Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ТЕХНИКИ ТЕЛА» В БОУЛДЕРИНГЕ

Работа №180530

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Основные направления изучения «техники тела» 10
1.1. Интерпретация телесных практик в скалолазании 15
Глава 2. Сопоставление двух теоретических течений: «социология эмоций» и «техника тела» 22
Глава 3. Женская телесность в боулдеринге 32
Заключение 38
Список литературы 41
Приложение А. Расшифровки интервью 45
Приложение Б. Визуальные материалы 50
Приложение В. Терминологический словарь 70

Понятие «тела» всё чаще становится объектом исследований в отечественных и зарубежных социальных и гуманитарных науках. Современные труды, посвященные феномену телесности, действительно многообразны, но стоит обратить внимание на пионера данной области - французского социолога и антрополога Марселя Мосса и его работу “Техники тела” (1934) 1, в которой он с антропологической точки зрения описывал то, как люди пользуются своим телом. Этим трудом Мосс положил начало новой проблемной области в социальной и культурной антропологии, обосновав положение, что даже те физические действия, которые представляются наиболее “естественными”, биологически заданными, неизменными и универсальными, в разных культурах люди производят по-разному. Передаваемые путем воспитания культурные образы влияют на способы ходьбы, бега, плавания, дыхания, родов, кормления и так далее. Разрабатывая вопрос культурной обусловленности техник тела, М. Мосс выделил четыре основных направления исследований:
1. Разделение техник тела между полами;
2. Изменчивость техник тела в зависимости от возраста;
3. Классификация техник тела по эффективности;
4. Передача формы техник.
По нашему мнению, эти направления могут быть использованы при изучении техник тела в спорте, в отдельном его виде, например, в скалолазании. Выбор данного вида спорта для изучения в данной работе обусловлен несколькими факторами. Во-первых, автор работы имеет непосредственный доступ в поле и может свободно вести работу в нём, осуществлять включенное наблюдение, брать интервью, описывать автоэтнографический опыт. Во-вторых, скалолазание как вид спорта в силу географических особенностей Томска и Томской области является специфичным видом спорта, включающим непривычные для томичей техники тела. В связи с географическим расположением в городе отсутствует возможность скалолазания в естественной среде, следовательно, скалолазание является специфическим хобби, которое может быть реализовано только в искусственной среде. Жители Томска не сталкиваются с лазанием по скалам в условиях природы, у них нет навыка совершать такие перемещения по вертикальной поверхности. Следовательно, когда человек приходит на скалодром, ему нужно приобрести определенную технику тела, чтобы суметь залезть на стену.
1 Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996. С. 306-325.
В искусственной среде скалодрома происходит приучение тела к определенным, зачастую новым для него осознанным и неосознанным движениям. Это освоение новых техник тела идет в индивидуальном темпе: на его скорость и успешность влияют мышечная память, внутреннее психологическое и душевное состояния, физиологические факторы: сколько человек поспал и поел, какое у него зрение, какие мышцы лучше разработаны, в какой он сейчас физической форме и есть ли у него травмы. Всё перечисленное особенно активизируется, когда занятие спортом входит в число экстремальных. Нахождение в одной среде, освоение одинаковых техник тела приводит к тому, что скалолазов можно назвать социальной группой, объединённой общими интересами, опытом. В данной работе скалолазы будут рассмотрены как социальная группа с физиологическими и культурными особенностями. Здесь можно обратиться к М. Моссу, к его концепции о том, что тело выступает не частью человека, а формой его «всеобщности». Человек всегда обуславливал себя через собственное тело и делал его предметом своих представлений. Помимо теории М. Мосса, в данной работе также будут использованы научные труды таких ученых, как М. Фуко 2, Б. Тёрнера , М. Шелера , П. Бурдье , Н. Кроссли , К. Шиллинга , И. Гофмана , М. Дуглас .
Стоит подробнее рассмотреть, что такое скалолазание как вид спорта, и почему он может быть интересен с исследовательской точки зрения. Скалолазание подразумевает передвижение по вертикальной искусственной или природной стене, что не является естественным для человека, тем более городского жителя, и освоение этого вида спорта требует осознанной мотивации человека, освоения с нуля новых техник тела, которые не пригодятся ему в повседневной жизни. Именно такое целенаправленное изучение неестественных техник тела скалолазами представляет интерес для антрополога. За счет перехвата руками по выступам и опираясь краем носка стопы происходит движение человека вверх или вбок. Спортивное скалолазание это вид скалолазания, который отличается от скального скалолазания (альпинизма) соревновательной практикой . Происходят все соревнования на искусственном рельефе. Существуют следующие дисциплины, в которых может развиваться скалолаз: скорость, трудность и боулдеринг. Последняя дисциплина была выбрана для рассмотрения в данной работе как наиболее подходящая для новичка и требующая сильных трансформации техник тела.
