Технологии обследования состояния моторики артикуляционного аппарата (Технологии обследования речи, Ставропольский государственный педагогический институт)
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение технологии обследования состояния моторики артикуляционного аппарата 5
1.1. Научные подходы к изучению состояния моторики артикуляционного аппарата 5
1.2. Особенности состояния моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрией 10
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. Методика обследования детей с нарушением моторики артикуляционного аппарата 17
2.1.Диагностические методики обследования детей с нарушением моторики артикуляционного аппарата 17
2.2. Методические рекомендации для проведения диагностики у дошкольников с нарушением моторики артикуляционного аппарата 20
Выводы по 2 главе 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Актуальность исследования. Проблема развития артикуляционной моторики у умственно отсталых детей занимает важное место в современной дефектологии. Она напрямую связана с формированием речевой функции, которая играет ключевую роль в процессе общения и социальной адаптации. Исследователи в области логопедии, такие как Е.Ф. Соботович и Л.С. Волкова [18], подчеркивают, что трудности артикуляции у этой категории детей серьезно осложняют развитие речи и, как следствие, затрудняют коммуникацию.
По данным Н.А. Бесединой, Г.С. Гоголевой и Н.Е. Горловой, у умственно отсталых детей часто наблюдаются выраженные нарушения артикуляционных движений. Это проявляется в искажении звуков, нарушении темпа и плавности речи, а также в затруднённой координации движений речевого аппарата. Причины таких нарушений могут быть связаны с органическими поражениями центральной нервной системы, слабостью иннервации мышц, участвующих в артикуляции, а также общим дефицитом развития познавательных функций.
Актуальность темы обусловлена необходимостью углубленного анализа особенностей артикуляционной моторики и поиска эффективных коррекционных подходов. Такие мероприятия должны быть направлены на развитие моторной базы речи, улучшение звукопроизношения и общее речевое развитие. Это, в свою очередь, способствует более успешной социальной адаптации ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ДО [1], одной из приоритетных задач речевого развития является формирование звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха и речевого творчества.
Изучение структуры и механизмов нарушений артикуляционной моторики позволяет разрабатывать целенаправленные программы коррекционно-развивающего воздействия. Это особенно важно для повышения эффективности логопедической работы. Решение данной проблемы не только углубляет научное понимание речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями, но и улучшает практику логопедической помощи, направленной на интеграцию этих детей в общество.
Цель исследования – изучить технологии обследования состояния моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрией.
Объект исследования – артикуляционный аппарат.
Предмет исследования – моторика артикуляционного аппарата у детей с дизартрией.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть научные подходы к изучению состояния моторики артикуляционного аппарата.
2) Выявить особенности моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрией.
3) Подобрать диагностические методики для обследования состояния моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрией.
4) Разработать методические рекомендации для проведения диагностики моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрией.
Гипотеза исследования заключается в предположении того, что, технологии обследования состояния моторики артикуляционного аппарата будет более эффективна при проведении поэтапно коррекционно-развивающей работы, знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения речевой моторики, при использовании специально подобранных упражнений, наглядных средств, с учётом ведущей деятельности детей.
Методы исследования: для решения поставленных задач был проведено исследование с использованием теоретических методов. К теоретическим методам относится изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Изучение состояния моторики артикуляционного аппарата (АП) основывается на различных научных подходах, включая нейропсихологические, нейрофизиологические и логопедические методы. Нейропсихологические исследования ориентированы на изучение связи между нарушениями артикуляции и функционированием центральной нервной системы. Это позволяет выявить патологии в области головного мозга, которые влияют на координацию и точность движений артикуляционных органов. Нейрофизиологический подход заключается в применении современных методов диагностики, таких как электромиография, нейровизуализация (например, МРТ) и функциональная магнитно-резонансная томография, которые помогают детально анализировать работу нервных путей и мышц, участвующих в формировании речи. Логопедические методы включают разнообразные техники, направленные на наблюдение, анализ и коррекцию нарушений моторики АП, такие как артикуляционные упражнения, динамическое тестирование и использование специализированных речевых тестов.
Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата включает оценку как подвижности, так и координации движений артикуляционных органов. Это требует точного контроля за функцией каждого органа артикуляции (языка, губ, мягкого нёба и челюстей), а также использования различных тестов на оценку силы и точности движений. Важно выявить не только нарушения в подвижности, но и проблемы с синхронизацией работы всех органов, что может быть связано с неврологическими расстройствами. Дополнительно проводится оценка анатомических особенностей, таких как неправильное расположение зубов или аномалии в строении мягкого нёба, которые могут существенно повлиять на процесс речи.
