Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика интернационализации высшего образования Германии (1999-2023 гг.)

Работа №180723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Германия на пути к интернационализации. Трансформация системы высшего образования Германии в рамках Болонского процесса в 2000-е гг. 13
1.1 Переход системы высшего образования Г ермании к Болонскому
процессу 13
1.2 Адаптация системы высшего образования Германии к Болонской
системе 17
1.3 Итоги реализации Болонского процесса в Германии 22
2. Государственная политика в области интернационализации высшего
образования Германии 30
2.1 Стратегия федеральных и государственных министров науки для
интернационализации университетов 30
2.2 Роль DAAD (Германской службы академических обменов) в
интернационализации системы высшего образования Г ермании 40
2.3 Финансирование DAAD 45
2.4 Итоги реализации политики интернационализации в Германии 47
3. Проблемы и перспективы гармонизации интернационализации
образовательной деятельности высших учебных заведений Германии 52
3.1 Перспективы гармонизации интернационализации образовательной
деятельности высших учебных заведений Германии 52
3.2 Проблемы в сфере высшего образования Германии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63


За последние 100 лет система образования превратилась в основной двигатель экономического роста и процветания, государственного и общественного строительства, а также социального прогресса. Развивая знания и навыки, необходимые обществу, укрепляя социальную сплоченность и подготавливая людей к тому, чтобы они стали компетентными работниками и активными гражданами, образование внесло огромный вклад в мир, в котором мы живем сегодня. Расширение образования и увеличение квалифицированных рабочих и граждан способствовали демократии и переходу к обществам знаний, ориентированным на инновации.
Образование является наиболее важной системой общества для прогнозирования, подготовки и построения будущего. В интеллектуальных беседах и политических дебатах существует большая путаница и мало консенсуса относительно того, в каком направлении двигаться. Некоторые чувствуют себя подавленными разрушительной силой технологий и не видят ясного будущего для образовательных учреждений, существующих уже тысячи лет. Другие утверждают, что предыдущие инновации в образовании потерпели неудачу, и выступают за разворот в сторону дисциплины, запоминания и других тактик, которые преобладали в прошлом. Более того, многие считают, что образование не смогло сдержать свои обещания относительно справедливости, равноправия и социальной мобильности. Поскольку образование - это инвестирование и, следовательно, вера в будущее. Однако, как и в случае с другими глобальными проблемами, с которыми сегодня сталкивается человечество, такими как миграция, изменение климата или глобальное налогообложение, человеческая изобретательность является ключевым фактором. Посредством исследований, опираясь как на фактические данные, так и на мудрость практиков в этой области, а также развивая коллективный разум, воображение и видение, человек может справиться с предстоящими проблемами и создать лучшее будущее. Страны увеличивают свои инвестиции в образование, сосредотачиваясь на эффективности, качестве и доступности образования. В условиях усиливающейся глобализации высшие учебные заведения должны стать более интернационализированными, чтобы успешно функционировать на глобальном образовательном рынке. Интернационализация высшего образования — это процесс, включающий различные стратегии и действия, направленные на увеличение международной составляющей в высшем образовании, а именно: международные обмены студентов и преподавателей, создание совместных программ и исследовательских проектов с университетами из других стран, а также привлечение иностранных студентов и преподавателей. Интернационализация высшего образования способствует культурному обмену, повышению качества образования и подготовке студентов к работе в мировом масштабе. Это также означает конкурс за выдающиеся умы, ведущих исследователей и за лучшую репутацию.
Европа является мировым лидером в предоставлении качественных образовательных услуг. Современная эпоха выдвигает инновационные требования к образованию. Потребность соответствовать этим требованиям привела к реформированию системы высшего образования в общеевропейском масштабе, начало которому положило подписание Болонского соглашения в 1999 году, инициатором которого была Германия.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Федеративная Республика Германия уже более полувека - с 1970-х г. проводит многообразные реформы всех ступеней системы образования, весьма успешно приспосабливая её к потребностям научно-технической и технологической революциям, а вместе с ними и параллельно развивающейся глобализации. Новые задачи в процессе реформирования системы образования возникли после объединения Германии в 1990 г., поскольку предусматривалось
проведение реконструкции восточных земель ФРГ, то есть создание единого не только политического, но и экономического и социального пространства.