Под необычным названием «боулдеринг» кроется лазание по серии коротких (на 5¬7 перехватов), но достаточно сложных трасс . Поскольку трасса короткая, а зацепы очень сложно удержать, скалолаз не отдыхает, пока лезет, и выкладывает максимум своих сил в каждый перехват. Для скалолаза очень важно иметь сильные пальцы, потому что именно ими он удерживает своё тело на зацепах разного размера. Так же для этого спорта очень важно иметь взрывную силу , быстроту реакции, чувство координации и равновесия. У данного вида спорта есть свои тренажеры, которые помогают скалолазу натренировать силу и ловкость всего тела (см. Приложение Аа) помимо скалодрома и скал. Боулдеринг - это наиболее динамичный вид скалолазания. Однако на некоторые сложные маршруты может уйти не один день. Как и другие виды скалолазания, боулдеринг требует собранности, умения направлять свою силу и быстро принимать решения. Хотя высота боулдеринговых стен сравнительно невысока, падение может быть травматичным. Потому страховкой служат специальные маты - креш-педы. Это толстые маты, разработанные специально для лазания на небольшую высоту. Их берут с собой, если занимаются боулдерингом на скалах. Но весьма желательно присутствие страхующего напарника, который поможет приземлиться максимально безопасно. И чтобы точно ставить ноги на опору, нужно иметь скальные туфли (скальники ) и мешочек с магнезией . Боулдеринг - удобный вариант для начинающих в скалолазании. Не нужно заботиться о страховочной системе, нет страха высоты, множество вариантов маршрутов. Хотя боулдеринг и предполагает сложные трассы, но на скалодромах для начинающих предусмотрены легкие обучающие варианты. Потому начинать заниматься боулдерингом могут все желающие в любом возрасте и почти в любом весе. Один приятных качеств этого спорта состоит в том, что сила не всегда играет важную роль. Перед началом старта, опытный спортсмен всегда продумывает, как в шахматах, свой ход, как он расположит свое тело на зацепках, какую и в какой последовательности взять. Потому что по правилам соревнований выигрывает тот, кто преодолеет максимальное количество трасс, затратив минимальное количество попыток. В каждом раунде спортсмену предлагается 4-5 трасс. Маршрут считается пройденным, если спортсмен зафиксировал двумя руками «топ», в роли которого выступает заключительный рельеф или зацеп, отмеченный наклейкой с соответствующей надписью. Современные трассы также включают промежуточный финиш (так называемая «зона»). Они отмечаются специальной наклейкой. Достижение этих точек маршрутов также идет в зачет спортсмену. При равном числе пройденных трасс и попыток места спортсменов определяются по количеству «зон» и попыток, потраченных на них. На прохождение одной трассы дается 4 минуты, и за это временя спортсмен должен потратить как можно меньше попыток на прохождение трассы. Поэтому в боулдеринге скалолаз должен сочетать в себе силу, точный расчет и осознание своих качеств, глубокий анализ трассы. Он должен за очень короткое время оценить трассу и сопоставить себя и свои умения, так, чтобы пройти трассу с первого раза.
