Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СОКРАЩЕНИЙ, ТЕРМИНОВ 13
Глава 1. История, функции, основные направления деятельности Национальной стрелковой
ассоциации Америки 14
История создания организации 14
Структура, функции, основные направления деятельности организации 19
Глава 2. Роль Национальной стрелковой ассоциации в политической жизни США 24
Глава 3. Роль Национальной стрелковой ассоциации в распространении и популяризации культуры огнестрельного оружия в США 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Огнестрельное оружие исторически занимает особое место в общественнополитической и культурной жизни американских граждан. Неприкосновенность права на хранение и ношение огнестрельного оружия, гарантированная положениями второго пункта Билля о правах 1791 года, создала благоприятную почву для дальнейшего расцвета американской оружейной культуры, прочно укоренившейся в обществе. По результатам социологических опросов, проведенных независимым Исследовательским центром Пью (Pew Research Center), каждый третий взрослый житель Америки старше 18 лет владеет хотя бы одной единицей огнестрельного оружия. Так как «Закон о защите прав владельцев огнестрельного оружия» 1986 года запрещает создание единой национальной регистрационной системы единиц огнестрельного оружия и их владельцев, точные данные об общем количестве единиц огнестрельного оружия на территории США не известны. По оценочным данным на 2017 г. общее количество огнестрельного оружия, находящееся в частном пользовании на территории США, может составлять от 3 223 до 3604 миллионов единиц. Вековые традиции использования оружия в рекреационных целях: охота, спортивная стрельба по мишеням, коллекционирование оружия и т.д.; а также в качестве средства самообороны определяют две основные цели приобретения гражданами огнестрельного оружия, и по сей день являются яркой характеристикой американской повседневности.
С конца 1960-х годов вопросы, связанные с огнестрельным оружием, стали неотъемлемой частью и политической жизни страны в качестве одной из особо острых тем, поднимающихся во время дебатов между ведущими политическими партиями и зачастую ключевым фактором определения гражданами своей политической идентичности. К сегодняшнему дню в американском обществе сформировалась вполне устойчивая ассоциация между Демократической партией и проблемой контроля над распространением оружия, в то время как Республиканцы отождествляются гражданами с активной позицией по защите фундаментального права на хранение и ношение оружия, положениями Второй поправки к Конституции Соединенных Штатов и деятельностью Национальной стрелковой ассоциации США.
Национальная стрелковая ассоциация США (НРА) - одна из наиболее состоятельных, влиятельных и процветающих гражданских некоммерческих организаций в Соединенных Штатах. Ассоциация была создана в 1871 году ветеранами Армии Союза, членами Совета Ветеранов («Union Veterans Council») Уильямом Чёрчем и генералом Джорджем Вингейтом как управляющий орган, координирующий спортивные виды стрельбы из винтовок и пистолетов. С момента основания к основным направлениям деятельности организации относились: создание условий для проведения и координация регулярных соревнований по спортивной стрельбе, выпуск оригинальных периодических изданий (журналы «American Hunter», «American Rifleman», «America 1st Freedom»), разработка учебных материалов и образовательных, в т.ч. молодежных, программ для поддержания и развития культуры использования огнестрельного оружия в рекреационных целях. Организация традиционно позиционирует себя как некоммерческое гражданское объединение, не связанное ни с одной компанией-производителем огнестрельного оружия или боеприпасов или с любыми предприятиями, специализирующимися на огнестрельном оружии. Несмотря на это, на сегодняшний день деятельность Национальной стрелковой ассоциации США регулярно связывают с лоббистской деятельностью в интересах крупных производителей огнестрельного оружия и боеприпасов, спонсированием политической деятельности Республиканской партии и нередко обвиняют во влиянии на решения Конгресса США по вопросам ужесточения оружейного законодательства (в частности, о законах об ограничении права граждан на свободное приобретение, хранение и ношение основных видов огнестрельного оружия).
