Введение 3
Глава 1 Фотопроект в экспедиции: жанры, визуальный язык, поиск героев 7
Глава 2 Этапы создания фотопроекта «Еврейская страна» 20
Заключение 50
Список литературы и использованных источников 52
Для того чтобы снять фотопроект в другом регионе, журналист должен отправиться в экспедицию на определенное количество времени. Такой вид работы отличается от заданий на месте постоянного проживания или от работы наездами, когда журналист приезжает на местность несколько раз на короткие промежутки времени. В экспедиции отправляются как штатные сотрудники СМИ для создания фотопроекта по теме, которую предложила редакция, так и фотографы-фрилансеры для изготовления своих авторских проектов.
Большой энциклопедический словарь дает определение: экспедиция (от лат. expeditio - приведение в порядок, поход) - это поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием; группа участников такого мероприятия. [Большой энциклопедический словарь / ред. А.П. Горкин. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2002]
Таким образом, применительно к фотожурналистике экспедиция — это поездка фотожурналиста в другой регион на определенный срок с целью создания фотоистории или фотопроекта.
Дадим определение учебной экспедиции школы современной фотожурналистики «ДокДокДок», в которой принял участие автор этой работы. Экспедиция в «ДокДокДок» — это фотографическое учебное мероприятие, где учат работе фотожурналиста «в поле», каждый участник в течение недели работает над своим собственным проектом или фотоисторией, решая вопросы, связанные с доступом (к организациям, героям), самой съёмкой и формированием идеи.
Учебные экспедиции «Докдокдок» отличаются от обычных экспедиций фотожурналистов тем, что они носят образовательный характер, в поездку отправляется группа людей, а не один специалист, а также куратор, который корректирует действия студентов по ходу экспедиции.
В своем фотопроекте «Еврейская страна» (рабочее название), который был сделан во время участия в экспедиции с фотошколой, автор настоящего дипломного сочинения предпринял попытку продемонстрировать через настоящую действительность историю переселенческой политики евреев на Дальний восток 30-х годов и создания Еврейской автономной области. Автор исследует современных представителей еврейства в Биробиджане, через их воспоминания. Через память, которая осталась в области, автор пытается восстановить события прошедших времен.
Еврейская автономная область образовалась в 1934 году с целью освоения территории Приамурья и укрепления границ на Дальнем востоке. Евреи были включены в переселение и наделены территорией, чтобы решить еврейский вопрос (дать право на самоопределение и привлечь еврейское население к труду), а также с целью привлечения средств от еврейских организаций из-за рубежа. Евреи никогда не составляли большинства населения ЕАО, самой большой численности титульная нация достигла в 1937 году - 20 тыс. В связи с миграцией доля евреев в области постоянно уменьшается, в 2010 году их количество составляло 1 % от всего населения, но название и статус автономной области сохраняется до сих пор.
Автор фотопроекта хотел показать современный Биробиджан, применив социокультурный подход. Мы предприняли попытку рассмотрения целого общества как единства культуры и социальности через портреты людей, пейзажи города и поселков, основанных первыми переселенцами, а также через натюрморты вещей, связанных с этой историей. Для этого мы работали в режиме экспедиции и использовали жанр путевого фотоочерка.
В следующем разделе мы выявим особенности учебной экспедиции, в которой побывал автор данной работы, они будут актуальны и для обычной фотожурналистской экспедиции.
Целью работы является создание проекта в жанре путевого фотоочерка, а также выявление особенностей работы фотожурналиста в режиме экспедиции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию экспедиции
• выявить особенности работы фотожурналиста в экспедиции
• дать определение жанру фотоочерк;
• дать определение жанру путевого фотоочерка.
• рассказать о предпосылках появления данного жанра;
• обозначить разницу между репортажем и фотоочерком. Выявить и объяснить различия;
• сделать анализ фотографий основоположников данного жанра, выявить основные приемы, используемые ими при создании фотоочерка;
• проанализировать опыт экспедиции в Биробиджан.
Объект нашего исследования - жанр путевого очерка;
Предмет - особенности работы фотожурналиста в режиме экспедиции.
В первой главе анализируется опыт, полученный студентом в экспедиции, и выявляются особенности работы в режиме экспедиции, а также рассматривается понятие жанра путевого фотоочерка. Будут перечислены основоположники и мастера данного стиля, проанализированы их работы. В ходе этого анализа будут выявлены принципы, используемые ими при создании фотоочерков.
Во второй главе представлен авторский дипломный фотопроект «Еврейская страна»: описаны этапы работы над проектом, продемонстрированы особенности экспедиции.
В ходе исследования мы обращались к работам таких авторов как Н.И. Ворон, В.Ю. Вяткин, А.И. Лапин, А.А. Тертычный и других.
Актуальность темы обусловлена тем, что работа в экспедиции является распространенной практикой среди фотожурналистов и документальных фотографов, поэтому есть необходимость в изучении этого вида работы. Результаты экспедиционных фотоснимков обладают более глубокой проработкой темы, чем результаты других режимов работы, таких как работа в регионе постоянного проживания или работа наездами. Глубокая проработка идеи нужна, когда поверхностного видения недостаточно, это достигается при помощи особенностей экспедиции, таких как глубокая погружённость в тему, возможность корректировки работы, сбор большого количества материала и др.
