Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА НА УРОВНЕ GR-КОММУНИКАЦИИ

Работа №180715

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы175
Год сдачи2021
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 7
1 Government relations и роль политических лидеров в них 13
1.1 Специфика government relations как сферы политической коммуникации 13
1.2 Роль государства в GR-коммуникации 22
1.3 Политический лидер как субъект политической коммуникации 30
1.4 Каналы коммуникации политических лидеров 34
2 Описание методологии. Результаты эмпирического исследования 41
2.1 Контент-анализ: описание метода, результаты исследования 41
2.2 Дискурс-анализ: описание метода, ход и результаты исследования 69
2.3 Интервью: описание метода, результаты исследования 76
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 90
Приложение А Схема кодирования контент-анализа для социальных сетей 97
Приложение Б Схема кодирования контент-анализа для федеральных и региональных СМИ 100
Приложение В Кодировальные матрицы контент-анализа публикаций аккаунтов В.К. Кравченко в социальных сетях 102
Приложение Г Кодировальные матрицы контент-анализа публикаций с присутствием
В.К. Кравченко в региональных и федеральных СМИ 138
Приложение Д Выборка публикаций для проведения дискурс-анализа 146
Приложение Е Гайд полуформализованного интервью 162
Приложение Ж Интервью 163


Актуальность темы. В современных условиях демократического развития Российской Федерации становится всё больше негосударственных структур, представляющих свои интересы в ходе взаимодействия с органами государственной власти и их представителями на политической арене. В связи с этим выделяется отдельная сфера политической коммуникации - GR-коммуникация - и повышается значимость её изучения. GR-коммуникация или связи с государством - «это особая организация взаимодействий негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений» .
В современном мире социально -экономическая система может эффективно функционировать только при условии социальной ориентированности агентов, имеющих возможность влияния на социально-экономические преобразования. Таким образом, негосударственные структуры и, в частности, бизнес -структуры, должны согласовывать свои интересы с целями социально-экономического развития государства, а государство, в свою очередь, не должно сокращать публичную сферу, то есть, должно постоянно привлекать к публичным делам новых акторов. В этой связи приобретает актуальность изучение взаимодействия участников системы government relation, то есть, «связей с государством». Однако в научном сообществе нет единого мнения относительно распределения ролей субъекта и объекта между участниками процессов в рамках GR.
Так, В.А Ачкасова, И.Е. Минтусов и другие соавторы работы «GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры» считают, что «government relations — многоаспектная (прежде всего — коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти» . В рамках этой точки зрения присутствует утверждение, что GR - деятельность, осуществляемая исключительно негосударственными структурами. Государство же является объектом GR-коммуникации. Другая точка зрения, которой придерживается, в частности, эксперт в области PR Ю.М. Михайлов, свидетельствует, что субъектом GR могут являться органы государственного управления: «:.. .потребность в связях с общественностью имеют разные субъекты, в том числе: ... органы государственной власти (органы государственного управления - общефедеральные, субъектов федерации и местные. Указанную разновидность связей с общественностью можно обозначить как стэйт-PR или GR (от англ. state - «государство» или «government relations»)» .
В данном исследовании будем считать, что субъектом коммуникации в рамках GR являются негосударственные структуры. Орган государственной власти в таких отношениях выступает скорее объектом, с которым представители негосударственных структур устанавливают отношения. Однако эффективность GR-коммуникации и взаимодействия власти и негосударственных организация во многом зависит от нацеленности государственных органов на сотрудничество, от потребности государства в поддержании равноправных отношений с коммерческими и общественными организациями, а также от готовности государства встать под контроль общества, воспринимать и реагировать на общественные запросы. Одним из важных факторов эффективных government relations является открытость власти, заключающаяся не только в информировании граждан о принимаемых политических решениях, но и в сотрудничестве государства с негосударственными структурами в целях объединения усилий для решения социально значимых проблем.
Нельзя говорить об органе государственной власти как о пассивном объекте в системе GR. Цель GR - согласование интересов и принятие эффективных решений, способствующих развитию государства. Если допустить, что активность в отношениях проявляет только сторона негосударственных структур, то можно говорить о безынициативности и отсутствии у государственных структур собственной концепции государственного развития, что, конечно, не соответствует действительности. Таким образом, мы можем заметить, что органы государственной власти в GR-коммуникации также могут предпринимать определённые действия, направленные на создание возможности установления коммуникации и совершенствование качества отношений с негосударственными структурами.