После создания Европейского союза, в котором ФРГ занимает лидирующие позиции, ей приходится реагировать на рекомендации наднациональных структур (Европарламента и Комиссии и др.), нацеленных на создание более унифицированной системы среднего, среднего профессионально -
технического и высшего образования.
За годы противостояния блоков системы образования ФРГ и ГДР претерпели существенные изменения, каждая из них имела свои достоинства и недостатки и определялась господствующим государственным строем и соответствующей структурой экономики, и политикой занятости. Объединение Германии в 1990 году оказало значительное влияние на образование в стране. До объединения в Восточной Германии и Западной Германии существовали отдельные системы образования из -за
идеологических и политических разногласий, возникших в результате разделения страны после Второй мировой войны. После объединения были предприняты усилия по гармонизации систем образования двух регионов. Это включало стандартизацию учебных программ, квалификаций и образовательных стандартов по всей стране. Кроме того, были проведены реформы, направленные на устранение неравенства в ресурсах и инфраструктуре между бывшей Восточной и Западной Германией. Объединение также привело к изменениям в образовательной политике и финансировании, а именно внедрялись современные учебные пособия и технология, соответствующие западногерманским стандартам. Были предприняты усилия по улучшению профессионального обучения, высшего образования и исследований для повышения конкурентоспособности немецкого образования на международном уровне. Более того, объединение Германии создало возможности для культурного обмена и сотрудничества между различными регионами, что привело к созданию более разнообразной и инклюзивной образовательной среды. Например, в объединённой Германии была введена единая система аттестации (Abitur), которая стала общепринятой на всей территории страны. Это позволило выпускникам школ из бывшей ГДР получить доступ к университетам и рабочим местам, которые ранее были доступны только жителям Западной Германии. Уже к середине 1990-х годов основная фаза трансформации высших учебных заведений бывшей Г ДР была в целом завершена. В 1999 г. на конференции министров образования 29 европейских стран, которая состоялась в Болонье, была подписана Декларация о создании к 2010 г. Европейского пространства высшего образования путем гармонизации национальных образовательных систем.
В предлагаемой работе изменения образовательной сферы в Германии представлены в контексте новых вызовов, возникающих в ходе процессов глобализации. Важным событием в современном развитии высшего образования Германии стала интернационализация университетов, которая является центральным элементом для того, чтобы продолжать занимать лидирующие позиции среди ведущих научных мест в глобализованном мире. 26 и 27 апреля 2012 года в Бухаресте 47 стран Болонского процесса подписали стратегию мобильности для Европейского пространства высшего образования. Это вызов для государств-членов разработать свою собственную стратегию интернационализации. Федеральные, государственные и высшие учебные заведения уже признали необходимость интернационализации в прошлом и приняли меры по ее расширению. В этом контексте важным является изучение зарубежного опыта реформирования высшего образования, опыта Германии, страны, которая имеет определенные исторические традиции развития образования, позволяющие ей занимать ведущие места в мировых рейтингах, и которая является одним из инициаторов и активным участником Болонского процесса, а также интернационализации высших учебных заведений. Немецкое образование считается одним из самых сильных в мире, а именно по качеству, доступности образования и грамотности населения. Опыт Германии в реализации стратегии интернационализации высшего образования представляет большой практический интерес. Немецкие университеты уже очень хорошо позиционируются в глобальной конкуренции, но отстают от Великобритании и США.
Цель данного исследования - выявить особенности процесса интернационализации высшего образования Германии, которые позволили добиться высоких результатов в этой сфере.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- определить роль Болонского процесса для развития немецкого высшего образования;
- изучить стратегию федеральных и государственных министров науки;
- определить роль Германской службы академических обменов в интернационализации;
- рассмотреть источники финансирования университетов;
- определить проблемы и перспективы гармонизации интернационализации образовательной деятельности университетов Германии;
Объектом исследования является система высшего образования Германии. Предметом исследования является политика правительства Германии в сфере интернационализации высшего образования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1999 по 2023 гг., это обусловлено процессом реформирования системы высшего образования Германии в общеевропейском масштабе с целью занять лидирующее место в мире.
