ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА 7
1.1 Исторический контекст формирования культурной политики ЕС 7
1.2 Формулирование целей и программ реализации 13
1.3 Участники в формировании культурной политики ЕС 24
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 29
2.1 Выделение основных направлений культурной политики ЕС 29
2.2 Рассмотрение решения задач в области культуры 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме “Культурная политика ЕС: цели и реализация (2007-2021 гг.)”. В ней
рассматривается то, каким образом Евросоюз относился к культурной политике в ретроспективном контексте, через что прошло правительство ЕС для формирования современной повестки. Временные рамки выбраны в связи с тем, что период до и включающий 2007 год является подготовительным этапом для формирования концепта внутренних межкультурных отношений государств-членов ЕС. “Культура 2007-2013” является той программой, которая вобрала в себя все выводы из всех перипетий, пройденных содружеством перед выработкой программы, способной эффективно решать поставленные перед ней задачи. Также на основании данной программы будет в дальнейшем составлена программа “Культурная Европа”, действующая на данный момент, а в 2021 году, она была перезапущена с учётом проблем, возникших при её реализации в период 2014-2020 годов.
Актуальность темы обусловлена тем, что к 2007 году представители Европейского Союза окончательно осознали необходимость развития культурной политики, однако не было чёткого понимания того, как это реализовывать, и вопрос об эффективности культурной политики Евросоюза остро стоит по сей день, что вызвано перезапуском “Культурной Европы” в 2021 годом, с увеличенным финансированием и более внимательным отношением к этой области реализации воли ЕС.
Таким образом, объектом выпускной работы выступает политика ЕС как таковая, а предметом является непосредственно культурная политика ЕС.
Проблему, разбираемую в настоящем исследовании, мы определяем следующим образом: является ли современная культурная политика ЕС достаточно эффективной? Данный вопрос является открытым, как для самих европейских чиновников, так и для исследователей. Во-первых, представители руководящих структур ЕС осознали, что для достижения гегемонии необязательно использовать силовые методы, намного эффективнее политика мягкой силы. Соответственно необходимо финансировать секторы, которые позволяют пропагандировать и распространять европейскую культуру, как внутри самого Союза, так и за его пределами, что позволит создать образ сильной, независимой и очень развитой Европы. Это в дальнейшем можно конвертировать в более выгодные договоры с соседями, внутри надгосударственного объединения сплотить страны, входящие в него, а также создать в обществе чувство единства, как граждан, причастных к общеевропейскому культурному наследию.
Во-вторых, перед Евросоюзом стоит задача решения проблемы интеграции всех мигрантов-беженцев, несколько миллионов которых переселились в Европу за прошлое десятилетие. Таким образом, необходимо поддерживать проекты, которые будут транслировать беженцам выгоды существования в Европейском союзе, с одной стороны, с другой - транслировать те ценности, которые необходимо принять, чтобы стать частью европейского гражданского сообщества, чтобы получать все его выгоды. И с этой точки зрения перед культурной политикой ЕС стоит серьёзный вызов, который стараются решить путём финансирования некоторых проектов, направленных на интеграцию мигрантов-беженцев.
В-третьих, вопрос места культуры для Евросоюза является актуальным с момента образования самого объединения. Так, если изначально она была не более, чем придатком экономики для тогдашних правителей, то со временем пришло осознание важности этого аспекта человеческой жизни. И тут же возникает вопрос, исходя из тех целей, задач ЕС, уделяется ли действительно достаточное внимание, а самое важное - финансирование для работы в области культурной политики?
Исходя из этого, можно сформулировать цель исследования следующим образом: выявить, насколько эффективной является культурная политика ЕС в достижении поставленных целей. Для того, чтобы выяснить это, определены следующие задачи:
1) Показать процесс формирования культурной политики ЕС
2) Определить ее цели и участников
3) Рассмотреть основные направления культурной политики ЕС
4) Проанализировать методы реализации задач культурной политики ЕС
Поочерёдно разобрав эти задачи, мы сможем выяснить, в каком положении находится культурная политика ЕС, чем это вызвано, какой путь прошли власти Евросоюза для достижения нынешних результатов, да и в целом, получим возможность оценить, к чему всё в итоге пришло.
В нашем исследовании мы опираемся именно на те документы, которые Европейский Союз выкладывает в открытый доступ и предлагает с ними ознакомиться, проводим их непосредственный анализ, на основании чего делаем большинство наших выводов.
