АННОТАЦИЯ 3
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Образ человека в графике 6
1.1.1 Фигура человека в произведениях высокой печатной графики 12
1.1.2 Образ человека в линогравюре 18
1.2 Влияние окружения на восприятие образа человека 21
1.3 Средства передачи образа 24
2.1 Особенности техники высокой печатной графики 26
2.2 Этапы работы над эскизами 29
2.2.1 Линейный поиск эскизов 30
2.2.2 Создание трехтоновых эскизов 33
2.2.3 Итоговые эскизы 34
2.3 Создание печатных форм 35
2.4 Процесс печати линогравюры 36
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКЕ ЛИНОГРАВЮРЫ ДЛЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
3.1 Краткая характеристика проекта 39
3.2 Возрастные особенности учащихся 15-17 лет 41
3.3 Содержательное наполнение занятий 42
3.4 Апробация занятия в технике линогравюра 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 53
Линогравюра — это один из самых выразительных и доступных видов графического искусства, который на протяжении большого времени привлекает художников и зрителей благодаря своей уникальности в технике исполнения и возможности создания ярких, контрастных изображений.
Образ человека в линогравюре занимает важное место, так как он позволяет не только передать физические характеристики образа, но и выразить внутренний мир, социальные взаимоотношения, в которых существует изображаемый человек. Образ человека может быть, как и реалистичный портрет, так и абстрактным символом. Таким образом, исследование образа человека в линогравюре не только обогащает наше понимание в данной технике, но и дает новые возможности для изучения и анализа человеческой сущности и ее представления в искусстве.
Выбор данной темы обоснован сложностью исполнения изображения человека в линогравюре. Кроме того, общая тема серии линогравюр связана с кафедрой изобразительного искусства, на которой проходилось обучение в течение четырех лет. Таким образом, в работе запечатлены моменты повседневности в пространстве учебного заведения.
Актуальность выбранной темы обусловлена уникальностью образа человека при использовании линогравюры. Исследование этого образа в контексте линогравюры может существенно способствовать пониманию художественных традиций и новаторских подходов. Линогравюра предоставляет уникальные возможности для выражения художественных идей, а анализ образа человека в этой технике позволяет понять, как художники использовали форму, текстуру и композицию для передачи своих замыслов.
Объектом исследования является образ человека в графических работах на основе линогравюры
Предметом исследования являются способы передачи человеческого образа с помощью выразительных средств линогравюры
Цель дипломной работы заключается в исследовании и анализе образа человека в линогравюре, как художественного явления через выявление стилистических приемов и влияния на восприятие зрителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить образ человека в графических работах;
- Проанализировать использование образа человека в техниках высокой печатной графики;
- Определить композиционные приемы на примере работ художников - граверов;
- Выбрать композицию для реализации серии работ в технике линогравюра;
- Проанализировать методы и этапы работы над линогравюрой;
- Реализовать замысел создания серии линогравюр;
Для выполнения данных задач используются следующие методы:
- Идеографический метод: данный метод фокусируется на детальном описании и анализе конкретных произведений искусства.
- Исследовательско-аналитический метод: применен при анализе графических работ художников с изображением человека.
- Сравнительный метод: сравнение работ различных художников, использующих линогравюру, с акцентом на их подходы к изображению человеческой фигуры.
- Практический метод: предполагает применение полученных теоретических знаний и результатов исследований для исполнения творческого замысла в технике «линогравюра» в изображении образа человека.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и три приложения.
В введении дается определение понятия «линогравюра», а также подчёркивается важность образа человека в графике. Возможности использования данной техники в изображении человека с физической стороны и его сущности. Чем был обусловлен выбор именно такой темы для дипломной работы.
Первая глава посвящена особенности высокой печатной графики, ее видам, сходствам и отличиям.
Вторая глава охватывает создание серии работ, изображающих учащихся и гостей кафедры изобразительного искусства
Третья глава - посвящена созданию авторского курса для подростков возраста 15-17 лет на тему «Создание стилистического портрета/автопортрета в технике линогравюра»
В заключении подводятся итоги исследовательской работы, формируется отчет о проведенной работе с выразительными средствами линогравюры для передачи человеческого образа в серии работ.
Список литературы содержит источники информации, необходимые для подкрепления научно-исследовательской базы.
В приложениях представлены репродукции работ художников, которые приводились в пример и для сравнения, ход работы над практической частью.