В ходе решения поставленных задач ВКР были использованы следующие методы исследования:
- Историко-системный метод. Использование данного метода позволило рассмотреть высшее образование Германии с самого начала его реформирования по сегодняшний день.
- Благодаря статистическому методу, который опирается на количественные данные измерений и вычислений, получилось сравнить количество иностранных студентов, обучающихся в немецких вузах в течение двадцати лет.
- Историко-генетический метод позволил отследить этапы развития системы высшего образования в рамках интернационализации и проанализировать причинно - следственную связь.
Источниковой базой для исследования послужили законодательные акты в сфере образования Германии. Одним из главных источников стала Стратегия федеральных и земельных министров науки по интернационализации университетов Германии . Кроме того, важными источниками были Болонская Декларация - совместное заявление европейских министров образования 19 июня 1999 года, а также Рамочный закон о высшем образовании (HRG) - законодательный акт о высшем образовании, Сорбонская совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования , которая была подписана 15 мая 1998 года. С помощью данных источников получилось сравнить цели и интересы ФРГ в сфере развития системы высшего образования в разные промежутки времени.
Кроме того, официальные сайты следующих организаций оказали значительное влияние на полную реализацию и координацию процесса интернационализации: Конференции ректоров высших учебных заведений (HRK) , Федеральное министерство образования и науки Германии (BMBF) , Германская служба академических обменов (DAAD) , Немецкое научно¬исследовательское сообщество (DFG) и Фонд им. Александра фон Гумбольдта (AvH) . Они определяют национальные цели и направления развития интернационализации, реализацией которых на федеральном уровне и на уровне отдельных земель занимаются государственные агентства, исследовательские институты, фонды и академические учреждения.
Также, важнейшую роль сыграли официальные статистические материалы - официальные сайты Федерального статистического управления и европейского образовательного пространства , в которых зафиксировано количество иностранных студентов, обучающихся в Германии и количество немецких студентов, обучающихся за рубежом.
Большое внимание интернационализации в системе высшего образования Германии уделяют Официальный сайт Европейского пространства высшего образования Германии и Болонского процесса , а также Федеральное министерство образования и исследований . В исследовании было использовано интервью федерального министра образования Беттина Штарк-Ватцингера, в котором дана оценка результатов продолжающейся интернационализации на 2023 год—.
Среди исследовательской литературы значимой стала работа Е.Э. Кочевой и И.А. Кочева И.А. «Интернационализация высшего образования в федеративной республике Германия », которая дает полное представление о государственной политике Германии в области интернационализации образования и о роли деятельности DAAD - Германской службы академических обменов в интернационализации системы высшего образования Германии. Авторы утверждают, Германия лидирует в области интернационализации высшего образования. Благодаря продуманной государственной политике на федеральном и региональном уровнях, направленной на повышение качества и доступности высшего образования, а также его привлекательности для иностранных студентов, и благодаря разработке и внедрению стратегий интернационализации университетами, Германия добилась значительных успехов.
В статье Барбары Кем «Высшее образование Германии: история, проблемы, перспективы» дается общий обзор прошлого, настоящего и перспектив развития высшего образования в Германии. Особое внимание обращается на положительные тенденции в восточногерманской системе высшего образования после объединения Германии (1989 год). По ее мнению, высшие учебные заведения приобрели новую (и для них все еще несколько незнакомую) роль автономных и стратегических участников этого процесса с созданием Европейского пространства высшего образования и исследований Европейской комиссией и министрами образования. Свою цель Европейская комиссия видела в том, чтобы сделать Европу самой динамичной и конкурентоспособной экономикой знаний в мире, что привело к далеко идущим реформам немецкой системы высшего образования, которые явно превосходят масштабы предыдущих реформ.
Статья Бернхандра Штрайтвизера «Перспективы гармонизации интернационализации университетов Германии» демонстрирует
перспективы гармонизации интернационализации университетов Германии, а также сложности, встречающиеся на пути перед немецкой системой высшего образования связанные с дальнейшим развитием международного образования. Как считает автор, интернационализация высшего образования в Германии происходит более систематически и координированно, чем во многих других европейских странах и в мире в целом. Но дисбаланс между сокращающимся базовым финансированием образования и науки и увеличением финансовой поддержки вузов со стороны внешних организаций ставит под угрозу долгосрочное планирование международной деятельности. Более того, в некоторых случаях средств, выделяемых из бюджетов федеральных земель, недостаточно для достижения значимых результатов в области интернационализации.
