Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХОДОМ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2024 Г. КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Г. ТОМСКА

Работа №180680

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы125
Год сдачи2024
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения политического участия 11
1.1 Понятие и виды политического участия 11
1.2 Факторы, оказывающие влияние на политическое участие 19
1.3 Наблюдение за выборами: обоснование формы участия 24
2 Описание методологии. Результаты эмпирического исследования 34
2.1 Концептуализация наблюдения за ходом выборов как формы политического участия 34
2.2 Описание метода. Результаты исследования 38
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А 68
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 108
ПриложениеД 109
Приложение Е

Актуальность исследования. Массовое движение наблюдателей возникло в период с 2011 по 2012 гг. на фоне протестной мобилизации, вызванной недовольством результатами выборов в Государственную Думу VI созыва. Это недовольство было связано с многочисленными сообщения о фальсификациях результатов с подтверждением данного факта при помощи анализа кривой распределения голосов , а также новостями о «рокировке» Д. Медведева и В. Путина на президентских выборах 2012 г. Ю. Скокова считала, что, несмотря на то, что большинство исследователей рассматривали на тот момент движение наблюдателей как часть общего протестного движения, оно обладало рядом специфических характеристик, позволяющих его выделить из общего протестного движения в общественное . Скокова также подчеркнула, что движение наблюдателей на выборах являлось «единственным современным примером устойчивого во времени общественного движения, работающего в сфере гражданских и политических прав, перешедшего на стадию институционализации и закрепления своих практик» .
Однако с 2012 года произошло несколько законодательных и политических изменений, повлиявших как на присутствие национальных и международных наблюдателей, так и на деятельность организаций, консолидирующих критически настроенных по отношению к политическому режиму России граждан. Также события коснулись и механизмов распространения информации, которая по тем или иным причинам являлась нежелательной для власти. В. Гельман отмечает, во-первых, поправки к закону «О некоммерческих организациях» и другим законам, в рамках которых в законодательство было введено понятие «иностранного агента» , - это событие напрямую коснулось Ассоциации некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «Голос» (в 2016 г. «Голос» был признан НКО, выполняющим функции иностранного агента, что привело к дальнейшей ликвидации ассоциации Пресненским районным судом г. Москвы , что, в свою очередь, стало причиной переоформления ассоциации в формат движения, однако уже в 2021 г. движение вновь было включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции «иностранного агента», как и действующие и бывшие сотрудники движения), Фонда содействия правовому просвещению населения «Лига избирателей» и региональной общественной организации содействия прав человека «Горячая линия». Во-вторых, В. Г ельман также отметил появление новых норм регулирования интернета, которые позволили в одностороннем порядке закрывать доступ к сайтам и социальным сетям . Кроме этого, в 2019 г. были приняты поправки в ст. 6 закона РФ «О средствах массовой информации» , в рамках которых также были введены статус СМИ - иностранного агента и статус иностранного агента для лиц, выполняющих функции средств массовой информации. Также были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, в рамках которых была восстановлена уголовная ответственность за клевету в СМИ (данный закон получил в СМИ название «Закон о фейках»). Данные нововведения коснулись движения наблюдателей, в частности, сайт движения «Голос» был заблокирован Роскомнадзором в 2022 году, а также были признаны в том или ином виде иностранными агентами оппозиционные политики, профессиональные специалисты и журналисты, призывающих в том числе и к участию в наблюдении за выборами, а их ресурсы заблокированы. В-третьих, В. Гельман отметил ужесточение наказаний, связанных с нарушением правил проведения митингов и других публичных мероприятий . В 2017 г. были введены поправки в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» , которые обязали организаторов любой акции, кроме одиночного пикета, согласовывыать любые массовые мероприятия с представителями государственной власти в срок не ранее 10-ти и не позднее 5-ти дней до дня проведения мероприятия, при этом нарушение данной нормы ведет к уголовному наказанию. ОВД-Инфо отмечает, что на публичных протестах с 2017 г. по 2020 гг. были задержаны 11 952 человека, с 2021 по 2023 данное число выросло до 35 302 человек . В таких обстоятельствах публичное выражение несогласия становится опасным для индивида, поскольку может привести к высоким издержкам от участия в подобных формах, а участие в движении наблюдателей стало практически нереальным из-за санкционного давления на него.
