Введение 3
1. Ближневосточная политика европейских государств 15
1.1. Предвоенное положение дел 15
1.2. Ближневосточная политика Германии 18
1.3. Ближневосточная политика Великобритании 22
1.4. Ближневосточная политика других стран 24
1.5. Анализ ближневосточной политики Великобритании и Германии 29
2. Возникновение Саудовской Аравии 34
2.1. Роль Великобритании в создании Саудовской Аравии 34
2.2. Внутренние мероприятия по стабилизации государства 50
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Регион Ближнего Востока включает в себя обширную область, расположенную на юго- западе Азии. На данный момент в мире не существует чётко оговоренных и заключённых в правовых документах картографических рамок и терминов, что же такое Ближний Восток. К примеру, по классификации, если судить из риторики, Организации Объединённых Наций (ООН) и прочих представительных организаций мирового уровня данный регион включает в себя Палестину и страны, непосредственно примыкающие к ней. Обусловлено это наличием в этом регионе сложного и долголетнего конфликта между Израилем и соседними арабскими государствами. В этом контексте использование термина «Ближний Восток» носит относительно произвольный характер. Известный во всём мире интернет-сайт «Википедия» в русскоязычном его варианте включает в его рамки помимо признанных классическими стран еще и южный Кавказ, в представительстве независимых государств, ранее входящих в состав СССР, а также Пакистан и Афганистан. Если говорить об англоязычном сегменте «Википедии», то под термином «Near East» наряду с классическими странами входит регион северной Африки (страны Эль Магриба, арабские государства на территории Африки), а его восточная граница заканчивается государственной границей Исламской Республикой Иран. Если говорить о термине «Great Middle East», то ресурс к «Near East» прибавляет Пакистан, Афганистан, Кипр, Турцию, и что примечательно, Сомали. Российский сегмент сайта в этом случае полностью копирует англоязычную статью. Если говорить о терминологии и понимании под ним определённых физических границ, то государственные структуры США тоже не солидарны друг с другом в оценке Ближнего Востока. Такие организации как Бюро по делам Ближнего Востока (BNEA), Вашингтонский Институт Политики по Ближнему Востоку (WINEP) и Агентство США по международному развитию (USAID) имеют разные трактовки и определения, при этом все без исключения они включают в регион Ближнего Востока только лишь Иорданию и Ливан.
В данной работе будет достаточно часто употребляется термин «Ближний Восток». В рамках данной работы под ним будет пониматься регион, заключённый в следующие границы:
• Южная - Индийский океан и связанные с ним моря и заливы.
• Западная - Средиземное море и Синайский полуостров за которым начинается Африка.
• Северная - 37-й параллель северной широты, проходящая от границ с Малой Азией до Каспийского моря.
• Восточная - государственная граница с современной Исламской Республикой Иран.
На его территории сегодня существуют десятки государств. Проживает в которых более двухсот миллионов человек. Национальное и религиозное многообразие порождает большое число споров и противоречий, которые в свою очередь создают высокую потенциальную конфликтность в регионе. Эти споры не всегда решаются путём без применения вооружённых сил. Причины этого можно видеть в отсутствии опыта ведения подобных споров, а значит практически полное не наличие или не проработанность специализированных институтов, как, например, региональные суды надгосударственного характера.
На протяжении почти всего XX века и в XXI веке можно наблюдать результат этих факторов в виде огромного количества новостных сводок из стран Ближнего Востока. Конфликты можно выделить в два типа: межгосударственные и внутригосударственные. В каждом из них в свою очередь можно выделить ряд подпунктов. Например, конфликты на почве: религии, национальности, уровня бедности, территорий, экономической ситуации в регионе, а также положение той или иной страны на международной арене как местного, так и всемирного масштаба. Под внешними конфликтами понимаются войны, как скоротечные, так и долговременные. Они же в свою очередь могут быть результатом прихода к власти в одной из них правительства, чьим желанием будет решить свои геополитические задачи. Но у конфликта может быть и более значимая предыстория, которая своими корнями прочно закрепилась в умах людей, во всяком случае большинства. Под внутренними конфликтами можно понимать, как революции и государственные перевороты, которые своей целью видят смену действующей власти без внесения изменений в текущие границы государства. Но и противоречия между народностями, ввиду того, что так сложилось исторически, вынужденные оказаться друг с другом в одном государстве. Наличие бесчисленного числа групп интересов, которые зачастую бескомпромиссны в решении поставленных себе задачей и целях позволяет говорить о высокой политической нестабильности в регионе.
