СВЯЗЬ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
ПСИХОЛОГИИ 19
1.1. Анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию мотивации
учебной деятельности студентов 19
1.2. Понятие и концепции ценностей в психологических исследованиях 40
1.3. Личностные ценности как мотивационно-смысловые структуры 47
1.4. Каузальная атрибуция достижений как фактор мотивации поведения и деятельности 58
1.5. Структурно-содержательный анализ типов и стилей атрибуции
достижений 68
1.6 . Выводы по 1-ой главе 88
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 93
2.1. Методологическое обеспечение и постановка проблемы исследования 93
2.2. Организация и программа эмпирического исследования 97
2.3. Методы и методики эмпирического исследования стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов 99
2.4. Методы обработки результатов эмпирического исследования 103
2.5. Выводы по 2-ой главе 105
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА
РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 107
3.1. Анализ связи стиля атрибуции достижений и личностных ценностей
студентов на разных этапах обучения 107
3.2. Результаты связи стиля атрибуции достижений и личностных ценностей с
мотивацией учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе и их обсуждение 140
3.3. Анализ связи стиля атрибуции достижений и личностных ценностей с
уровнем сформированности мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе 177
3.4. Общее обсуждение результатов исследования связи стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов
на разных этапах обучения в вузе 197
3.5. Выводы по 3-ей главе 203
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207
ЛИТЕРАТУРА 214
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
ПСИХОЛОГИИ 19
1.1. Анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию мотивации
учебной деятельности студентов 19
1.2. Понятие и концепции ценностей в психологических исследованиях 40
1.3. Личностные ценности как мотивационно-смысловые структуры 47
1.4. Каузальная атрибуция достижений как фактор мотивации поведения и деятельности 58
1.5. Структурно-содержательный анализ типов и стилей атрибуции
достижений 68
1.6 . Выводы по 1-ой главе 88
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 93
2.1. Методологическое обеспечение и постановка проблемы исследования 93
2.2. Организация и программа эмпирического исследования 97
2.3. Методы и методики эмпирического исследования стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов 99
2.4. Методы обработки результатов эмпирического исследования 103
2.5. Выводы по 2-ой главе 105
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА
РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 107
3.1. Анализ связи стиля атрибуции достижений и личностных ценностей
студентов на разных этапах обучения 107
3.2. Результаты связи стиля атрибуции достижений и личностных ценностей с
мотивацией учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе и их обсуждение 140
3.3. Анализ связи стиля атрибуции достижений и личностных ценностей с
уровнем сформированности мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе 177
3.4. Общее обсуждение результатов исследования связи стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов
на разных этапах обучения в вузе 197
3.5. Выводы по 3-ей главе 203
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207
ЛИТЕРАТУРА 214
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема мотивации поведения и деятельности является одной из центральных в психологии. Особое внимание в последнее время уделяется когнитивным процессам (каузальная атрибуция, имплицитные теории) и личностным диспозициям (личностные ценности и смыслы, Я-концепция и самооценка), выступающим в качестве предикторов мотивации деятельности. Действительно, результаты многочисленных исследований, полученных зарубежными и отечественными авторами, свидетельствуют о том, что как каузальная атрибуция достижений (стиль, тип атрибуции), так и личностные ценности выступают в качестве факторов мотивации поведения и деятельности. Личностные ценности, наряду с ценностными ориентациями, рассматриваются в психологии как базальные свойства личности, определяющие мотивы поведения и деятельности, т. е. как мотивационый конструкт.
Исследование связи стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов отличается выраженной актуальностью как в теоретическом, так и практическом аспектах. Изучение мотивации учебной деятельности студентов в контексте связи стиля атрибуции достижения и личностных ценностей расширяет научное представление о взаимосвязи когнитивных и личностных детерминантах мотивации учения. Наше исследование не только дополняет теорию мотивации новыми фактами, но также восполняет существующий пробел, связанный с недостаточной реализацией интегративной методологии в изучении мотивации учебной деятельности студентов. Знание особенностей связи стиля атрибуции достижения и личностных
ценностей с мотивацией учения может способствовать пониманию психологических проблем, которые испытывают современные студенты, а также поможет реализовать психологическое сопровождение студентов на разных
этапах обучения в вузе. Диагностика структуры личностных и выявление
доминирующих ценностей позволяет получить представление о ценностно-смысловых детерминантах мотивации и поведения студентов.