Обследование моторики артикуляционного аппарата является многогранным процессом, включающим не только нейрофизиологические и логопедические методы, но и оценку анатомических особенностей, что помогает выявить разнообразные патологии. Своевременная диагностика и использование комплексного подхода к обследованию позволяют не только обнаружить нарушения, но и разработать эффективные методы коррекции, улучшая качество речи пациентов. Применение научных методов и логопедических техник на практике способствует более точному выявлению степени нарушения моторики и созданию индивидуализированных программ реабилитации, что крайне важно для успешного восстановления речевых функций.
Применение диагностического комплекса, включающего как нейропсихологические, так и логопедические методики, обеспечивает объективную оценку состояния моторики у детей. Это позволяет не только точно определить степень и характер нарушения, но и сформировать индивидуальную коррекционную программу, способствующую развитию речевой функции и преодолению нарушений.
Методически грамотно организованная диагностика позволяет не только определить уровень развития артикуляционной моторики у дошкольников, но и выявить причины речевых нарушений. Комплексный подход с использованием валидных методик и учётом индивидуальных особенностей даёт возможность получить объективную картину. На основе полученных данных логопед может разработать персонализированную программу коррекции, направленную на преодоление моторных и речевых трудностей у ребёнка.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2. А В. Спирина Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией // Вестник Курганского государственного университета. 2021. №4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-krupnoy-melkoy-i-artikulyatsionnoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 22.04.2025).
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дизартрии. [Текст] /Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2020. - 254с;
4. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М., 2022.
5. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2020.
6. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста. [Текст] /Р.А. Белова-Давид -М.: Просвещение. 2022.- 312 с;
7. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 287 с.
8. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, - М..: Владос, 2020. - 287 с;
9. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов. [Текст] /Н.А. Бернштейн// - Вопросы психологии. -2024. -№ 6;
10. Блыскина, И.В.Массаж и коррекция артикуляционных расстройств. [Текст] /И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков- СПб.: Литера, 2023.- 18 с;
11. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство – Библиополис». СПб. 2020. – 208 с
12. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: учеб.-метод. пособие /Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. -Ставрополь, 2020. - 224 с.
13. Брюховских Л.А.Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. И доп./ Краснояр. Гос. Пе. Ун-т им. В,П, Астафьева. -Красноярск, 2020 - 180с;
14. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. [Текст] /Т.В. Буденная -СПб.: Питер, 2023. -125 с;
15. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ: Астрель. Хранитель, 2020.141, 3-е
16. Винарская, Е. Н. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых [Текст] /Е.Н. Винарская, Л.В. Мелехова - М.: Просвещение, 2022. - с.: 61-68;
17. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] /Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов - Ташкент., 2023. -341 с;
18. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2023.
19. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, СПб, 2023.
20. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. фак. высш. учеб.заведений /под редакцией Л.С Волковой.-5-е изд., перераб. и доп. – М., 2022.
21. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). [Текст] /Г.А. Волкова.- СПб.: Образование, 2022. -70 с.
22. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков – Москва: Детство – Пресс, 2020.
23. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2021.
24. Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. – М., 2021.
25. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Наука, 2020.
26. Каше Г.А. Развитие артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. — М.: Владос, 2020.
27. Кольцова М.М. Развитие движений и речи у детей. — М.: Просвещение, 2020.
28. Крылова Н.Л. Коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2020.
29. Левина Р.Е. Логопедия. Нарушения речи у детей и пути их преодоления. — М.: Просвещение, 2024.
30. Левина Р.Е. Логопедия. Нарушения речи у детей и пути их преодоления. — М.: Просвещение, 2024.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2021.
32. Правдина О.В. Методика развития артикуляционной моторики у детей с ОНР. — М.: Просвещение, 2020.
33. Рау Е.Ф. Артикуляционная гимнастика: методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: Владос, 2024.
34. Ткаченко Т.А. Упражнения по развитию артикуляционной моторики у дошкольников. — М.: ГНОМ и Д, 2023.
35. Филичева Т. Б., Логопедия. Теория и практика – Москва: Эксмо, 2021. –608с.
36. Фомичёва М.Ф. Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста. — М.: Владос, 2021.
37. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Институт практической психологии,2020.