ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
1.1. Публичная дипломатия и «мягкая сила» 11
1.2. Публичная дипломатия в системе международных
отношений 13
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ
ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ. 19
2.1. Исторические истоки публичной дипломатии Китая 19
2.2. Социальные и философские предпосылки 23
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНР ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА 29
2.1. Дипломатия Мао Цзэдуна 1949-1976 гг. 29
3.2 Публичная дипломатия в период правления Дэн Сяопина
1976-1992гг. 37
3.3 Публичная дипломатия КНР в конце XX - нач. ХХ1вв. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 55
В настоящее время актуальность изучения китайской дипломатии достигло своего пика, роль Китая на мировой арене постоянно увеличивается , а также проявившаяся в последнее время способность Китая влиять на систему международных отношений привлекло к себе внимание многих исследователей. На сегодняшний день сеть дипломатических представительств КНР очень обширна, это показывает то, насколько развиты связи Китая с другими государствами в различных сферах. После провозглашения Китайской Народной Республики, это социалистическое государство начало борьбу за признание на международной арене.
Вместе с выходом Китая на ведущие позиции на рубеже XX—XXI вв. в мировой политике и экономике значительно изменилась конфигурация связей регионального и глобального характера.
Роль и место Китайской Народной Республики на международной арене постоянно трансформируется в сторону усиления ее влияния. Возникла ситуация, когда без Китая не обойтись при решении крупных миро-политических, глобально-экономических и международных гуманитарных проблем.
После распада СССР как супердержавы, Китай осознал необходимость укрепления своего положения на политической карте мира.
В настоящее время интересы Китая простираются практически во все уголки Земного шара.
Руководство Китая следует принципу расширения китайского
присутствия на Земле, но, не приобретая при этом прав экстерриториальности.
В период возвышения и упрочнения своего положения в мире Китай опирался на "жесткую силу", которая основывалась на военной и экономической мощи государства.
Однако за последнее десятилетие китайское руководство осуществило корректировку курса своих внешнеполитических установок, а также, расширило границы для использования "мягкой силы", которая ориентирована на достижение внешнеполитических целей с помощью привлечения на свою сторону союзников. И эти изменения обусловили актуальность выбранной темы.
Степень изученности темы.
Для удобного рассмотрения использованной литературы в ВКР следует разделить ее на работы отечественных и зарубежных исследователей.
Наиболее интенсивно и результативно разработкой данной проблематики занимаются западные исследователи, в ряду которых особо можно выделить работы классика теории международных отношений и автора термина «мягкая сила» Дж. Ная 1, исследования Н. Калла , М. Леонарда . В последние годы появилось значительное количество исследований посвященных публичной дипломатии С. Анхольт изучают возможность соединения традиционных инструментов публичной дипломатии с инструментами из области маркетинга и PR. Джанг Джесин и Р. Аояма выпустили ряд работ, в которых проанализировали деятельность Китая в сфере наращивания «мягкой силы» и роль публичной дипломатии в этом процессе, опубликовали ряд статей о механизмах, структуре и проблемах современной публичной дипломатии КНР. А так же исследования Гилбоя рассматривают особенности оказания влияния на иностранные аудитории в условиях развития Интернета.
В Китае данная тематика стала активно разрабатываться с начала 1990- х годов. На данный момент среди китайских авторов, специализирующихся в вопросах «мягкой силы» и публичной дипломатии можно особо отметить ряд исследователей. Ван Хунин , Чжао Цичжэн обосновывают ведущую роль культуры в стратегии публичной дипломатии КНР, в свою очередь Янь Сюэтун 10 вступает с ними в полемику, отстаивая точку зрения, что повышение привлекательности одной лишь культуры не сможет обеспечить Китаю положительный имидж в мире. Ян Цземянь , Цюй Син анализируют специфические черты присущие публичной дипломатии Китая.
Из отечественных работ следует выделить работы ведущих отечественных китаистов Е. П. Бажанова , В. С. Мясникова , Н.А.