В зарубежной и отечественной психологии достаточно работ, посвященных изучению мотивации поведения и деятельности. В этих исследованиях
указывается на то, что важными факторами мотивации деятельности выступают как личностные ценности индивида (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, С. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, Ш. Шварц и В. Билски, В. Н. Карандашев др.), так и тип и (или) стиль каузальной атрибуции достижения (Х. Хекхаузен, Б. Вайнер, М. Селигман, К. Двек, Г. М. Андреева, В. П. Трусов, Н. А. Батурин, М. М. Далгатов, Д. А. Циринг, В. А. Янчук и др.). В исследованиях М. Селигмана, Б. Вайнера, Н. А. Батурина, М. М. Далгатова, Д. А. Циринг показано, что каузальная атрибуция, а именно тип и стиль атрибуции выступают в качестве факторов, оказывающих влияние на мотивацию и успешность поведения и деятельности субъекта. В отдельных исследованиях, в частности, исследованиях М. М. Далгатова установлено, что казуальная атрибуция достижения влияет на мотивацию учебной деятельности школьников, студентов, а также на успешность педагогической деятельности. Взаимосвязь эффективности деятельности и особенностей функционирования каузальных атрибуций субъектов деятельности прослеживается в общепсихологических и социально-психологических исследованиях (Г. М. Андреева, 1979; В. П. Трусов, 1981; Д. А. Циринг, 2001; В. А. Янчук, 2001; Т. О. Гордеева, 2002).
В. Н. Карандашеву ценности принимают участие в процессе самоатрибуции: «Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является обычным, чтобы потом обосновать свой выбор другим» [34]. То есть, процесс создания ценностей и механизм атрибутирования имеют взаимообусловленный характер. Согласно Д. А. Леонтьеву, осознание атрибуции ценностей в роли индикатора сознания субъекта, можно характеризовать и предсказывать успешность деятельности субъекта. Л. Н. Балецкая указывает на то, что процесс атрибутирования индивидом применяется не только на основе усвоенных ценностей, но и относительно самих ценностей [5].
Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные непосредственно изучению связи каузальной атрибуции достижения с личностными ценностями в контексте мотивации учебной деятельности. Это затрудняет возможность системного исследования проблемы, решение которой позволит установить связь между стилем атрибуции достижения, личностными ценностями и мотивацией учебной деятельности студентов. Поэтому проблемой настоящего исследования является вопрос о том, какова связь стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов? В чем особенности взаимосвязи этих параметров на разных этапах обучения студентов? Данная работа посвящена поиску ответа на эти вопросы.
Степень разработанности темы исследования. Сама идея изучения каузальной атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности возникла благодаря исследованиям зарубежных (Ф. Хайдер, М. Селигман, Б. Вайнер, К. Двек, Х. Хекхаузен, М. Рокич, А. Маслоу, Ш. Шварц, В. Франкл, Дж. Роттер и др.) и отечественных (Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, В. Г. Морогин, В. А. Ядов, С. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, М. М. Далгатов, Т. О. Гордеева, Д. А. Циринг, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. А. Якунин, А. Б. Орлов, Е. В. Карпова, М. В. Овчинников и др.) авторов, проведенных в рамках атрибутивного и ценностно-смыслового подходов в психологии. На генетическое родство атрибуции и мотивации указывает видный немецкий психолог Х. Хекхаузен. Он полагал, что атрибуция формировалась исторически вместе с развитием мотивационных конструктов: «каузальная атрибуция, равно как и логическое мышление, как и языковое обращение, является важным элементом, входящим в сферу мотивации деятельности» [99].
В работах М. Селигмана, Б. Вайнера, К. Двек, М. М. Далгатова, Т. О. Гордеевой, А. Б. Орлова показано, что каузальная атрибуция влияет на мотивацию и академическую успешность учебной деятельности. Авторы отмечают, что каузальная атрибуция выступает предиктором мотивации и успешности деятельности. В отдельных исследованиях была обнаружена связь между стилем (типом) атрибуции и такими индивидуально-психологическими свойствами личности, как локус контроля (Дж. Роттер), Я-концепция и Я - эффективность (Р. Бернс, А. Бандура), уровень тревожности и депрессивность (А. М. Прихожан, М. Селигман, М. М. Далгатов), уровень познавательного развития и креативность (М. М. Далгатов, Д. А. Циринг), темпераментальные характеристики и свойства (факторы) личности по Р. Кеттеллу (Д. А. Циринг, Л. М. Рудина).
Работы Г. М. Андреевой, В. Н. Карандашева, Д. А. Леонтьева свидетельствуют о том, что процесс атрибутивного осмысления происходит благодаря наличию у каждой личности системы ценностей. По мнению Г. М. Андреевой теория атрибуции, как и теория когнитивного соответствия, отвечает на вопрос «зачем?». Однако, - отмечает Г. М. Андреева, - «В теориях когнитивного соответствия вопрос о природе смысла ставился на высоком, практически философском уровне, а в теории атрибуции говорится, что, решая философские проблемы, нужно постараться решить вопрос на операционном уровне, а именно определить, какого рода информацию люди берут в расчет, приписывая кому-то что-либо?» [2]. В свою очередь Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать ценности в двух полюсах. Во-первых, ценности - это атрибут (качество, описывающее главное значение чего-то), во-вторых, - конкретный объект или предмет. То есть, в первом случае мы говорим об атрибуции потребностей, а во втором - об общем атрибутировании бытия, сооветствующем понятиям смысл и успех. Далее он отмечает: «...важно понимание ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта, которое возможно в рамках как атрибутивно-расширенного ее понимания, отожествляющего ценность с субъективной значимостью, так и признания за ней особого статуса, который, однако, задается исключительно индивидуальным творящим сознанием субъекта, его ответственным личностным выбором» [48].