На данный момент, согласно данным официального сайта организации, Национальная стрелковая ассоциация объединяет более чем 5 миллионов американских граждан-владельцев огнестрельного оружия, защитников Второй поправки к Конституции США и сторонников права на владение и ношение огнестрельного оружия, что делает её одной из самых масштабных групп давления в США. Согласно опросам политических инсайдеров Вашингтона, Национальная стрелковая ассоциация регулярно характеризуется как одна из наиболее влиятельных групп интересов. По результатам опросов общественного мнения, в том числе проведенных после случаев массовых убийств с участием огнестрельного оружия, ассоциация пользуется широким одобрением со стороны общества. Например, сразу после массового убийства в начальной школе «Сэнди-Хук», Коннектикут, в числе жертв которого 20 человек, большинство - дети в возрасте до 8 лет, лишь треть опрошенных придерживалась мнения, что НРА обладает избыточным влиянием на процесс принятия национальных оружейных законов.
Какова на самом деле степень влияния организации на американское общество и решения правительственных элит? В поисках ответа на этот вопрос была сформулирована основная цель данного исследования, а именно: дать оценку роли Национальной стрелковой ассоциации США в общественно-политической жизни страны. Для наиболее эффективного достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
— изучить историю создания, функции, структуру и основные направления деятельности Национальной стрелковой ассоциации США; на основе собранных данных сформулировать общее представление о месте, занимаемом организацией в истории страны и современном американском обществе;
— рассмотреть основные методы политической деятельности Национальной
стрелковой ассоциации США, а также сделать вывод о степени влияния организации на процесс принятия законов федерального уровня и решений Конгресса США по вопросам об ограничении права граждан на свободное ношение и хранение огнестрельного оружия;
— изучить статистические данные о количестве огнестрельного оружия, а также о случаях смертельных исходов, в том числе в ходе массовых убийств, связанных с использованием огнестрельного оружия;
— на основе анализа дать оценку последствий распространения огнестрельного оружия и оружейной культуры в США, а также оценить роль Национальной стрелковой ассоциации в распространении и популяризации культуры огнестрельного оружия в США.
В соответствии с темой и целями исследования объектом исследования была выбрана деятельность некоммерческой гражданской организации «Национальная стрелковая ассоциация США». В качестве предмета исследования выступает роль Национальной стрелковой ассоциации США в общественно-политической жизни страны. Хронологические рамки исследования определяются периодом существования Национальной стрелковой ассоциации с момента ее создания в 1871 году до настоящего времени.
Для решения поставленных задач в исследовании использовался историкоописательный метод (при изучении и описании истории создания и становления Национальной стрелковой ассоциации и основных документов оружейного законодательства США). При анализе деятельности Национальной стрелковой ассоциации и эволюции оружейного законодательства в исторической ретроспективе был применен принцип историзма. Использование системного подхода обуславливает необходимость рассмотрения и оценки всех аспектов деятельности Национальной стрелковой ассоциации в различных сферах жизни общества: культурной, политической и т.д.
Тема данного исследования прочно связана с американской историей и на сегодняшний день представляет наибольшую актуальность непосредственно для Соединенных Штатов, поэтому основной массив источников и литературы, использованных в исследовательской работе, представлен американскими изданиями, авторами, экспертами и аналитиками. Все источники, представляющие ценность для исследования, могут быть условно классифицированы в три группы.
Первую группу источников представляют официальные документы, а именно: «Билль о Правах» 1791 года и положения Второй поправки к Конституции США, составляющей правовую основу для развития культуры хранения и ношения огнестрельного оружия в США и позволяющей сделать вывод об исторической важности исследуемой проблемы; организационные документы Национальной стрелковой ассоциации США, опубликованные на официальном сайте организации, позволившие составить общее представление об истории, функциях, структуре и основных направлениях деятельности организации. Кроме того, к первой группе источников относятся материалы, регулярно публикуемые органами и институтами, координирующими деятельность американских граждан, связанную с огнестрельным оружием, среди них: официальные пресс-релизы и исследования Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, а также материалы наиболее громких дел, связанным с применением огнестрельного оружия, опубликованных на официальном сайте ФБР.