В процессе написания работы было выявлено две превалирующие точки зрения:
Консервативный подход ясно прослеживается в статье С.В. Погорельской «Германия: Реформы школьного и высшего образования» , где она выразила свое мнение в поддержку «старой школы». На консерватизм автора указывают несколько факторов. Во-первых, хочется отметить, что автор негативно относится к современным реформам в сфере образования в Германии, так как они обращаются к опыту ГДР под видом «инновации». Немцы по мере возможностей стараются воздерживаться от отмены тех традиций высшей школы, отказ от которых, по мнению большинства экспертов, повлечет за собой снижение качества образовательного процесса. Во-вторых, автор приводит результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA, где четко видно, что имущественное расслоение постоянно усиливается, чего не было в ГДР, ни в старой ФРГ.
Что касается либеральной точки зрения, то некоторые исследователи уделяют значительное внимание Болонскому процессу в трансформации системы высшего образования и считают, что именно эта реформа - Болонская декларация 1999 г. стала толчком для изменения системы высшего образования Германии. Например, Д.Н. Андросова в своей работе «Реформирование высшего образования Германии в условиях Болонского процесса» говорит о том, что система высшего образования в Германии долгое время считалась эталонной и не подлежащей серьезному реформированию. После принятия Болонской реформы потребовался значительный пересмотр существующей системы образования и её перестройки в соответствии с современными требованиями конкурентоспособности, равенства дипломов и академической мобильности.
Германия успешно начала этот процесс осуществления реформ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Болонский процесс, основополагающей целью которого в 1999 г. было провозглашено построение общеевропейского образовательного пространства путем достижения сопоставимости систем высшего образования, стал, по сути, самым крупным интеграционным проектом в сфере образования не только в Германии, но и еще в 46 странах на 2023 год. Он прошел стадию интеграции всех заинтересованных участников установления европейской зоны высшего образования. Конечно, количество участников и дальше будет меняться, однако, неизбежно начался и процесс оценок такого взаимодействия. Все страны - участницы процесса с разной степенью активности последовательно реализуют его положения, которые составляют основу интеграции высшей школы европейских стран. Регулярные отчеты об итогах реформирования национальных систем высшего образования в рамках построения общеевропейского образовательного пространства
свидетельствуют о значительных достижениях всех стран в этой области, а в частности Германии. Германия взяла хороший старт в процессе осуществления реформ Болонского процесса и несмотря на то, что на данном этапе развития переход на новые степени бакалавра и магистра завершен, в Г ермании, как и в других странах-участниках Болонского процесса, внедрение реформ и их адаптация к местным условиям и требованиям образовательной системы продолжаются и в настоящее время. В этом смысле можно сказать, что Болонский процесс, хотя и имеет определенные этапы и цели, но остается постоянным и динамичным процессом, направленным на улучшение высшего образования в Европе. А как было сказано ранее, Болонская реформа являлась пусковым механизмом интернационализации высшего образования Германии, процесс которого был запущен с 2012 года и по сегодняшний день продолжается.
Образование, наука и исследования выступают за открытость и свободу мысли. Это трансграничное мышление и составляет суть стратегии федерального правительства по интернационализации образования, науки и исследований в Германии. Во времена глобализации это имеет решающее значение для будущей жизнеспособности. Такие проблемы, как изменение климата, устойчивое энергоснабжение и другие ключевые проблемы, не ограничиваются национальными границами. Ни одна страна не может найти ответы на этот вопрос в одиночку. Поэтому необходимо международное сотрудничество, особенно это касается науки и исследований. Германия активно обеспечивает конкурентоспособность страны и способствует поиску глобальных, устойчивых решений мировых проблем. Германия жизненно заинтересована в международном сотрудничестве в области профессионального образования. Достаточно подготовленные специалисты способствуют устойчивому развитию стран-партнеров. В то же время они являются важной предпосылкой для участия немецких компаний в целевых странах. Федеральное правительство принимает меры по расширению сотрудничества в сфере профессионального обучения с промышленно развитыми и развивающимися странами, повышению мобильности обучающихся и дальнейшему облегчению признания квалификаций, полученных иностранными квалифицированными работниками за рубежом. Борьба с безработицей среди молодежи в Европе остается важной целью.