В ходе теоретического анализа были обнаружены работы, в которых отражена проблема не только влияния личностных ценностей и ценностных ориентаций на мотивацию и деятельность, но и проблема связи ценностей личности с мотивацией и эффективностью деятельности (И. В. Вартанова, С. Ю. Флоровский, Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко, П. Ш. Магомедов и др.).
Однако проведенный нами всесторонний теоретический анализ и обзор литературных источников по изучаемой нами проблеме не позволил обнаружить исследований прямо и непосредственно указывающих на связь между стилем атрибуции достижения и личностными ценностями с мотивацией учебной деятельности студентов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стиля атрибуции достижения с личностными ценностями и с мотивацией учения студентов на разных этапах обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологическое обоснование исследования связи стиля каузальной атрибуции, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов.
2. Разработать методический инструментарий в целях изучения стиля атрибуции, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности, а также анализа их взаимосвязи.
3. Проанализировать связь стиля атрибуции достижения и личностных ценностей студентов на разных этапах обучения в вузе и определить различия в структурной организации личностных ценностей студентов, отличающихся по стилю атрибуции достижений.
4. Охарактеризовать взаимосвязь атрибуции достижения и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе.
5. Провести анализ связи стиля атрибуции, личностных ценностей и мотивации учения студентов на разных этапах обучения в вузе.
Объект исследования: стиль каузальной атрибуции достижений в структуре мотивации учебной деятельности студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля каузальной атрибуции, личностных ценностей и мотивации учения студентов на разных этапах обучения.
Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что стиль атрибуции достижения и личностные ценности в их взаимосвязи обусловливают содержание мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе.
Исследование связи стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов отличается выраженной актуальностью как в теоретическом, так и практическом аспектах. Изучение мотивации учебной деятельности студентов в контексте связи стиля атрибуции достижения и личностных ценностей расширяет научное представление о взаимосвязи когнитивных и личностных детерминантах мотивации учения. Наше исследование не только дополняет теорию мотивации новыми фактами, но также восполняет существующий пробел, связанный с недостаточной реализацией интегративной методологии в изучении мотивации учебной деятельности студентов. Знание особенностей связи стиля атрибуции достижения и личностных
ценностей с мотивацией учения может способствовать пониманию психологических проблем, которые испытывают современные студенты, а также поможет реализовать психологическое сопровождение студентов на разных
этапах обучения в вузе. Диагностика структуры личностных и выявление
доминирующих ценностей позволяет получить представление о ценностно-смысловых детерминантах мотивации и поведения студентов.
В зарубежной и отечественной психологии достаточно работ, посвященных изучению мотивации поведения и деятельности. В этих исследованиях
указывается на то, что важными факторами мотивации деятельности выступают как личностные ценности индивида (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, С. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, Ш. Шварц и В. Билски, В. Н. Карандашев др.), так и тип и (или) стиль каузальной атрибуции достижения (Х. Хекхаузен, Б. Вайнер, М. Селигман, К. Двек, Г. М. Андреева, В. П. Трусов, Н. А. Батурин, М. М. Далгатов, Д. А. Циринг, В. А. Янчук и др.). В исследованиях М. Селигмана, Б. Вайнера, Н. А. Батурина, М. М. Далгатова, Д. А. Циринг показано, что каузальная атрибуция, а именно тип и стиль атрибуции выступают в качестве факторов, оказывающих влияние на мотивацию и успешность поведения и деятельности субъекта. В отдельных исследованиях, в частности, исследованиях М. М. Далгатова установлено, что казуальная атрибуция достижения влияет на мотивацию учебной деятельности школьников, студентов, а также на успешность педагогической деятельности. Взаимосвязь эффективности деятельности и особенностей функционирования каузальных атрибуций субъектов деятельности прослеживается в общепсихологических и социально-психологических исследованиях (Г. М. Андреева, 1979; В. П. Трусов, 1981; Д. А. Циринг, 2001; В. А. Янчук, 2001; Т. О. Гордеева, 2002).
В. Н. Карандашеву ценности принимают участие в процессе самоатрибуции: «Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является обычным, чтобы потом обосновать свой выбор другим» [34]. То есть, процесс создания ценностей и механизм атрибутирования имеют взаимообусловленный характер. Согласно Д. А. Леонтьеву, осознание атрибуции ценностей в роли индикатора сознания субъекта, можно характеризовать и предсказывать успешность деятельности субъекта. Л. Н. Балецкая указывает на то, что процесс атрибутирования индивидом применяется не только на основе усвоенных ценностей, но и относительно самих ценностей [5].
Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные непосредственно изучению связи каузальной атрибуции достижения с личностными ценностями в контексте мотивации учебной деятельности. Это затрудняет возможность системного исследования проблемы, решение которой позволит установить связь между стилем атрибуции достижения, личностными ценностями и мотивацией учебной деятельности студентов. Поэтому проблемой настоящего исследования является вопрос о том, какова связь стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов? В чем особенности взаимосвязи этих параметров на разных этапах обучения студентов? Данная работа посвящена поиску ответа на эти вопросы.