В фокусе моего внимания в данном исследовании - скалолазы, которые тренируются на томском скалодроме Rockland. Это скалодром был построен три года назад совместно с директором томского развлекательного батутного центра Jordan и знаменитого томского мастера спорта по альпинизму, кандидата в мастера спорта по скалолазанию Фёдора Копытова. Скалодром размером в 150 м2 вмещает в себя три зона для лазания: боулдеринговый зал до 4,8 метров высоту с гимнастической страховкой, moonboard — это скалолазная стена с размерами 2,44х3,15м и углом наклона 130°, эталонная во всем мире, но может меняться градус наклона стены. Зацепы расположены по строгой сетке через каждые 20 сантиметров, в которой 11 столбиков и 18 рядов. Эти правила являются общемировыми, и скалолазы за счет специального приложения могут проходить трассы, придуманные лучшими скалолазами с разных континентов. И третья зона - стена для лазания с верхней страховкой и более легкими зацепами, которая подходит для начинающих детей и взрослых. Скалодром проводит развлекательные мероприятия для детей и взрослых, которые никак не связаны со спортом, это сделано для того, чтобы скалодром приносил доход. Но в большинстве своей деятельности скалодром направлен на тренировки по боулдерингу у детей и взрослых. Взрослых групп больше, чем детских. Это связанно прежде всего с тренерским составом самого скалодрома. Сейчас регулярно тренируют 4 инструктора взрослые группы и 2 инструктора детские группы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сейчас такой спорт, как скалолазание, становится всё более популярным во всём мире. В сентябре 2014 года Международный олимпийский комитет (МОК) полностью одобрил Олимпийскую программу 2020, включавшую в себя скалолазание. Из-за пандемии Олимпийские Игры в Токио были перенесены на 2021 год. Сейчас мы наблюдаем, как впервые в истории на олимпийских играх будут соревноваться сильнейшие скалолазы со всего мира в таких дисциплинах, как трудность, боулдеринг и скорость. Всего будет участвовать 20 мужчин и 20 женщин. Разыграно всего два комплекта медалей. Будет высчитывается общий бал, ориентируясь на результаты по дисциплинам многоборья Для каждого профессионального спортсмена в своей карьере очень важно выступить на Олимпийских играх. Это считается его главной задачей - победить на играх общемирового масштаба. Для скалолазания же как для вида спорта это шанс заинтересовать людей, привлечь в свои ряды новых спортсменов.
В данной работе я буду рассматривать одну из дисциплин скалолазания - боулдеринг. В основу моей работы легли следующие положения:
1. Поле исследования - томский скалодром «Rockland». Его популярность, выросшая за три года работы, необычная для небольшого сибирского города, появление конкуренции между спортсменами свидетельствуют о повышении интереса у населения к данному виду спорта.
2. В данной работе понятие «техники тела» рассматривается с точки зрения теории М. Мосса - это телесные практики, передаваемые от человека к человеку в качестве своего рода инструментальных навыков .
3. Необходимо определить социальный статус людей, которые выбрали заниматься в скалолазном центре «Rockland». Узнать их установки по отношению к телу как к проекту .
4. Скалолазание входит в число экстремальных видов спорта , что дает основание для применения в работе такого подхода, как социология эмоций. Сами скалолазы часто признаются, что этот факт стимулирует внутри них чувство адреналина, страха и множество других эмоциональных ощущений, следовательно следует рассмотреть формирование эмоциональной части спортсменов. Социология эмоций - скрипт правил, как люди учатся чувствовать . Занимаясь скалолазанием, человек параллельно тоже приучается не только двигаться, но и чувствовать себя по-другому.
5. Спортивная психология — это основополагающая часть спортивной деятельности спортсмена, которая сопровождается переживанием страха (боязни), тем самым может повлиять на успешность выступления, но соревнованиях или на качество тренировочного процесса .
6. В спорте сильно видна разница в гендере, так как мужчины и женщины могут выполнять разные спортивные нормативы. В скалолазной среде тоже видна эта разница. Гендерный аспект в данной работе будет носить сравнительный характер, исходя из тренировочного процесса на скалодроме в Томске. Изучение телесных практик женщин не ограничивается фокусом на канонах сексуализированного тела, как устроенно в культуре потребления. Мы увидим, что у скалолазок другое отношение к своему телу.
Исходя из перечисленного, объектом исследования является скалодром «Rockland». Предметом - «техника тела» спортсменов тренирующихся на скалодроме «Rockland».
Целью работы является изучение техник тела в боулдеринге на примере скалодрома «Rockland» в городе в Томске.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить, какими техниками тела должен овладеть человек, чтобы пройти трассы в боулдеринге.
2. Определить, как происходит освоение техник тела у различных категорий спортсменов (новички, любители, спортсмены).
3. Узнать, существуют ли гендерные различия техник тела в боулдеринге.
