Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АСТРОЛОГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Работа №180751

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 2
Глава 1. История становления и разделы астрологии
1.1 История становления и разделы западной астрологии 5
1.2 История становления и разделы индийской астрологии 10
1.3 Основные методологические различия западной и восточной
астрологии 16
1.4 Проблема научности астрологии 20
Глава 2. Историческое сознание в трудах астрологов.
2.1 Понятие и характеристики мунданной астрологии 31
2.2 Исторический процесс: интерпретация астрологов 39
2.3 События российской истории в интерпретации астрологов 45
Заключение 66
Источники 68
Литература 69

Данная работа посвящена изучению феномена астрологии в контексте исторического и мифологического сознания. Актуальность темы исследования обусловлена стабильным интересом к астрологии в обществе, всплеск которого произошел в 1980-е гг.; с тех пор он заметно снизился, но и сегодня редкая газета обходится без гороскопа на своих страницах; по утверждению самих астрологов, их услугами пользовались и пользуются высокопоставленные политики и финансисты по всему миру. Подавляющее большинство ученых относится к астрологии критически - от умеренного скепсиса до резкого неприятия. Вместе с тем у ряда ученых астрология вызывает интерес в качестве объекта изучения. Существуют труды по истории астрологии (Д. Куталев, Жилински, Бэйджент и др.) и многочисленные критические произведения (Сурдин, Гинзбург, Михайлов и т.д.); в данной работе предпринимается попытка непредвзято оценить положение астрологии в системе знаний, обобщить и систематизировать взгляды на астрологию в целом и историческое сознание астрологов «изнутри» и «извне».
Цель работы - определить место, занимаемое астрологией в культурах Запада и Востока (на примере Индии), проанализировать представления астрологов об истории и оценить научность астрологии.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- изучить происхождение, этапы становления и современное состояние индийской и западной астрологических традиций, их общие черты и различия;
- охарактеризовать представления астрологов о движущих силах истории, направлении исторического процесса, периодизации истории и важности тех или иных исторических событий;
- проанализировать представления астрологов с точки зрения характеристик научного познания.
Объектом исследования являются астрология в ее историческом развитии.
Предметом исследования являются место и роль астрологии в духовной культуре человечества и историзм во взглядах астрологов.
Хронологические рамки исследования: в разделе, посвященном этапам становления астрологии - с древнейших времен до современности. В разделе, посвященном представлениям астрологов об истории России, речь идет о новейшей отечественной истории (с 1917 г. до наших дней).
Работа состоит из двух глав. Первая глава содержит общую характеристику западной и ведической астрологических традиций и включает четыре раздела: первый из них посвящен истории и методологии западной астрологии, второй освещает те же вопросы в отношении индийской астрологии (Джьотиш), в третьем разделе приводятся основные различия в подходах западных и индийских астрологов и в философской базе, подведенной под обе традиции (этот раздел написан с опорой на статьи ведических астрологов, склонных скептически относиться к западной системе; было бы справедливо привести аргументы западных астрологов, но мы ими не располагаем). Четвертый раздел посвящен проблеме научности астрологии.
Вторая глава посвящена историческому сознанию в астрологии. Поскольку с историей и политикой связана преимущественно мунданная (мировая) астрология, первый раздел второй главы содержит более подробную по сравнению с первой главой характеристику мунданной астрологии и специалистов по ней; второй раздел освещает непосредственно историческое мышление астрологов - их представление о направленности времени и причинах исторических событий; третий раздел посвящен истории России в интерпретации астрологов.
В качестве источников для написания данной работы использован ряд статей и книг современных астрологов. Основным источником по западной астрологии стал монументальный труд Бэйджента, Кэмпиена и Харви «Мировая астрология» . Среди главных источников по Джьотиш стоит назвать труды доктора Рао и его учеников (транскрипция семинара «Уроки мастера» , проведенного в Москве, и классический труд М.С. Мехты и Радхики Рао «Time Tested Techniques of Mundane Astrology» ), статья Шьямасундары даса о ведической астрологии, а также перевод «Прашна- тантры» Шри Нилаканты (датируемой 1567 г. н.э.). Из научной литературы по данной теме использованы в основном диссертация , книги и статьи Д. Куталева (Р. Броля) , «История астрологии» Жилински , статья Рами Блекта о различиях ведической и западной астрологии, а также ряд критических и не очень статей современных ученых и блоггеров, выясняющих, является ли астрология наукой или лженаукой. В числе прочего использовались статьи из электронной энциклопедии, которые, хотя и не являются авторитетным научным ресурсом, все же способны создать общее впечатление о предмете.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были отслежены основные этапы истории астрологии. Можно отметить, что европейская астрология утратила свой авторитет в результате политических и социально-экономических потрясений, происходивших в Европе в XVII-XIX вв. Разумеется, свою роль сыграли научные открытия в области физики и астрономии, но те же самые научные открытия не оказали столь существенного влияния на отношение к астрологии в Индии. Астрологические традиции Запада и Востока имеют много общего в структуре и методологическом аппарате; однако различие в путях исторического развития определяет разницу в отношении к астрологии на Востоке и Западе. На современном Западе использование религиозных или астрологических аргументов в научной работе не принято и гарантированно вызовет скептическое отношение, астрология, как и религия, для западной науки является не более чем объектом изучения. Традиции Востока обуславливают отношение к астрологии (и тем более религии) как к серьезной науке и важного аспекта жизни. На Западе о научности астрологии говорят только отдельные астрологи, хотя астрологии присущи отдельные черты науки - можно говорить о внутренней упорядоченности и системности астрологической теории, до определенной степени к астрологии применим критерий верификации, хотя критерий фальсификации крайне затруднен (как результат способности астрологии найти правдоподобное объяснение чему угодно. Таким образом, можно говорить о наукообразности астрологии, но ее научность вызывает у исследователей серьезные сомнения.
Астрологи обеих школ при составлении гороскопа страны ориентируются на традиционный метод составления натальной карты государства, и только Куталев и Асадуллина предлагают альтернативный подход, ссылаясь на трудности с определением момента рождения конкретного государства. Стоит обратить внимание на те события, которые российские и зарубежные астрологи считают моментами рождения российского государства. Если относительно современной России (РФ) мнения относительно даты ее рождения едины (12 июня, день провозглашения независимости России), то по поводу момента рождения Советской России такого единства мнений нет. И если для индийских астрологов гороскоп СССР, похоже, вообще не представляет интереса, то Бэйджент однозначно определяет момент рождения советского государства как взятие Зимнего и арест Временного правительства, то для российского астролога, Д. Куталева, Октябрьская революция представляет собой лишь одно из цепи событий, знаменовавших смену власти в 1917 г. Для Куталева датой рождения советского государства является момент подписания договора об образовании СССР. Рискнем предположить, что такое расхождение во взглядах связано с тем, что для западного человека (находящегося по ту сторону железного занавеса) более важен момент смены идеологии с либеральной (капиталистической) на коммунистическую; для россиянина же более важным выглядит момент формального образования государства.
Для астрологов в целом характерно циклическое представление об историческом процессе; эти циклы определяют и периодизацию истории, хотя в своих трудах астрологи придерживаются традиционной периодизации (древний мир - средние века - современность). Говоря о движущих силах истории, астрологи, хоть и отмечая важную роль лидеров в обществе и тесную связь их гороскопов с гороскопами стран в целом, говорят о предопределенности крупнейших событий циклами движения небесных тел. Конкретно в случае России отмечается тесная связь гороскопов страны и ее президента, причем об этом говорят представители обеих школ. При этом мало кто из астрологов настроен полностью фаталистично: обычно астрологи выражают надежду, что политические лидеры, будучи предупрежденными о возможности наступления тех или иных событий, смогут избежать значительных потерь от неблагоприятных процессов и извлечь максимальную выгоду из благоприятных.



