Ведение 2
Глава 1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 7
1.1 Понятие стресса 7
1.2 Понятие стрессоустойчивости 10
1.3 Проблема стресса и стрессоустойчивости в спорте 12
1.4 Проблема диагностики стрессоустойчивости у спортсменов 20
Глава 2. Эмпирическое исследование стресс-факторов в ситуации спортивных соревновании и особенностей копинг-стратегий у спортсменов 24
2.1 Описание выборки методик, направленные на выявления стресса и стрессоустойчивости у
спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта 24
2.2 Результаты эмпирического исследования и их психологическая интерпретация 30
2.2.1 Особенности самочувствия в экстремальных условиях у спортсменов групповых видов
спорта 30
2.2.2 Особенности копинг поведения в стрессовых ситуациях у спортсменов групповых
видов спорта 37
2.2.3 Особенности соревновательного стресса ситуации у спортсменов групповых видов
спорта 39
2.2.4 Связь самочувствия в экстремальных условиях и копинг-стратегий с
предсоревновательным стресс ситуации у спортсменов групповых видов спорта 42
2.2.5 Особенности самочувствия в экстремальных условиях у спортсменов в индивидуальных
видов спорта 44
2.2.6 Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях у спортсменов индивидуальных
видов спорта 51
2.2.7 Особенности соревновательного стресса ситуации у спортсменов индивидуальных видов
спорта 53
2.2.8 Связь самочувствия в экстремальных условиях и копинг-стратегий с соревновательным
стрессом у спортсменов индивидуальных видов спорта 55
3. Сравнительный анализ изучаемых показателей стресса и стрессоустойчивости у спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта 58
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 67
Приложение 1 70
Приложение 2 77
В настоящие время в нашем мире неуклонно возрастает число психотравмирующих, стрессогенных и фрустрирующих факторов, негативно влияющих на человека, его профессиональное благополучие и здоровье [1, с.10]. Одним из таких факторов можно считать, большой набор требований, который на современном этапе развития общество, предъявляет к профессионалу. Спортивная деятельность относится к профессий особо уязвимых перед стрессом, так как спортсменам приходится решать разнообразные задачи в минимальных условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего эмоциональные физические и энергетические затраты. Профессиональная деятельность спортсмена требует постоянной максимальной мобилизации его собственных ресурсов [1, с.25].
Эта проблема стресса традиционно вызывает большой интерес у ученых и практиков, их связывает между собой многие фундаментальные и прикладные исследования. Обширный научный опыт, по проблеме изучения и борьбы со стрессами накоплен за рубежом В. Вундт, У. Джемс; Р. Йеркс, Дж. Додсон; У. Кеннон; Р. Лазарус; Г. Селье и другие. Из-за этого растет постоянный интерес, к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости в отечественной науке. Данной проблематикой занимались такие психологи, как: В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, А. А. Виру, Н. Е. Водопьянова, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев- Смык, А. Б. Леонова, И. Г. Малкина - Пых, В. Л. Марищук, К. И. Погодаев, Ю. В. Щербатых и другие. Однако, несмотря на наличие количества работ, раскрывающих психологические проблемы стресса и стрессоустойчивости, еще остается много вопросов, связанных с пониманием особенностей стресса и стрессоустойчивости спортсменов в процессе осуществления ими профессиональной деятельности [1, с.28].
Спортивная деятельность становится областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высоким уровнем требований,
к психике и физиологии спортсменов [27, с.59].
Необходимость адаптации к регулярному повышению спортивных нагрузок, рост результатов и спортивного мастерства, высокая конкуренция характеризуют современный спорт. Для осуществления целей спортивной деятельности и решения поставленных задач спортсменам приходится испытывать нагрузки, которые характеризуются высокой стрессогенностью, преодолевать широкий спектр влияющих на него стресс-факторов как внутренней, так и внешней природы. Поэтому у исследователей и практиков сохраняется устойчивый интерес к свойствам личности, которые обеспечивают эффективное противодействие стрессорам в спорте, к предпосылкам стрессоустойчивости, взаимосвязи с результативностью выступлений спортсменов в соревнованиях [1, с.63; 2, с.24].
В настоящем времени, в спортивной психологии достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях, но до сих пор остаются востребованными знания о теории стрессоустойчивости [1, c.66 ]. Рассматривая спортивную деятельность как разновидность труда, осуществляемую для достижения максимального спортивного результата, Н. Е. Водопьянова учитывает тот факт, что стресс-факторы деятельности являются неотъемлемым компонентом ее структуры, ограничивающие эффективное функционирование всех систем организма и психики. В данную область попадают вопросы, связанные с изучением: профессионально ценных особенностей психики спортсменов, включающих в себя рациональную регуляцию психических состояний, мотивов и поведения, особенностей функционирования психики в экстремальных условиях соревнований; диагностики, коррекции и профилактики неблагоприятных состояний [1, с.69].