Для оценки политической деятельности Национальной стрелковой ассоциации, оказывающей влияние на процесс принятия федерального законодательства в сфере огнестрельного оружия, были рассмотрены и проанализирован ряд законодательных актов США федерального уровня, регулирующие условия приобретения и ношения единиц огнестрельного оружия американскими гражданами. «Национальный акт об огнестрельном оружии» (сокр. НФА, от англ. NFA, The National Firearms Act) 1934 года, первый серьезный ограничительный документ федерального уровня, учредивший первую обязательную федеральную систему регистрации указанных в акте видов огнестрельного оружия, обязал владельцев и лиц, занимающихся их продажей, декларировать данный факт в Налоговой службе США и оплачивать соответствующие налоговые сборы. «Закон о контроле над оружием» 1968 года впервые вводил ограничения на владение огнестрельным оружием для отдельных категорий граждан, а также юридически устанавливал создание регистрационной системы владельцев оружия в пунктах продажи. «Закон о защите прав владельцев огнестрельного оружия» 1986 года, который пересматривал многие положения «Закона о контроле над оружием», был инициирован представителями оружейного лобби, а также направлен на законодательное оформление запрета на создание единой национальной системы регистрации всех видов огнестрельного оружия и его владельцев. Благодаря положениям данного акта, сделать заключение о реальном количестве огнестрельного оружия, находящегося в частном пользовании на территории США, возможно лишь по приблизительным оценочным данным....
Национальная стрелковая ассоциация Америки (НРА) - одна из крупнейших гражданских некоммерческих организаций США и самое масштабное объединение владельцев и любителей оружия, число участников которой, по данным официального сайта ассоциации, насчитывает около пяти миллионов членов. Кроме того, ассоциация негласно возглавляет представительство так называемого «оружейного лобби» США - группы организаций, представляющих интересы и защищающие права владельцев огнестрельного оружия во внутриполитических структурах. Деятельность Национальной стрелковой ассоциации напрямую связана с обеспечением гражданского права на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия, гарантированного положениями второго пункта «Билля о правах» 1789 г. Принимая во внимание неразрывную связь американской традиции владеть огнестрельным оружием с самими ранними этапами истории американского государства периода отцов-основателей, а также богатую культуру огнестрельного оружия, сложившуюся в американском обществе, нельзя переоценить степень влияния на общество организации, деятельность которой зиждется на положениях Второй поправки к Конституции США.
Представленные в первой главе изучение и анализ информации об истории создания, функциях и основных направлениях деятельности Национальной стрелковой ассоциации США в исторической ретроспективе позволили сделать вывод о важности места, занимаемого организацией в американском обществе. Так, с момента своего основания в 1871 году и членская ассоциация «Национальная стрелковая ассоциация» стала самой масштабной и одной из самых влиятельных правозащитных организаций в США. Основой данного утверждения, прежде всего, является количество участников организации, на данный момент составляющее около 5 миллионов преимущественно американских граждан-владельцев оружия. Бюджет членской ассоциации в 2011 году по оценочным данным составил 230 миллионов долларов США.
Кроме того, с целью защиты неотъемлемого права граждан на хранение и ношение огнестрельного оружия, дарованного положениями Второй поправки к Конституции США, со второй половины 1960-х годов Национальная стрелковая ассоциация занимается активной политической деятельностью с помощью специального созданного комитета политических действий. «Фонд Политической Победы» НРА («Political Victory Fund») призван представлять и защищать интересы граждан-владельцев оружия в вопросах о принятии законодательства, тем или иным образом ограничивающего свободную продажу, приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, в том числе с помощью спонсирования кандидатов на выборные политические должности. Помимо организованной лоббистской деятельности Национальная стрелковая организация также регулярно фигурирует в американской прессе как самая масштабная группа влияния, представляющая так называемое «оружейное лобби».