Выпускная квалифицированная работа состояла из теоретической и практической части. Исследование образа человека в творчестве художников позволило изучить, как художники относились к человеческому образу на своей работе. Анализ работ художников принес понимание, как использовать определенные техники, для создания серии линогравюр с изображением многофигурных композиций и линогравюр с одним человеком. Приемы авторов помогли разобраться в том, как сделать работы более динамичными и цепляющими взгляд зрителя.
Разработка графической серии работ в технике линогравюра стала возможностью для воплощения личных воспоминаний о кафедре изобразительного искусства, где проходило обучение на протяжении четырех лет. Погружение в технику линогравюры, также демонстрирует достигнутый уровень мастерства по завершению университета.
Основной целью было создание серии линогравюр с изображением кафедры изобразительного искусства и разработка программы мастер-классов «Основы линогравюры», для просветительской деятельности в дополнительном образовании. Данная программа мастер-классов знакомит участников с основами линогравюры, изображением образа человека в графике. В процессе разработки программы мастер -классов был проведен анализ предполагаемой аудитории, изучены возрастные особенности и выявлена специфика преподавания у подростков. Это позволило разработать интересные мастер-классы с разнообразными приемами и знакомством с линогравюрой.
По итогам апробации выявлено, что разработанная программа мастер-классов интересна предполагаемой аудитории, она подходит для реализации просветительской деятельности в дополнительном образовании. Участники проявили активность и заинтересованность, что свидетельствует о значимости такой практики в образовательном процессе.
Кроме того, работа подчеркивает важность интеграции традиционных художественных техник, таких как линогравюра, в современное образовательное пространство. Это не только способствует развитию художественного восприятия и творческих способностей учащихся, но и формирует у них интерес к культурному наследию и современному искусству.
В заключение, можно сказать, что результаты исследования и практической работы открывают новые перспективы для дальнейших исследований в области графического искусства и его применения в образовательной практике. Они могут стать основой для создания новых программ и курсов, направленных на развитие художественного мышления и навыков у молодежи, что, безусловно, будет способствовать формированию нового поколения творческих личностей.
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т. П. Авдулова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.
2. Александрова Н. Русская гравюра XVIII - начала XX века // Очерки по истории и технике гравюры. Тетрадь XIII. - М.: Изобразительное искусвство, 1987. - С. 42.
3. Алешина Л. С., Стернин Г. Ю. «Образы и люди Серебряного века»/ Л. С. Алешина, Г. Ю. Стернин. - М.: Галарт, 2005.
4. Алферев А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А. Д. Алферев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
5. Artchive - онлайн-галерея картин [Электронный ресурс]. - URL:https://artchive.ru/
6. Бакиева О. А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие / О. А. Бакиева. - Тюмень: Из-во Тюменский государственный университет, 2012. - 200 с.
7. Бачурина Л. В. Методическое пособие: «Линогравюра, офорт, оттиск»/ Л. В.
Бачурина. - [Электронный ресурс]. -
URL:https://ciods.ru/docs/special partition docs/metod Ьий/Бачурина%20Л.В.%20Мето дическое%20пособие%20Линогравюра,%20офорт,%20оттиск^1>
8. Бобряшова, О. В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров / О. В. Бобряшова // Академия педагогических идей «НОВЫЙ ВЕК». - 2017. - № 2. - С. 42-47.
9. Богачева И. В., Федоров, И. В. Мастер класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов / И. В. Богачева, И. В. Федоров. - М. : Просвещение, 2012. - 76 с.
10. Богачкина, Л. Г., Богачкин, Б. М. Линогравюра в школе. Из опыта работы / Л. Г. Богачкина, Б. М. Богачкин. - Л. : Просвещение, 1987. - 63 с.
11. Behance - онлайн-платформа для портфолио [Электронный ресурс]. -
URL:https://www.behance.net/
12. Возрастные особенности детей и подростков [Электронный ресурс]. -
URL:https://sdushor-
kotovsk.68edu.ru/docs/infrod/Vozrastnyeosobennostidetejipodrostkov.pdf
13. Волков Б. С. Возрастная психология : в 2-х ч. : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Владос, 2010. - Ч. 2. - 366 с.
14. Выготский Л. С. Педология подростка. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С.
Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 4 т. - 432 с.
15. Гаврилова А. Н. Гравюра. Основные принципы работы с линогравюрой:
методические рекомендации /А. Н. Гаврилова [Электронный ресурс]. - URL:https://umc-chr.ru/wp-content/uploads/2023/11/gavrilova-a.n.-gravyura.-osnovnye- princzipy-raboty-s-linogravyuroj.pdf
...62