На наш взгляд, первостепенное значение в этом
направлении имеет разработка вопросов, которые отражают содержание подготовки спортсменов различной квалификации на основе использования
научных данных о стрессоустойчивости как полифункциональном, системном и разно уровневом свойстве, проявляемом в напряженных условиях спортивных соревнований.
Сохранение актуальности проблемы стрессоустойчивости спортсменов, влияние стресс-факторов на их достижения свидетельствуют о ее нерешенности [1, с.75].
Изучив многие работы, исследования показали, что проблема стрессоустойчивости спортсменов, понимается различными
исследователями по-разному ввиду отсутствия единой теории стресса и не может сводиться только к эмоциональной. Необходимо учитывать другие свойства личности, проявляющие антистрессовый характер.
Таким образом, важность формирования
высокой стрессоустойчивости в спортивной деятельности, с одной стороны
это недостаточность основных теоретико-методологических и методических подходов к решению проблемы, с другой стороны, определили актуальность разработки данной темы [13, с.173].
Объектами исследования - психологические детерминанты
стрессоустойчивости в спорте.
Предмет исследования - психологическое содержание стресс- ситуаций и копинг-поведение у спортсменов различных специализаций (групповых и индивидуальных видов спорта).
Цель исследования - рассмотреть особенности проявления
стрессоустойчивости и психологические детерминанты стрессоустойчивости у спортсменов в различных специализациях.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования ставились и решались такие задачи:
1. Проанализировать понятие «стресс» и «стрессоустойчивость» в условиях спортивной деятельности.
2. Выявить особенности самочувствия у спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта в условиях экстремальных ситуаций.
3. Определить психологическое содержание и выраженность соревновательных стресс-ситуаций у спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта .
4. Выявить особенности копинг-стратегии у спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта.
5. Рассмотреть взаимосвязи самочувствия в экстремальных ситуациях, психологического содержания стресс-ситуаций с копинг-стратегиями спортсменов.
6. Определить специфические особенности психологического содержания стресс-ситуаций, копинг-стратегий и их взаимосвязи у спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта.
7. Выявить гендерный различия в изучаемых показателях у спортсменов групповых и индивидуальных видах спорта.
8. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости с учетом спортивных специализаций (групповых и индивидуальных видов спорта)
Теоретической-методологической основой исследования стресса и стрессоустойчивости у спортсменов В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, Н. Е. Водопьянова, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. Б. Леонова, И. Г. Малкина, Т.Г. Бохан.
Методическая база исследования:
1. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
адаптированная Т.А.Крюковой [31, с.44].
2. Методика «Соревновательные стресс-ситуации» СССР. Р.Фрестера [32, с.67].
3. Методика «самочувствие в экстремальных ситуациях» А.Волков, Н.Водопьянова [33, с.29].
4. Методы математической статистики: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, Кендал-Тау.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в психологической помощи спортсменам индивидуальных и групповых видов спорта, решение стресса и стрессовых ситуации во время тренировочного процесса и соревновательного периода.
База исследования: в исследовании приняло участие четыре группы респондентов, в возрасте от 18 до 23 лет. Спортсмены групповых видов спорта (баскетбол) юноши (n=11) и (баскетбол) девушки (n=11), спортсмены индивидуальных видов спорта (единоборства) юноши (n=14) и (спортивная гимнастика) девушки (n=14). Общую выборку составили 50 человек. Диагностика спортсменов была проведена в предсоревновательный период.
Таким образом, анализ литературы зарубежных и отечественных авторов по проблеме стресс и стрессоустойчивость у спортсменов. Выяснил, что стресс - это часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но не избегать его.
Здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса - это не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы.
Проблема стресса и стрессоустойчивости у спортсменов имеет важное и неоднозначное значение и включает в себя ряд проблем, обсуждаемых в литературе.
В спорте существует много стрессогенных факторов, которые оказывают влияние на спортивные результаты. Одна из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Копинг направлен на устранение ситуацией психологической угрозы. Совладение представляет собой способ взаимодействия человека с ситуацией, учитывая ее собственную логику, значимость в жизни человека и психологическими возможностями самого человека.
Выделяют более эффективные копинг-стратегии и менее эффективные копинг-стратегии. К более эффективным можно отнести попытки решить проблему самостоятельно, изменение собственных установок в отношении ситуации, поиск информации, объективная оценка ситуации, вмешательство в ситуацию, самоконтроль, принятие ответственности.