Органы государственной власти и их представители пользуются различными ресурсами для обеспечения открытости деятельности, выстраивания коммуникации с группами интересов. С развитием электронной техники, Интернета возникли возможности для создания информационных порталов во всех органах региональной и федеральной власти. На сегодняшний день власть становится всё более открытой, что создаёт благоприятные условия для GR-взаимодействия. В связи с этим вызывает интерес стратегия позиционирования на уровне GR-коммуникации политических лидеров. Политическое лидерство представляет собой «власть, осуществляемую одним или несколькими индивидуумами с тем, чтобы побудить членов нации к действию» . Особый интерес представляет стратегия коммуникации политического лидера в GR через социальные сети, так как при помощи них политический лидер может напрямую транслировать своей аудитории собственные интересы, готовность к сотрудничеству с негосударственными структурами, освещать профессиональную деятельность и деятельность органа власти, представителем которого политический лидер является, а также привлекать новых акторов к участию в публичных делах. Однако используются и другие каналы передачи информации, например, региональные и федеральные СМИ.
Упомянутые разногласия о роли государства в GR также придают актуальность выбранной темы исследования, так как наличие и содержание коммуникативных стратегий политических лидеров в GR-коммуникации является малоизученной темой. Соответственно, имеется практическая значимость выявления или разработки стратегии позиционирования политического лидера на уровне GR-коммуникации, так как наличие эффективной стратегии позволить упростить налаживание отношений между представителями государства и негосударственными структурами.
Степень изученности. Тема GR-коммуникации является сравнительно молодой в предметном поле российской политической науки, а поэтому недостаточно изученной. Одна из первых работ в России, в которой уделялось внимание government relations, как таковым, появилась только в 2006 году: «Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективного взаимодействия общества и власти» под редакцией В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. Первое российское учебное издание, в котором рассматривались проблемы GR-менеджмента - «GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством» - появилось в 2012 году под редакцией Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. Стоит отметить, что изучением GR-сферы, как таковой, занимается ограниченное число исследователей: уже указанный Л.В. Сморгунов, В.А. Ачкасова, И.Е. Минтусов, О.Г. Филатова, А.Б. Шатилов, О.А. Морозов, П.А. Толстых.
Теорию групп интересов и, соответственно, основы изучения government relations, заложили исследователи А. Бентли и Д. Трумэн в таких работах, как «Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений» и «Правительственный процесс: политические интересы и общественное мнение». Среди современных работ зарубежных исследователей, в которых рассматривается сфера government relations, стоит отметить следующие: «Самое главное в PR» Аги У., Кэмерона Г., Олта Ф., Уилкокса Д.; «Бизнес, политика и практика государственных отношений» Мака С., «Группы давления,
партии и социальные движения: есть ли потребность в новых ограничениях?» Джордана Г., «Корпоративная политическая стратегия и принятие законодательных решений» М.Д. Лорда.
Содержание government relations как системы отношений, набора технологий эффективной политической коммуникации групп интересов с государственной властью рассмотрены в работах «GR и лоббизм: теория и технология» под ред. В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова; «Власть, бизнес и общество в регионах: неправильные треугольник» под редакцией Н. Петрова и А. Титкова; «GR: теория и практика» И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой; «GR для малого и среднего бизнеса» А.Б. Шатилова; «GR-менеджмент: наука или искусство эффективной публичной коммуникации?» Р.Т. Мухаева; «PR? Белый GR! Цветной IR: менеджмент информационной культуры» И. Бобровой и В. Зимина; «Взаимодействие с органами государственной власти, или government ralations» О.А. Морозова; «GR. Практикум по лоббизму в России» П.А. Толстых.
Также тема GR развивается в некоторых монографиях, рассматривающих public relations. Примером может являться работа уже упомянутого Ю.М. Михайлова «Связи с общественностью по-русски».