Кроме того, изменения коснулись и избирательного законодательства. В 2016 г. были внесены поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Было сокращено число наблюдателей от партии и/или кандидата, которые могут находиться в месте проведения голосования, до двух человек . Кроме того, один и тот же человек теперь мог быть назначен наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Сокращение избирательных прав в части наблюдения за ходом проведения выборов также коснулось и лиц, признанных иностранными агентами. В 2023 г. член Центральной избирательной комиссии И. Борисов предложил не допускать к наблюдению «лица, кому уже запрещен въезд в Россию, членов или руководителей организаций, представляющих угрозу для страны, а также тех, кто связан с деятельностью организаций, официально признанных нежелательными в РФ» . В 2024 г. данные поправки были приняты .
Пандемия COVID-19 также отразилась на осуществлении электорального наблюдения, в частности, в 2021 г. Центральная избирательная комиссия на ограничила количество международных наблюдателей на выборах в Государственную Думу в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, что стало причиной отказа ОБСЕ от наблюдения за выборами в Государственную Думу. После начала специальной военной операции Российская Федерация была исключена из Совета Европы 16 марта 2022 г., хотя до этого наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) регулярно проводили мониторинг выборов в России.
Несмотря на все обстоятельства, остались общественные организации и инициативные группы, которые занимаются подготовкой избирателей к осуществлению наблюдения за выборами в России. В условиях, когда другие виды политического участия, являющиеся формой выражения критики или несогласия с проводимой государством политикой, сопровождаются высокими рисками, общественное наблюдение за выборами может оказаться безопасной альтернативой для удовлетворения потребности в участии. Однако исследователи до сих пор не касались рассмотрения деятельности наблюдателей в качестве одной из форм политического участия, редкие работы указывают наблюдение в качестве одной из его форм . При этом электоральное наблюдение является устойчивым явлением в российской политике, носящее регулярный характер. У исследователей не остается сомнений относительно значения наблюдения за выборами в избирательном процессе и политической системе в целом - присутствие наблюдателей повышает уровень легитимности результатов , наблюдатели предотвращают нарушение процедуры и фиксируют возможные фальсификации результатов, обеспечивая честность и прозрачность процедуры, благодаря деятельности наблюдателей происходит совершенствование избирательных процессов, а также становятся результаты наблюдения причиной международной поддержки и сотрудничества . При этом практически не изучены демографические и социально-экономические характеристики наблюдателей, структура мотивации и ценностных ориентаций наблюдателей. На данный момент существует одно крупное исследование Ю. Скоковой, в рамках которых наблюдение рассматривается как общественное движение, и практически игнорируются характеристики, касающиеся индивидуального участия. После демобилизации движения, о которое отмечает социолог, необходимо подходить к изучению наблюдения как формы индивидуального участия, выявить перечень факторов, оказывающих влияние на принятие решение об участии в наблюдении, именно поэтому данное исследование оказывается крайне актуальным.
Степень изученности темы исследования. Литературу по данной теме можно разделить на две группы.
В первую группу вошли работы и исследования, посвященные политическому участию. Основной теоретической базой для исследования проблем политического участия являются работы западных, в основном, американских политологов и социологов, таких как С. М. Липсет, С. Верба, Г. Алмонд, Г. Брэди, К. Л. Шлозман, М. Каазе, А. Марш, П. Норрис, Л. Милбрайт, М. Гоэль, Дж. Нагель и др. В данных работах раскрываются проблемы участия и неучастия, предлагаются модели политического участия, интерпретации стратегий поведения и участия, а также предпринимаются попытки объяснить факторы, влияющие на участие или неучастие индивидов в политике. Все перечисленные работы опираются на мощную эмпирическую базу и многолетние исследования. В российской политологии дела обстоят несколько иначе. Есть ряд работ, которые предлагают интерпретацию работ западных исследователей в контексте российской политической системы, как, например, работы Ю. А.
Левады, И. В. Охрименко, Е. Ю. Мелешкиной, И. А. Маркеловой, Г. В. Голосова и др. Часть работ посвящена ценностным аспектам и ориентациям, лежащим в основе политического участия, - это работы Д. В. Ольшанского, Е. Б. Шестопал, А. Ю. Горохова, и др. На данный момент в российской политологии и социологии также существует ряд работ, основанных на эмпирических исследованиях политического участия, например, исследования Е. Копачевой, А А. Киселева, И. А. Маркеловой, Е. Ю. Мелешкиной и др.