Использование документа “Culture 2000 programme” позволило рассмотреть коренное изменение в стратегии подхода к культуре, а также первые шаги к полномасштабной и согласованной деятельности в культурной политике ЕС.
В работе был использован программный документ ЕС “Culture programme (2007-2013)” , который позволил рассмотреть то, как изменился подход к реализации культурной политики ЕС, а также, что было сохранено из предыдущих программ ввиду полезности оставленного.
Также был рассмотрен документ “Creative Europe (2014-2020)” , являющийся последней итерацией общеевропейского подхода к общей культурной политики, он позволил понять, что на данный момент является основным в деятельности ЕС в области культуры, а также, какие выводы были сделаны из опыта реализации всех предыдущих программ, также последняя принятая программа является продолжением Креативной Европы (2014-2020).
Анализ документов, принимаемых до программы “Культура-2000”, позволил разобрать то, каким образом осуществлялась до составления единой программы действий и выявить, как относились к культуре чиновники Евросоюза.
Относительно разработанности этой темы, из российских
исследователей мы можем выделить следующих: О. В. Елескина, А.М. Сиюхова, К.М. Табаринцева-Романова, Е.В. Водопьянова.
О. Елескин в своей работе приходит к выводу, что европейцы осознали важность культуры как одного из главных факторов образования и развития цивилизации, что привело к развитию культурной политики, однако существует неопределённость в трактовке положений документов ЕС относительно реализации культурной политики, порождающая сложности во взаимодействии с государств-участников ЕС.
По мнению А.М. Сиюховой, у ЕС множество проблем с интеграцией, так как основные игроки в высокой степени подвержены культурному влиянию США, а также стремятся сохранять свою гегемонию в культурно- экономической сфере деятельности, уменьшая присутствие менее развитых государств, оставляя им решение больших проблем связанных с интеграцией мигрантов-беженцев.
К.М. Табаринцева-Романова написала учебное пособие, посвящённое культурной политике ЕС, благодаря изучению которого стали более понятны тенденции в развитии культурной политики и определены основные документы, которые использовались в данной работе.
Е. В. Водопьянова отмечает позитивное развитие культурной политики ЕС, основывающейся на сохранении национальных особенностей и формировании общеевропейских ценностей, что будут выступать в качества основного интегративного метода.
В целом, данные исследователи посвящают свои работы разбору нынешнего положения дел в европейской культурной политики, из чего она рождается и в каких основных документах отражены преобразования.
Из западных исследователей мы можем отметить Нил Вандер, Кристиано Би, Барнетт, К., Ланген Ф., и другие. Зарубежные авторы в большей степени акцентируют своё внимание на анализе документаций и прямом воздействии мер, принимаемых ЕС, на окружающую их или их коллег реальность.
Подводя итог данной исследовательской работе, мы можем выделить следующее:
Европа прошла долгий и тернистый подготовительный путь к осознанию важности о необходимости развития Культурной политики. Он начался с основания Европейского Союза, когда культура являлся вторичным придатком экономических преобразований. В дальнейшем лидеры Европейского Союза стали всё более осознавать необходимость развития культурного сектора, что привело к подписанию изначально нескольких договоров: 1973 г. - Копенгагенский саммит, на котором была утверждена Декларация о европейской идентичности, Штутгартская торжественная декларация 1983 г., которые в дальнейшем легли в основу программу
“Культура 2000”, а затем и “Культура 2007”. Данные документы и программы закрепляли за культурой крайне важную роль объединения и особенно выделяли её интегративную функцию. Были осознаны важность и необходимость развития культурного взаимодействия между странами, их компаниями и непосредственно культурными сообществами, которые занимаются генерацией произведений искусств. Высокая степень внимания стала уделяться научной и культурной коммуникации молодых людей - будущих создателей и хранителей европейской идентичности. В итоге это позволило большому количеству студентов обмениваться культурным и профессиональным опытом из других стран, а также перенять инновационные методы работы в своих отраслях.
В целом, главной целью культурной политики ЕС мы можем определить следующим образом: интеграция государств-членов Евросоюза и их жителей в общеевропейское социо-экономическое пространство путём проведения различных мероприятий и акций, которые формируют общеевропейскую идентичность и гражданственность, но при этом позволяют сохранить собственные культурные особенности. К реализации привлекаются не только руководящие органы ЕС, но и местные творческие 48
сообщества, а также международные организации, периодически привлекаются и государства, не состоящие в Евросоюзе.