Помимо указанных выше монографий, имеются научно-исследовательские статьи, в которых приводится исследование отдельных компонентов системы GR, например, работа Н.В. Козловой и Н.Н. Меньшениной «Частно-государственное партнерство как GR-технология продвижения социальных инноваций от бизнеса к власти», А.Р. Закирова «GR-стратегия: этапы реализации», А. Зудина «Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспективы институционализации».
Проблема исследования - какую коммуникативную стратегию используют политические лидеры при взаимодействии с негосударственными структурами в рамках GR-коммуникации;
Гипотеза: политические лидеры в рамках взаимодействия с негосударственными структурами на уровне GR-коммуникации следуют элементам проработанной коммуникативной стратегии;
Объект исследования - взаимодействие политического лидера и негосударственных структур в сфере политической коммуникации;
Предмет исследования - стратегия позиционирования политического лидера на уровне GR-коммуникации;
Цель исследования - выявление стратегических компонентов позиционирования политического лидера, способствующих эффективному взаимодействию в сфере Government Relations;
Задачи:
1. Определить специфику GR-коммуникации как сферы политической
коммуникации;
2. Выявить роль и характер действий политических лидеров современной России в сфере Government Relations;
3. Обозначить каналы политической коммуникации в GR-сфере и возможность влияния политических лидеров на характер предоставляемой ими информации;
4. Определить наличие и содержание стратегий позиционирования политических лидеров в сфере взаимодействия с негосударственными структурами;
5. Выявить средства позиционирования политического лидера в GR-
коммуникации;
6. Обозначить наиболее эффективные компоненты стратегии и средства позиционирования политических лидеров на уровне GR-коммуникации.
Подход: коммуникативный, так как, во-первых, позиционирование политических лидеров происходит в рамках коммуникации с обществом; во-вторых, government relation представляют собой, в первую очередь, деятельность, связанную с сознательной организацией коммуникации негосударственными структурами с органами власти и их представителями для дальнейшего эффективного взаимодействия и учёта интересов обеих сторон при разработке государственно-управленческих решений.
Основные методы: контент-анализ публикаций на личных страницах сенатора В.К. Кравченко в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook», публикаций с упоминанием сенатора В.К. Кравченко в федеральных и региональных томских СМИ; дискурс-анализ публикаций на личных страница томского сенатора в социальной сети «Facebook»; интервью c помощником сенатора по работе в Томской области.
Практическая значимость работы определяется наличием в работе выводов, описывающих наиболее эффективные стратегические компоненты позиционирования политического лидера на уровне GR-коммуникации. Эти выводы могут быть использованы при проведении информационных кампаний отдельными политиками или органами государственной власти. Представители негосударственных структур также смогут использовать выводы данного исследования для аналитики и выработки мер по взаимодействию с представителями и органами государственной власти и воздействию на них в GR-коммуникации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: первая глава включает в себя теорию, определение основных понятий, рассмотрение проблемной ситуации; вторая глава практическая: в ней раскрывается методология исследования, приводятся выводы, которые удалось сделать при использовании обозначенных методов; заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведения исследования было установлено наличие в настоящий момент в научной литературе нескольких определений понятия «government relations». Наиболее полным, включающим в себя суть других определений, на мой взгляд, является трактовка «government relations» Л.Г. Сморгунова: особая организация взаимодействия
негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений. Взаимодействие в рамках government relations происходит между заинтересованными представителями государственных органов и мотивированными организациями или группами негосударственного сектора.
GR-коммуникации имеет ряд особенностей, отличающих её от таких процессов и явлений как PR, public affairs, лоббизм. GR от PR отличается целью - выстраиванием отлаженных отношений негосударственного сектора с государственной властью. Также присутствуют отличия в задачах GR и PR: одной из задач GR, которой нет у PR, является принятие «нужных» решений. Особенностями government relations являются их направление: взаимодействие на равных, либо снизу вверх; наличие GG-коммуникации, то есть совместных действий и обмена информацией между государственными органами и их представителями; конструирование фрактальных и социальных интегративных связей. Government relations от public affairs отличает широта спектра субъектов, с которыми могут взаимодействовать группы интересов: в public affairs это все группы и организации, влияющие на принятие политических решений, в government relations - только государственные органы. Лоббизм и GR соотносятся как практическая процедура и отрасль управления (менеджмент). GR и лоббизм различаются и в конкретных формах реализации, отражённых, например, в американском законодательстве. Так, публикации в СМИ, имеющие целью воздействие на органы государственной власти, являются элементами не лоббизма, а GR. GR-менеджер, занимающийся информационной и организационной работой с лоббистскими контактами, но сам в них не участвующий, лоббистом не является.
