Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» (Иркутская область, г. Байкальск).
Выборка: 28 учащихся 2-го класса (средний возраст 8-9 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМА 6
1.1. Предпосылки нарушения письма у младших школьников 6
1.2. Трудности формирования навыков фонетического анализа у младших школьников с нарушением письма 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 17
2.1. Организация, методы и методики исследования навыков фонетического анализа у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием 17
2.2. Анализ результатов исследования навыков фонетического анализа у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием 21
2.3. Содержание логопедической работы по формированию навыков фонетического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями 35
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 49
Необходимым условием овладения школьной программой являются сформированные навыки письменной речи. Письмо является сложной формой речевой деятельности, которая обеспечивается совместной работой ряда участков коры головного мозга и анализаторных систем (Т.В. Ахутина). В основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, значительное место среди которых занимают несформированность фонетико-фонематического компонента речи, навыков фонетического анализа и синтеза (Н.Н. Волоскова).
Психофизиологическая структура письменной речи рассматривается в трудах Т.В. Ахутиной, Н.Н. Волосковой, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и др. Согласно исследованиям, процесс письма тесно связан с состоянием устной речи, а именно состоянием звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза, лексико-грамматического компонента (А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова и др.). В литературе трудности в обучении письму рассматриваются как следствие нарушений звукопроизношения (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина), недостаточности фонематического восприятия (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина), оптико-пространственных нарушений (О.Б. Иншакова, И.Н. Садовникова).
Частичное специфическое нарушение процесса письма в логопедической литературе определяется как дисграфия. Многочисленные исследования (О.А. Величенкова, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, С.А. Овсянникова, А.В. Ястребова и др.) говорят о том, что дисграфия проявляется в стойких специфических ошибках, обусловленных неполноценным развитием устной речи и высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников рассматривается в трудах Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной и др. Ученые подчеркивают связь между нарушениями фонематических процессов и овладением навыка письма. У младших школьников с нарушениями письма зачастую обнаруживается фонетико-фонематическое недоразвитие, что проявляется в неспособности дифференцировать фонемы на слух, овладеть навыками фонетического анализа и синтеза. Развитие фонетико-фонематической стороны речи является обязательным условием успешного обучения письму (И.А. Рогозина).
Несмотря на значительное число исследований, посвященных проблеме коррекции дисграфии, существует необходимость разработки методических рекомендаций, способствующих параллельному развитию психических функций и преодолению нарушений письма у младших школьников, что подтверждает актуальность исследования.
Цель: изучить состояние навыков фонетического анализа у младших школьников с разным качеством письма, сопоставив их с актуальным уровнем психоречевого развития и предложить рекомендации по работе над его совершенствованием.
Задачи:
1. Охарактеризовать роль фонетического анализа в становлении грамотного письма у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
2. Изучить состояние навыков фонетического анализа у младших школьников с разным качеством письменных работ, сопоставив их с актуальными логопедическими диагнозами.
3. Предложить дифференцированные рекомендации для улучшения навыков фонетического анализа у младших школьников с нарушением письма.
Объект исследования: предпосылки нарушения письма у младших школьников.
Предмет исследования: навыки фонетического анализа младших школьников.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Диагностический метод.
3. Метод анализа продуктов детальности.
4. Метода качественной и количественной обработки полученных данных.
Методики исследования:
1. «Методика диагностики фонетического анализа» (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова).
2. Психодиагностические методики: «Словесные субтесты» (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров) сокращенный вариант, «Цветные прогрессивные матрицы Равена», «Рисунок человека».
3. Скрининговое логопедическое обследование (С.Ю. Серебреникова, И.О. Соколова).