Степень разработанности темы исследования. Сама идея изучения каузальной атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности возникла благодаря исследованиям зарубежных (Ф. Хайдер, М. Селигман, Б. Вайнер, К. Двек, Х. Хекхаузен, М. Рокич, А. Маслоу, Ш. Шварц, В. Франкл, Дж. Роттер и др.) и отечественных (Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, В. Г. Морогин, В. А. Ядов, С. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, М. М. Далгатов, Т. О. Гордеева, Д. А. Циринг, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. А. Якунин, А. Б. Орлов, Е. В. Карпова, М. В. Овчинников и др.) авторов, проведенных в рамках атрибутивного и ценностно-смыслового подходов в психологии. На генетическое родство атрибуции и мотивации указывает видный немецкий психолог Х. Хекхаузен. Он полагал, что атрибуция формировалась исторически вместе с развитием мотивационных конструктов: «каузальная атрибуция, равно как и логическое мышление, как и языковое обращение, является важным элементом, входящим в сферу мотивации деятельности» [99].
В работах М. Селигмана, Б. Вайнера, К. Двек, М. М. Далгатова, Т. О. Гордеевой, А. Б. Орлова показано, что каузальная атрибуция влияет на мотивацию и академическую успешность учебной деятельности. Авторы отмечают, что каузальная атрибуция выступает предиктором мотивации и успешности деятельности. В отдельных исследованиях была обнаружена связь между стилем (типом) атрибуции и такими индивидуально-психологическими свойствами личности, как локус контроля (Дж. Роттер), Я-концепция и Я - эффективность (Р. Бернс, А. Бандура), уровень тревожности и депрессивность (А. М. Прихожан, М. Селигман, М. М. Далгатов), уровень познавательного развития и креативность (М. М. Далгатов, Д. А. Циринг), темпераментальные характеристики и свойства (факторы) личности по Р. Кеттеллу (Д. А. Циринг, Л. М. Рудина).
Работы Г. М. Андреевой, В. Н. Карандашева, Д. А. Леонтьева свидетельствуют о том, что процесс атрибутивного осмысления происходит благодаря наличию у каждой личности системы ценностей. По мнению Г. М. Андреевой теория атрибуции, как и теория когнитивного соответствия, отвечает на вопрос «зачем?». Однако, - отмечает Г. М. Андреева, - «В теориях когнитивного соответствия вопрос о природе смысла ставился на высоком, практически философском уровне, а в теории атрибуции говорится, что, решая философские проблемы, нужно постараться решить вопрос на операционном уровне, а именно определить, какого рода информацию люди берут в расчет, приписывая кому-то что-либо?» [2]. В свою очередь Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать ценности в двух полюсах. Во-первых, ценности - это атрибут (качество, описывающее главное значение чего-то), во-вторых, - конкретный объект или предмет. То есть, в первом случае мы говорим об атрибуции потребностей, а во втором - об общем атрибутировании бытия, сооветствующем понятиям смысл и успех. Далее он отмечает: «...важно понимание ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта, которое возможно в рамках как атрибутивно-расширенного ее понимания, отожествляющего ценность с субъективной значимостью, так и признания за ней особого статуса, который, однако, задается исключительно индивидуальным творящим сознанием субъекта, его ответственным личностным выбором» [48].
В ходе теоретического анализа были обнаружены работы, в которых отражена проблема не только влияния личностных ценностей и ценностных ориентаций на мотивацию и деятельность, но и проблема связи ценностей личности с мотивацией и эффективностью деятельности (И. В. Вартанова, С. Ю. Флоровский, Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко, П. Ш. Магомедов и др.).
Однако проведенный нами всесторонний теоретический анализ и обзор литературных источников по изучаемой нами проблеме не позволил обнаружить исследований прямо и непосредственно указывающих на связь между стилем атрибуции достижения и личностными ценностями с мотивацией учебной деятельности студентов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стиля атрибуции достижения с личностными ценностями и с мотивацией учения студентов на разных этапах обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологическое обоснование исследования связи стиля каузальной атрибуции, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов.
2. Разработать методический инструментарий в целях изучения стиля атрибуции, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности, а также анализа их взаимосвязи.
3. Проанализировать связь стиля атрибуции достижения и личностных ценностей студентов на разных этапах обучения в вузе и определить различия в структурной организации личностных ценностей студентов, отличающихся по стилю атрибуции достижений.
4. Охарактеризовать взаимосвязь атрибуции достижения и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе.
5. Провести анализ связи стиля атрибуции, личностных ценностей и мотивации учения студентов на разных этапах обучения в вузе.
Объект исследования: стиль каузальной атрибуции достижений в структуре мотивации учебной деятельности студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля каузальной атрибуции, личностных ценностей и мотивации учения студентов на разных этапах обучения.
Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что стиль атрибуции достижения и личностные ценности в их взаимосвязи обусловливают содержание мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе.
Проведенный в настоящей работе теоретический и эмпирический анализ показал, что личностные и когнитивные (атрибутивные) характеристики студентов, такие как личностные ценности и стиль атрибуции достижений, связаны с мотивацией учебной деятельности. Атрибутивный подход стал применяться не только при изучении мотивации учебной деятельности, но и в целях формирования благоприятных условий развития позитивной Я-концепции субъекта учебной деятельности. О влиянии каузальной атрибуции (типа и стиля), на мотивацию и успешность поведения и деятельности субъекта указывается в исследованиях М. Селигмана, Б. Вайнера, Н. А. Батурина, М. М. Далгатова, Д. А. Циринг. В отдельных исследованиях, в частности, М. М. Далгатова, установлено, что казуальная атрибуция достижения влияет на мотивацию учебной деятельности школьников, студентов, а также на успешность педагогической деятельности. О взаимосвязи эффективности деятельности и особенностей функционирования каузальных атрибуций субъектов деятельности прослеживается и в общепсихологических и социально-психологических исследованиях (Г. М. Андреева, В. П. Трусов, Д. А. Циринг, В. А. Янчук, Т. О. Гордеева). Однако отсутствуют исследования, посвященные непосредственно изучению связи каузальной атрибуции достижения с личностными ценностями в контексте мотивации учебной деятельности, что затрудняет возможность системного исследования проблемы, решение которой позволит установить связь между стилем атрибуции достижения, личностными ценностями и мотивацией учебной деятельности студентов.
Наше исследование посвящено изучению связи стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе. Стиль атрибуции достижений и личностные ценности рассматривались нами в качестве психологических детерминант мотивации учения студентов. Проведенное эмпирическое исследование позволило установить связь между стилем атрибуции, личностными ценностями и мотивацией учения студентов.
Обобщая полученные данные можно сделать следующие основные выводы.
1. Выявлена связь между стилем атрибуции достижения и личностными ценностями, с одной стороны, и мотивацией учебной деятельности студентов - с другой. В частности, установлено, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции достижения и выраженным индивидуалистическим типом личностных ценностей (власть, гедонизм, стимуляция, достижения) характеризуются сформированностью мотивации учебной деятельности (выраженный познавательный мотив, осознанность мотивов учения). В то же время студентам с пессимистическим стилем атрибуции достижения и доминированием ценностей группового типа (безопасность, универсализм, традиции, доброта, конформность) свойственен низкий уровень осознаваемости мотивов учения, мотивы узколичностного характера. Таким образом, в исследовании было установлено, что условием успешной учебной деятельности является сформированная мотивация учения как результат действия факторов оптимистической атрибуции и индивидуалистического типа личностных ценностей.
2. Установлены различия между стилем атрибуции, содержанием мотивации учения и личностными ценностями студентов на разных этапах обучения на уровне статистической значимости. В нашем исследовании было обнаружено, что на первом курсе обучения в вузе содержание мотивации учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связано с ценностями самовозвышения (гедонизм, достижения и власть) и открытости изменениям (стимуляция). У студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями сохранения и самоопределения (конформность, доброта, универсализм и безопасность). На втором курсе мотивация учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связана с ценностями «стимуляция», «конформность», «универсализм», «безопасность», «доброта», «власть», «гедонизм» и «традиции». У студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями «традиции», «доброта», «достижения» и «конформность». И, наконец, на третьем курсе у студентов с оптимистическим атрибутивным стилем мотивация учения связана с ценностями «безопасность», «достижения», «традиции» и «самостоятельность». У студентов с пессимистическим атрибутивным стилем - с ценностями «самостоятельность», «стимуляция», «доброта», «безопасность» и «конформность». Таким образом, мы видим, что мотивация учения у студентов с оптимистической атрибуцией связана с сохранением для них значимости ценностей развития, изменения, достижений и т. п., что отражает их стремление к самостоятельности, достижениям и самоактуализации. В свою очередь, преобладание у студентов с пессимистическим стилем атрибуции ценностей сохранения и самопреодоления, выражающих главным образом интересы группы, в противоположность индивидуалистическим интересам, отражает конформность, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности.
3. Обнаружены значимые различия, как в иерархии значимости личностных ценностей, так и в структурной организации личностных ценностей. Так, на первом и на втором курсах обучения студенты с оптимистическим стилем атрибуции на высоком уровне значимости выделяют эгоистические ценности (гедонизм, достижения, власть и стимуляция), а структура ценностей на протяжение всех трех этапов обучения характеризуется высокими показателями индекса организованности структуры (ИОС) и индекса когерентности структуры (ИКС), что говорит об интегрированности структуры личностных ценностей. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции более привержены к ценностям гуманизма и ценностям, связанных с безопасностью (конформность, универсализм, безопасность и доброта). Структура характеризуется низкими показателями индекса организованности (ИОС) и высокими показателями индекса дивергентности (ИДС), т. е. структура ценностей слабо организована.