Основной целью государственной власти в настоящее время является управление, то есть регулирование взаимоотношений внутри общества. Поэтому GR-коммуникация как взаимодействие государства с обществом являются одним из основных факторов эффективной государственной политики.
Несмотря на второстепенную роль государства в government relations, исходя из их определения, необходимо признавать активную роль государственных деятелей во
взаимодействии с негосударственными структурами. Исследователи выделяют некоторые функции GR, которые свидетельствуют об активной роли государства в отношениях, например, предоставление информации населению о принятых нормативно-правовых актах, формирование через СМИ объективного мнения о деятельности органов власти, мобилизация общественности на решение проблем различного масштаба. Кроме того, представители государственных органов определяют степень открытости информационной политики, выражают согласие на взаимодействие, выражают собственную позицию и формируют те каналы, которыми общественные и коммерческие организации могут пользоваться выстраивать коммуникацию. К таким каналам коммуникации относятся ресурсы «электронного правительства» (eGov), например, информационные интернет-порталы региональных администраций, общественные приёмные, личные аккаунты политиков и органов власти в социальных сетях. Также к действенным каналам, с которыми взаимодействуют политические лидеры и негосударственные организации для выражения собственных позиций, являются федеральные и региональные СМИ, консультативные совещательные органы общественного контроля.
Наиболее эффективными каналами коммуникации являются личное общение, социальные сети и СМИ. Особенно растёт популярность социальных сетей, которые являются наиболее подверженными контролю со стороны субъекта распространения информации и позволяют осуществлять прямую коммуникацию государственного деятеля с аудиторией. Социальные сети позволяют узнавать «от первого лица» позицию политического лидера, его мнение по тем или иным вопросам, а политику дают возможность контролировать происходящие в среде аудитории процессы, напрямую оперативно и эффективно решать коммуникативные задачи. Личное общение является менее подверженной контролю средой, а СМИ, преимущественно, вовсе не поддаются контролю, так как выступают своеобразным посредником между политиком и обществом, который самостоятельно размещает материал и обозначает смысловые акценты. Востребованность социальных сетей подтверждает растущее количество личных аккаунтов политиков различного уровня, которые активно занимаются реализацией информационных кампаний. В Томской области такими политиками являются сенаторы В.К. Кравченко, В.М. Кресс, депутаты Государственной Думы Российской Федерации Т.В. Соломатина, А.Н. Диденко, а также депутаты регионального законодательного собрания и депутаты городской думы.
Личные встречи сенатора как канал коммуникации в исследовании не рассматривались по причинам их малого количества и невозможности присутствовать на 86
них исследователю. Был проведён подробный качественный и количественный анализ публикаций В.К. Кравченко на его личных страницах в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook». Также были рассмотрены публикации с участием политика в региональных и федеральных СМИ. Выявлены следующие стратегические компоненты позиционирования политического лидера на уровне GR-коммуникации:
1. Выбор уровня GR-активности: региональный;
2. Определение объекта GR-активности: население Томской области;
3. Выбор формы донесения информации: максимально подробное освещение мероприятий с участием сенатора с использованием институционального и диалогового дискурсов;
4. Определение степени открытости политика: постоянная полная
информационная открытость;
5. Выбор каналов коммуникации: социальные сети, личные встречи, СМИ;
6. Формирование ключевой идеи: томский сенатор от законодательного органа власти является профессионалом, представляющим интересы региона на федеральном уровне, способным решать региональные проблемы различного характера и открытым для взаимодействия с группами интересов.
При этом были отмечены различия в стратегиях взаимодействия с представителями органов государственной власти и негосударственными структурами, например, в уровне коммуникации, объекте GR-воздействия и основном канале коммуникации. В данной работе внимание было сосредоточено government relations с участием политического лидера и негосударственных групп интересов. Обозначенные стратегические элементы были использованы и реализованы в информационной кампании В.К. Кравченко преимущественно через социальные сети.
