ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Зарождение и становление бальных танцев в России в XX веке 11
1.1 Бальные танцы: путь от идеологизированного запрета до обретения полной свободы 11
1.2 Бальные танцы как феномен повседневной культуры и быта советского человека 23
Глава 2 Культура бальных танцев в Сибири рубежа XX-XXI вв 33
2.1 Становление культуры бальных танцев в городах Западной и Восточной Сибири 33
2.2 Пути становления и всеобщее движение культуры бальных танцев в Томске 41
Глава 3 Развитие культуры бальных танцев в современном Томске 48
3.1 Танцевальные школы как механизм социализации и формирования мировоззренческих
установок в сознании человека 48
3.2 Социокультурная миссия бальных танцев в траектории развития культурной политики
Томска 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования. В настоящее время открыто большое количество танцевальных школ, ведущих обучение по различным направлениям подготовки танцоров. Можно выделить такие группы направлений, как: современная хореография, классическая хореография, танцы народов мира и бальные танцы. Среди молодежи наиболее предпочтительными являются современные танцы. В проекте «Танцы» на ТНТ 90% участников, даже на отборочном туре, исполняют современную хореографию. Но с чем это связано? Ведь бальные танцы в России относительно молодое направление в его современном виде. Автор предполагает, что это связано с тем, что некоторые люди до сих пор воспринимают бальные танцы как строгое искусство, где нет места самовыражению.
Бальные танцы - это культурное явление, которое является формой воспитания, образования и спортивного развития людей. Помимо этого, танцевальный спорт удовлетворяет эстетические потребности, так как бальные танцы удивляют своей техникой, манерой, мастерством и красотой исполнения. Эстетика бальных танцев проявляется в пространстве следующих контекстов: красивые костюмы, грациозность и изящность движений, выразительная мимика, заряжающий внутренний потенциал танцоров - все это сливается в единый гармоничный образ.
Сейчас кажется невозможным ввести запрет на этот перспективный вид спорта. Однако, советская власть смогла это сделать в 1920-х годах. Бальные танцы прошли трудный путь: от запрета на свободное распространение в России до признания необходимости создания большого количества танцевальных школ, которые существуют в настоящее время. Танцевальный спорт в России пережил внедрение исконно русских народных хореографических традиций, жесткий контроль исполнения со стороны советской власти, ограничения в международной соревновательной деятельности - но все это только помогло бальным танцам укрепить свое положение в нашей стране.
Бальные танцы, вероятно, один из немногих феноменов, который внес свой вклад и в культуру, и в спорт, так как долгое время не было решено единогласно, к какой сфере его относить. Однако, даже когда была создана Федерация танцевального спорта, остались несогласные с тем утверждением, что бальные танцы - это только лишь спорт.
По мнению автора исследования, бальные танцы нельзя рассматривать только лишь со спортивной стороны, потому что тогда не получится объективного представления о них. Если уйти к истокам танцевальной культуры, которая сложилась из обрядовых и ритуальных функций, то становится ясным, что любой танец - это сосуществование
телесной и духовной традиций. Бальные танцы, таким образом, являются механизмом гармонизации души и тела человека, искусства и спорта.
Для изучения берутся следующие временные рамки: XX-XXI века. XX век - время проникновения бальных танцев в культуру России, а XXI век - это современная Россия, к которой привела культурная обстановка страны в XX веке. Эти две близкие, но такие разные вехи истории России, каждая по-своему, сформировали особое отношение к культуре бальных танцев.
Современная Россия - предмет многих обсуждений и споров, какую бы сферу жизни не взяли. Именно поэтому, в XXI веке, является необходимым анализировать современность с точки зрения человека, живущего в данной культуре, привлекая точные факты положений и научных трудов, с опорой на достижения и процессы минувших столетий.
Объектом исследования является культура Сибири. Предмет научной работы - бальные танцы Сибири в XX-XXI вв.
Проблема дипломной работы: определение социокультурной миссии бальных танцев в Сибири.