4. Анализ связи локуса контроля, как одного из параметров стиля атрибуции, с личностными ценностями студентов на разных этапах обучения показал, что имеются существенные различия в структурной организации личностных ценностей на первом и на третьем курсах обучения. Так, структура личностных ценностей студентов с интернальным локусом контроля отличается организованностью и наличием большого количества корреляционных связей, в основном положительных. При этом, максимальные значения интегрированности достигают значения в 98 баллов для интерналов, тогда как для экстерналов это значение равно 30 баллам.
5. Сравнительный анализ базовых ценностей в структуре личностных ценностей студентов с оптимистическим и пессимистическим стилями атрибуции показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции отличаются наличием в качестве базовых таких ценностей, как «традиции», «гедонизм», «достижения» и «власть», что является свидетельством ориентации студентов- оптимистов на собственные достижения и лидерские позиции.
6. Исследование связи стиля атрибуции достижения и ценностной сферы студентов позволило выделить типы личностных ценностей, характерных для студентов с разными атрибутивными стилями. Было установлено, что студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют индивидуалистический тип личностных ценностей, студенты с пессимистическим стилем - групповой тип личностных ценностей.
7. Установлено, что в отношении личностных ценностей (по Ш. Шварцу) и ценностных ориентаций (по С. С. Бубновой) имеются различия в большей значимости для студентов с оптимистическим стилем атрибуции таких ценностей как «власть» на первом курсе, «достижения», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» и «общение» - на третьем.
Для студентов с пессимистическим стилем атрибуции значимыми выступают ценности «универсализм», «безопасность», «приятное времяпрепровождение» и «любовь» на первом курсе, «конформность», «универсализм», «безопасность» и «помощь и милосердие другим» - на втором и, наконец, на третьем курсе - «поиск и наслаждение прекрасным» То есть, система ценностей студентов с оптимистическим стилем атрибуции отражает их стремление к индивидуализму и собственным достижениям, тогда как система ценностей студентов с пессимистическим стилем атрибуции - к самосохранению и групповой принадлежности.
8. Полученные в нашем исследовании данные о связи трех изучаемых параметров (переменных) свидетельствует о том, что стиль атрибуции достижения и личностные ценности в их взаимосвязи выступают психологическими детерминантами мотивации учения студентов на разных этапах их обучения в вузе
9. Данные корреляционного анализа показывают, что высокие показатели мотивации учебной деятельности студентов с оптимистическим стилем атрибуции основаны на высоком уровне интеграции личностных ценностей с их мотивами учения, что проявляется в большом числе корреляционных связей и их силе. Мотивы обучения в вузе у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связаны и более согласованы с их личностными ценностями, в то время как у студентов с пессимистическим стилем атрибуции отмечается меньшая согласованность с их личностными ценностями. Согласованность выступает одним из механизмов обеспечения высокого уровня развития мотивации учебной деятельности.
10. Уровень мотивации учения студентов с разным стилем атрибуции связан со степенью структурной организации их личностных ценностей. Студенты с высоким уровнем мотивации учения обладают не только оптимистическим стилем атрибуции, но и более высокой степенью организованности структуры личностных ценностей. В отличие от них студенты
с низким уровнем мотивации учения имеют пессимистический стиль атрибуции и низкую степень организованности личностных ценностей.
11. Анализ взаимосвязи стиля атрибуции достижения и мотивации учения студентов показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции характеризуются высоким и средним уровнем сформированности мотивации учения (согласованность компонентов мотивации, внутренняя мотивация учения, ориентация на процесс учения), доминированием мотивов, связанных с ориентацией на овладение профессией и приобретение знаний, в то время как студентам с пессимистическим стилем атрибуции свойственны средний и низкий уровни сформированности мотивации учения (ориентация на результат, доминирование внешней мотивации, мотивы носят узколичностный характер), а также мотивы, связанные с ориентацией на получение диплома.
На основе полученных результатов и выводов, можно сформулировать следующие практические рекомендации.
1. Преподавателям Вуза следует учитывать личностные особенности каждого студента и позитивно выражать свое огорчение из-за неудач студента, которое должно основываться на вере в его будущие успехи. Именно вера студента в свой собственный потенциал выступает средством достижения успеха и показателем готовности преодолевать трудности для его достижения.
2. С целью повышения мотивации учебной деятельности важно развивать у студентов конструктивное оптимистическое мышление, веру в контролируемость учебного процесса и умения конструктивно объяснять причины успехов и неудач.
3. Как показало исследование, студенты с оптимистическим стилем атрибуции и индивидуалистическим типом личностных ценностей обладают
высоким уровнем мотивации. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции и умения мыслить позитивно; гибко, оптимистично и конструктивно интерпретировать как трудности и неудачи, так и позитивные жизненные ситуации и успехи. Важно обучать студентов приписывать свои неудачи при
выполнении учебных заданий недостатку приложенных усилий и неверно
выбранным стратегиям достижения результата, а успехи - своим способностям. Внедрение такого плана тренинга в вузовскую практику способствует изменению атрибуций, повышению уровня ожиданий успеха, самоэффективности и успешности выполнения заданий.