Основными средствами позиционирования сенатора как актора government relations явилось само освещение деятельности В.К. Кравченко в рамках указанного взаимодействия. Неотъемлемой частью коммуникации без непосредственного контакта с политиком явилась визуальная фиксация взаимодействия при помощи фото и видео. Эффективность этого подтвердили публикации в социальной сети «Instagtam», набравшие большее количество комментариев и «лайков» аудитории, чем публикации в иных социальные сетях, в которых уделялось меньшее внимание подтверждению взаимодействия фото- и видео-материалами и публикации в СМИ. В публикациях средств массовой информации визуально зафиксированное взаимодействие политического лидера с негосударственными структурами и государственными органами отсутствовало.
Ещё одним эффективным средством выступило предоставление информации о личной жизни сенатора, достижениях и пр., которая выступала инструментом, сдерживающим содержание коммуникации в социальных сетях от формализации. За счёт лично информации создавалось ощущение более близкого общения с политиком, доверия к нему. Эффективность этого средства подтвердилась количеством «лайков» в различных социальных сетях: публикации с информацией личного характера были более популярными.
Недооценённым средством коммуникации явилось взаимодействие сенатора с аудиторией путём ответов на полученные комментарии к публикациям. Во «ВКонтакте» комментарии под 5 из 24 публикаций, комментарии к которым были оставлены, получили обратную связь от политика. В «Instagram» - 2 из 40, в «Facebook» - 5 из 77. При этом целью GR-коммуникации, в целом, является именно взаимодействие с аудиторией. Целью же информационной кампании В.К. Кравченко явилась постоянная связь с представляемой политиком территорией, получение сведений о проблемах региона от населения. То есть, можно сказать, что сведения от населения были получены, но политический лидер реагировал на представляемую ему информацию недостаточно активно.
Средством позиционирования сенатора, используемым непосредственно в текстах публикациях, выступили уже упоминаемые институциональный и диалоговый дискурсы. Они полностью соответствуют цели коммуникации и стратегии, так как институциональный дискурс подчёркивает положение сенатора как представителя органа государственной власти, а диалоговый дискурс позволил обратиться напрямую к гражданам с призывом к взаимодействию, выражению мнения по проблемным вопросам.
Таким образом, подводя итог, хочется отметить, что на примере информационной кампании представителя от законодательного органа власти Томской области в Совете Федерации В.К. Кравченко мы можем проследить использование стратегии GR- коммуникации политического лидера с негосударственными структурами. Судя по элементам стратегии, можем отметить, что она является подробно проработанной, а эффективность как достижение поставленной цели подтверждается как лицом, осуществляющим руководство проведением информационной кампании, так и результатами проведённого исследования.
Были отмечены недостатки в реализации стратегических положений, на которые хотелось бы обратить внимание:
1. Материал публикаций дублировался в различных социальных сетях. На наш взгляд, стоит уделять внимание специфике каждой социальной сети и адаптировать
88
материал под их особенности. Например, в сети «Instagram» не стоит публиковать длинные тексты, но большее внимание стоит уделить визуальному наполнению страницы с обязательным присутствием персоны сенатора в фото - и видеоматериалах;
2. Недостаточное количество визуального материала, отображающего взаимодействие сенатора с иными акторами government relations;
3. Малое количество ответов на комментарии аудитории. Необходимо больше внимания уделять взаимодействию с комментаторами публикацией - той частью аудитории, которая заинтересовалась материалом, публикуемым на странице политика, и выразила собственное мнение. Учитывая цель информационной кампании В.К. Кравченко и общие цели GR-коммуникации, диалог с аудиторией необходим;
4. Недостаточная работа с аудиторией. Подписчики страниц томского политика, как уже было отмечено, сосредоточены, преимущественно, на территории Томской области. Это демонстрирует факт привлечения целевой аудитории. Однако, большую популярность получают публикации с информацией личного характера. Стоит сосредоточить внимание на росте популярности публикаций с информацией о профессиональной деятельности политика, о его участии в GR-взаимодействии, о призывах к взаимодействию в отношении аудитории;
