Введение 3
1 Физическая культура в школьном образовании 5
1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного
процесса 5
1.2 Структура и содержание урока физической культуры 8
1.3 Задачи урока физической культуры 18
2 Преподавание физической культуры в условиях дистанционного обучения 23
2.1 Дистанционная форма обучения 23
2.2 Платформы для проведения онлайн-занятий 26
2.3 Особенности организации уроков физической культуры в домашних
условиях 28
2.4 Контроль в дистанционном образовании 33
3 Трудности дистанционного обучения 37
Выводы 41
Список использованных источников и литературы 42
Приложение А Технологическая карта традиционного урока по физической
культуре 48
Приложение Б Технологическая карта урока по физической культуре в дистанционном формате 52
Актуальность исследования. Тотальный переход на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID-19 был очень серьезным вызовом отечественной системе школьного образования [2]. С одной стороны, учащиеся, находясь в режиме дистанционного обучения, должны были получить доступное полноценное образование в соответствии законодательством Российской Федерации [45]. С другой стороны, в школьной педагогической практике еще не сложилось четкого понимания таких понятий, как электронное и дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии и электронный образовательный ресурс [17]. Особенно дискуссионным оказался вопрос применения информационнокоммуникационных технологий на уроках физической культуры [15]. Физическая культура - это, прежде всего двигательная деятельность [33]. Несмотря на то, что специфичность любого предмета многообразна, есть единый принцип - задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями [27]. Используя данный принцип к уроку физкультуры, возможно, обозначить, собственно, что задача учителя, выбрать такие способы обучения, которые позволили бы любому учащемуся выразить собственную активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося [4]. Формат дистанционного обучения способен удовлетворить такую потребность обучаемого [9]. Впрочем, не обращая внимания на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не содержит готовых решений в преподавании школьного предмета «Физическая культура».
Цель исследования: изучить особенности преподавания школьного предмета «Физическая культура» в условиях дистанционного обучения.
Объект исследования: процесс обучения физической культуре в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования: применение средств дистанционного
обучения в практике преподавания школьного предмета «Физическая культура».
Задачи исследования:
- изучить роль физической культуры в школьном образовании;
- изучить опыт преподавания физической культуры в условиях дистанционного обучения;
- проанализировать преимущества и ограничения дистанционного обучения в практике преподавания физической культуры.
Основными методами исследования являются изучение научнометодической литературы, изучение реального педагогического опыта работы в условиях дистанционного обучения, педагогическое наблюдение.
1. При изучении роли физической культуры в школьном образовании можно сделать вывод, что благодаря школьной физической культуре у учащихся появляется основа для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других, достижение целей и порыв к успеху.
2. При изучении опыта преподавания физической культуры в условиях дистанционного обучения можно сделать вывод, что применение дистанционных технологий оказывает положительное влияние на усвоение теоретических аспектов дисциплины физическая культура в школе. В частности, у обучающихся повышается мотивация к занятиям физическими упражнениями, и посещению практических уроков. А при изучении игровых видов спорта (волейбол, баскетбол и пр.) обучающиеся более хорошо понимали необходимость технических и тактических упражнений.
3. В процессе анализа преимущества и ограничения дистанционного обучения в практике преподавания физической культуры, можно сделать вывод, что дистанционное обучение по предмету физическая культура будет иметь положительный эффект в том случае, если теоретический материал связанный будет даваться онлайн, а все практические занятия, связанные с обучением, совершенствованием техники будут проходить в спортивном зале под руководством учителя.
1. Азаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: Владос, 2016.-240 с.
2. Аладинская И. А. Преподавание физической культуры в условиях
дистанционного обучения // Актуальные исследования. 2020. №16 (19). С. 73-76. URL: https:ZZapni.ru/articleZ1118-prepodavanie-fizicheskoj-kulturi-v-
usloviyakh (дата обращения: 20.04.2022).
3. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5-11 классов. Методическое пособие / Е.П. Алексеева. - М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 с.
4. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебнометодическое пособие. - М.: ВУ, 2007. - 85 с.
5. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия ДО // Дистанционное образование. 2011. - №4. С. 26 - 20.
6. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебное пособие / А.М. Анисимов. - Харьков, ХНАГХ, 2016. - 292 с.
7. Арзуманов, С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5 - 9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
8. Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. - СПб., 2017. - 108 с.
9. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
10. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Советский спорт, 1996.
11. Детский травматизм и его профилактика [Электронный ресурс] // ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. -
URL: http://cgon.rospotrebnadzor. ru/content/16/268/ (дата обращения:
20.04.2022).
12. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст] / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2016. - 184 с.
13. Дистанционная физкультура - не миф, а реальность. Методические рекомендации для учителей по организации дистанционного обучения по предмету «Физическая культура» [Электронный ресурс] // МГПУ. - URL: https://www.mgpu.ru/distantsionnayafizkultura-ne-mif-a-realnost/ (дата обращения: 20.04.2022).
14. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы: Высш. образ. в России, № 3, 2014.
15. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретикопрактический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с...51