К менее эффективным относятся закрытость для информации, избегание, самообвинение, отвержение проблемы, уход от социальной поддержки, признание поражения.
Так как в спорте очень много стресс-факторов, то в прямой обязанностью спортивных психологов является разборка и внедрение необходимых программ для формирования конструктивного копинг- поведения у спортсменов. Таким образом необходимо выяснить какие копинг-стратегии используют спортсмены в разных специализациях для преодоления стресса и какая ситуация наиболее сильно влияет на спортсмена.
Методическая база для исследования:
1. «Самочувствие в экстремальных ситуациях» (А.Волков,
Н.Водопьянова).
2. «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированная Т.А.Крюковой).
3. «Соревновательные стресс-ситуации» (ССС Р.Фрестер).
Анализ и обобщение результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами:
1. У многих спортсменов групповых видов спорта выявлено, что преобладает высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, умеренное самочувствие в стрессовых ситуациях, психофизиологическая усталость отсутствует, нарушение воли проявляется слабо, эмоциональная неустойчивость редко меняется в течение дня без явных причин, склонность к тревожным реакциям и немотивированным опасениям, могут способствовать предложениям многих вариантов выхода из проблемной ситуации. Однако значения по шкале «Нарушения воли» говорит о том что многие спортсмены данной группы могут испытывать трудности в управлении своими мыслями и желаниями.
У большинства спортсменов в индивидуальных видах спорта выявлено: устойчивое самочувствие в стрессовых ситуациях,
психофизическая усталость отсутствует, нарушение воли проявляется слабо, склонность к тревожным реакциям и ненормативным опасениям, которые могут способствовать предложениям многих вариантов выхода из проблемных ситуациях.
Спортсмены групповых видов спорта испытывают склонность к нарушению воли в предсоревновательный период, так как спортсмены индивидуальных видов спорта не испытывают трудности в управлении своими желаниями, а так же концентрируются на одном деле или действии.
2. У спортсменов групповых и индивидуальных видов спорта равнозначно, преобладает копинг на решение задач, что говорит о продуктивном подходе к решению задач, стремление сосредоточится на проблеме, проанализировать её, все взвесить и принять наиболее оптимальное решение. Погружаясь в эмоциональные переживания склонны рационально оценивать ситуации, у спортсменов умеренно выраженная напряженность, сосредоточенность на своих и общих недостатков и способность решить проблему.
У спортсменов групповых видов спорта уровень ориентированности на избегание решения трудной задачи, среднее выраженное стремление думать о чем то другом, отвлекаясь на общения, отдых и развлечения.
А у спортсменов индивидуальных видов спорта в стрессовых ситуациях подвержены избеганию. Спортсмены не могут рационально оценить ситуацию и решить проблему, они подвержены эмоциональному дискомфорту.
3. У спортсменов не было выявлено значимых различий по факторам, стресс не проявляет возникновения субъективного неприятные переживания в ходе спортивной борьбы или неудачного исхода, опасности поражения, объективные влияния соревнований растет с повышением мастерства и соревновательного опыта. Ситуации успеха дает спортсменам уверенность в себе и общей установки, в личном плане эти показатели соответствуют достаточной самостоятельности и самоконтролю. Неудача при выполнении
деятельности представляет собой психическую нагрузку, которая усиливается и может приобрести характер стресса.
4. Выявлены различные корреляционные связи между спортсменами групповых и индивидуальных видов спорта:
- В групповых видах спорта, спортсмены выстраивают определенные стратегии достижения необходимого результата, что является спортивным процессом стратегического планирования и реагирования на стрессовые ситуации. Спортсмены со сниженной психической и физической активностью более склонны к частой изменчивости настроения без явных причин или в зависимости от внешних обстоятельств.
- В индивидуальных видов спорта, спортсмены в соревновательном и тренировочном периоде, легко реагируют на стрессовые ситуации, достигая при этом необходимого результата.
- Спортсмены групповых видов спорта часто принимают успокаивающие или стимулирующие средства, испытывают трудности в разрешение проблемы.
- Спортсмены индивидуальных видов спорта не могут сконцентрироваться на одном деле, из-за этого у них ухудшается настроение, отмечаются жалобы на качества сна, повышенная склонность к тревожным опасениям и трудности отключится от мелких конфликтов.
- В групповых видах спорта у спортсменов выраженная склонность к тревожным реакциям, стремление после сильных стрессов «забыться» и «отключится» от всего, в состоянии безнадежности происходит нарушение способности приспособления организмов к условиям существования.
- В индивидуальных видах спорта у спортсменов в ситуации социально-психологического влияния ухудшают деятельность в предсоревновательный период, это влияет на объективные ситуации соревнований, приводят к ситуации вегетативных функции.
