Введение 2
Глава 1. Мультикультурные модели Канады и Австралии и их особенности 12
1.1. Мультикультурная модель Канады 14
1.2. Австралийская модель мультикультурализма 23
Глава 2. Противоречивость проведения мультикультурной политики в европейских державах (2001-2011 гг.) 36
2.1. Противоречия мультикультурной политики в ФРГ 36
2.2. Политическая практика мультикультурализма в Великобритании 46
2.3. Концепция мультикультурализма в политике Франции 60
Глава 3. Общественное восприятие мультикультурализма в европейских державах (2010-2016 гг.) 75
3.1. Понимание политики мультикультурализма обществом ФРГ 75
3.2. Общественное восприятие мультикультурализма в Великобритании80
3.3. Реакция французского общества на политику мультикультурализма 84
Глава 4. Практика построения мультикультурной политики и различные сценарии развития событий в сфере интеграции иммигрантов в ЕС 88
Заключение 94
Список источников и литературы 98
Долгое время традиционной считалась модель государства, в котором существует одна нация, один народ и одна культура. Однако с течением времени и глобализации всех сфер человеческой жизни в пределах одной территории стало возможным появление разных групп, говорящих на разных языках, имеющих собственные традиции и верования. Понимание, что модель мононационального государства является устаревшей, привело к возникновению мультикультурализма как концепции нового государства, в котором общества реализуют стратегию социального согласия и стабильности на принципах равноправного существования различных форм культурной жизни» .
Удачными примерами претворения мультикультурного политического курса являются Канада и Австралия, правительства которых на протяжении нескольких десятилетий придерживались тенденций включения основ мультикультурализма не только в социально-экономическую, но и политико-правовую структуру, а также внедрения ценностей и приоритетов мультикультурализма в систему общественных представлений о нации, народе, гражданстве. Мультикультурная политика Канады и Австралии может по праву считаться базисом, на который могут опираться правительства других стран, стремящихся обеспечить эффективное функционирование полиэтничных обществ без существенного изменения уровня социальной напряженности.
Ведущими европейскими державами, такими как Федеративная республика Германия, Франция и Великобритания, декларировался путь общественного развития на основе концепции мультикультурализма, построение иммиграционной и адаптационной политики в данном ключе. Правительства европейских держав акцентировали внимание на важности культурного многообразия для экономического развития страны, а также для культурного обмена и взаимного обогащения. В период после терактов 11 сентября 2001 г., оказавших влияние на политику безопасности стран всего мира и стран Евроатлантического региона в частности, и до 2011 г. были внесены многочисленные поправки в иммиграционное законодательство, созданы программы адаптации и интеграции иммигрантов в принимающие общества. Однако в 2011 г. представители всех трех стран - Дэвид Кэмерон в Великобритании, Николя Саркози во Франции и Ангела Меркель в ФРГ - заявили о крахе политики мультикультурализма. Несмотря на однозначность заявлений у исследователей возник вопрос: проводилась ли мультикультурная политика в данных европейских державах на самом деле?
В этой проблеме ключевым моментом является вопрос парадоксальности сложившейся ситуации, которая заключается в том, что при декларировании политики мультикультурализма в ФРГ, Франции и Великобритании, в условиях существования во внутриполитическом дискурсе таких понятий, как ассимиляция, интеграция, адаптация иммигрантов и мультикультурность, на практике политика мультикультурализма в отношении иммигрантов не проводилась.
В связи с этим возникла необходимость в проведении комплексного анализа ситуации для описания сути парадокса, сформированного продолжительной политикой псевдо-мультикультурализма. Данный анализ включает в себя описание интеграции мультикультурных принципов во внутриполитический курс европейских держав, общественных настроений и реакции на возможность проведения мультикультурной политики, а также формулирование коррективов, которые представляется возможным внести для обеспечения более эффективной интеграции иммигрантов в принимающие общества и их адаптации, а также снижения рисков межэтнических конфликтов на уровне сообществ.