Во многом это можно объяснить происхождением некоторых государств региона. Они не появлялись в привычном для нас формате. Происхождение и становление современного типа государства в Европе невозможно без прохождения одного очень важного этапа - образования национального государства. Данный формат предоставляет большое количество факторов для стабилизации его границ и внутриполитической обстановки не подрываемой большим числом противоречий между группами населения. Зачастую, государство, которое по тем или иным причинам данный этап не прошло, не способно предложить своим гражданам какого-либо оправдания для своего существования. Для всеобъемлющего понимания источника тех проблем, которые на всём протяжении независимого существования того или иного из государств региона необходимо комплексно рассматривать - как и при каких обстоятельствах оно возникло.
Тем не менее, говоря о перспективах региона в понимание этого заключаются не только предпосылки, которые появились благодаря грамотной работе тех или иных правительств, но и ещё факторы, заложенные в регионе с давних пор. В основном их можно разделить на два типа: стратегические (в них же включены и экономические) и культурные. До XX века, когда значимость природных ресурсов была не так высока, Ближний Восток уже привлекал внимание представителей европейских держав. Если говорить о стратегических причинах этого интереса, то на первый план тут выходит особое транзитное расположение региона, через который с давних времён проходило множество торговых путей, связывающих такие макрорегионы как Юго-Восточная Азия (включая Индию), Восточная Азия, Европа и Африка. Контроль этих путей давал не только значимые экономические выгоды, но и возможность влиять на соседние государства. Культурные же интересы заключены в расположенных на территории региона значимых религиозных святынь, главным образом в Иерусалиме. Также регион является во многом «колыбелью цивилизации». В его пределах существовали известные нам цивилизации (города-государства Междуречья), также и рядом с ним (Египет). Таким образом Ближний Восток являлся одним из важнейших объектов внешней политики великих европейских государств.
Если говорить о начале XX века в Европе, то на первый план там выходит глубокое в своих исконных причинах противоречие между Германией и Францией, которую в свою очередь поддерживала Великобритания. Эта борьба выходила за пределы Европы, так как Великобритания к тому времени уже основательно закрепила за собой статус великой колониальной и морской державы. Колонии, а, следовательно, и интересы Франции располагались на значительном удалении от Ближнего Востока. А значит её политика по отношению к данному региону, хоть и существовавшая и реализуема, в данной работе не будет являться центральной. Германия же после прихода к власти политиков после Бисмарка, который в свою очередь был противником идеи приобретения колоний для Германии, имели другую точку зрения касательно вопроса колоний. В результате Германия активно включилась не только в европейские, но и общемировые процессы. Соответственно, центральным в вопросе проведения ближневосточных политик среди европейских стран становиться противостояние Великобритании и Германии. Сам факт противостояния двух сторонних игроков в регионе приносит свои последствия для будущего его развития. Проводимая ими ближневосточная политика без сомнений внесла значительные, но как положительные, так и отрицательные последствия для будущего развития региона.