В целом, интернационализация образовательной деятельности является ключевым фактором успеха немецких вузов в глобальном контексте. Создание условий для привлечения иностранных студентов и расширение международного сотрудничества - это залог успешного развития немецкого высшего образования, который может подтвердить статистика Федерального правительства Германии. Несмотря на то, что в 2020 году по отчету Федерального статистического ведомства (Destatis) количество немецких студентов обучались в зарубежных университетах на 3,3% меньше, чем в 2019, что было связано с пандемией, результаты показывают, что доля иностранных студентов, получающих высшее образование в Германии растет с
геометрической прогрессией. По состоянию на 2022-2023 учебный год в немецком секторе высшего образования обучалось в общей сложности 458 210 иностранных студентов. Кроме того, Германия обогнала Австралию среди самых популярных стран для получения образования и сейчас занимает третье место в мировом рейтинге. Даже после окончания учебы 45% иностранных студентов по-прежнему живут в стране - это самый высокий показатель в странах ОЭСР по сравнению с Канадой.
Проанализировав путь становления Болонского процесса, изучив стратегию федеральных и государственных министров науки по осуществлению интернационализации, определив роль Германской службы академических обменов в интернационализации, а также изучив статистику и подведя итоги длительного реформирования немецкого высшего образования в течении 20 лет, можно прийти к выводу, что Германия является ключевым игроком в реализации интернационализации на международной арене. Процесс интернационализации высшего образования в Германии характеризуется несколькими ключевыми особенностями, которые позволили стране добиться высоких результатов в этой сфере: упрощение аккредитации двусторонних учебных программ, введение учебных программ на английском языке, проведение семинаров на иностранных языках и одновременно организация курсов немецкого языка для иностранцев, чтобы они могли полноценно участвовать в академической, культурной и социальной жизни, подписание соглашений о сотрудничестве с зарубежными университетами, что включает программы двойных дипломов. Немецкие университеты предлагают широкий спектр услуг для поддержки иностранных студентов и сотрудников, включая курсы немецкого языка, консультации по академическим и бытовым вопросам, а также мероприятия, способствующие интеграции. Германия активно участвует в международных научных консорциумах и проектах, таких как программы Европейского Союза (Horizon 2020 и Horizon Europe), что привлекает международных исследователей и способствует глобальной видимости немецкой науки. Немецкие университеты инвестируют в современные кампусы и научные лаборатории, что делает их привлекательными для международных студентов и исследователей. Германия участвует в различных международных программах мобильности, таких как Erasmus+, которые поддерживают обмен студентов и преподавателей с другими странами. Немецкие университеты обладают значительной автономией в принятии решений, что позволяет им гибко адаптироваться к международным требованиям и быстро внедрять инновационные подходы к интернационализации. Все это реализуется благодаря колоссальной государственной поддержке и финансированию со стороны Немецкого правительства. Федеральное правительство Германии с принятием интернационализации увеличило расходы на образование на 80%. Работа таких организаций, как Конференции ректоров высших учебных заведений (HRK), Федерального министерства образования и науки Г ермании (BMBF), а также Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) и Фонда им. Александра фон Гумбольдта (AvH) внесли неоценимый вклад в развитие высшего образования Германии. ZAB отвечает за оценку и признание иностранных дипломов и образовательных квалификаций в Германии. Это важно для иностранных студентов и профессионалов, которые хотят продолжить образование или работать в Германии. HRK является основой для совместного формирования мнения и воли в системе высшего образования, а также голосом университетов по отношению к политике и обществу. DFG финансирует исследовательские проекты, создает конкурентные возможности и проводит процедуры рассмотрения, оценки, отбора и принятия решений по исследовательским предложениям. AvH содействует международному сотрудничеству в области научных исследований. Он способствует научному сотрудничеству между зарубежными и немецкими исследователями и поддерживает возникающие в результате этого научные и культурные связи, а еще предоставляет стипендии и гранты для высококвалифицированных ученых. DAAD оказывает поддержку молодому поколению в Г ермании и за рубежом в областях науки, культуры, экономики и политики, способствуя интернационализации и повышению престижа немецких университетов. Он также поддерживает изучение германистики, немецкого языка, литературы и страноведения Германии в зарубежных вузах, предоставляя стипендии и гранты для студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что Германия абсолютно заслуженно занимает третье место в мировом рейтинге и на сегодняшний день в целях усиления интернационализации федеральное правительство и правительства земель работают над дальнейшей разработкой «Стратегии федеральных и земельных министров науки по интернационализации университетов в Германии», что доказывает тот факт, что Германия не планирует останавливаться на достигнутых результатах, а активно продолжает укреплять международные связи и расширять свое влияние на глобальной арене.