Самойлова и А.А. Свешникова . Несмотря на то, что публичная дипломатия Китая не является предметом данных исследований, в них затрагиваются теоретические и практические аспекты внешней политики страны на разных этапах истории, которые сыграли важную роль в формировании концептуальных представлений автора о специфике китайской политической культуры.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является внешняя политика Китайской Народной Республики.
Предметом исследования является развитие публичной дипломатии КНР, ее цели, инструменты и методы .
Цель и задачи исследования.
Цель - выявить особенности публичной дипломатии КНР и причины ее развития.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «публичная дипломатия» и «мягкая сила» в теории международных отношений;
2. Выявить культурные и исторические предпосылки формирования современной публичной дипломатии Китая;
3. Рассмотреть взаимодействие публичной дипломатии Китая с брендингом государства в период 1949- 2012 гг.;
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1949 г. по 2012 г. Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что в 1949 году была образована Китайская Народная Республика, и начали закладывать основы современной системы публичной дипломатии страны. Верхняя граница является переходным годом к современному этапу.
Методологическая основа. При проведении исследования автор руководствовался принципом историзма и научной объективности. Принцип историзма предусматривает рассмотрение всех процессов и явлений, как в развитии, так и во взаимной и временной связи и тщательное внимание к историческому контексту. Принцип научной объективности предполагает опору исключительно на научные данные, комплексный анализ собранного материала и учет всей совокупности исторических фактов. С целью максимально адекватной интерпретации политики и дипломатии Китая автор опирался на цивилизационный подход, который придает большое значение преемственности цивилизаций вне рамок временных эпох, но и учитывает их взаимовлияние. Представляется, что данный подход с одной стороны оправдывает учет традиционных внешнеполитических установок при анализе современной внешней политики Китая, с другой - не игнорирует влияние внешних факторов при ее формировании.
Из общенаучных методов в исследовании использовались анализ и синтез. Из специальных методов автор использовал сравнительно-исторический метод для выявления и описания исторических предпосылок и сопоставление их с современной публичной дипломатией КНР. В изучении и анализе этапов развития публичной дипломатии Китая использовался историко-генетический метод.
Для рассмотрения данной темы важное значение имеют специальные термины: публичная политика, имидж. Их понимание не является
общепринятым, поэтому остановимся на тех трактовках, которые
представляются наиболее приемлемыми для нашей работы. Публичная
дипломатия - это мероприятия, способствующие достижению интересов и целей данного государства, повышению места и влияния данного государства, повышению международного имиджа, углублению понимания данного государства, что может быть реализовано через построение отношений между людьми и группами, поддержание диалога, передачу информации, взаимный обмен и другие формы».
Формулировки публичной дипломатии в каждой стране отличаются, особенно важно различие в акценте на ведущую роль правительства. Для достижения целей дипломатии не только нужно рассматривать в качестве объекта правительство, но и народ.
Так называемая «публичная дипломатия» основывается на этом понимании и проводимых правительством акций, включая публикацию информации, международный культурный обмен, а также международное радиовещание в качестве государственной пропаганды. В первую очередь мы видим, что каждое государство усиливает интенсивность обращения к публичной дипломатии. В целом все мероприятия публичной дипломатии можно поделить на три блока: публикация информации в качестве политической пропаганды, международный культурный обмен, международное радиовещание.
Имидж (от англ. image) в переводе с английского означает образ.
В свою очередь, английское image происходит от латинского imago - производного от imitari («имитировать»). В русском языке слово «имидж» раскрывается как мнение или суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь, а слово «образ» - как вид, облик, представление.
Имидж - не просто образ, а целенаправленно сформированный образ кого-либо или чего-либо, содержащий некоторые ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на целевую аудиторию в целях популяризации, рекламы и т. д. В этом современном значении термин «имидж» впервые употребил З. Фрейд, издававший в 1930-х гг. журнал под таким названием.