4. Диагностика состояния навыка письма (С.Ю. Серебреникова, И.О. Соколова, Р.И. Лалаева).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Байкальска. В исследовании принимали участие 28 второклассников.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в процессе диагностики расстройств письменной речи, а также в системе планирования и реализации коррекционного процесса при устранении дисграфиии у учащихся общеобразовательной школы.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых обобщается выводами, заключение, список литературы (всего 43 наименования), приложение. Общий объем работы 51 страниц печатного (компьютерного) текста, с приложением.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что письмо представляет собой форму речевой деятельности, когда устная речь фиксируется с помощью графических символов. Процесс письма обеспечивается совокупной работой анализаторных систем и участков коры головного мозга. Овладение процессом письма предполагает достаточный уровень интеллектуального развития, высших психических функций, устной речи. В норме предпосылки овладения письменной речью формируются к 6-7 годам, основными из них являются: фонетико-фонематические функции, двигательные навыки, зрительно-пространственные представления. Фонетико-фонематические функции включают в себя правильное звукопроизношение, сформированный фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонетического анализа и синтеза.
Нарушения письменной речи, проявляющиеся в стойких специфических ошибках, в литературе определяются как дисграфия. Выделяют пять основных форм дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой). Несформированность навыков фонетического анализа и синтеза затрудняет процесс овладения письмом и приводит к наличию специфических ошибок в виде перестановки и пропуска букв, добавления букв, замены букв по акустико-артикуляционным параметрам. Это является одной из причин появления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
С целью определения основных направлений логопедической работы был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 28 учащихся второго класса.
Диагностическая работа включала в себя исследование особенностей интеллектуального, психического и речевого развития. Исследование показало неоднородность нарушений устной и письменной речи у младших школьников.
У детей с ФНН и у детей с нарушением чтения и письма обусловленные ОНР ошибки дисграфического характера проявлялись в замене, добавлении и пропуске букв, ошибках написания окончаний слов.
У детей с ОНР наблюдались ошибки в виде замены букв, обозначения мягкости на письме, пропуска и добавления букв, слитного написания слов с предлогами, раздельного написания некоторых слов, ошибках написания предложных окончаний.
У детей с НВСЯ наблюдались ошибки в виде замены гласных букв, в том числе и в ударной позиции, пропуске и добавлении букв, перестановке слогов и букв, неправильном написании окончаний. Дети заменяли согласные по акустико-артикуляционному сходству, изменяли звуко-слоговую структуру слова, допускали орфографические ошибки.
Выявленные специфические ошибки, присущие детям с различным речевым статусом, что позволило определить принципы, методы и средства, а также основные направления логопедической работы:
1. Развитие дифференциации звуков, фонематического восприятия, фонематических представлений.
2. Развитие языкового и фонетического анализа и синтеза.
3. Коррекция грамматического компонента речи.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова и др.; под ред. Л.С. Цветковой. – Воронеж: МОДЭК, 2010. – 318 с.
2. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.: Академия, 2015. – 282 с.
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к анализу графомоторных навыков у младших школьников / А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, И.О. Камардина, // Когнитивные исследования на современном этапе: Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. – 2018. – С.11-14.
4. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Новые исследования. – №4 (37). – 2013. – С.4-19.
5. Белогусева С.И. Психофизиологическая структура процесса письма / С.И. Белогусева // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2014. – С.18-19.
6. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Величенкова Ольга Александровна. – Москва, 2002. – 184 c.
7. Величенкова О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
8. Величенкова О.А. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные всероссийского опроса/ О.А. Величенкова, Т.В. Ахутина // Центральные механизмы речи: сборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт. Под общ. ред. А. Н. Шеповальникова. – 2019. – С. 27-29.
9. Величенкова О.А. Методы исследования фонемного различения в ранних работах Р.Е. Левиной / О.А. Величенкова, Д.А. Кочегарова // Логопедия: современный облик и контуры будущего. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2021. – С. 81-86.
10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Волоскова Наталья Николаевна. – Москва, 1996. – 158 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб: Питер, 2019. – 431 с.
12. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – СПб: КАРО, 2006. – 296 с.
13. Иншакова О.Б. Несформированность письменных умений у дошкольников с нарушением речи - признак предрасположенности к трудностям овладения фонематическим принципом письма / О.Б. Иншакова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2023. № 53 (72). – С. 124-131.