Целью исследования является определение сущности
мультикультурализма и выявление возможных сценариев развития событий в сфере интеграции иммигрантов на основе изучения политики мультикультурализма в ФРГ, Франции и Великобритании в 2001-2016 гг. Автор придерживается точки зрения о том, что в ведущих странах ЕС сложилась парадоксальная ситуация, когда происходило декларирование политики мультикультурализма, но на практике как таковая мультикультурная политика в отношении иммигрантов не проводилась. Гипотезой данного исследования является утверждение, что в европейских державах сложился комплекс тенденций, несовместимых как с мультикультурной концепцией, так и друг с другом, в сферах социального, культурного, экономического развития и законотворчества.
Задачи исследования следующие:
1) Определить сущность политики мультикультурализма;
2) Рассмотреть положительные примеры применения
мультикультурной политики в Канаде и Австралии, чтобы выявить отличительные черты их опыта от опыта ведущих стран ЕС;
3) Создать критерии анализа мультикультурных концепций ФРГ, Великобритании и Франции на основе черт, выявленных в ходе анализа канадской и австралийской моделей;
4) Проанализировать законодательство ФРГ, Великобритании и Франции в области регулирования миграции, наличие адаптационных программ, чтобы проследить тенденции в этой сфере и их совместимость с мультикультурной концепцией;
5) Проанализировать практическое применение и изменение с течением времени политики мультикультурализма в ФРГ, Великобритании и Франции в 2001-2011 г. на основе установленных критериев;
6) Проанализировать социально-культурные последствия проведения мультикультурной политики в период с 2010 по 2016 гг;
7) Представить возможные сценарии поведения правительств, а также практическое их воплощение на основе проанализированного материала.
Выбор хронологических рамок обусловлен спецификой исследования: отрезок времени с 2001 по 2011 гг. является периодом, когда последовало принятие наиболее показательных мер в области иммиграционного контроля, а затем - признание неэффективности политики мультикультурализма. Временной отрезок с 2010 по 2016 гг. важен для анализа общественных настроений непосредственно перед признанием краха данной политики и после него вплоть до возникновения ситуации миграционного кризиса.
Актуальность изучения практического применения мультикультурной концепции и межэтнической политики в европейских державах продиктована объективной действительностью - кризисной ситуацией, присутствующей в период после терактов 11 сенятбря 2001 г., произошедших в США и
повлиявших на политику безопасности многих стран, по 2016 гг., когда миграционный кризис набрал свою силу.
Евросоюз является центром притяжения для миллионов мигрантов, а также пространством для становления межкультурных связей между титульными нациями и этническими меньшинствами. В странах ЕС мультикультурализм стал доминантой общественной политики, что также отражено в лозунге Евросоюза - «Единство в многообразии», суть которого заключается в поощрении диалога культур через юридически оформленный механизм защиты меньшинств и примат прав человека. В условиях неослабевающих миграционных потоков в ФРГ, Францию и Великобританию как в ведущие и наиболее экономически развитые европейские державы наличие проблем, связанных с несформированностью конструктивной мультикультурной политики, рост праворадикальных настроений как со стороны титульной нации, так и иммигрантов и иностранного населения подняли проблему межэтнических отношений на уровень государственной политики.
В связи с необходимостью применения междисциплинарного подхода в дипломной работе были использованы источники широкого спектра. Основными источниками сведений о выражении мультикультурной концепции в нормативно-правовом поле являются законодательные акты в области регулирования иммиграции Канады , Австралии , ФРГ , Франции и Великобритании , миграционные акты Канады и Австралии , отчеты мониторинговых комиссий и конференций, а также подзаконные акты .
Для анализа состава населения, иммиграционных потоков, экономической ситуации и масштабов иммиграции, а также реакции общества на возможность проведения мультикультурной политики в заданный период были использованы статистические данные, представленные не только государственными органами , но и организациями Евробарометр, Евростат , Национальный исследовательский институт статистики и экономических исследований Франции, Migration Watch UK и многими другими .