Во вторую группу вошли работы и исследования, касающиеся разных аспектов деятельности электоральных наблюдателей. Большая часть работ написана специалистами права и посвящена правовым аспектам деятельности наблюдателей - это работы Э .С. Юсубова, А. А. Маркина, А. В. Егоровой, М. Н. Самариной, Т. С. Болховитиной и др. Зарубежные исследователи рассматривают роль института наблюдения в демократических транзитах, «цветных революциях», результатах голосования и укреплении международных отношений - это работы Э. Бьернлунда, С. Хайд, М. Бадера, Г. Шмита, А. Бузина, К. Брондума, Г. Робертсона и др. Есть работы, посвященные динамике и специфике движения наблюдателей, такие как работы Ю. С. Скоковой, в работе С. Г. Давыдова, О, С. Логуновой, Е. И. Лыткиной рассматриваются мотивы участия в движении наблюдателей на выборах мэра г. Москвы, в исследовании А. Фудина рассматриваются аспекты инфраструктуры деятельности наблюдателей, анализ социальных практик, в частности, подготовки к осуществлению наблюдения.
Однако до настоящего времени не проводилось исследований, посвященных наблюдению в качестве формы политического участия, а также рассмотрению факторов индивидуального участия электоральных наблюдателей после демобилизации движения наблюдателей из коллективной формы участия в индивидуальную. В связи с этим настоящее исследование приобретает актуальность и значимость.
Эмпирическая база исследования. Поскольку ранее проводимые исследования деятельности наблюдателей не касались изучения факторов, влияющих на выбор политического участия, данное исследование будет проводиться на основании результатов опроса граждан, принявших участие в наблюдении за ходом выборов Президента РФ 2024 г., и проживающих в г. Томске. Помимо этого, для проведения исследования будут использоваться разные источники: нормативно-правовые акты - Федеральный конституционный закон №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; публикации в средствах массовой информации - «Российской газете», «Интерфаксе», «Коммерсанте»; ресурсы Избирательной комиссии Томской области.
Объектом исследования является политическое участие.
Предметом исследования является наблюдение за ходом выборов Президента РФ 2024 г. как форма политического участия избирателей г. Томска.
Цель исследования -охарактеризовать деятельность наблюдателей за ходом выборов Президента РФ 2024 г. как форму политического участия избирателей г. Томска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие политического участия и выявить его характерные черты;
2. Охарактеризовать факторы, влияющие на выбор формы политического участия;
3. Обосновать, почему деятельность наблюдателей за выборами является формой политического участия;
4. Концептуализировать электоральное наблюдение как форму политического участия;
5. Охарактеризовать факторы, влияющие на выбор наблюдения в качестве формы политического участия.
В основе работы лежит социально-бихевиоралистский подход. Исследование было проведено при помощи следующих методов: описание, анкетирование, описательно-статистический анализ, дисперсный анализ, корреляционный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведения исследования было установлено несколько подходов к определению политического участия и его характеристик, каждый из которых зависит от цели и задач исследователя. После анализа характерных черт мною было выведено следующее понятие политического участия: политическое участие - это добровольные действия частных граждан, целью которых является прямое или косвенное влияние на отбор выборных лиц государства, их деятельность на разных уровнях политической системы, которое может не иметь видимого результата.
Было выявлено, что политическое участие обладает специфическими характеристиками, выделяющими его в системе категорий, описывающих деятельность индивидов в политической и социальной сферах, таких как политическая деятельность, политическая активность, политическое поведение и гражданское участие. Наиболее общей категорией в данной системе является понятие политической деятельности, которая понимается как «сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или групп в отношения власти и подчинения политической системы» , а поэтому включает в себя деятельность профессиональных групп, таких как общественно-политические движения и политические партии. Политическая активность отличается от политического участия, поскольку подразумевает совокупность действий и взаимодействий индивидов и социальных групп в политике, направленных на достижение какой-либо цели, не обязательно политической, а также включает в себя действия, которые невозможно наблюдать, как, например, мышление. Политическое поведение является результатом внешних и внутренних стимулов, влияющих на человека, поэтому политическое участие является формой проявления политического поведения в политике. Гражданское участие включает в себя политическое участие, поскольку является проявлением действий граждан в разных сферах жизни общества, в том числе и в политике.