Цель работы заключается в исследовании специфики бальных танцев в культуре Сибири. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать процесс развития бальных танцев в Сибири XX-начала XXI вв.
2. Определить роль и значение танцевальной традиции Томска в конкурентной Сибири XX-начала XXI вв.
3. Проанализировать современное положение и социокультурную миссию бальных танцев в Томске.
Степень разработанности проблемы в научной литературе
Для того чтобы дать ответы на вопросы, возникающие в процессе решения задач исследования, необходимо глубокое изучение литературы и интернет-статей. Самым обширным блоком становятся работы, посвященные культурно-историческому процессу в России и, в частности, в Сибири. На данном этапе важно определить общее состояние нашей страны, место культуры в культурно-историческом процессе, отношения власти с народом и взаимодействие России с другими странами. Необходимо изучить, как данные характеристики проявлялись в XX веке и как изменилась ситуация в настоящее время.
Существенную роль в решении выше перечисленных вопросов оказали работы таких авторов, как Андреева Е., Федоркин Н. С., Ильин И., Казин А. Л., Каган М. С., Кондаков, И. В., Кармин А., Козловски П., Маньковская Н., Орлова Э. А., Турчин В. С. Отдельно стоит выделить учебник Марковой А. Н. «Культурология. История мировой
4
культуры». Данный источник автор использовал для качественного выявления подходов к культуре советского периода:
1. Советская культура как люмпенская культура, не представляющая ценности;
2. Советская культура как культура, богатая крупными достижениями и, одновременно, серьезными ошибками.
Выше перечисленные подходы важны для исследования, так как они дают осознание противоречивости эпохи, но, таким образом позволяют создать целостный образ культуры XX века.
Работа Гуревича П. С. «Пропаганда в идеологической борьбе» оказала большую помощь в анализе вопроса противостояния идеологий СССР и Запада. Совершенно противоположные взгляды этих двух сторон коснулись практически всех сфер жизни. Продолжается борьба и сейчас, однако менее заметная и не так ярко выраженная. В XX веке инструментом идеологии стали даже бальные танцы, что будет подробно изложено в первой главе дипломной работы.
Вопрос человека и его картины мира в XX веке подробно рассмотрен в работах Барулина В. С., Кортунова С. В. и Шишкина А. Ф. Эти авторы говорят о моральных ценностях человека, о национальной идентичности, о самоопределении и самоидентификации. Они затрагивают проблемы отношений общества с властью, ограниченности действий и невозможности самовыражения.
Общие мировоззренческие установки XX века помогают получить работы Якимовича А., Рябцева Ю. С. и Бондаренко В. М. Учебное пособие Рябцева формирует целостный образ культуры эпохи со всеми ее достижениями и реформами. Бондаренко говорит о состоянии России с начала XX века до смерти Сталина. Якимович, в свою очередь, дает характеристику времени, начиная с 1930 года, заканчивая 1990-м и опирается больше на культурную составляющую периода.
Размышляя о Сибири, стоит сказать о том, что ее положение в культурноисторическом процессе было проанализировано в соответствии с алгоритмом, примененном к исследованию России. Ключевыми работами в вопросах общего состояния Сибири стали труды Аджиева М. Э. и Ильичева А. И. Аджиев дает характеристику Сибири XX века в целом. Ильичев делает акцент на Западной Сибири и исследует ее проблемы и ресурсы для их решения. Также он рассматривает наиболее перспективные области развития.
Малиновский И. А. и Львова Э. Л. в своих работах более подробно останавливаются на культурных вопросах Сибири. Труд Малиновского «Сибирь и вопросы культуры. Сибирские вопросы» является одним из немногих, которые
затрагивают современные проблемы сибирской культуры и дает оценку возможных путей решения. Львова Э. Л. в своих «Очерках истории Томской культуры» размышляет о причинах тех или иных культурных новаций, связывает их с историческими вопросами и выделяет ведущие отрасли томской культуры.