1. Бэйджент М., Кэмпион Н., Харви Ч. Мировая астрология: введение в астрологию стран, народов и организаций. - Aquarian/Thorsons. An Imprint of Collins Publishers, 1999. - 528 с.
2. Д. Куталев. О времени рождения Владимира Путина. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://astrologic.ru/famous/putin 1 .htm, свободный 09.04.2017
Джьотиш:
3. Шри Нилаканта. Прашна-тантра: хорарная астрология. Пер. с англ. - М.: Саттва, 2003. - 192 с.
4. Шримад-Бхагаватам. Десятая песнь «Суммум Бонум» (главы 1-13). Перевод и комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. The Bhaktivedanta Book Trust, 2006. - 768 с.
5. M.S. Mehta, A. Radhika Rao. Time Tested Techniques of Mundane Astrology. - Guide and editor K.N. Rao. - Delhi: Vani Publications, 2008. - 304 p.
6. Уроки мастера. - Учебный семинар по ведической астрологии доктора Катамраджу Нараяна Рао, Москва, 2007 г. - СПб., Ведалайф, 2008. - 120 с.
7. Шйамасундара Даса (Джйотиш Шастри). Что такое ведическая
астрология? - Электронный ресурс. Режим доступа:
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?lang=ru&fmode=inject&tld=ru&text=джйотиш %20шйамасундара&url=http%3A%2F%2Fwww. shyamasundaradasa. com%2Fjyo tish%2Fresources%2Farticles%2Fpdf versions%2Frussian%2Fwiva rus.pdf&noc onv=1&l10n=ru&mime=pdf&sign=cd261c1f3f56a376efd4e66e267a30cc&keyno= 0, свободный 15.05.2014.
8. Бхригу. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Нйр8://аишпашаН8Ыуауа^огбрге88.сош/2009/09/18/бхригу/, свободный
16.05.2014
9. Индрадьюмна Свами: прошлое, настоящее и будущее. Ведическое информационное агентство Мидгард-Инфо. Электронный ресурс. Режим доступа: http://via-midgard.info/news/article/22143-indradyumna-svami-proshloe- nastoyashhee-i.html, свободный 15.05.2014.
10. Давид Фроули. Астрология провидцев. Руководство по ведической/ индийской астрологии. Пер. с англ., третье издание. - М., Саттва, Профиль, 2012. - 384 с.
11. Ведический гороскоп России и Путина. - Электронный ресурс.
Режим доступа: http://yellowpgs.ru/russia/102-vedicheskij-goroskop-rossii-i-
putina.html, свободный 09.04.2017
Литература
12. Жилински К. История астрологии. — М.: Издательский дом «Профит Стайл», 2007. — 304 с.
13. Д. Куталев. История астрологии. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://astrologic.ru/library/history 1 .htm, свободный 15.05.2014
14. Д. Куталев. Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук по специальности «Теория и история культуры». - Электронный ресурс. Режим доступа: http://astrologic.ru/culture/disser/index.htm, свободный 15.05.2017
15. Джьотиша. Статья из интернет-энциклопедии «Википедия». Электронный ресурс. Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki/Джьотиша, свободный 15.05.2017.
..28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