В работе были использованы следующие методы исследования: включенное наблюдение, автоэтнография и интервьюирование для получения знаний о том, как скалолазы учатся управлять своим телом для достижения спортивных результатов в данном виде спорта.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы, три приложения. Во введении обосновывается актуальность работы, основные положения, предмет, объект, цель, задачи, методы. В первой главе «Основные направления изучения «техники тела» даётся теоретический обзор существующих подходов и исследований телесности, а также на основе этой информации проводится интерпретация техник тела в боулдеринге. Во второй главе «Сопоставление двух теоретических течений: «социология эмоций» и «техника тела» происходит сравнение двух важных компонентов боулдеринга - телесных техник и эмоциональной составляющей, выявление их влияния на спортсмена. В третьей главе «Женская телесность в боулдеринге» исследуются гендерные различия в данном виде спорта на уровне внешней репрезентации, техник тела, эмоциональной составляющей занятий. В заключении приводятся выводы по результатам работы, намечаются дальнейшие перспективы исследований в данном поле. Приложения содержат расшифровки интервью и визуальные материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение телесности, техник тела активно развивается в современных социальных и гуманитарных науках. В данной работе я обратилась к одному из основоположников изучения телесности в антропологии и социологии - французскому ученому Марселю Моссу, который утверждал, что техники тела культурно обоснованы, усваиваются в процессе воспитания. Это положение позволило понять, что занятия на скалодроме, обучение новым, непривычным движениям - это культурный процесс. Географическое положение Томска обуславливает равнинную местность, то есть в этом городе нет естественных условий для скалолазания, и только при осознанном желании учиться новому человек может прийти на скалодром и начать осваивать непривычные для себя движения перемещения по вертикальной поверхности. Это обучение происходит в особой культурной атмосфере, в социальной среде посетителей скалодрома и инструктора - то есть человек не обучается сам по себе, а получает пример для подражания и поддержку.
Анализ техник тела в скалолазании позволил сделать следующие выводы. Этот вид спорта - экстремальный, следовательно, требует от проходящего трассу предельной внимательности и владения своим телом и своими эмоциями. Обращение к социологии эмоций показало, что они тесно связаны с состоянием тела. Испытывая страх высоты, падения, человек вводит своё тело в состояние стресса, мышцы сжимаются, ухудшается координация, что ещё больше усугубляет страхи и препятствует прохождению трассы. Напротив, осознанность, контроль над эмоциями, регулярные тренировки позволяют спортсмену хорошо овладеть непривычными движениями для перемещения по вертикальной поверхности. Таким образом, скалолазание было рассмотрено как способ обратить внимание на ощущение и использование тела и его восприятия.
Также было выявлено, что тело скалолаза воплощает в себе различные идеи, которые, казалось бы, расходятся со многими ключевыми образами современности. Ведь, в отличие от преобладающих в современности «рамочных режимов», скалолазание пропагандирует чувственное восприятие как человеческого тела, так и физического мира. Чувственные знания обеспечивают информационное содержание знаний, используемых скалолазами для «осмысления» мира. Поднимающееся тело определяет свое местонахождение, ощущая свой путь в мире. Скалолазание — это, возможно, квинтэссенция воплощенного ритуала сопротивления современности. Уметь хорошо лазать боулдеринг могут те, кто уже умеют делать движения находясь на стене и знают, как работает зацеп, как лучше его держать. «Профессионалы знают, что искать, а главное - где» . Так как профессионалы напрямую работают со стеной, они видят особенности наклона, как повернуты зацепы, как их лучше брать, и как на них вставать. Ещё не прикоснувшись к стене, они уже чувствуют с какой силой и как «давить» на зацеп. В какой позиции должно находится их тело, в момент того или иного движения.
Интервью со скалолазами, наблюдение, автоэтнографический опыт на томском скалодроме «Rockland» показывают, что занимающиеся боулдерингом - это особая социальная группа. Они объединены не только общим интересом, но схожими чертами характера - добродушием, открытостью новому опыту, приключениям, риску. Скалолазы активно общаются, обмениваются опытом на площадке. Если смотреть на зал, в котором люди тренируются, то можно разделить все группы на уровень по лазанью. Здесь люди объединяются не по знакомству и возрасту, а по уровню трассы. Прохождение идет с теми, с кем у тебя одинаковые задачи на развитие силы, баланса и координации. Но внутри группы между собой всё равно все общаются. Будет поддержка от всего зала, если человек пролез крутую трассу, все понимают, каких это стоит усилий. Стандартная тренировка скалолаза идет от 2 до 4 часов. В неё входит разминка, силовые упражнения, разминка на скалодроме и непосредственно оттачивание техники на сложных трасах и в конце заминка иногда силовая иногда растяжка. В промежутках между последней и новой трассы скалолазы отдыхают, восстанавливают руки и думают о тактике прохождения следующей. В этот момент и происходит общение, каждый чувствует себя значимым. Если человек придет в первый раз на скалодром, то услышит много нелепых и непонятных слов. У скалолазной культуры создалась своя терминология при чем она действует в любом городе России .И порой, мало того выучить терминологию, чтобы понимать, о чем шутят скалолазы, надо включится в этот спорт .
