Формирование у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий (Московский педагогический государственный университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений диалогической речи у учащихся основной школы на основе цифровых медиатехнологий 7
1.1 Специфика обучения учащихся основной школы умениям диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий 7
1.2Умения иноязычной диалогической речи как объект овладения учащимися основной школы на основе цифровых медиатехнологий 13
1.3 Цифровые медиатехнологии как средство формирования у учащихся основной школы умений иноязычной диалогической речи 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Практические основы формирования умений диалогической речи учащихся основной школы на основе цифровых медиатехнологий 36
2.1 Педагогическая технология формирования диалогической речи учащихся основной школы на основе цифровых медиатехнологий 36
2.2 Система заданий и упражнений на основе технологии формирования умений диалогической речи учащихся основной школы на основе цифровых медиатехнологий 45
2.3 Методические рекомендации по использованию технологии формирования умений диалогической речи учащихся основной школы на основе цифровых медиатехнологий в процессе обучения иностранному языку 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 66
Актуальность данного исследования объясняется развитием цифровых медиатехнологий, сопровождающимся изменениями в образовательном процессе, требуя адаптации методов обучения к современным требованиям. Иными словами, цифровые медиатехнологии представляют новые возможности для эффективного обучения и развития умений диалогической речи.
Отсюда следует, что актуальность данного исследования определяется следующими факторами:
- развитием цифровых медиатехнологий, что требует адаптации образовательных методов и технологий для эффективного обучения диалогической речи;
- необходимостью формирования умений диалогической речи, как неотъемлемого компонента коммуникативной компетенции, которая является ключевой в современной парадигме иноязычного образования;
- потребностью в разработке инновационных подходов к анализу методического потенциала медиатехнологий в обучении диалогической речи.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- между необходимостью длительного обучения умениям диалогической речи в учебной программе, обусловленной тем, что диалогическая речь составляет основу коммуникативных навыков, на развитие которых прежде всего направлено обучение иностранному языку.
Проблема исследования заключается в том, как эффективно формировать у учащихся основной школы умения иноязычной диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий?
Проблема является нерешенной и требует самостоятельного исследования, чем определяет тему работы – «Формирование у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий».
Цель исследования – разработать и теоретически обосновать технологию формирования у учащихся основной школы умений иноязычной диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий.
Объектом исследования является процесс формирования умений иноязычной диалогической речи.
Предмет исследования – технология формирования у учащихся основной школы умений иноязычной диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования у учащихся основной школы иноязычных умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий эффективно, если:
- определена специфика процесса формирования у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий;
- изучено речевое умение иноязычной диалогической речи как объект овладения на основе цифровых медиатехнологий;
- рассмотрены цифровые медиатехнологии как средство формирования у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий;
- разработана технология формирования у учащихся основной школы умений иноязычной диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий, критерии ее эффективности, система заданий и упражнений на основе данной технологии и методические рекомендации по ее использованию.
Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:
1. Определить специфику процесса формирования у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий;
2. Изучить речевое умение иноязычной диалогической речи как объект овладения на основе цифровых медиатехнологий;
3. Рассмотреть цифровые медиатехнологии как средство формирования у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий;
4. Разработать технологию формирования у учащихся основной школы умений иноязычной диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий, критерии ее эффективности, систему заданий и упражнений на основе данной технологии и методические рекомендации по ее использованию.
При решении вышеизложенных задач использовались следующие методы научного исследования:
Первая группа методов – теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение, классификация. Вторая – эмпирические методы: наблюдение, тестирование.
Теоретическую основу данного исследования составили:
- теория иноязычной речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);
-теория единства обучения и развития личности (Л.С. Выготский);
-теория коммуникативного обучения иностранному языку Е.И. Пассова.
Методологическую базу данного исследования составили:
- личностно-деятельностный подход, (И.А. Зимней.)
-коммуникативный подход (Пассов Е.И., Рогова Г.В.)
Также были использованы научно-методические работы следующих отечественных и зарубежных учёных: Выготский Л.С., Бим И.Л., Зимняя И.А., Пассов Е.И., Роберт И.В., Пиаже Ж., Эриксон Э., Роберт И.В., Дмитренко Т.А.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной технологии формирования у учащихся основной школы умений диалогической речи на основе цифровых медиатехнологий и предложенных методических рекомендациях по ее использованию.