4. При организации психологического сопровождения студентов, необходимо исходить из того, что процесс формирования ценностно-смысловой сферы студентов является незавершенным. Важно учесть, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции более самостоятельны, стремятся к собственным достижениям и реализации своих индивидуальных целей. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции менее самостоятельны, склонны конформизму и групповой принадлежности. В силу этого последние показывают невысокий уровень мотивации учения.
5. Диагностика структуры личностных ценностей и выявление доминирующих ценностей позволяет получить представление о ценностно-смысловых детерминантах мотивации и поведения студентов.
Наше исследование посвящено изучению связи стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения в вузе. Стиль атрибуции достижений и личностные ценности рассматривались нами в качестве психологических детерминант мотивации учения студентов. Проведенное эмпирическое исследование позволило установить связь между стилем атрибуции, личностными ценностями и мотивацией учения студентов.
Обобщая полученные данные можно сделать следующие основные выводы.
1. Выявлена связь между стилем атрибуции достижения и личностными ценностями, с одной стороны, и мотивацией учебной деятельности студентов - с другой. В частности, установлено, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции достижения и выраженным индивидуалистическим типом личностных ценностей (власть, гедонизм, стимуляция, достижения) характеризуются сформированностью мотивации учебной деятельности (выраженный познавательный мотив, осознанность мотивов учения). В то же время студентам с пессимистическим стилем атрибуции достижения и доминированием ценностей группового типа (безопасность, универсализм, традиции, доброта, конформность) свойственен низкий уровень осознаваемости мотивов учения, мотивы узколичностного характера. Таким образом, в исследовании было установлено, что условием успешной учебной деятельности является сформированная мотивация учения как результат действия факторов оптимистической атрибуции и индивидуалистического типа личностных ценностей.
2. Установлены различия между стилем атрибуции, содержанием мотивации учения и личностными ценностями студентов на разных этапах обучения на уровне статистической значимости. В нашем исследовании было обнаружено, что на первом курсе обучения в вузе содержание мотивации учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связано с ценностями самовозвышения (гедонизм, достижения и власть) и открытости изменениям (стимуляция). У студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями сохранения и самоопределения (конформность, доброта, универсализм и безопасность). На втором курсе мотивация учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связана с ценностями «стимуляция», «конформность», «универсализм», «безопасность», «доброта», «власть», «гедонизм» и «традиции». У студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями «традиции», «доброта», «достижения» и «конформность». И, наконец, на третьем курсе у студентов с оптимистическим атрибутивным стилем мотивация учения связана с ценностями «безопасность», «достижения», «традиции» и «самостоятельность». У студентов с пессимистическим атрибутивным стилем - с ценностями «самостоятельность», «стимуляция», «доброта», «безопасность» и «конформность». Таким образом, мы видим, что мотивация учения у студентов с оптимистической атрибуцией связана с сохранением для них значимости ценностей развития, изменения, достижений и т. п., что отражает их стремление к самостоятельности, достижениям и самоактуализации. В свою очередь, преобладание у студентов с пессимистическим стилем атрибуции ценностей сохранения и самопреодоления, выражающих главным образом интересы группы, в противоположность индивидуалистическим интересам, отражает конформность, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности.
3. Обнаружены значимые различия, как в иерархии значимости личностных ценностей, так и в структурной организации личностных ценностей. Так, на первом и на втором курсах обучения студенты с оптимистическим стилем атрибуции на высоком уровне значимости выделяют эгоистические ценности (гедонизм, достижения, власть и стимуляция), а структура ценностей на протяжение всех трех этапов обучения характеризуется высокими показателями индекса организованности структуры (ИОС) и индекса когерентности структуры (ИКС), что говорит об интегрированности структуры личностных ценностей. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции более привержены к ценностям гуманизма и ценностям, связанных с безопасностью (конформность, универсализм, безопасность и доброта). Структура характеризуется низкими показателями индекса организованности (ИОС) и высокими показателями индекса дивергентности (ИДС), т. е. структура ценностей слабо организована.
4. Анализ связи локуса контроля, как одного из параметров стиля атрибуции, с личностными ценностями студентов на разных этапах обучения показал, что имеются существенные различия в структурной организации личностных ценностей на первом и на третьем курсах обучения. Так, структура личностных ценностей студентов с интернальным локусом контроля отличается организованностью и наличием большого количества корреляционных связей, в основном положительных. При этом, максимальные значения интегрированности достигают значения в 98 баллов для интерналов, тогда как для экстерналов это значение равно 30 баллам.
5. Сравнительный анализ базовых ценностей в структуре личностных ценностей студентов с оптимистическим и пессимистическим стилями атрибуции показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции отличаются наличием в качестве базовых таких ценностей, как «традиции», «гедонизм», «достижения» и «власть», что является свидетельством ориентации студентов- оптимистов на собственные достижения и лидерские позиции.