Для определения позиции представителей властных структур были использованы выдержки из интервью и выступлений на конференциях, в частности, выступление Ангелы Меркель в Потсдаме , Дэвида Кэмерона в Мюнхене , партийных деклараций , которые были проанализированы в данной работе .
Для определения отношения власти к данной концепции была рассмотрена позиция лидеров различных партий, в то или иное время находившихся у власти, в частности, использовано интервью экс-министра внутренних дел Великобритании Джека Стро, Стивена Харпера за 2008 г., премьер-министра штата Новый Южный Уэльс Морриса Иемма, бывшего главы канадской иммиграционной службы Канады Биссетта Джеймса, бывшего премьера-министра Канады Пьера Трюдо, премьер-министра Австралии Джона Ховарда и т.д. .
Также важными для данной дипломной работы являются аналитические материалы, представленные в серии «Доклады Института Европы РАН», в которых отражены основные тенденции иммиграционной политики и социальной жизни обществ ФРГ, Франции и Великобритании в 2001-2011 гг. .
Ввиду специфичности темы дипломной работы был использован широкий спектр литературы из таких областей, как психология, философия, социология и история для осуществления всестороннего анализа проблемы. В современном противоречивом и взаимозависимом мире пристальное внимание ученых привлекают разработки и исследования проблем международной интеграции и связанных с ней политических, идеологических, социально¬экономических и социально-культурных проблем. Многие отечественные исследователи изучают данную проблему, т.к. мультикультурализм как политика общественной стабильности, согласия имеет особое значение для полиэтнических стран, каковой является Российская Федерация. К сожалению, монографий в данной области представлено на русском языке мало, т.к. большая часть либо находится в закрытом доступе, либо данный аспект раскрыт не полностью.
Наиболее ярким примером комплексного исследования проблем в области иммиграции как части внутренней и внешней политики на примере Великобритании является коллективная монография под редакцией Громыко Ал.А., российского политолога и директора Института Европы РАН, и Ананьевой Е.В., кандидата философских наук, руководителя Центра британских исследований Института Европы РАН . В данной коллективной работе рассказывается о том, как в последние годы под воздействием мирового экономического кризиса менялась британская модель развития, как традиции и новации сочетались в различных сферах ее жизни, большое внимание уделяется вопросу иммиграции и интеграции мигрантов в британское общество в разделе «Социальная политика. Время испытаний».
В силу недостаточной разработанности тем в отечественной историографии присутствует мало монографий, нехватку которых компенсирует большое количество статей по проблемам мультикультурализма и интеграции иммигрантов.
В статьях Андреевой Т., Стрельцовой. Я., Шестаковой К, Карачуриной Л. рассматривается со всех сторон ситуация в Евросоюзе и ФРГ, Франции и Великобритании, однако, полное исследование проблемы мультикультурализма и иммиграции в ЕС можно провести лишь на основе анализа законодательных актов, поскольку в статьях дается лишь общая оценка ситуации .
Веретевская А.В. в статье «Канадский мультикультурализм: исторический аспект» подробно описывает истоки зарождения данной концепции в Канаде и возникновения идеологически мультикультурного государства. Анализируя в целом успешный опыт Канады в эффективном регулировании внутренних конфликтов, автор делает выводы о причинах такой эффективности.
Бучек А. А. в статье «Характер межличностных отношений в полиэтничной среде как показатель психологической безопасности личности» описывает основные результаты исследования восприятия межличностных отношений респондентами разной этнической принадлежности и использует данные о характере межличностных отношений для анализа психологической безопасности личности в условиях разных сред.
Материалы диссертационной работы Куропятника А. И. используются для того, чтобы проследить связь между идеологией и социальной политикой. Также была использована информация из различных информационно- новостных источников для проведения анализа обстоятельств и событий, происходивших в указанный период с 2001 по 2011 гг. Учебник В. В. Миронова, рассматривающий философский аспект проблемы, дает наиболее полную картину принципов взаимоотношений, выстроившихся между обществом и религией вкупе с принадлежностью к этносу .
В статьях таких авторов, как Е. Позднякова , Т.Кондратьева , Д.Куликов были обозначены предпосылки возникновения кризиса данной политики.