Новизна исследования заключается в разработке технологии формирования у учащихся основной школы умений диалогической речи посредством цифровых медиатехнологий.
Структура работы. Работа состоит из двух глав (теоретической и практической), введения и заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, формулируются проблема, цель, устанавливается объект и предмет, формулируется гипотеза, ставятся задачи, обосновывается практическая значимость исследования.
Первая глава посвящена теоретико-методологическому обоснованию проблемы формирования диалогических умений с помощью цифровых медиатехнологий
Вторая глава посвящена разработке методических основ применения цифровых медиатехнологий как инструмента для формирования умений диалогической речи в основной школе.
В заключении обобщаются итоги проведенного исследования и приводятся пути дальнейшего использования результатов.
Список литературы содержит 38 источников отечественных и зарубежных авторов.
Данная выпускная квалификационная работа была направлена на исследование и разработку педагогических технологий формирования умений диалогической речи у учащихся основной школы на основе цифровых медиатехнологий.
В первой главе исследования были рассмотрены психологические и возрастные аспекты формирования умений диалогической речи у учащихся основной школы при использовании цифровых медиатехнологий. Исследование подчеркнуло, что успешное освоение иностранного языка в значительной мере зависит от учета возрастных особенностей, особенно в подростковом возрасте (11-15 лет), когда происходят активные процессы поиска индивидуальности и внутренние психологические конфликты. Подростковый период сопровождается существенными изменениями в личностной и социальной сферах, что оказывает значительное влияние на учебную деятельность. Учащиеся сталкиваются с проблемами снижения мотивации, нестабильной самооценкой, психологическими конфликтами и сложностями в абстрактном мышлении, что может затруднить процесс обучения диалогической речи. Для преодоления этих трудностей рекомендуется применение личностно-ориентированного подхода, который включает выбор интересных и значимых тем, постоянную поддержку со стороны учителя, гибкость в обучении и создание позитивной учебной атмосферы. Цифровые медиатехнологии играют ключевую роль в современном образовательном процессе, предоставляя возможности для персонализации обучения и создания мотивирующей учебной среды. Их использование способствует повышению эффективности формирования умений диалогической речи, активизируя учащихся и заинтересовывая их в учебном процессе. Исследование также глубоко анализирует природу диалогической речи в контексте устной коммуникации, подчеркивая её ситуативность и контекстуальную природу. Эмоциональная составляющая диалогической речи придаёт высказываниям эмоциональный окрас и делает их более экспрессивными, что помогает студентам лучше воспринимать и передавать эмоциональные нюансы в коммуникации. Понимание контекста играет ключевую роль в интерпретации высказываний и определении их смысла, помогая учащимся лучше интерпретировать высказывания и более точно выражать свои мысли. Важность правильного отбора видеоматериалов для эффективного использования медиатехнологий на уроках иностранного языка была также отмечена, что способствует успешному освоению языка и развитию диалогической речи.
Во второй главе были рассмотрены основные аспекты разработки и внедрения образовательных методик и инструментов для формирования умений диалогической речи среди учащихся основной школы. Проведён детальный анализ учебно-методического комплекса (УМК) по английскому языку для 7 класса с акцентом на развитие диалогической речи посредством цифровых медиатехнологий. Установлено, что интеграция цифровых медиатехнологий в УМК способствует более глубокому и разнообразному взаимодействию учащихся с учебным материалом, улучшая их способности к устной коммуникации. Цифровые медиатехнологии предоставляют широкий спектр интерактивных инструментов, таких как видеоматериалы, аудиозаписи и онлайн-ресурсы, которые значительно повышают мотивацию и интерес учащихся к изучению английского языка. Разработанная система заданий и упражнений, направленная на формирование умений диалогической речи с использованием цифровых медиатехнологий, включает разнообразные интерактивные задания, такие как ролевые игры, диалоги, аудиовизуальные упражнения и онлайн-дискуссии. Эти задания позволяют учащимся не только практиковать речевые навыки, но и развивать критическое мышление, творческие способности и умение работать в команде. Практическое применение данной системы показало её высокую эффективность в улучшении диалогической речи учащихся. Также были предложены методические рекомендации для педагогов по внедрению технологии формирования умений диалогической речи с использованием цифровых медиатехнологий, включающие конкретные стратегии и подходы, такие как создание мотивирующей учебной среды, использование персонализированных заданий, активное применение интерактивных ресурсов и регулярная обратная связь с учащимися. Особое внимание уделено важности индивидуального подхода к каждому ученику, что способствует более эффективному освоению диалогической речи.