Получив наиболее полную картину исследуемых временных рамок, мы переходим к феномену танца в культуре. Нам интересны причины и история появления, первоначальные функции, эстетическая составляющая, современное положение танца как такового. Главными трудами в области истории танцев стали работы Блазиса К. «Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы» и Худекова С. Н. «Всеобщая история танца». Исследователи дают полную историческую справку о развитии танцевальной культуры в общем, о функциях и эстетике в частности. Также стоит отметить труд Касаткиной Л. В. «Танец - это жизнь», в котором она раскрывает сущность танца, связывает ее с жизнью, тем самым расширяя границы танцевального пространства. Вспомогательные работы Захарова Р. В., Сироткиной И., Фомина А. С. позволяют детально познакомиться со структурой и спецификой танца, проблемами изучения и перспективами модернизации.
Постепенно подходя к предмету нашего исследования начинаем знакомство с общей историей бальных танцев. Здесь можно отметить таких авторов, как Браиловская Л. В., Реука С., Рассел Д., Ласман М., Маджони А., Максин А., Мур А. Их работы помогают проникнуться культурой бальных танцев, познакомиться с программами, позировками и техниками, а также узнать особенности коммуникации в паре.
История бальных танцев в России начинается со светских церемониалов и традиционных русских балов. Такой подход необходим, чтобы выявить очаг любви русских людей к парным танцам и эстетической составляющей танцевальной культуры. В данной теме помогли разобраться работы Захаровой О. Ю. и Энтелиса Н. В них описаны все традиции русского бала.
Плавный переход от классических бальных танцев к современным совершает Шульгина А. Н. в своей работе «Бальные танцы с конца XIX века до наших дней». Автор справедливо утверждает, что старинные бальные танцы никуда не исчезнут, к ним будут возвращаться все будущие поколения, как к культурной традиции их предков.
О спортивных бальных танцах в России начинают говорить следующие
исследователи: Воронин Р. Е.; Шиховцова Л. Г. и Николаев П. П.; Попов С. Г., Ковалев С. П. и Яшина Е. Р.; Неминущий Г. П. и Дукальская А. В. Работы Попова С. Г., Ковалева С. П., Яшиной Е. Р. «Танцуйте и будьте счастливы! Танцуйте и будьте здоровы!» и Неминущего Г. П. Дукальской А. В. «Бальные танцы. История и перспективы развития» 6
являются ключевыми, так как дают полные сведения о причинах возникновения, развитии и становлении бальных танцев на российской танцевальной арене.
О современных бальных танцах в своей статье «Современный спортивный бальный танец. Исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития» размышляет Воронин Р. Е. Его работа важна для понимания состояния дел бальных танцев в настоящее время.
Рассмотрев положение бальных танцев в России, мы переходим к культуре бальных танцев в Сибири. Большую помощь в работе с предметом исследования оказали материалы IV-го открытого чемпионата исполнителей бальных танцев «ЗВЕЗДЫ СИБИРИ» и буклет чемпионата мира по бальным танцам среди профессионалов: спортивный комплекс «Арена - Омск».
В решении вопросов становления, всеобщего движения и современного состояния бальных танцев в Томске автору помогли личные встречи с теми людьми, которые стояли у истоков их зарождения. Это Анатолий Петрович Новиков - создатель студенческого клуба спортивного танца «Диамант-ТПУ» и Иосиф Константинович Иткин - заслуженный работник культуры РФ, судья бальных танцев. Также, автор опросил Залешина Сергея Александровича - старшего преподавателя школы танцев «Виктория».
Методология исследования
В данной дипломной работе используется междисциплинарная методология. Она позволяет комплексно изучить предмет исследования, используя научные подходы и инструменты иных гуманитарных наук. Междисциплинарная методология предполагает проблемную ориентированность, которая приводит к возникновению нового знания на стыке отдельных дисциплин. В качестве основных преимуществ междисциплинарной методологии выступает ее интегративный характер, позволяющий исследовать сложные объекты в их целостности, синтезируя данные, полученные специалистами различных дисциплин.
Для решения поставленных в исследовании задач применяются два подхода: культурологический и ретроспективный.