Культурная политика стала занимать одно из ведущих положений в европейском дискурсе, так Евросоюз поставил перед собой приоритетные задачи, общая цель которых повысить собственный технологический уровень до самых высоких мировых показателей путём вовлечения в эту область всех слоёв населения, а также финансовым стимулированием цифрового искусства. В целом, логика развития мягкой силы через культурную трансляцию благосостояния европейского общества на данный момент является одним из самых привлекательных, так как не требует больших человеческих жертв, но наоборот стимулирует рост уровня жизни.
Культура также способствовала преодолению кризису, связанного с прибытием в страны европейского содружества большого количества беженцев. Были предприняты шаги к интеграции беженцев в общеевропейский культурный дискурс посредством их вовлечения в реализацию культурных проектов, что стало опорой для многих вынужденных переселенцев.
Упор в реализации культурной политики делается на формирование и финансирование культурных программ, в которых учитываются ошибки предыдущей работы в данной области, а саму работу стараются проводить систематично с обращением внимания на все секторы культуры.
Однако стоит отметить и то, что культурная политика ЕС не получает достаточного финансирования, возможно, это своего рода отголосок несерьёзного отношения к культурной политике, присутствовавший в момент создания Европейского союза, либо ещё не до конца осознанный структурный элемент общей политики Европейского Союза. В свою очередь, это ведёт к не в полной мере реализованным проектам, а также невозможности финансово помочь всем культурным отраслям.
1. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения/ZURL: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/c ultural_expression.shtml (дата обращения: 06.02.2023).
2. Культурные маршруты Совета Европы // Совет Европы URL: https://www.coe.int/ru/web/cultural-routes (дата обращения: 20.02.2023).
3. Charter of Fundamental Rights // Citizens Information URL: https://www.citizensinformation.ie/en/government-in-ireland/european- government/eu-law/charter-of-fundamental-rights/ (дата обращения: 14.11.2022).
4. Commission of the European communities // URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:51994DC0314&from=en (дата обращения: 18.12.2022).
5. Communication from the Commission to the European parliament, the
European council, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions // EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=COM%3A2018%3A267%3AFIN (дата обращения:
10.02.2023).
6. Creative Europe (2014-2020) // URL: https://wayback.archive-
it.org/12090/20210124235308mp_/https ://eacea.ec.europa.eu/sites/eacea- site/files/1 ._call_notice_en_eacea_32-2019_coop_2020.doc.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
7. Creative Lenses project // European Commission URL: https://culture.ec.europa.eu/creative-europe/projects/priorities-2019- 2024/economy-for-people/creative-lenses (дата обращения: 10.04.2023).
8. Cultural projects // European Commission URL:
https: //culture.ec.europa.eu/eac/sources_info/official_doc/doc_en.html (дата
обращения: 30.01.2023).
9. Culture 2000 programme // European Commission URL: https://culture.ec.europa.eu/resources/creative-europe-previous- programmes/culture-2000-programme (дата обращения: 03.10.2022).
10. Culture programme (2007-2013) // European Commission URL:
https://culture.ec.europa.eu/resources/creative-europe-previous- programmes/culture-programme-2007-2013 (дата обращения: 01.03.2023).
11. Decision No 1855/2006/EC of the European parliament and of the Council //URL:https://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:2006D 1855:20081225:EN:PDF (дата обращения: 03.03.2023).
12. Decision no 2228/97/EC of the European parliament and of the council // URL: https://eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31997D22 28&from=NL (дата обращения: 30.01.2023).
13. Decision no 2228/97/EC of the European parliament and of the council // URL: https://eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31997D22 28&from=NL (дата обращения: 19.12.2022).
14. Decision No 719/96/EC of the European Parliament and of the Council of 29 March 1996 establishing a programme to support artistic and cultural activities having a European dimension (Kaleidoscope) // EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:31996D0719(дата обращения: 20.12.2022).
15. Declaration on European Identity (Copenhagen, 14 December 1973) // CVCE URL: https://www.cvce.eu/content/publication/1999/1/1/02798dc9-9c69- 4b7d-b2c9-f03a8db7da32/publishable_en.pdf (дата обращения: 25.09.2022)... 50