Введение 3
1 Теоретические основы психолого - педагогического процесса ресоциализации
несовершеннолетних девушек 6
1.1 Специфика и особенности психолого-педагогического сопровождения процесса
ресоциализации несовершеннолетних девушек 6
1.2 Факторы, влияющие на процесс социально-психологической ресоциализации
осужденных 12
1.3 Программы психолого-педагогического сопровождение процесса ресоциализации
несовершеннолетних девушек 20
2 Программа и исследование особенностей и психолого - педагогического сопровождения
процесса ресоциализации несовершеннолетних девушек 27
2.1 Ход, организация и методы исследования 27
2.2 Программа психолого - педагогического сопровождения девушек, отбывающих
наказание в условиях пенитенциарного учреждения 31
2.3 Результаты полученные в ходе исследования и их интерпритация 34
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение А 48
Приложение B 51
Приложение C 54
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный период в становлении личности. Он характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют девиантное поведение как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы».
Подростков с тяжелыми формами девиации часто изолируют. Они проходят обучение в специальных учебно-воспитательных школах закрытого типа, в которых опытными педагогами и психологами ведется коррекционная и адаптивная работа.
Специфика данных учреждений заключается в том, что в них созданы условия для детей и подростков с девиантным поведением для обеспечения их психологической, медицинской и социальной реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования. Воспитанники поступают в школу по Постановлению (Приговору) суда для реабилитации и коррекции противоправного поведения, т.к. ранее совершали правонарушения, бродяжничали и уклонялись от учебы.
Как правило, в совершаются преступления различных классификаций: кража, грабеж, побои, угон транспорта, уничтожение, повреждение имущества, насильственные действия сексуального характера, причинение вреда здоровью, мошенничество, вымогательство. Большинство воспитанников таких школ уже имели в прошлом алкогольную и никотиновую зависимость, и есть основания утверждать, что некоторые из воспитанников могли употреблять и наркотические вещества.
Актуальность работы в том, что процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, формирование нового социального статуса - бывшего правонарушителя, а также способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций. Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних в исправительных учреждениях, эффективным является применение программ сопровождения, созданных с использованием адаптационных технологий, на всех этапах отбывания наказания.
Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что профилактика рецидива преступлений молодежи будет более эффективной если в практику пенитенциарных учреждений будут внедряться программы направленные:
-на повышение уровня толерантности у несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения;
-на повышение представлений о себе и общего уровня самооценки у несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения.
Объектом исследования являются процесс профилактики делинквентного поведения в молодежной среде.
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение процесса ресоциализации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения.
Цель: разработка и апробация программы ресоциализации девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения, как формы профилактики рецидивов преступлений в молодежной среде.
Задачи:
-выявить специфику и особенности сопровождения процесса ресоциализации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения;
-выявить факторы, влияющие на процесс ресоциализации осужденных несовершеннолетних;
-анализ программ социально - психологической ресоциализации молодежи;
-организовать исследование на базе «Томской воспитательной колонии № 2»;
-дать описание программы ресоциализации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения;
-проанализировать полученные в ходе исследования результаты и интерпретировать их.
Основные методы и база исследования:
-Теоретический анализ и синтез литературы по проблеме в области профилактики рецидива преступлений молодежи;
-Анкетирование, психодиагностическая методика «Шкала неопределенности МакЛейна», в адаптации Е.Г. Луковицкой;
-Опросник Стефансона, методика для изучения представлений о себе;
-Тренинг, его обобщение и интерпретация, методы активного социально-психологического обучения;
-Методы статистической обработки результатов.
База исследования - Федеральное казенное учреждение УФСИН России по Томской области «Томская воспитательная колония № 2».
Как показывает практика, эффект от пенитенциарной ресоциализации зависит от условий, в которые попадает подросток после освобождения. Как правило, бывшие осуждённые оказываются в трудной жизненной ситуации, из которой не могут выйти самостоятельно, используя законные средства. Говоря образно, преступный мир протягивает бывшим осуждённым руку там, где от них отворачивается государство.
Исходя из существующих проблем социальной адаптации и причин рецидива преступлений, видится следующий путь совершенствования постпенитенциарных мер ресоциализации осуждённых.
А именно это внедрение программы тренингового сопровождения ресоциализации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения.
В ходе тренингов, у несовершеннолетних девушек формируется адекватная самооценка, повышается толерантность, раскрывается в новом ключе виденье себя и своих возможностей, что способствует в дальнейшем благоприятной ресоциализации.
По результатам проделанной работы мы видим заметный рост общего уровня представлений о себе несовершеннолетних воспитанниц Томской воспитательной колонии № 2, а именно он составляет 37,5 %, рост общего уровня толерантности к неопределенности, а именно он составляет 40,62 %
Таким образом, по результатам вторичного исследования мы видим эффективность программы ресоциализации девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения, как формы профилактики рецидивов преступлений в молодежной среде.
Следовательно, мы реализовали намеченные задачи, подтвердили основные теоретические положения и доказали гипотезу исследования.
1. Тепляшин П.В. Кризис «идеала реабилитации» и возрастание «концепции
контроля»: влияния европейской пенологической политики на отечественное
законодательство и практику его исполнения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 4, С.81
2. Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних / СПб., 2014, С.23
3. Там же, С.25
4. Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних / СПб., 2014, С.142
5. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л.Салагаева. М: Институт социологии РАН, 2005. С.34
6. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ / URL: http://crimestat.ru/regions chart total (от 22.06.15)
7. Журавлев В.Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно- педагоги- ческого воздействия на несовершеннолетних осужденных // Преступление и наказание. 2012. № 9. С.28
8. Козюля В.Г. Организация психологического обеспечения несовершеннолетних осужденных // Преступление и наказание. 2014. № 9. С.55-56
9. Зритнев В.В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук // В.В. Зритнев. Ставрополь, 2008, С.44
10. Козюля В.Г. Организация психологического обеспечения несовершеннолетних осужденных // Преступление и наказание. 2014. № 9. С.53-54
11. Леус Э.В. Особенности личности несовершеннолетних делинквентов в процессе адаптации в учреждении закрытого типа [Текст] / Э.В. Леус, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев // Казанский педагогический журнал. 2013. № 1, С.93
12. Первозванский В.Б. Социально-педагогические основы деятельнеости
исправительного учреждения / М.: Академия управления МВД РФ, 1994, С.17
13. Там же, С.18-19
14. Иванов П. В. Роль воспитательных коло- ний в системе исполнения наказаний // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 5. С. 24
15. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях [Текст] / А.П. Михайлов // Вестник Адыгейского гос. университета. 2005. № 3, С.88... 60