При рассмотрении разных групп факторов, влияющих на политическое участие, была выявлена структура, позволяющая проанализировать деятельность наблюдателей за ходом выборов. Элементами данной структуры являются социально-экономический статус, ресурсная обеспеченность, потенциальная стоимость участия, условия мобилизации, политические ориентации и политическая мотивация, а также влияние информации, получаемой индивидом. Кроме того, был описан политический контекст, в котором осуществляется наблюдение за выборами, а также условия демобилизации его движения.
В ходе исследования были выявлены следующие характеристики индивидов, осуществлявших электоральное наблюдение на выборах Президента РФ. 2024 г.:
1. Социально-экономический и демографический статус наблюдателей с периода возникновения массового движения наблюдателей в 2011 г. не изменился: в электоральном наблюдении по-прежнему участвуют индивиды от 18 до 33 лет со средним и выше уровнем достатка, неоконченным или оконченным высшим образованием. Профессиональная сфера деятельности связана с интеллектуальным трудом. При этом был отмечен большой процент участия студентов, что связано со спецификой региона проведения исследования - Томск является крупным студенческим центром;
2. Большинство наблюдателей не является сторонниками политических партий, остальные отметили принадлежность к крупным партиями - Единая Россия, Новые люди, ЛДПР, Яблоко;
3. Был отмечен высокий уровень ресурсной обеспеченности наблюдателей по всем трем группам ресурсов. Подтвердилось предположение о высоком уровне навыков ведения переговоров, работы с документами и анализа данных. При этом наблюдается довольно низкий участия наблюдателей- существенная часть респондентов отметила, что участвует в политических мероприятиях всего несколько раз в год. На основании этого я пришла к выводу, что социально-экономический статус и связанная с ним ресурсная обеспеченность являются важными, но не определяющими факторами, влияющим на уровень участия и выбора его формы;
4. При этом наблюдатели активны в социальной и политической сферах (в среднем за последний год респонденты выбирали три разные формы участия). Они регулярно участвуют в выборах, большинство из них имели опыт осуществления наблюдения до президентских выборов 2024 г. Нужно сказать, что наблюдатели склонны выбирать формы, в рамках которых они подтверждают свою эффективность, и это соотносится с их ощущениями;
5. Было выявлено четыре группы факторов, оказывающих влияние на принятие решении о неучастии в политических мероприятиях: недостаток ресурсов, недоверие к политической системе, высокие издержки участия и отсутствие социальной поддержки. Высокий уровень недоверия к политической системе подтвердился в вопросе о доверии к информации, предоставляемой официальными лицами и органами государственной власти. Ей респонденты предпочитают профессиональное мнение и альтернативные источники информации;
6. Наблюдатели обладают довольно высоко развитым чувством гражданственности, ответственности за происходящее на разных уровнях политической системе, поэтому одним из мотивов участия является желание изменить ситуацию в стране.
Помимо этого, они интересуются миром политики, постоянно совершенствуют свои гражданские компетенции либо через посещение образовательных мероприятий, посвященных развитию гражданских компетенций и политике, либо самостоятельно;
7. Наблюдатели получают информацию в основном при помощи средств интернет- коммуникации, среди традиционных источников информации высока доля наблюдателей, использующих учебную и научно-популярную литературу и взаимодействия с ближайшим кругом в качестве источника информации о политике. При этом отмечено, что уровень доверия к этим же источникам на порядок ниже. Среди отмеченных респондентами лидеров мнений было выявлено четыре группы: по снижению частоты упоминания - профессиональные политологи и эксперты, профессиональные журналисты и блогеры, представители системной и внесистемной оппозиции, политические деятели и представители государственной власти;
8. Существенная часть наблюдателей осознают свою роль в избирательном процессе. Было выявлено три группы мотивов, лежащих в основе выбора наблюдения в качестве формы участия: желание проконтролировать процедуру проведения выборов, желание поддержать кандидата или партию, а также эгоистические мотивы, связанные с получением дополнительного заработка и желание быть причастным к важному событию.