Кроме работ отечественных исследователей были использованы труды зарубежных авторов. В контексте бакалаврской работы заслуживает внимания монография квебекского писателя Нейла Биссондата «Продажа Иллюзий: культ мультикультурализма», выпущенная в 1994 г. В данной книге автор описывает ситуацию потенциального раскола канадского общества за счет политики поощрения культурного многообразия, которое приводит иммигрантов к отчуждению от общей культуры страны. Автор считает, что собственный менталитет этнических сообществ увеличивает барьер между различными группами и раскол общества в целом, что препятствует интеграции
иммигрантов .
Для описания дихотомии «свой - чужой» и архетипа «тень» как
неотъемлемых частей мультикультурной концепции были использованы лекции по аналитической психологии Карла Густава Юнга, швейцарского психолога, психиатра и культуролога .
В эссе «Кто убил канадскую историю» автор Джек Гранатштейн описывает отрицательные социальные последствия проведения данной политики, выражающейся в утрате чувства общности и патриотизма среди граждан мультикультурных сообществ, в частности, он рассматривает канадский опыт .
В статье Макларена Л. под названием «Культурный раскол Европы: миграция, мультикультурализм и политическое доверие» автор уделяет внимание обзору миграционных проблем и изучению воздействия иммиграции и мультикультурализма на политическое доверие в странах ЕС. Автор доказывает, что разделение общественного мнения по вопросу отношения к иммиграции влияет на доверие к политикам и политическим структурам. В статье анализируется степень воздействия угроз, вызванные крупномасштабной иммиграцией, на доверие национальных сообществ к государственным политикам и политическим учреждениям. Результаты данной работы показывают, что даже контролируя управление другими предсказателями веры в политическую систему, опасения по поводу эффекта иммиграции в национальном сообществе оказывают наибольшее влияние на веру в политические элиты .
Целью исследования было определение сущности мультикультурализма и выявление возможных сценариев развития событий в сфере интеграции иммигрантов на основе изучения политики мультикультурализма в ФРГ, Франции и Великобритании в 2001-2016 гг. Выдвинутая гипотеза данного исследования, которой является утверждение, что в европейских державах сложился комплекс тенденций, несовместимых как с мультикультурной концепцией, так и друг с другом, в сферах социального, культурного, экономического развития и законотворчества, подтвердилась в результате выполнения поставленных задач.
Сущность концепции мультикультурализма заключается не только в обеспечении равных прав этнических сообществ, но и в создании условий, в которых относительно безболезненно преодолевается дихотомия «свой-чужой», чьей основой является архетип «Тень», то есть непринятие чужеродных традиций.
На основе рассмотренных положительных примеров применения мультикультурной политики в Канаде и Австралии, были выявлены отличительные черты, необходимые впоследствии для дальнейшего исследования проблемы и составления списка критериев, согласно которым проводился анализ моделей в ФРГ, Франции и Великобритании. Это уровень интегрированности концепции в законодательство; реакция правительства на настроения в обществе; гибкость в решении этнополитических вопросов на политическом уровне; уровень приверженности правительств
мультикультурной концепции; соответствие мультикультурной концепции социокультурному аспекту, включающему в себя: историческую практику, психологический склад, представления о нации.
Анализ законодательства европейских держав в области регулирования миграции, а также констатация отсутствия четко сформированных адаптационных программ выявил следующие тенденции в этой сфере.
В ФРГ вырисовывается крайне парадоксальная ситуация нерационального использования иностранной рабочей силы без какого-либо механизма принятия и аккультурации. Уровень интегрированности концепции в законодательство крайне низок и не имеет сильного базиса в виде определенной стратегии, а решения имеют ситуативный характер. Степень реакции правительств ФРГ на протяжении 10 лет на настроения в обществе невысокая, акцент делается на решении экономических проблем. Гибкость в решении этнополитических вопросов на политическом уровне также является крайне низкой и не соответствует духу мультикультурализма. Уровень приверженности правительств мультикультурной концепции невысокий ввиду игнорирования нужд иммигрантов в сфере культуры и адаптации. Наличествует несоответствие мультикультурной концепции социокультурному аспекту и национальной идее единого немецкого народа, связанного узами кровного родства, и мононационального государства, в котором иностранцы воспринимаются в качестве гостей. Отсутствие слаженной мультикультурной стратегии в ФРГ привело к росту праворадикальных настроений в виде популяризации движения ПЕГИДА и партии «Альтернатива для Германии».