6. Исследование связи стиля атрибуции достижения и ценностной сферы студентов позволило выделить типы личностных ценностей, характерных для студентов с разными атрибутивными стилями. Было установлено, что студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют индивидуалистический тип личностных ценностей, студенты с пессимистическим стилем - групповой тип личностных ценностей.
7. Установлено, что в отношении личностных ценностей (по Ш. Шварцу) и ценностных ориентаций (по С. С. Бубновой) имеются различия в большей значимости для студентов с оптимистическим стилем атрибуции таких ценностей как «власть» на первом курсе, «достижения», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» и «общение» - на третьем.
Для студентов с пессимистическим стилем атрибуции значимыми выступают ценности «универсализм», «безопасность», «приятное времяпрепровождение» и «любовь» на первом курсе, «конформность», «универсализм», «безопасность» и «помощь и милосердие другим» - на втором и, наконец, на третьем курсе - «поиск и наслаждение прекрасным» То есть, система ценностей студентов с оптимистическим стилем атрибуции отражает их стремление к индивидуализму и собственным достижениям, тогда как система ценностей студентов с пессимистическим стилем атрибуции - к самосохранению и групповой принадлежности.
8. Полученные в нашем исследовании данные о связи трех изучаемых параметров (переменных) свидетельствует о том, что стиль атрибуции достижения и личностные ценности в их взаимосвязи выступают психологическими детерминантами мотивации учения студентов на разных этапах их обучения в вузе
9. Данные корреляционного анализа показывают, что высокие показатели мотивации учебной деятельности студентов с оптимистическим стилем атрибуции основаны на высоком уровне интеграции личностных ценностей с их мотивами учения, что проявляется в большом числе корреляционных связей и их силе. Мотивы обучения в вузе у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связаны и более согласованы с их личностными ценностями, в то время как у студентов с пессимистическим стилем атрибуции отмечается меньшая согласованность с их личностными ценностями. Согласованность выступает одним из механизмов обеспечения высокого уровня развития мотивации учебной деятельности.
10. Уровень мотивации учения студентов с разным стилем атрибуции связан со степенью структурной организации их личностных ценностей. Студенты с высоким уровнем мотивации учения обладают не только оптимистическим стилем атрибуции, но и более высокой степенью организованности структуры личностных ценностей. В отличие от них студенты
с низким уровнем мотивации учения имеют пессимистический стиль атрибуции и низкую степень организованности личностных ценностей.
11. Анализ взаимосвязи стиля атрибуции достижения и мотивации учения студентов показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции характеризуются высоким и средним уровнем сформированности мотивации учения (согласованность компонентов мотивации, внутренняя мотивация учения, ориентация на процесс учения), доминированием мотивов, связанных с ориентацией на овладение профессией и приобретение знаний, в то время как студентам с пессимистическим стилем атрибуции свойственны средний и низкий уровни сформированности мотивации учения (ориентация на результат, доминирование внешней мотивации, мотивы носят узколичностный характер), а также мотивы, связанные с ориентацией на получение диплома.
На основе полученных результатов и выводов, можно сформулировать следующие практические рекомендации.
1. Преподавателям Вуза следует учитывать личностные особенности каждого студента и позитивно выражать свое огорчение из-за неудач студента, которое должно основываться на вере в его будущие успехи. Именно вера студента в свой собственный потенциал выступает средством достижения успеха и показателем готовности преодолевать трудности для его достижения.
2. С целью повышения мотивации учебной деятельности важно развивать у студентов конструктивное оптимистическое мышление, веру в контролируемость учебного процесса и умения конструктивно объяснять причины успехов и неудач.
3. Как показало исследование, студенты с оптимистическим стилем атрибуции и индивидуалистическим типом личностных ценностей обладают
высоким уровнем мотивации. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции и умения мыслить позитивно; гибко, оптимистично и конструктивно интерпретировать как трудности и неудачи, так и позитивные жизненные ситуации и успехи. Важно обучать студентов приписывать свои неудачи при
выполнении учебных заданий недостатку приложенных усилий и неверно
выбранным стратегиям достижения результата, а успехи - своим способностям. Внедрение такого плана тренинга в вузовскую практику способствует изменению атрибуций, повышению уровня ожиданий успеха, самоэффективности и успешности выполнения заданий.
4. При организации психологического сопровождения студентов, необходимо исходить из того, что процесс формирования ценностно-смысловой сферы студентов является незавершенным. Важно учесть, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции более самостоятельны, стремятся к собственным достижениям и реализации своих индивидуальных целей. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции менее самостоятельны, склонны конформизму и групповой принадлежности. В силу этого последние показывают невысокий уровень мотивации учения.
5. Диагностика структуры личностных ценностей и выявление доминирующих ценностей позволяет получить представление о ценностно-смысловых детерминантах мотивации и поведения студентов.
Подобные работы
- СВЯЗЬ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн обучения (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 1998 - Исследование структуры жизнестойкости у подростков 15 - 17 лет
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Использование видеоресурсов для изучения политической деятельное Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023