1. 20- bis 24-Jahrige: Mehr als die Halfte hat Abitur/ Pressemitteilung Nr. 055 vom 18. Februar 2019. - URL: 20- bis 24-Jahrige: Mehr als die Halfte hat Abitur - Statistisches Bundesamt (destatis.de) (дата обращения: 18.02.2019)
2. Die Umsetzung der Ziele des Bologna-Prozesses 2000 - 2020 //
Nationaler Bericht von Kultusministerkonferenz und Bundesministerium fur Bildung und Forschung unter Mitwirkung von HRK, DAAD,
Akkreditierungsrat, fzs, DSW, GEW und BDA, 2019. URL:
https://www.kmk.org/fileadmin/veroeffentlichungen_beschluesse/2021/2021 _02_18-NationalerBericht-Bologna-2020.pdf (дата обращения: 29.06.2022)
3. Academic Mobility and Highly Skilled Migration. DAAD
position paper. - URL:
http://www.daad.de/imperia/md/content/presse/positionspapier fachkr fte
englisch.pdf
4. Alexander von Humboldt Stiftung. [S. l., s. a.]. - URL:
Alexander von Humboldt-Stiftung - Alexander von Humboldt-Stiftung (humboldt-foundation.de) (дата обращения: 14.08.2010)
5. Annual Report 2022. - URL: web ib 2022 en.pdf (daad.de) (дата обращения: 02.11.2022)
6. Aufgaben und Struktur der Hochschulrektorenkonferenz. - URL: Aufgaben und Struktur - Hochschulrektorenkonferenz (hrk.de) (дата обращения 17.02.2014)
7. Bekanntmachung, 2010 - 2011. - URL: Bekanntmachung - BMBF (дата обращения 29.07.2011)
8. Bildung in Deutschland 2020 / Ein indikatorengestutzter Bericht mit einer Analyse zu Bildung in einer digitalisierten Welt, 2020. - URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung- Forschung-Kultur/Bildungsstand/Publikationen/Downloads- Bildungsstand/bildung-deutschland-
5210001209004.pdf? blob=publicationFile (дата обращения: 02.03.2020)
9. Bologna-Prozess wirkt wie ein Katalysator fur Reformen im deutschen Hochschulsystem, 2021. - URL: Bologna-Prozess wirkt wie ein Katalysator fur Reformen im deutschen Hochschulsystem (kmk.org) (дата обращения: 16.12.2021)
10. Budget and funding bodies. - URL: Budget and funding bodies - DAAD
11. Bundesministerium fur Bildung und Forschung. - URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/home/home node.html
12. Bundesverband Deutscher Stiftungen. Abgerufen am 11. November 2020. - URL: Liste der groBten Stiftungen | Bundesverband Deutscher Stiftungen (дата обращения: 11.11.2020)
13. DAAD Strategie, 2025. - URL:daad strategie 2025.pdf
14. Der DAAD ist die weltweit groBte Forderorganisation fur den internationalen Austausch von Studierenden. - [S. l., s. a.]. - URL: Wer wir sind - DAAD
15. Employment - annual statistics // Eurostat, 2023. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics- explained/index.php?title=Employment_- _annual_statistics#Employment_by_level_of_education (дата обращения: 11.05.2023)... 95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