Анализ мультикультурной политики Великобритании также выявил суть ее парадокса, которая заключалась в сочетании избирательности и абсолютной обособленности от иммигрантского сообщества в условиях ограниченного въезда и усложнения процедуры получения гражданства, а также существовании гетто, что является символом неприятия новоприбывших. Низкие уровень интегрированности концепции в законодательство, уровень гибкости в решении этнополитических вопросов, уровень приверженности правительств мультикультурной концепции вкупе с несоответствием мультикультурной концепции социокультурному аспекту,
противопоставлением принципов мультикультурализма национальной идее Соединенного Королевства, которая включает в себя джингоизм и представление британской нации как претендующей на место державы глобального уровня, также говорят о несформированности целостной стратегии
адаптации иммигрантов в духе мультикультурализма. В Великобритании также был отмечен рост праворадикальных настроений, благодаря которым Партия независимости Соединенного Королевства обрела места в Европарламенте в 2014 г., подтвердив наметившуюся тенденцию, а ультраправой Британской национальной партии оказаться в Палате общин Соединенного Королевства.
Французская мультикультурная политика примечательна, наряду с английской и немецкой, невысокими уровнями интегрированности концепции в законодательство и гибкости в решении этнополитических вопросов, ситуативным характером реакции правительства на настроения в обществе и в целом низкими показателями по выявленным критериям. В социокультурном плане существует конфликт между представлениями о едином патриотичном обществе и принципами мультикультурализма. Парадокс понимания мультикультурализма во Франции заключается в том, что ни иммигранты, ни потомки иммигрантов фактически не являются полноценными членами общества, потому что их существование как меньшинств игнорируется на официальном уровне. Данный факт свидетельствует об отсутствии как духа, так и «буквы» мультикультурализма, основным принципом которого как раз и является признание не только прав меньшинств, но и самого их существования. Акцент на экономическом аспекте интеграционной политики в отношении иммигрантов в условиях несформированности комплексного подхода к ней является фактором, который впоследствии способен увеличить не только социальную напряженность, но и оказать существенное давление на сферу экономики. Во Франции также наметился рост популярности партии правого толка «Национальный Фронт», что было подтверждено на выборах в Европарламент 2014 г., а также частично на региональных выборах.
Во всех трех перечисленных примерах наблюдается рост праворадикальных настроений, что отражалось не только в опросах общественного мнения, но и результатах выборов 2010-2016 гг. В настоящее время страны Евросоюза находятся в поиске приемлемого ответа на вызовы иммиграционного характера и нового формата интеграции иммигрантов.
Подводя итог данной дипломной работе, можно утверждать, что были выполнены все поставленные задачи исследования. Исследование доказало, что политика мультикультурализма в ФРГ, Франции и Великобритании в реальности не проводилась, законодательной базы для проведения данной политики не существует, и в целом ее принципы противоречат национальной идее перечисленных европейских держав.
На данный момент исполняется наиболее неблагоприятный сценарий поведения правительств европейских держав - продолжение практикования политики псевдо-мультикультурализма в условиях, когда основной вектор внимания политических элит направлен в сторону разрешения кризисной ситуации, возникшей в области регулирования нелегальной иммиграции, социально-экономических последствий масштабной иммиграции в европейские державы. Данный сценарий имеет последствия, которые способны оказать дестабилизирующее влияние на Евросоюз в целом и на европейские державы ФРГ, Францию и Великобританию в частности. Тем не менее, ввиду молниеносного и непредсказуемого характера развития ситуации остается неясным дальнейшее развитие событий в данной сфере.