Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)

Работа №180611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы50
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 66».
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Теоретические и практические подходы к формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 7
1.2 Возможности использования речевого этикета как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21
2.1 Организация и методы эмпирического исследования. 21
2.2 Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе: 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ 31
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 31
3.1. Комплекс занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 31
3.2 Апробация комплекса занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3-й уровень речевого развития). 36
3.3. Эффективность результатов коррекционно-развивающей работы. 40
Выводы по третьей главе: 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная педагогическая практика и логопедическая коррекция ставят перед собой задачу не только улучшить речевые навыки детей с общим недоразвитием детей, но и обеспечить их полноценное социальное развитие.
Речевой этикет, являясь неотъемлемой частью коммуникации, помогает детям осваивать правила вежливости, формирует умение поддерживать беседу, что крайне важно для успешной интеграции в общество и дальнейшего обучения. Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают значительные затруднения не только в произношении и формировании правильных речевых конструкций, но и в понимании и применении речевых формул в социально значимых ситуациях. Это препятствует их полноценному включению в коллектив, снижает уверенность в себе и мешает развитию навыков межличностного взаимодействия. В условиях активного развития коммуникативных навыков у их сверстников, дети с общим недоразвитием речи без должной поддержки рискуют остаться в стороне, что может привести к вторичным нарушениям, таким как снижение мотивации к общению и сложности в адаптации к школьному обучению.
Проблема речевого этикета и взаимодействия людей рассматривается в работах философов (B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский и др.), языковедов-лингвистов (Л.C. Скворцов и др.), психологов (Л.C. Выготский, А.А. Бодалев, A.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.). Специфика общения дошкольников исследовалась в работах Е.А. Аркина, A.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Непосредственно проблемой формирования навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и др. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.
Проблема исследования. Изучение литературы и анализ современных логопедических технологий выявили противоречие между объективной необходимостью системного и эффективного формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной теоретической и технологической разработанностью этого вопроса.
В поисках способа решения данного противоречия была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости определения наиболее эффективных методов и приемов, способствующих формированию и автоматизации формул речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – развитие речевого этикета у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить предпосылки исследования проблемы формирования навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Определить возможности использования речевого этикета как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Экспериментально изучить исходный уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Составить комплекс занятий, нацеленный на повышение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
5. Выявить эффективность данного комплекса.
Мы выдвинули гипотезу исследования: если в образовательный процесс старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня интегрировать специально разработанную систему упражнений, игровых ситуаций и целенаправленных коммуникативных заданий, направленных на освоение формул речевого этикета, то это будет способствовать более эффективному формированию у детей навыков культурного общения, улучшению речевой компетенции и развитию социально-коммуникативных способностей, так как игровые методы и систематическое применение речевых шаблонов позволяют снизить речевые барьеры и активизировать использование эталонных моделей общения в повседневной жизни.
Для решения поставленных задач и обоснования гипотезы в исследовании работы был использован комплекс общенаучных методов:
1) Теоретические – изучение педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования.
2) Эмпирические – анализ документации (анамнестических данных), беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) Статистические – количественный и качественный анализ экспериментального материала.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило всесторонне рассмотреть проблему формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В теоретической части работы обоснована значимость речевого этикета как важнейшего компонента коммуникативной и социальной компетентности ребенка. На основании анализа научной литературы выделены ключевые направления, условия и факторы, влияющие на формирование речевого поведения в дошкольном возрасте.
В эмпирической части проведена диагностическая работа с использованием валидных методик, позволивших выявить исходный уровень сформированности навыков речевого этикета у детей. Полученные данные указали на низкий уровень овладения детьми формулами вежливости, что подтверждает необходимость систематического педагогического воздействия. Разработанный и внедренный автором комплекс занятий был направлен на развитие понимания значимости вежливых выражений и умений применять их в различных речевых ситуациях.
Результаты формирующего эксперимента продемонстрировали положительную динамику: дети стали более уверенно использовать речевые формулы, повысилась их мотивация к общению и адаптация в коллективе, улучшились показатели эмоционально-ценностного отношения к речевым ситуациям.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи были достигнуты. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила подтверждение. Проведенная апробация свидетельствует о высокой эффективности разработанного комплекса и его применимости в логопедической практике. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
 Речевой этикет представляет собой значимую составляющую коммуникативной компетенции, освоение которой детьми с ОНР III уровня требует специальной педагогической поддержки, направленной на преодоление речевых и когнитивных барьеров.
 Современная теория и практика логопедии подтверждают необходимость интеграции обучающих формул речевого этикета в комплексную систему коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
 Анализ исходного уровня сформированности навыков речевого этикета у испытуемых выявил недостаточное владение базовыми формулами вежливости, что обусловлено как дефицитом языковой компетенции, так и ограниченным речевым опытом в социально значимых ситуациях.
 Разработка комплекса занятий на основе игровых, ролевых и ситуационных форм позволила создать эффективную педагогическую модель, способствующую активному усвоению детьми речевых формул и пониманию их социального контекста.
 Экспериментальные данные подтвердили успешность примененной коррекционной методики: значительно возросло число детей, способных осознанно и адекватно использовать речевые формулы в реальных ситуациях общения.
 Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения предложенной программы в логопедическую практику ДОУ, а также в использование разработанных методических материалов педагогами-дефектологами, логопедами и воспитателями для организации работы с детьми с ОНР.
Работа способствует развитию инклюзивной практики и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.