I. Культурологический подход. В данной научной работе он оказывает
помощь в исследовании бальных танцев как целостного феномена культуры. Культурологический подход позволяет исследовать проблемы танцевального спорта в общекультурном контексте, как интеграцию отдельной личности с общей и бальной культурой, а также, как взаимодействие культуры и спорта. Это особенно актуально, так как в изучении бальных танцев существует две тенденции:
1. Спортивная тенденция: бальные танцы как спорт, цель которого - включение в программу Летних Олимпийских игр и подготовка «танцоров-бальников» высокого уровня, которые бы принимали участие в них. Организация, установившая такие позиции, называется - WDSF (World DanceSport Federation).
2. Эстетическая тенденция: бальные танцы как искусство. Танец - это средство выражения чувств между мужчиной и женщиной - своеобразный балет на паркете. Этой позиции придерживается организация WDC (World Dance Council).
II. Ретроспективный подход. Как обычно, в исследованиях, первоначально следует оценить культурную обстановку в стране, то есть объект исследования, чтобы перейти к более глубокому изучению бальных танцев, то есть предмета. Именно культурно-исторический подход позволяет взглянуть на ситуацию с культурой не только со стороны того предмета, который мы непосредственно рассматриваем, но и со стороны вспомогательных факторов, приводящих к такому состоянию предмета, коим мы его знаем. То есть, для изучения культуры бальных танцев в Сибири, потребуется рассмотреть политическую, психологическую и историческую ситуацию географического места исследования.
В работе используются положения нескольких наук, которые, в совокупности с культурной почвой, дают полную и целостную характеристику ситуации в России, как в XX, так и в XXI вв. К ряду таких наук относится социальная психология. Ведь именно она дает нам положение о важнейших механизмах творческой деятельности, к которым относятся: воображение, фантазия и интуиция. Если мы коррелируем это утверждение с советской культурой, то получится, что все эти элементы творческого акта не раскрываются в полной мере. Давление, контроль и строгая регламентация продуктов творчества, подавляла свободу творца. А свобода - это то, чего нельзя лишать создателя. Ведь иначе получится совсем не то, что он хотел сказать. Произойдет подмена понятий и искажение контекста. В итоге все это приведет к потере ценности продукта творческой деятельности. Человек не мог творить независимо от кого-то. Понятие «свободный человек» или «свободный художник» было утрачено.
Если проводить параллель с современной культурой, то становится понятно, что дела с ней обстоят противоположным образом. На человека не оказывается давление, никто не ограничивает его в действиях и поступках, не существует никакого регламента, зато присутствует абсолютная свобода. Спасает положение только то, что свобода эта доступна в рамках закона.
Право - это единственный механизм, регулирующий современную культуру и в целом, современную действительность. В наше время слишком много людей стремятся к
творчеству. Однако, здесь стоит говорить не о творчестве как о способе самовыражения, а о творчестве как о средстве, ведущем к популярности и славе. Люди хотят прославиться, поэтому и пытаются придумать что-то новое, что отличало бы их от остальной массы - XXI век - это век крайнего индивидуализма.
Еще одной наукой, которую необходимо было рассмотреть в корреляции с культурой, стала политология. Все контакты СССР с другими странами так или иначе отражались на его культурном состоянии. Желание СССР быть передовым государством обратилось в продуманную многостепенную пропаганду, у которой, практически, не было недостатков. Такой мощной и сильной политике Союза Соединенные Штаты Америки даже завидовали.
СССР смог достичь больших результатов в отношении с другими странами. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, Советское информационное бюро (Агентство печати «Новости»), Университет Дружбы Народов - это качественные и достаточно значимые продукты и одновременно механизмы работы пропаганды советского образа жизни за рубежом. СССР может по праву гордиться подобными достижениями, ведь их существование говорит о правильном направлении культурной политики Советского Союза.