5. Малое количество публикаций с участием сенатора в СМИ. Если СМИ заявлены одним из каналов коммуникации с аудиторией, то необходимо проводить работу по увеличению количества публикаций с участием В.К. Кравченко в средствах массовой информации. Помимо транслирования информации традиционными способами (телевидение, газеты и пр.), можно транслировать собственные публикации на Интернет- страницах региональных и федеральных информационных агентств;
6. Подавляющее большинство публикаций включало в себя информацию о взаимодействии сенатора с представителями органов власти и местного самоуправления. Данная информация, безусловно, даёт представление о компетенциях и сфере деятельности политического лидера. Однако, недостаточное внимание уделено демонстрации взаимодействия с негосударственными группами интересов, организациями;
7. Малое количество публикаций, в которых В.К. Кравченко выступает инициатором GR-взаимодействия. Учитывая возможность действий государственных органов и их представителей в рамках government relations, стоит большее внимание уделить позиционированию политика как субъекта GR для демонстрации аудитории возможности непосредственно с сенатором и закрепления образа активного в рамках GR политического лидера.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием
12 дек. 1993 г. : (с изм. от 01 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : надёжная правовая поддержка : справочная правовая система. - М., 2020. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/4ca74822d433c87199b0856a366fcb 40227624е3/ (дата обращения: 20.02.2021).
2. Об общественных объединениях : федер. закон Рос. Федерации от 19 мая
1995 г. № 82-ФЗ : (ред. от 30 дек. 2020 г.) // КонсультантПлюс : надёжная правовая поддержка : справочная правовая система. - М., 2020. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/f17b2ee7afe4be996fd4f0243bda51b6 59ec4918/ (дата обращения: 20.01.2021).
3. Об Общественной палате Российской Федерации : федер. закон. Рос. Федерации от 4 апр. 2005 г. № 32-ФЗ : (ред. от. 05 дек. 2017 г.) // КонсультантПлюс : надёжная правовая поддержка : справочная правовая система. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651/51a4172d67bb0dd16ac30805dcbfda 8b22baf893/ (дата обращения: 15.03.2021).
4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления : фед. закон. Рос. Федерации от 09 февр. 2009 г. № 8-ФЗ : (ред. от 08 дек. 2020 г.) // КонсультантПлюс : надёжная правовая поддержка : справочная правовая система. - М., 2020. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/e37570367fd60171931916b522719 1dd934c379c/ (дата обращения: 21.01.2021).
5. О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 апр. 2009 г. № 389 // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - [Б. м.], 2009. - URL: https://base.garant.ru/195512/ (дата обращения: 10.12.2020).
6. Об утверждении Положения и структуры пресс-службы Губернатора
Астраханской области : постановление Губернатора Астраханской области от 22 дек. 2003 г. № 590 // Законы и бизнес в России. - [Б. м.], 2003. - URL: https://zakon-
region.ru/2/157300/ (дата обращения: 5.03.2021).
7. «Забудьте всё, что вы читали об идеальной длине статьи» // vc.ru - бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы. - [Б.м.], 2016. - URL: https://vc.ru/media/19921- longread-pestov (дата обращения: 15.05.2021).
8. GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 315 с.
9. GR: Теория и практика. Учебник / под ред. И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 180 с.
10. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 407 с.
11. RT-TV: RT International в Москве // Рекламные возможности RT. - [Б. м.],
2015. - URL: http://mediator-rus.com/images/mediakits/RT%20-
%20Media%20Guide%202015_rus.pdf (дата обращения: 20.05.2021).
12. А.Е. Хинштейн // Александр Хинштейн : Официальный сайт. - [Б. м.], 2021.
- URL: https://hinshtein.ru/ (дата обращения: 20.03.2021).
13. Аги У. Самое главное в PR / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс. - СПб. : Питер, 2004. - 560 с.
14. Алёшина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник /
И. В. Алёшина - М.: ИКФ : ЭКМОС, 2002. - 478 с.
15. Анализ сайта tv2.today // PR-CY. Сервис самостоятельного продвижения сайта. - [Б. м.], 2021. - URL: https://a.pr-cy.ru/tv2.today/ (дата обращения: 21.05.2021).
..88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