Носителями имиджа могут быть люди, фирмы, товары, страны, профессии и т. д. Имидж - фактор коммуникации. Имидж является посредником во взаимодействии между его носителем и воспринимающим лицом. Сознательное управление имиджем всегда рассчитано на реализацию некоторых целей отправителя имиджформирующей информации. Создатель имиджа пытается вызвать те реакции, в которых он заинтересован.
Научная новизна. Данное исследование в отечественной историографии является первой попыткой проследить эволюцию публичной дипломатии и оценить ее роль в развитии имиджа Китая. В научный оборот введен значительный массив не представленных в российской научной литературе исследований на английском и китайском языках по публичной дипломатии.
Источниковую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы. Основными актовыми источниками работы послужили нормативно-правовые акты КНР . К важнейшим нарративным источникам можно отнести ежегодные доклады о работе правительств выступления китайских руководителей и высокопоставленных лиц, как в форме докладов на различных мероприятиях, так и в форме аналитических статей в СМИ и научных журналах ; материалы Белые книги Пресс-канцелярии Госсовета КНР ; ежегодные отчеты о публичной
дипломатии КНР, издаваемые Центром изучения публичной дипломатии Пекинского института иностранных языков .
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе наблюдается взаимосвязь публичной дипломатии и «мягкой силы». Глава состоит из двух разделов: первый раздел посвящен теоретическим аспектам публичной дипломатии и «мягкой силы». ,Второй раздел освещает роль публичной дипломатии в международных отношениях. Во второй главе описываются предпосылки, повлиявшие на развитие современной публичной дипломатии Китая. Глава состоит из двух разделов: в первом разделе анализируются исторические истоки, повлиявшие на
дипломатию Китая, во втором разделе социальные и философские
предпосылки.
Третья глава является анализом деятельности КНР по формированию положительного международного имиджа страны. Глава делится на четыре раздела, которые разграничены хронологическим принципом.
Понятие «публичная дипломатия» остается одним из наиболее противоречивых в теории и истории международных отношений. В самом общем смысле это политика государства, направленная на народы иностранных государств, с целью формирования определенного имиджа своей страны.
Однако по сей день продолжаются дискуссии по самому широкому спектру вопросов, связанных с публичной дипломатией: какие акторы являются основными действующими лицами данной политики, какие мероприятия в нее входят, как публичная дипломатия соотносится с «мягкой силой».
В последнее время множество стран, включая Китай, прибегают к использованию «мягкой силы». Несмотря на то, что в китайской академической среде данный термин стал использоваться сравнительно недавно, примерно с конца 1990-х годов, китайские авторы уже успели проделать серьезную работу по его интерпретации и адаптации к китайским условиям.
Формирование к началу XXI удачных условий для Китая в мире, побудило руководство страны задуматься о позиционировании Китая на мировой арене. Невероятный экономический подъем страны сыграл не маловажную роль в данном вопросе, так как Китай благодаря этому стал способен самостоятельно обеспечивать масштабные внешнеполитические инициативы. Также официальное заявление о новых основах современного внешнеполитического курса дали Китаю новый толчок для развития.
Усиление Китая, большой восточноазиатской страны, которой чужда европейская либерально демократическая модель развития, несомненно, спровоцировало появление на Западе теории «китайской угрозы».
Это событие послужило отправной точкой для переориентировки китайского внешнеполитического курса на концепцию «мягкой силы», которая стала основой привлекательности страны, а публичная дипломатия - инструментом ее наращивания
Также одной из причин интереса китайского руководства к «мягкой силе» в публичной дипломатии является то, что китайские ценности и видение мира хорошо сочетаются с понятием «мягкая сила», предложенным Джозефом Наем, и отлично вписывается в стратогемное мышление китайцев.
Сама идея превосходства не силового воздействия над силовым, удачно вписалась в китайскую систему ценностей. Подтверждения этому были найдены в классических философских и военных трактатах Китая.
Таким образом, историческое и культурное наследие оказалось хорошей базой для адаптации концепции «мягкой силы» в современной политической практике Китая.