США же тоже заняли достойную позицию. Они согласились сотрудничать с СССР, отправляли своих подопечных в Союз на обучение и не препятствовали осуществлению их культурной политики. Но, при этом США придерживались своей политики, зная, что их идеология - это единственно верное решение для дальнейшего всеобщего благоприятного сосуществования.
Как же сейчас обстоят дела с культурной политикой России? Стоит отметить, что отношения между современными Америкой и Россией со времен конфронтации не сильно то изменились. Америка, как и в XX веке, считает свою идеологию единственной верной, свою культуру единственной правильной и передовой. Россия, как и прежде, продолжает помогать всем нуждающимся странам и старается, при этом, обеспечить достойную жизнь россиянам. В культурном плане продолжают расти и Америка, и Россия, однако, эта культура уже совершенно новая, не похожая на ту, что была в предыдущих столетиях.
Помимо двух представленных подходов к решению задач также применяются два метода: сравнительно-аналитический и описательный. Что касается первого, то в работе рассматриваются две культурные эпохи - XX и XXI вв. Различия между ними существенные и, определенно, важные в контексте поставленных социокультурных вопросов. Сравнивая, мы проводим анализ, а соответственно, делаем собственные предположения и выводы. Описательный же метод, в свою очередь, применяется, когда 9
идет характеристика эпохи, выделяются черты бальных танцев или развития культуры в определенном регионе страны.
Научная новизна
Практическая апробация темы реализуется в ходе мероприятий, проводимых школой танцев «Твист ТГУ», а также, в пространстве конференции «Этюды культуры».
Материалы данной дипломной работы могут быть использованы в образовательной практике при разработке и составлении методических пособий с целью ведения спецкурсов. Представленная теоретическая база, поможет студентам гуманитарных специальностей, а также профильных направлений подготовки, в написании рефератов, курсовых и других, заданных работ. Не исключено, что научное исследование станет стимулом для некоторых людей начать заниматься бальными танцами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Между танцем и культурной игрой установлены прочные связи. Ведь, если общение между мужчиной и женщиной не прямое, то оно является своеобразной формой обыгрывания, которое происходит посредством движений. Каждый танцевальный элемент является частью общего культурного пазла, который формируется в результате гармоничного сочетания движений и объединения их в единую вариацию. Таким образом, обыгрывание ситуаций и эмоций в танце позволяет в дальнейшем проецировать их на реальную жизнь, создавая, тем самым, симулят действительности.
2. Бальные танцы - это многогранная форма воспитания личности. Физическая выносливость во взаимосвязи с элегантными костюмами и эстетически окрашенным музыкальным фоном формирует культурный образ, который закрепляется в сознании человека, тем самым утверждая привычки, моральные принципы и художественный вкус личности. Из этого вытекает тезис, что танец выступает слепком жизни, отражением лучшей стороны действительности. Дух танца выражает природу человека. Танец помогает узнать себя, прийти в гармонию с телом, установить невербальную коммуникацию с партнером, лучше чувствовать и понимать другого.
3. Тенденцию развития современных танцевальных школ задают ценности, традиции и менталитет горожан. Все культурные характеристики города отражаются в политике школ танцев, которые воздействуют на каждого отдельного человека, а значит, так или иначе, модифицируют его сознание. Бальные танцы выступают в качестве механизма обеспечения социокультурной работы танцевальных школ, который осуществляет функцию интеграции и ментальной самоидентификации людей. Значение танцевальных школ благодаря этому усиливается и выводит спортивную школу на уровень социального института, формирующего культурную политику города.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось исследование специфики бальных танцев в культуре Сибири.
В результате исследования были решены следующие задачи:
1. изучен процесс развития бальных танцев в Сибири XX-начала XXI вв.;
2. определены роль и значение танцевальной традиции Томска в конкурентной Сибири XX-начала XXI вв.;
3. проанализированы современное положение и социокультурная миссия бальных танцев в Томске.
Первая задача, которая была решена в ходе первого параграфа второй главы данного исследования, привела автора к следующим выводам:
1. Развитие бальных танцев в Сибири определило два лидирующих центра в данной сфере деятельности. Такими центрами в Сибири стали Омск и Новосибирск. Именно в них насчитывалось больше всего танцоров - лауреатов и победителей, именно у них учились другие сибирские города.