Проведённое исследование и практическая реализация разработанных методик подтвердили, что использование цифровых медиатехнологий в процессе обучения иностранному языку значительно улучшает формирование умений диалогической речи у учащихся основной школы. Интеграция цифровых инструментов в УМК, разнообразие интерактивных заданий и индивидуализированный подход к обучению создают условия для более эффективного и увлекательного изучения английского языка. Методические рекомендации, представленные в данной работе, могут служить надежным руководством для педагогов, стремящихся повысить качество обучения и развить у своих учеников уверенные коммуникативные навыки.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1998. — 67 с.
3. Бим И.Л. Теория обучения немецкому языку. — 1988.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2012. — С. 44–47.
5. Выготский Л.С. Педология подростка. — 1931.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984. — С. 244–268.
7. Дмитренко Т.А. Оценка эффективности цифровых инструментов в обучении речи. — М.: ИЦО, 2022.
8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — 2001.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — 2004. — С. 203.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с. — ISBN 5-09-001716-6.
11. Коммуникативный метод обучения иноязычной речи: теория и практика. — М.: Просвещение. — С. 112.
12. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Рогова Г.В. [и др.].
14. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной речи. — М.: Русский язык, 1985. — 276 с.
15. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. — 2018. — С. 23–25.
16. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электронный ресурс]. — М.: ИИО РАО, 2006. — URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005453/mto002.pdf (дата обращения: 26.04.2025).
17. Сборник «Речь и мышление ребенка» (изд. «Педагогика», 1994)
18. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — 606 с.
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. — 3-е изд. — М., [изд-во не указано].
20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2002.
21. УМК City Stars для 7 класса [Электронный ресурс]. — URL: http://citystars.prosv.ru (дата обращения: 30.04.2025).
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО): Приказ Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021. — URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.04.2025).
23. Федоров А.В. Медиаобразовательный словарь: Медиаобразование, медиаграмотность, Медиаобразовательные исследования, медиакомпетентность. Москва: МКО “Информация для всех", 2014, 64 с.
24. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974.
Иностранные источники:
23. Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis. — N.Y.: Norton, 1968. — 336 p.
24. Garcia M. Digital Collaboration Tools. — Springer, 2021.
25. Goh C.C.M., Burns A. Teaching speaking: A holistic approach [Электронный ресурс]. — Cambridge University Press, 2012. — URL: https://books.google.ru/books?id=BUmyAAAAQBAJ (дата обращения: 13.04.2025).
26. Huang X. AI in Language Learning. — Cambridge: Cambridge Press, 2022.
27. Kern R. Language, Literacy and Technology. — 2015.
28. Lankshear C., Knobel M. (ed.). Digital literacies: Concepts, policies and practices [Электронный ресурс]. — Peter Lang, 2008. — URL: https://books.google.ru/books?id=doVQq67wWSwC (дата обращения: 13.04.2025).
29. Lee S. VR for Speaking Skills // TESOL Quarterly. — 2023.
30. Mavridi S. Digital language learning and teaching: Research, theory, and practice [Электронный ресурс]. — 2018. — URL: https://academic.oup.com/eltj/article-abstract/72/4/459/5078147 (дата обращения: 13.04.2025).
31. Piaget J. The Psychology of Intelligence. — London: Routledge, 1950. — 198 p.
32. Shor I., Freire P. What is the ‘dialogical method’ of teaching? // Journal of Education. — 1987. — Vol. 169. № 3. — P. 11–31.
33. Stanley G. Language learning with technology: Ideas for integrating technology in the classroom [Электронный ресурс]. — Cambridge University Press, 2013. — URL: https://books.google.ru/books?id=mycwc3ibvBkC (дата обращения: 13.04.2025).
34. Steinberg L. A Social Neuroscience Perspective on Adolescent Risk-Taking. — 2008.
35. Wang C., Winstead L. (ed.). Handbook of research on foreign language education in the digital age [Электронный ресурс]. — IGI Global, 2016. — URL: https://books.google.ru/books?id=NvC0DAAAQBAJ (дата обращения: 13.04.2025).
36. Wang L. Automated Assessment in Language Learning: AI-Driven Approaches. — N.Y.: Routledge, 2022.
37. Warschauer M. Learning in the Cloud. — 2011.
38. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). — Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. — 280 p.