Современная публичная дипломатия с китайской спецификой - это опора на китайскую культуру и традиционные ценности как основу публичной дипломатии; нацеленность не только на иностранных реципиентов, но и на граждан своей страны. Реактивный характер публичной дипломатии, подразумевающий, в первую очередь, распространение информации о Китае и популяризацию китайской точки зрения на мировые события, при этом воздерживаясь от критики других государств и, тем более, вмешательства в их внутренние дела.
В реализации публичной дипломатии Китая на современном этапе в разных регионах мира можно выделить некоторые особенности. Так, стратегия публичной дипломатии КНР в странах Запада базируется на распространении идеи о том, что государства с различным политическим и социальным устройством могут мирно сосуществовать, и каждая страна свободна в выборе пути развития. Придерживаясь убеждения о том, что низкий уровень доверия к Китаю связан с ограниченной и необъективной информацией о Китае на Западе, основной упор китайской публичной дипломатии делается на разъяснительную работу с помощью культурно- образовательных программ и СМИ. В данный момент, несмотря на то, что усилия китайского руководства стимулируют интерес в странах Запада к китайской культуре, искусству и языку, отношение к политической системе, социальному устройству Китая по- прежнему остается скорее негативным. Западные исследователи склонны объяснять этот феномен непреодолимыми разногласиями цивилизационного характера. В этом срезе, китайская публичная дипломатия в отношении западных стран может быть признана пока не достаточно эффективной.
Вместе с тем, публичная дипломатия Китая в отношении развивающихся стран основывается на тезисе об общности судеб и необходимости создания более справедливого мирового порядка, обеспечивающего достойное место для всех государств. Важную роль здесь играет позиционирование Китая как инициатора и движущей силы изменений в мировой системе, активное донорство и гуманитарная помощь бедным странам, помощь в обучении специалистов. Оценивая этот вектор деятельности КНР, можно признать, что китайской публичной дипломатии удалось достигнуть существенных результатов в отношении развивающихся стран. Однако недовольство активным наращиванием Китаем военной мощи и негативное отношение к политической системе КНР препятствуют построению положительного имиджа.
В целом, подводя итог анализу эволюции публичной дипломатии КНР, можно заключить, что на протяжении всей истории существования КНР деятельность по оказанию влияния на народы других государств неизменно присутствовала в арсенале внешней политики этого государства.
Форму четкой политической стратегии по наращиванию китайского влияния в мире данная политика приобрела с начала 2000-х годов. Активное применение публичной дипломатии как инструмента наращивания «мягкой силы» повлекло за собой появление новых форм взаимодействия с иностранными аудиториями. Стали более разнообразными культурные и образовательные программы, постоянно улучшается количество и качество СМИ на иностранных языках, огромное внимание уделяется разъяснению политики через пресс-конференции, интервью и публикацию Белых книг, Китай активно сотрудничает с международными организациями, является донором гуманитарной помощи, организатором крупных мероприятий.
Отличительной чертой современной публичной дипломатии КНР можно назвать ее реактивный характер: она ориентирована, в первую очередь, на искоренение мифа о «китайской угрозе» и создание имиджа ответственной мировой державы. Однако представляется, что долгосрочная политическая задача заключается в закреплении позиций Китая как ведущей мировой державы, оказывающей решающее влияние на мировые процессы. В настоящий момент, несмотря на существенный прогресс, успехи публичной дипломатии Китая достаточно противоречивы.
Также к особенностям китайской публичной дипломатии можно отнести некоторые ее недостатки - отсутствие специальных структур, занимающихся публичной дипломатией, а соответственно и квалифицированных кадров, отсутствие комплексной стратегии, слабое участие гражданского общества.
Однако еще рано оценивать эффективность публичной дипломатии Китая, так как, во-первых, эффект от многих мероприятий проявляется лишь в долгосрочной перспективе, во-вторых, Китай лишь на начальном этапе выстраивания налаженной системы публичной дипломатии, в-третьих, стране приходится выстраивать политику с изначально невыгодных позиций, в условиях настороженного и зачастую негативного отношения мирового сообщества.