Выводы по результатам исследования представлены в заключении, прилагается список использованной литературы.
Подводя итог нашего исследования, перечислим особенности работы фотожурналиста в экспедиции, которые мы выявили, анализируя наш опыт:
• глубокое погружение в тему
• свежий взгляд на новую местность
• поиск героев с помощью живого общения - местные жители рады иногороднему гостю
• корректировка работы по ходу экспедиции
• сбор большого количества материала
• в экспедиции есть только определенный набор техники
• непривычные условия обитания
Отправляясь в экспедицию, журналист едет на место с целью снять проект, определенное количество дней он будет заниматься только исследованием своей темы, тем самым ему обеспечена глубокая погруженность.
Изучая область, в которой журналист раньше не был, он найдет больше особенностей, интересных фактов и тем для исследования, чем в своем регионе постоянного проживания, поскольку к своим родным местам он уже привык. Часто местные жители удивляются, почему журналисты приезжают к ним в регион, так как они считают, что ничего интересного у них в области нет.
В экспедиции можно искать героев непосредственно на месте, заходя в организации, спрашивая на улице. Личное общение, вызывает большее доверие, чем звонок по телефону или сообщение в соц. сетях. Если у человека есть знакомый, который нужен для проекта, то фотографу лучше попросить позвонить этого человека самому, чтобы он рассказал о нем потенциальному герою, тем самым возрастет доверие. Брать у людей номера и обзванивать их самостоятельно - не так эффективно. То, что журналист приехал из другого города, помогает в общении с людьми. Иногородний человек вызывает интерес у местных жителей, потому что он проделал большой путь, чтобы добраться до цели.
Условия экспедиции позволяют корректировать работу фотографа, который обладает достаточным количеством времени, чтобы переснимать фотографии несколько раз, например, можно вернуться к герою и сфотографировать его в другой обстановке. По ходу экспедиции можно смотреть отснятый материал, анализировать ошибки, и не допускать их в следующей съемке. Также экспедиция позволяет создавать фотоснимки в разных погодных условиях, можно дождаться подходящей погоды. Можно выбрать день или время суток, когда на улице мало машин и людей или наоборот, в зависимости от того, что нужно фотографу.
Экспедиция позволяет отснять большое количество материала, так как журналист имеет достаточное количество времени для этого. В начале экспедиции, когда исследователь только определяется с формой изображения, он может снимать всё подряд, чтобы потом выделить из этого главное, нужное для темы проекта.
Журналист в экспедицию отправляется с определенным количеством техники, он не сможет дополнить этот набор и придется пользоваться тем, что есть. Также журналист может столкнуться с непривычными условиями обитания, например в деревнях нет гостиниц, там надо будет искать возможность снять жильё у местных жителей, либо жить в школе, доме культуры, а отправляясь, в заповедник, он будет жить в палатке или лесном домике.
Таким образом, перечисленные особенности работы фотожурналиста в условиях экспедиции позволяют достичь более глубокой проработки темы, чем в других режимах работы фотожурналиста.
1. Бергер Дж. «Искусство видеть»/ Пер. с англ. Е. Шраги. - СПб.: Клаудберри, 2012.
2. Большой энциклопедический словарь / ред. А.П. Горкин. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2002.
3. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики, 2012.
4. В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Ба¬кулина, Л. В. Сёмовой. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ло¬моносова, 2011.
5. Дайер Дж. «Самое время»/ пер. с англ. - СПб.: Клаудберри, 2017
6. Колосов, А.А. Новый взгляд на жанры фотожурналистики / А.А. Колосов. - М.: АСТ, 2012.
7. Лапин А. Фотография как. - Издатель Л.Гусев. Москва 2004.
8. Руйе А. «Фотография. Между документом и современным искусством»// ООО «Вимбо», 2005.
9. Тертычный А.А. Учебное пособие. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000.
10. Фриман. М. Фотоочерк. Искусство создания ярких визуальных историй. Добрая книга - М., 2013.
11. Чапник Г. «Правда не нуждается в союзниках»// пер. В. Шраги - СПб.: Клаудберри, 2016.
12. Шор С. «Природа фотогрфии»// издательство Phaidon, 2007.
Ссылки на электронные ресурсы:
1. Сандуляк А. Лекция «Современная фотография. Эстетика Deadpan Photography» от School of Visual Communication [Электронный ресурс]// https://www.youtube.com// URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=xw5nH2_j sOw
2. Статья об Алике Соте [Электронный ресурс]// http://f64.space// URL: http://f64.space/alek-sot-pesennik-sobachi-dni-sny-vdol-missisipi/
3. Хованская Е. фотопроект «Живые» [Электронный ресурс]// exp.docdocdoc.ru// URL: http://exp.docdocdoc.ru/xv-элиста/live/