5. Гендерные различия у спортсменов в индивидуальных и групповых видов спорта.
- В групповых видах спорта девушки и юноши не отличаются по выраженности показателей самочувствия в экстремальных ситуациях.
- У юношей и девушек индивидуальных видов спорта выявлены различия по шкалам «Нарушение воли» и «Тревога и страхи», это означает, что в некоторых ситуациях девушки испытывают трудности в управлении своими мыслями и желаниями, а так же концентрации на одном деле, у них более выражена склонность к тревожным реакциям и немотивированным опасениям, повышенная чувствительность в отношении тех негативных событий или неудач, которые только предположительно могут быть.
- У спортсменов групповых видах спорта выявлены различия по объективным стрессовым ситуациям и стресс-ситуации успех-неудача - девушки более подвержены переживанию этих стресс-ситуаций.
- У спортсменов индивидуальных видах спорта по стресс-ситуациям не было выявлено различий между юношами и девушками.
- У спортсменов групповых и индивидуальных видах спорта не было выявлено различий между копинг-стратегиями, спортсмены погружаясь в эмоциональные переживания склонны рационально оценивать стрессовые ситуации, повышенная сосредоточенность на своих и общих недостатков, способность решать проблемы, выраженное стремление думать о чем-то другом, отвлекаясь на общение и развлечения.
6. На основании выявленных закономерностей взаимосвязи психологического содержания стрессовых ситуаций, самочувствия в экстремальных ситуациях и особенностей копинг-стратегий можно определить практические рекомендации по развитию стрессоустойчивости у спортсменов с учетом различных специализаций (индивидуальные и групповые виды спорта):
- Спортсменам в групповых видах спорта для повышения волевых качеств рекомендуется, повышать самооценку и восприятие, концентрироваться на одном деле, рационально оценивать ситуации, отвлекаться от стрессовых ситуации, избегать негативных мыслей, отвлекаться на общение, любимые занятия. тогда в стрессовых ситуациях у них не будут возникать трудности в управлении своими мыслями и желаниями, у спортсменов будет низкая чувствительность в отношении тех негативных событий или неудач, которые только могут произойти или случится. Повышать психическую и физическую активность, не думать о тех негативных событий которые только могут произойти, пробовать находить различные варианты разрешения проблем.
- Спортсменам индивидуальных видов спорта рекомендуется рационально оценивать ситуации и решать возникшие проблемы, а не избегать её. Тогда спортсмены не будут подвергаться эмоциональному дискомфорту. Для того чтобы спортсмены не избегали стрессовых ситуации, им нужно развивать ориентирование на решение задач, тем самым пытаться планомерно или целенаправленно разрешать проблемные ситуации, быть уверенными в себе и своих установках, при неудачах на соревнованиях рекомендуется не отчаиваться, а продиагностировать все недочеты и работать над ними, для повышения как спортивного результата так и эмоционального настроения
- В соревновательном процессе спортсмены не только должны настраивать себя на результаты, сколько концентрироваться на процессе самой деятельности, находится в хорошем настроение и физическом здоровье, пренебрегать негативные смысли и предположительные неудачи, настраивать себя на положительный результат, а в случае неудачи не отчаиваться, а работать над выявленными ошибками и повышать своё мастерство.
1. Алиев Х.М. Защита от стресса: как сохранить и реализовать себя в современных условиях /Х.М.Алиев. - М., 1996. - 239с.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы /В.А.Бодров. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН". - 2005. - 136с.
3. Варданян Б.Х Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: 1993. - 389с.
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса /Н.Е.Водопьянова. - СПб.:Питер, 2009. - 336с.
5. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192с.
6. Зильберман П.Б эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора .- М.: Наука, 2000. - 487с.
7. Китаева М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие / М.В.Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208с.
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А.Китаев-Смык. - М.: Наука, 1993. - 368с.
9. Лазарус Р.С Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Левин.- Л.: Медицина, 1990. - 562с.
10. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Пер. с англ., послесловие. В.И Столярова // М.: « Физкультура и спорт», 1999.- 176с.
11. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З.Меерсон. - М.: Наука,2001. - 278с.
12. Немчинов Т.А Состояние нервно-психического напряжения .- Л.,1993.- 452с.
13. Рутман Э.М Надо ли убегать от стресса ? - М.: Физкультура и спорт,
2000. - 372с.
14. Селье Г. Стресс без ди-стресса/Г.Селье. - М.: Прогресс, 1992. - 128с.
15. Суворова В.В. Психофизиология стресса /В.В.Суворова. - М.: Педагогика, 1995. - 208с... 40