В ходе исследования был сделан вывод о том, что Национальная стрелковая ассоциация проводит активную политическую деятельность на трех внутриполитических уровнях: федеральном, региональном (администрации штатов) и местном. Важно отметить, что одной из причин влиятельности Национальной стрелковой ассоциации в частности и оружейного лобби в целом, является именно то, что их структура, по сути, отражает структуру американского правительства, что разительно увеличивает возможности взаимодействия организаций с внутриполитическими структурами. Действуя в качестве одной из самых влиятельных групп давления, защищая интересы представляемых ей групп населения (владельцы оружия, охотники, спортсмены и любители стрелкового спорта), НРА использует широкий спектр методов политического влияния. Во-первых, одним из главных инструментов прямого политического влияния НРА и оружейного лобби в целом, является блокирование законодательных инициатив, связанных с ограничением права на ношение и хранение огнестрельного оружия. Кроме того, организации по защите права на ношение и хранение оружия также действуют в соответствии со стратегией принятия новых актов, ослабляющих уже существующее ограничительное оружейное законодательство. Во-вторых, за счет своей многочисленной общественной поддержки, НРА имеет достаточно мощные рычаги влияния на процесс формирования общественного мнения. Так, на сегодняшний день нередки случаи отказа кандидатов на выборные должности от Демократической партии от резкой и бескомпромиссной позиции в отношении оружейной политики отчасти из -за угрозы публичных вызовов со стороны Национальной стрелковой ассоциации (например, в случае с выборами 2000 г.,
описанными во второй главе). Об этом же свидетельствует деятельность вышеупомянутого «Фонда Политической Победы» НРА, который регулярно публикует рейтинги кандидатов (независимо от принадлежности к политической партии), в соответствии с поддержкой их членами НРА. Рейтинги составляются на основании результатов протоколов голосований, публичных заявлений, а также результатов внутреннего анкетирования. С помощью данного метода политического участия НРА дополнительно обеспечивает поддержку кандидатов, политическая позиция которых совпадает с интересами ассоциации и ее членов. Среди методов политической деятельности Национальной стрелковой ассоциации эксперты также называют влияние на победу или поражение кандидатов на выборные политические должности путем аккумуляции финансовой и общественной поддержки избранных кандидатов. Во второй главе работы подробно описано популярное общественное и экспертное мнение о влиянии Национальной стрелковой ассоциации на исход президентских выборов 2000 года путем активной поддержки одного из кандидатов, Дж. Буша младшего.
В целом оценивая результаты политической деятельности Национальной стрелковой ассоциации от момента создания, до сегодняшнего дня, можно заключить, что несмотря на факт принятия некоторых значимых законодательных актов, направленных на ограничение права американских граждан на свободное ношение и хранение огнестрельного оружия, к настоящему моменту НРА в составе оружейного лобби не потерпела ни одного серьезного политического поражения в рамках борьбы за недопущение ограничения прав граждан на свободное ношение и хранение огнестрельного оружия. О политическом влиянии Национальной стрелковой ассоциации свидетельствуют также ее политические успехи в борьбе с принятием законодательных инициатив, ограничивающих право граждан на свободное ношение и хранение огнестрельного оружия , детально описанные во второй главе. К ним относятся: принятие федерального «Закона о защите прав владельцев огнестрельного оружия» 1986 г., законодательно закрепляющий запрет на создание единой национальной системы регистрации данных о количестве единиц огнестрельного оружия, находящемся в частной собственности, а также данных о их владельцах; случаи успешного блокирование и предотвращение принятия законодательных
Масштабным является и вклад Национальной стрелковой ассоциации в развитие и популяризацию культуры использования стрелкового оружия в рекреационных целях, а также в целях самообороны. Для этого ассоциацией регулярно осуществляется деятельность по разработке и проведению целого ряда различных образовательных программ и курсов, прежде всего направленных на повышение навыков стрельбы американского гражданского населения и сотрудников правоохранительных органов. Важнейшей задачей для НРА является также финансирование, организация и координация крупномасштабных мероприятий (в том числе соревновательного типа) по стрелковым видам спорта. В целях обеспечения финансовой поддержки проводимых организацией мероприятий и образовательных программ в рамках деятельности Национальной стрелковой ассоциации функционирует Благотворительный фонд НРА. Еще одной опорой влиятельного положения НРА в американском обществе является поддержка и представительство ассоциацией интересов американского охотничьего сообщества: как спортсменов, так и любителей. Таким образом, используя развитую сеть оружейных клубов, магазинов и стрелковых полигонов, а также регулярно проводимые мероприятия по стрелковому спорту, оружейные правозащитные организации обеспечивают своих участников и потенциальных новых членов возможностью личного общения и, что более важно, формируют и укрепляют чувство общей гражданской идентичности любителей и владельцев оружия.
