хотел той или иной деталью передать автор и режиссер. В конце статьи Р.М. Перельштейн делает вывод о связи человека с вещью: «Падший человек опустошает и выбрасывает вещь точно так же, как он опустошает и избавляется от другого человека, в котором по привычке продолжает видеть вещь »». (С.91).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Невероятно, как сошлись два гения культуры через время, и через разные виды искусства. Ведь «Дама с собачкой» — классическая экранизация гениального рассказа Чехова, осуществленная одним из лучших отечественных режиссеров с участием лучших отечественных актеров.
Редкость в наше время киноискусства : близкая съемка лиц героев, чёрно-белый цвет, диалоги, герои думают и чувствуют. Без экшена и интимных сцен, фильм, который смотришь без остановки, на одном дыхании. Всё настолько эстетично и глубоко, точно так же, как и сам чеховский рассказ.
Важную роль и в рассказе Чехова, и в фильме Хейфица играет вещный мир. Р. М. Перельштейн в своей статье « Мир падших вещей» пишет: «Один из лейтмотивов фильма И. Хейфица «Дама с собачкой» — мир падших вещей. Опорожненная бутылка, оброненная перчатка, пустая чернильница в форме всадника с отбитой головой, — всё это улики среднеарифметического существования». Автор статьи обращает свое внимание на знаки, на звуки, на любые детали в фильме, сравнивая их с книгой.
Большую роль играет музыка в фильме, помогая прочувствовать весь трагизм судьбы главных героев. Тревожная музыка дает ощущение разлада и запутанности, а повтор музыкальных звуков «автоматизм происходящего».
Также автор использует такое понятие, как «тайна лица». Он пишет, что Хефиц выстраивает повествование вокруг этого понятия. В фильме очень часто показываются крупные планы лиц героев. Это усиливает драматизм сложившейся ситуации, и невольно обращаешь внимание именно на внутренний мир героев, выраженный с помощью их эмоций, взглядов, мимики.
Перельштейн пишет о спонтанности судьбы в целом, в данном случае, рассматривая «случайную» встречу двух человек. Предсказуемый роман в начале и непредсказуемая любовь в дальнейшем. Спонтанность - живое, неконтролируемое явление. Именно когда присутствует спонтанность, происходят самые важные события, встречи в жизни каждого человека, а механическое символизирует уход из жизни человека духовного начала.
И в рассказе и в фильме Гуров сам не подозревает, к чему приведет эта очередная легкая интрижка. Однако эта случайная любовная игра и становится настоящей жизнью.
«Только это событие - по мнению Перельштейна - способно
37
разомкнуть круг нежизни».
Говоря об изображении быта и в рассказе, и в фильме, важно заметить поведение Гурова , например, в докторском клубе, и его поведение в своем собственном доме. «Мир дома и мир клуба — два дублирующих друг друга механизма. Атмосфера дома чуть ли не зеркально повторяет атмосферу клуба. Гуров оказывается «предметом», заключенным между двумя, поставленными напротив друг друга зеркалами» ,- пишет автор статьи. Мир дома становится чужим миром. И клуб так же воспринимается, как чужое, враждебное пространство. В обоих мирах Гуров разбит и подавлен, и оживает он только тогда, когда видится с Анной Сергеевной.
Явное же существование Гурова надоело ему, потому что всё оно сводится к своим внешним проявлениям. Отсюда механистичность явной жизни, частью которой является и тайная, личная жизнь. Р. М. Перельштейн заметил, что «падший человек опустошает и выбрасывает вещь точно так же, как он опустошает и избавляется от другого человека, в котором по привычке продолжает видеть вещь» .
«Ты, знаешь, мы похожи с тобой на двух перелетных птиц. Их поймали и заставляют жить в отдельных клетках», — говорит Анна Сергеевна. В конце фильма Гуров и Анна Сергеевна о чем-то говорят, решают, как им жить дальше, и вот, видимо, это и есть кульминация фильма. Гуров бросается целовать её руки, голову, лицо, одним движением «ломая» свою и ее клетки. И так же воскресают человеческие чувства после полного их забвения, воскресает, пройдя через метафорическую смерть и видимый предметный мир, на языке которого разговаривает с нами кино.
Внутренняя тайна, как в искусстве, так и в жизни, очень важна для каждого человека. Без внутреннего, сокровенного, тайного нет человека вообще.



1. Горький М. Из воспоминаний А.П. Чехов. 1904.- Полн. Собр. Соч. Художественные произведения в 25-ти томах, М., Наука, Т. 6. 1970. С. 50-56.
2. Кудрявцев С. - 3500. Книга кинорецензий. В 2 томах.- 2008 г.
3. Чехов А.П. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1988. С. .371-384.
4. Хейфиц И. Мой автор — Чехов. М., №12. 2001.5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Башилова Е.И. Психологическая функция музыкальной детали в рассказе А. П. Чехова Дама с собачкой, Среднее профессиональное образование. 2010. № 6. С. 59-60.
7. Бердников Г. П. — Дама с собачкой А. П. Чехова. 8 гл.
8. Богданов В. А. Лабиринт сцеплений. М., 1986.
9. Бочаров С. Г. Чехов и философия // Вестник истории, литературы, искусства. М., Собрание, Наука,2005.
10. Валгина Н.С. Теория текста. М., Логос, 2003. С.280-258.
11. Вартанов А.С. Образы литературы в графике и кино. М., Изд-во Лкадемии Наук CCCP, 1961.
12. Виноградова К.М. Страница из черновой рукописи рассказа Дама с собачкой. Литературное наследство. 1960. Т. 68. С. 133-140.
13. Гейдеко В.А. А.Чехов и Ив. Бунин. М., 1976.
14. Гиляровский В. А. Антоша Чехонте / Гиляровский В. А. Москва газетная. Друзья и встречи. — Минск: Наука и техника, 1989. С. 253— 280. С.384.
15. Гитович И. Биография Чехова-вчера и завтра. Новый мир. 2005. № 8. С.
44... 54



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