Целями публичной дипломатии Поднебесной являются:
позиционирование КНР как страны, деятельность которой, в первую очередь, направлена на внутреннее развитие и улучшение жизни своих граждан; продвижение идеи о том, что Китай является надежным экономическим партнером, сотрудничество с которым не несет угрозы; представление Китая как хранителя и проводника древнейшего культурного наследия, которым он стремится поделиться с миром, и как ответственного члена мирового сообщества, заинтересованного в решении мировых проблем. Таким образом, на современном этапе в Китае сложилась комплексная система публичной дипломатии, включающая культурные и образовательные обмены, информационную и разъяснительную работу с иностранными аудиториями, и имиджевое направление, включающее проведение крупных мероприятий, помощь нуждающимся странам, активное участие в деятельности международных организаций.
1. China's Initiation of the Five Principles of Peaceful Co-Existence
[Электронный ресурс] / Режим обращения:
http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/ziliao_665539/3602_665543/3604_66554 7/t18053.shtml
2. Deng Xiaoping. Speech Greeting the Fourth Congress of Chinese
Writers and Artists [Электронный ресурс] / Deng Xiaoping. - October, 30. 1979. - Режим доступа: http://dengxiaopingworks.wordpress.com/2013/02/25/speech-
greeting-thefourth-congress-of-chinese-writers-and-artists/
3. Вэньхуа чанье чжэньсин гуйхуа (План по содействию развитию культурной индустрии) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id=8279
4. Гаодуань цзюэцэ цанькао: Чжунго вэньхуа дэ лилян. Уникальные материалы стра- тегического плана: культурная сила КНР / Под ред. Юй Цзиньчжи. Бэйцзин: Жэньминь жибао чубаньшэ, 2011. 361 с. Кит. яз.
5. Го Шуюн. Чжунго жуань ши- личжаньлюэ / Стратегия мягкой силы Китая. Бэйцзин: Шиши чубаньшэ, 2012. 209 с. Кит. яз.
6. Гунгун вайцзяо яньцзю баогао 2011-2012 (Ежегодный отчет о публичной дипломатии 2011-2012) / Пекин: Центр публичной дипломатии Пекинского института иностранных языков. - 312 с.
7. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая / Дэн Сяопин. - М.: Политиздат. - 1988. - 259 с.
8. Чжунго дуй фэйчжоу чжэнсэ вэньцзянь (Политика Китая в Африке)
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //wcm. fmprc. gov. cn/pub/zflt/chn/zt/zgdfzzcwj /t230478. htm
9. Чжунго дэ хэпин фачжань даолу байпишу (Белая книга о мирном
развитии 2005 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //news.xinhuanet.com/politics/2005-12/22/content 3954937. htm
Литература:
10. Africa welcomes China‘s debt relief move [Электронный ресурс] Режим
доступа: http: //english.peopledaily.com.cn/english/200010/11/eng20001011_52381.h tml
11. Anholt, Simon. Nation Brands Index [Электронный ресурс] / Simon
Anholt. - Режим доступа:
http://www.simonanholt.com/Research/researchintroduction.aspx
12. Aoyama, Rumi. China‘s Public Diplomacy [Электронный ресурс] /
Rumi Aoyama. - Waseda University. - 2007. - 21 p. - Режим доступа:
https: //crawford.anu. edu.au/pdf/aj rc/conferences/public_diplomacy/Aoyama.p df
13. China‘s Image [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.pewglobal .org/2014/07/14/chapter-2-chinas-image/
14. Cull, Nicholas J. Public Diplomacy: Lessons from the Past [Электронный ресурс] / Nicholas J. Cull. - Los Angeles: Figueroa Press. - 2009. Режим доступа:http://uscpublicdiplomacy.org/publications/perspectives/CPDPerspectivesLe s sons.pdf
15. Eytan Gilboa. Public Diplomacy in the Information Age. January 2009.
http://icp-forum.gr/ wp/wp-content/uploads/2008/12/gilboa-lecture-athens-j an-
2009.pdf
..36