Нельзя также не упомянуть о последствиях для американского общества, которые были вызваны, в том числе, результатами деятельности Национальной стрелковой организации по распространению и популяризации огнестрельного оружия. Так, в соответствии с отчетом Управления ООН по наркотикам и преступности за период с 2003 по 2010 год, США стоит на первом месте среди развитых стран по количеству убийств с применением огнестрельного оружия на 100 000 населения ежегодно. Кроме того, по результатам исследования Центра по контролю и профилактике заболеваний, количество детей, ставших жертвами насилия, связанного с применением огнестрельного оружия, почти в 12 раз выше соответствующих средних количественных показателей 25 -ти других развитых стран. Однако самыми резонансными событиями, связанными с распространением огнестрельного оружия в США, которые зачастую становятся аргументами критиков деятельности НРА стали участившиеся случаи массовых убийств, связанных с применением огнестрельного оружия. по данным ежегодного доклада некоммерческой гражданской организации «Everytown for Gun Safety», в период с 2009 по 2017 год на территории Соединенных Штатов произошло более 173 случаев массовых убийств с применением огнестрельного оружия. При этом в 2017 году количество жертв массовых расстрелов в четыре раза превысило соответствующие средние количественные 127 показатели предыдущих восьми лет....
1. «The Bill of Rights» Joint Resolution passed by Congress on September 25, 1789, // National Archives [Электронный ресурс] URL: https://www.archives.gov/founding-docs/bill-of-rights (дата обращения: 01.05.2019).
2. 5 years after Sandy Hook, the victims have not been forgotten // CNN News International [Электронный ресурс] URL: https://edition.cnn.com/2017/12/14/us/sandy-hook-newtown- shooting-victims-profiles/index.html (дата обращения: 01.05.2019).
3. Abihail A. Kohn. Shooters: Myths and Realities of America's Gun Cultures / A. A. Kohn. - Oxford University Press, USA , 2004. - 240 C.
4. About the NRA // The National Rifle Association: official website [Электронный ресурс] URL: https://home.nra.org (дата обращения: 01.05.2019).
5. Active Shooter Incidents in the United States in 2016 and 2017 // FBI : official website [Электронный ресурс] URL: https://www.fbi.gov/file-repository/active-shooter-incidents-us- 2016-2017.pdf/view (дата обращения: 01.05.2019).
6. America 1st Freedom | Official Journal of the NRA // NRA Explore [Электронный ресурс] URL: https://www.americas1stfreedom.org (дата обращения: 01.05.2019).
7. American Hunter | Official Journal Of The NRA [Электронный ресурс] URL: https://www.americanhunter.org/ (дата обращения: 01.05.2019).
8. American Rifleman | Official Journal Of The NRA [Электронный ресурс] URL: https://www.americanrifleman.org/ (дата обращения: 01.05.2019).
9. Bernard E. Harcourt. Language of the Gun: Youth, Crime, and Public Policy / B. E. Harcourt. - Chicago: University of Chicago Press, 2006. - 292 C.
10. Building The Next Generation Of Hunters // NRA Explore [Электронный ресурс] URL: https://yhec.nra.org (дата обращения: 01.05.2019).
11. District of Columbia v. Heller, 554 U.S. 570 (2008) // Justia : US Supreme Court [Электронный ресурс] URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/554/570/ (дата обращения: 01.05.2019).
12. Eddie Eagle Gunsafe® Program // NRA Explore | Eddie Eagle [Электронный ресурс] URL: https://eddieeagle.nra.org (дата обращения: 01.05.2019).
13. Fire Research Laboratory // ATF - Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms, and Explosives [Электронный ресурс] URL: https://www.atf.gov/laboratories/fire-research-laboratory (дата обращения: 01.05.2019).
14. Firearms Trace Data - 2017 // ATF - Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms, and Explosives
URL: https://www.atf.gov/resource-center/firearms-trace-data-2017 (дата обращения:
01.05.2019).
15. Friends of NRA - National Corporate Sponsors // FriendsofNRA.org : official website [Электронный ресурс] URL: https://www.friendsofnra.org/corporate-sponsors.aspx (дата обращения: 01.05.2019)....67