2. Появление бальных танцев в Омске было обусловлено рядом факторов, среди которых: движение Омска к статусу «город-миллионник»; позиционирование спорта как части культуры; особенности менталитета и ценностей омичей. Все эти факторы проявили себя в заботе о доступности досуга для людей, благородности нравов и стремлении ко всесторонней развитости человека. Гуманистические ориентиры в воспитании народа способствовали формированию культурной почвы для комфортного проживания приближающегося миллиона. Вместе с этим, гуманизм омичей позволял осуществлять деятельность в рамках конструирования образа идеального человека. Эффективным инструментом в данной области стали бальные танцы.
3. Деятельность новосибирских школ танцев была сконцентрирована на массовом подходе к обучению. Данная ориентация оказалась выбранной не случайно, так как культура Новосибирска предполагала доступность и упрощенность высоких пластических форм, понятных любому человеку. Сформированный художественный вкус новосибирцев, и система МТО позволили им самим входить в состав танцоров, а не быть простыми наблюдателями зрелищного действия.
4. Бальные танцы в Красноярске явились механизмом отражения статуса танцевальных школ города. Они выступили инструментом формирования имиджа танцевально-спортивного коллектива. Каждая пара становилась носителем культуры, сформированной определенной школой танцев, с индивидуальными ценностями и традициями. Таким образом происходило конструирование единого культурнотанцевального сообщества, которое являлось интеграцией всех «брендовых» школ танцев.
Следующая задача исследования была решена во втором параграфе второй главы. Выявление роли и значения танцевальной традиции Томска в конкурентной Сибири XX- начала XXI вв. позволило автору выделить некоторые моменты, которые способствуют определению социокультурной миссии бальных танцев. Такими моментами стали следующие положения:
1. Бальные танцы - это вид спорта, который надо прочувствовать. В нем можно воплотить себя, узнать себя, открыть по-новому. Это некий путь самореализации и самоопределения. Это общение между мужчиной и женщиной - способность понимать друг друга без слов, доверие одного другому.
2. Миссия бальных танцев состоит в воспитании гармоничной личности, в формировании в человеке культуры, в установлении пластичной коммуникации между людьми. Бальные танцы способствуют развитию нестандартного мышления, помогают в общении, в жизни. Танцевальный спорт обладает мощным потенциалом, ведь он способен открыть человеку человека.
3. История бальных танцев в Томске - это история потребления танцевального продукта. Томск и Кемерово были теми регионами Сибири, которые перенимали опыт у близ лежащего Новосибирска. А открытость сибирских городов позволяла практиковаться у танцоров Приволжья, которые были первооткрывателями в развитии танцевального спорта в СССР. Перспективным моментом выступала быстрая обучаемость томских танцоров, которые стремились внести свои коррективы в технику исполнения программ. Это позволяло им уже на начальных этапах конкурировать со своими учителями из других регионов.
Решение третьей задачи происходило в рамках третьей главы исследования. Анализ современного положения и социокультурной миссии бальных танцев в Томске привел автора к размышлениям о тенденциях, существующих в танцевальных школах сегодня:
1. Современные школы танцев - это не только место обучения танцевальным навыкам и умениям, но и инструмент проецирования томского менталитета на сознание определенной группы людей. Новые ориентиры, возникающее у человека в ходе обучения танцам, способствуют внедрению этих ориентиров в повседневную жизнь. Танцевальная культура, в данном ключе, выступает механизмом формирования образа нового человека.
2. Для коренных томичей, занимающихся бальными танцами, школа танцев будет являться проекцией ценностей и традиций города. Однако, у людей, которые не знакомы с культурными нормами Томска, может происходить трансформация повседневного сознания. То есть, для иногородних - сам Томск станет проекцией ценностных ориентиров. Связь между проецируемым продуктом и проекцией является взаимообратной и обусловлена культурной идентификацией иногороднего жителя.