14. Иншакова О.Б. Мониторинг процесса овладения письмом школьниками 1- 4 классов с дисграфией / О.Б. Иншакова // Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской конференции с международным участием. – 2016. – С. 168-172.
15. Исследование взаимосвязи навыков фонематической обработки и навыков чтения / С.В. Дорофеева, В.А. Решетникова, А.К. Лауринавичюте, Т.В. Ахутина, О.В. Драгой // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конференции. – 2019. – С. 151 –156.
16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб: Речь, 2003. – 330 с.
17. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб: Союз, 2001. – 2018 с.
18. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина // Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 311 с.
19. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум ИНФРА-М, 2015. – 190 с.
20. Логинова Е.А. Формирование письменно-речевых коммуникативных навыков у школьников / Е.А. Логинова // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – Москва, 2017. – С. 165-170.
21. Лопатина Л.В. Формирование предпосылок для смыслового чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.В. Лопатина, М.Г. Ивлева // Вестник педагогических инноваций. – 2019. № 2 (54). – С. 68-73.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2019. – 767 с.
23. Милушкина Е.А. Системный подход к выявлению предпосылок нарушения чтения у старших дошкольников с ОНР III уровня / Е.А. Милушкина, Н.В. Скоробогатова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей им. В. В. Коркунова. Том Часть I. Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. – 2016. – С.133-136.
24. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И.Н. Моргачева. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 212 с.
25. Морина П.А. Исследование навыков языкового анализа и синтеза и особенностей письма у второклассников / П.А. Морина, М.В. Жигорева // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 111-117.
26. Насибуллина А.Д. К вопросу формирования предпосылок чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Д. Насибуллина // Педагогический вестник. – 2021. – № 20. – С. 20-24.
27. Овсянникова С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Овсянникова Светлана Алексеевна. – Москва, 2009. – 196 с.
28. Пеплер Е.А. Влияние сформированности фонематических процессов на письмо у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е.А. Пеплер // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей им. В. В. Коркунова. Том I. Часть II. – 2016. – С. 133-136.
29. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Попова Елена Федоровна. – М., 2010. – 220 с.
30. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
31. Рогозина И.А. Преемственность в работе детского сада и школы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Рогозина Ирина Александровна. – СПб., 2002. – 160 c.
32. Розова, Ю.Е. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под ред. О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2021. – 302 с.
33. Русецкая М.Н. Диагностика и коррекция дислексии на основе компетентностного подхода к формированию чтения // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография. Под общей редакцией О.А. Величенковой. – Москва, 2018. – С. 151-165.
34. Cадовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 255 с.
35. Савченко Е.А. Предпосылки нарушения чтения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи / Е.А. Савченко // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-1. – С.168-177.
36. Селиванова А.И. Характеристика фонематических процессов у младших школьников с акустической дисграфией / А.И. Селиванова // Проблемы и перспективы развития современной науки. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2019. – С. 156-159.
37. Сикорская Я.А. Особенности нарушений письма у младших школьников, обусловленные недоразвитием фонематических процессов / Я.А. Сикорская // Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста: материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Минск, 2022. – С. 296-300.
38. Слободняк И.К. Формирование фонематических процессов у младших школьников с дисграфией / И.К. Слободняк // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале. Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2022. – С. 317-323.
39. Соколова И.А. Проблема дисграфии в младшем школьном возрасте: нейропсихологический подход / И.А. Соколова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – №16-2. – С. 302-305.
40. Степанова А.В. Психологические и психофизиологические основы изучения предпосылок процесса письма у дошкольников / А.В. Степанова // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – № 6-2. – 2015. – С.103-106.
41. Чернявская Е.А. Современные представления о формировании предпосылок чтения и письма у воспитанников старшего дошкольного возраста / Е.А. Чернявская, Л.Н. Орехова // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы VIII Международной научной конференции. – Донецк, 2023. – С. 112-115.
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
43. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ,2007.