Наконец, в ходе работы была исследована женская телесность в боулдеринге. Было обнаружено, что девушки-скалолазки иногда не принимают социальных стандартов феминности, которые диктуют, что накаченные руки, спина и мышцы верхней части тела - это некрасиво. Девушки считают, что это, наоборот, хорошо, но занимаются они скорее не для красоты, а для поддержания здоровья. Тем не менее, нередко на скалодроме девушки подчеркивают свою женственность внешними атрибутами - маникюр, шорты, украшения для волос. Более того, можно видеть особенности женской телесности в техниках тела: как правило, девушки при прохождении трассы больше полагаются на гибкость, их движения напоминают танец с точными движениями, в то время как мужчины больше полагаются на силу и быстроту. Говоря об эмоциональной составляющей боулдеринга, девушки приходят на занятия, чтобы получить положительные эмоции от физических нагрузок, нового опыта, общения с единомышленниками. Мужчины же больше ориентированы на соревнование друг с другом, преодоление собственных спортивных рекордов.
Таким образом, выполнена цель данной работы - проведено изучение техники тела в боулдеринге на примере скалодрома «Rockland» в городе в Томске. Результаты могут быть использованы работниками данного, а также других скалодромов при подготовке и проведении занятий, а также сотрудниками университета при подготовке материалов по теме спортивной антропологии и социологии. Сфера скалолазания и спорта в целом, на мой взгляд, имеет богатый потенциал для исследования - могут изучаться техники тела, успешность их освоения разными социальными группами, связь эмоциональной и телесной составляющей, и многое другое.



1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: “Медиум”, 1995. - 323 с.
2. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.А. Шматко. — СПб.: Алетейя, 2001.
- 562 с.
3. Верхняя и нижняя страховка // Официальный сайт Федерации альпинизма России. URL: https://alpfederation.ru/blog/tiekhnika-al-pinizma/vierkhniaia-i-nizhniaia- strakhovka/ (дата обращения 11.05.2021)
4. Виды скалолазания, терминология и определения [Электронный ресурс] // RockClimber. URL: http://www.rockclimber.ru/виды-скалолазания/ (дата обращения: 27.05.2021)
5. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность [Электронный ресурс] // Перевод с английского: С. П. Баньковская. - Thesis. - № 5. - 1994 год. - С. 118. - URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3095 (дата обращения: 18.04.2021)
6. Гофман А. Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 19.
7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - Пер. с англ, и вступ. статья А. Д. Ковалева - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.
- 304 с.
8. Гофман Э. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман. -Перевод с англ. С.С. Степанова и Л.В. Трубицыной. - М.: Смысл, 2009. - 319 с.
9. Дуглас М. Риск как судебный механизм / М. Дуглас. - Пер. А. Д. Ковалева. - Thesis. - 1994. - № 5. - с. 242-253.
10. Дуглас Х. «Те вещи, которые нас объединяют: вкус и социология» // Культурная социология. - Vol. 1, № 1. - Лондон: Мудрец. 1998. - С. 97-114.
11. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.
12. Лазание на трудность - популярная разновидность скалолазания [Электронный ресурс] // Всё про скалолазание. URL: https://climbingpro.ru/lazanie-na- trudnost-populyarnaya-raznovidnost-skalolazaniya (дата обращения: 27.05.2021)
13. Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М.: Восточная литература, 1996. - С.306-325
14. Мохов С. Археология русской смерти. Этнография похоронного дела в современной России / С. Мохов. - М.: Common place, 2021. - 192с.
15. Мультипитч - яркая разновидность скалолазания [Электронный ресурс] // Всё про скалолазание. URL: https://climbingpro.ru/multipitch-yarkaya-raznovidnost-skalolazaniya (дата обращения: 27.05.2021)
..51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