1. Акишина, А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма: деловое письмо, частное официальное письмо, частное неофициальное письмо: учебное пособие. – Изд. 8-е. – М. : ЛЕНАНД, 2016. – 208 с.
2. Аннушкин, В. И. Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции.учеб. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 88 с.
3. Асадов, А.Н., Покровска, Н.Н., Косалимова, О.А. Культура делового общения. Учебное пособие. – СПб. : СПБГУЭФ, 2010. – 156 с.
4. Бадыкова, З. М., Клыкова, О. П. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством технологии // Педагогическое созвездие . – 2023. – С. 17–19.
5. Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. – 189 c.
6. Боженкова, Р. К., Боженкова Н. А., Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. – М. : ФЛИНТА, 2019. – 320 с.
7. Буторина, Е. П. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов нефилологических специальностей гуманитарного профиля. – М. : Форум, 2009. – 293 с.
8. Валгина, Н. С. Функциональные стили русского языка : учеб. пособие. – М. : ИЛЕКСА, 2011. – 223 с.
9. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: общие понятия стилистики, разговорно-обиходный стиль речи. Изд. 3-е. – М. : URSS, 2016. – 239 с.
10. Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Культура речи. Деловое общение учебник для подготовки бакалавров нефилологического профиля. – М. : КноРус, 2014. – 423 с.
11. Водина, Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека. –
22 – е изд. – М. : Флинта : Наука, 2016. – 315 с.
12. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
13. Гойхман, О . Я. Русский язык и культура. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
14. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М: Логос, 2010. – 432 с.
15. Гольдин, В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 2008. – 120 с.
16. Гончарова, Т. В., Плеханова Л. П. Речевая культура личности: практикум. – 3-е изд. стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2016. – 240 с.
17. Граудина, Л. К, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М: Наука, 1975. – 452 с.
18. Дементьев, В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и прагматике. – М. : Глобал КОМ, 2013. – 36 с.
19. Зотова, И. В., Четверикова, З. Д. Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста // Наука, техника и образование. – 2017. – Т. 2. – №. 5. – С. 60 – 65.
20. Иванов, Л. Ю, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 840 с.
21. Ильяшенко, М. В., Бакаева, О. Н. Педагогическое обеспечение процесса развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22. – №. 2. – С. 35-39.
22. Ильяшенко, М.В, Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. – 198 с.
23. Калинина, Р. Р. Диагностические методики по изучению уровня нарушений речи у детей. – URL: https://multiurok.ru/files/diagnosticheskie-metodiki-po-izucheniiu-urovnia-nr.html?ysclid=makzm6g1nr913933868 (дата обращения: 12.05.2025).
24. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письм. речи : [Для студентов, аспирантов, преподавателей] / Н. И. Колесникова. – Москва : Флинта, Наука, 2002. – 287 с.
25. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Академия, 2012. – 134 с.
26. Константинова, Л.А, Захарова, Н.Н., Ефремова, Л.В. [и др.] Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 187 с.
27. Коренькова, Е. В. Русский язык и культура речи. – М. : Проспект, 2010. – 374 с.
28. Котюрова, М. П. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие. – 3-е изд., – М. : ФЛИНТА, 2012. – 282 с.
29. Кронгауз, М. Русский язык на грани нервного срыва. – М. : Corpus, 2017. – 145 с.
30. Кузьменкова, Н.Ю. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету. дис. канд. пед. наук. – Архангельск, 2006. – 197 c.
31.Кучинский, Г.М. Диалог и мышление. – Минск : БГУ, 1983. – 190 с.
32. Лагойкина, М. Г. Определение умений речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. – 2019. – №. 1. – С. 76 – 77.
33. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Питер : – СПб. – 2009. – 320 с.
34. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. – М : СПб, 2006. – 272 с.
35. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи : практикум / под ред В. И. Максимова. – М., 2002. – 374 с.
36 . Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: Т.1. [Текст]/ И.Г. Песталоцци; под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. – М.: Академия, 2012. – 136 c.
37. Петрякова, А. Г. Культура речи. – М. : ФЛИНТА, 2012. – 488 с.
38. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М. : Флинта : Наука, 2015. – 256 с.
39. Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М. : Айриспресс, 2016. – 256 с.
40. Розенталь, Д. Э. Практический справочник по русскому языку. – М. : Мир и образование, 2017. – 382 с.
41. Рудь, Л. Г, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок. Культура речи. – Минск : Выш. шк., 2010. – 271 с.
42. Рязапова, Л. З., Гарифуллина Н. К., Гаязова Г. С. Культура речи. – Казань : КНИТУ, 2013. – 144 с.
43. Скорикова, Т. П. Практикум по культуре речевого общения на русском языке. – М. : МЭСИ, 2015. – 391 с.
44. Снелл, Ф. Искусство делового общения. – М : Знание, 1990. – 64 с.
45. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2007. – № 4. – C. 45 – 47.
46. Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/view/sohin-fa-razvitie-rechi-detey-doshkolnogovozrasta_1a0aab8cc70.html
47 . Сударкина, Е. Ю, Е. М. Гуделева. Культура речи. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 199 с.
48. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М. : Высш. шк., 1989. – 159 с.
49. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2015. – 250 с.
50. Харченко, В. К. О языке, достойном человека. – М. : ФЛИНТА, 2016. – 156 с.
51. Шинкарёва, Н. А., Рожкова, Е. Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический имидж. – 2019. – №. 1 (42). – С. 5 – 18.
52. Якимова, Е. М. Культура речи. – Белгород : Белгород НИУ «БелГУ», 2017. – 199 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