Таким образом, на основании анализа результатов анкетирования наблюдателей на выборах Президента РФ 2024 г. и всего вышеизложенного, мною был сделан вывод о том, что при довольно высоком уровне ресурсной обеспеченности, высоком уровне недоверия к политической системе и опасений, связанных с потенциально высоким уровнем издержек от других форм участия, которые являются формой выражения недоверия и недовольства, выбор электорального наблюдения в качестве формы политического участия является оптимальным. Поскольку наблюдение является конвенциональной формой участия, оно не сопряжено с непосредственными издержками, в отличие от участия в протестных формах, а высокий уровень компетентности и развитые гражданские навыки позволяют эффективно осуществлять наблюдение.
Как было выявлено, эффективность зависит не только от наблюдателя, но также и от членов избирательной комиссии и коллег, находящихся на избирательном участке. Поэтому практически половина наблюдателей отметила, что сталкивалась с невозможностью предотвращения нарушения процедуры проведения выборов, что говорит о возможном противостоянии членов избирательных комиссий и наблюдателей.
К сожалению, я вынуждена отметить, что при сохранении тенденций, обозначенных выше, таких как давление на наблюдателей, отсутствия видимых результатов и отсутствия изменений в политической системе, все может прийти к тому, что деятельность наблюдателей даже как индивидуальная форма участия может прекратить свое существование.



1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации : фед. закон. от 22 фев. 2014 г. № 20-ФЗ : (ред. от 09 марта 2021 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 159349/ (дата обращения: 08.05.2024).
2. О выборах Президента Российской Федерации : фед. закон от 10 янв. 2003 г. № 19-ФЗ : (посл. ред.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 40445/ (дата обращения: 08.05.2024).
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: фед. закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ : (посл. ред.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 453881/ (дата обращения: 30.05.2024).
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части деятельности наблюдателей : федер. закон от 15 фев. 2016 г. № 29-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194000/ (дата обращения: 30.05.2024).
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» : фед. закон от 30 дек. 2020 г. № 497-ФЗ : (посл. ред.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 372674/ (дата обращения: 29.05.2024).
6. О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием : фед. закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ : (ред. от 15 мая 2024 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc _LAW_421788/ (дата обращения: 29.05.2024).
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : фед. закон от 12 июн. 2002 г. № 67-ФЗ : (ред. от 15 мая 2024 г., с изм. от 30 мая 2024 г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37119/ (дата обращения: 30.05.2024).
8. О средствах массовой информации : фед. закон от 27 дек. 1991 г. № 2121-1 : ред. от 01 дек. 2019 г. // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://base.garant.rU/73093352/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#block 11 (дата
обращения: 12.05.2024).
9. В Саратовской области наблюдатель от КПРФ задержан за дискредитацию армии // Коммерсантъ. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6578422 (дата обращения: 18.04.2024).
10. Всеобщая декларация прав человека : принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 дек. 1948 г. // Организация Объединенный Наций. - [Б. м.], 1948. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 12.04.2024).
11. В Центризбиркоме предложили запретить ряду наблюдателей работать на выборах в РФ // СенатИнформ. - [Б. м.], 2023. - URL: https://senatinform.ru/news/v tsentriz birkome predlozhili zapretit ryadu nablyudateley rabotat na vyborakh v rf/ (дата обращения: 12.02.2024)
12. Выборы в России контролировало рекордное число наблюдателей // Российская газета. - [Б.м.], 2012. - URL: https://rg.ru/2012/03/04/nabludateli-site.html (дата обращения: 15.05.2024).
13. Госдума приняла закон о запрете иноагентам участвовать в выборах // Российская газета. - [Б. м.], 2024. - URL: ]https://rg.ru/2024/05/06/gosduma-priniala-zakon-o- zaprete-inoagentam-uchastvovat-v-vyborah.html (дата обращения: 12.02.2024).
14. Задержания на публичных акциях. Данные за 2012-2024 г. // ОФД-Инфо. - [Б. м.], 2024. - URL: https://data.ovd.info/dannye-po-zaderzhaniyam-na-publichnykh-akciyakh-za- 2011-2023 (дата обращения: 23.02.2024).
15. Информация по делу №02А-5745/2016 // Московский городской суд. - [Б. м.], 2016. - URL: https://www.mos-gorsud.ru/rs/presnenskij/services/cases/kas/ details/68cf3023-e1d8- 418d-b3a2-bf86f72db160 (дата обращения: 14.02.2024).
..68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