3. Бальные танцы выступают механизмом обеспечения социокультурной работы танцевальных школ, который осуществляет функцию интеграции и ментальной самоидентификации людей. Значение танцевальных школ благодаря этому усиливается и выводит спортивную школу на уровень социального института, формирующего культурную политику города.
4. В настоящее время в бальных танцах проявляется тенденция массовизации. Система МТО, сформированная в XX веке в Новосибирске, вновь приобретает актуальность. Ориентация на массовое обучение не случайна, так как культура Томска предполагает доступность и упрощенность высоких пластических форм, понятных любому человеку. Сформированный художественный вкус томичей, и система МТО позволяют им самим входить в состав танцоров, а не быть простыми наблюдателями зрелищного действия.
5. Танцевальный спорт с самого начала своего существования работал над формированием здорового образа жизни, а сегодня он выступает в роли строителя правильных ценностей у молодежи. Подобные модификации позволяют размышлять о том, что бальные танцы выполняют функцию многозадачности в осуществлении социокультурной миссии культурной политики города Томск.
Представленные выше выводы, позволяют говорить о том, что задачи исследования решены в полном объеме, а цель достигнута. Проблема определения социокультурной миссии бальных танцев, сформулированная автором, дает возможность размышлять о том, что танцевальный спорт - это механизм, выполняющий три фундаментальные функции:
1. Трансляция идеологии;
2. Формирование мировоззрения;
3. Выполнение роли отрасли культурной политики.
Таким образом, бальные танцы выполняют функцию многозадачности в осуществлении социокультурной миссии культурной политики города Томск.
Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательной практике при разработке и составлении методических пособий с целью ведения спецкурсов. Также, полученные в ходе исследования итоги, могут стать ключевыми положениями для изучения бальных танцев в контексте иных гуманитарных дисциплин и политических наук.
1. Браиловская Л. В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв. - Р- на-Д: Феникс, 2003. - 221, (3) с.
2. Браиловская Л. В. Танцуют все! Клубные, бальные, восточные танцы. - Р- на-Д: Феникс, 2007. - 234 с.
3. Реука С. Классические русские бальные танцы. - М.: Астрель, 2006. - 23 с.
4. Рябцев Ю. С. История русской культуры, XX век: учебное пособие. - М.: Владос, 2004. - Т1 - 384 с./ Т2 - 272 с.
Учебники
5. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: ЮНИТИ,
2014. - 575 с.
Статьи
6. Журнал Olymplus Самарский государственный экономический университет 2015 г. статья Спортивные бальные танцы в России и Европе Шиховцова Л. Г., Николаев П. П.
7. Журнал «Профессионал» №77-82, Российский танцевальный союз, 20152016.
8. Малиновский И. А. Сибирь и вопросы культуры. Сибирские вопросы 1910: № 47 с. 13-21; № 48/49 с. 12-26.
9. Программа Всероссийской 43-й археолого-этнографической конференции молодых ученых (с международным участием) «Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем», Томск, 1-3 апреля 2003 г.: К 400-летию Томска и 125-летию Томского государственного университета /Том. гос. ун-т, МИОН, Рос. гуманит. науч. Фонд, Томск, 2003, 22 с.
10. Современный спортивный бальный танец. Исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития. II Межвузовская научно-практическая конференция СПбГУП 28 февраля 2014 года Воронин Р. Е.
11. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 73 с.
Словари
12. Машков А. В., Машкова А.М., Кудинов О.П. Спортивные танцы. Справочник. - М.: Московская федерация танцевального спорта, 2003. - 167 с.
13. Мелик-Пашаев А. А. Современный словарь-справочник по искусству. - М.: АСТ-Олимп, 2000. - 813 с.
Монографии
14. Рассел Д. Бальные танцы. - М.: VSD, 2012. - 930 с.
15. Смит-Хэмпшир Г. Венский вальс. Как воспитать чемпиона. - Томск: Артис, 2000. - 285 с....78