История представляет собой сложный процесс взаимодействия большого количества людей в какое-то историческое время на определенном географическом пространстве. Из их действий по отношению друг к другу рождается нарратив, или рассказ. История не фатальный, безликий процесс, а сложное и противоречивое явление, в котором участвуют не только большие массы людей, но и отдельные личности, в особенности выдающиеся, которые своими действиями накладывают отпечаток на весь ход событий. Конечно, потом исторический процесс подвергается анализу, становится более академичным. Рождаются концепции и теории, некоторые из которых говорят о неизбежности того или иного процесса. Однако одним из важных аспектов познания истории был и остаётся вопрос о характере, возможности и степени влияния той или иной личности на ход протекания исторического процесса. В контексте данного исследования это будет выражаться в фокусировании внимания не на общем процессе, именуемом «ближневосточная политика» того или иного государства, а на деятельности определённых личностей. Они в своих идеях и действиях во многом являлись новаторами. В результате чего находились в авангарде развития событий. Да, после того как они выполняли свою роль изобретателей, после того как они становились не единичными представителями в данном виде деятельности, они зачастую уходили на второй план ввиду недостаточного уровня теоретических знаний по всеобъемлющему продавливанию интересов целого государства. Однако их роль первопроходцев должна быть отражена.
Целью работы является выявление роли противостояния Великобритании и Германии на формирование государственности на Ближнем Востоке на примере появления Саудовской Аравии.
Для поэтапного достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Дать оценку экономическому и социально-политическому положению региона на момент нижней хронологической границы исследования, для понимания методов и подходов стран к проводимой ближневосточной политике;
2. Проанализировать ближневосточную политику Великобритании и Германии;
3. Проследить историю возникновения Саудовской Аравии;
4. Выявить в истории её создания иностранные факторы;
5. Оценить мероприятия, проводимые на раннем этапе деятельности государства, для стабилизации его существования, как пример решения внутриполитических конфликтов.
Нижней и верхней хронологическими рамками в данной работе являются 1914 и 1926 года соответственно. Нижняя рамка обусловлена тем, что в этом году Макс фон Оппенхайм, являвшийся сотрудником МИД Германии и одним из основных идеологов ведения активной ближневосточной политики своей страны, представил доклад для правительства Германии о методах и подходах для реализации планов в рамках Ближнего Востока. Верхняя рамка определяется, хоть не окончательным в трансформации, но созданием утвердившегося в регионе, как стабильного и влиятельного королевства Неджда и Хиджаза, позже переименованным в Саудовскую Аравию.
Актуальность работы можно подразделить на два типа: научную и политическую. Научная новизна работы заключена в проведении сравнительного анализа ближневосточных политик Великобритании и Германии в данный период. В ходе анализа были выявлены ряд схожих черт, так и различных. Спустя время можно видеть в каких местах способы реализации политики были недоработаны. Политическая же актуальность заключается в итогах двух анализов. Во-первых, в анализе, о котором речь шла выше. Выводы, которые были сделаны, и которые можно сделать при более глубокой проработке данной тематики, являют собой ценность как шаблона при дальнейшем сравнении методов других государств в различное время применяемых по отношению к Ближнему Востоку. Во-вторых, анализ начального периода существования Саудовской Аравии, как успешный пример создания арабского государства, даёт представление о том, на что нужно обращать внимание при построении государственности на Ближнем Востоке.
Объектом исследования в данной работе является история развития Ближнего Востока.
Предметом работы является ближневосточная политика Великобритании и Германии, а также их влияния на образования государств на примере истории Саудовской Аравии.
Источниковая база данной работы представлена в основном книгами написанными участниками исследуемых событий по личным воспоминаниям, а также сборниками документов международного характера.
В первой категории особый интерес представляет книга Томаса Эдварда Лоуренса, который был эмиссаром англо-египетского правительства в Хиджазе, а затем руководил ближневосточным отделом министерства по делам колоний, был личным другом короля Ирака Фейсала I, его отца шерифа Мекки, и будущего короля Саудовской Аравии. Он оказывал известное влияние на формирование и осуществление политики Великобритании на Ближнем Востоке. В своих работах полковник Лоуренс описывает арабское восстание против Турции, а также характеризует процесс принятия решений штабом английской экспедиционной армии в Египте и Палестине и англо- египетскими властями. Значительный интерес для нас представляют письма Лоуренса своим кураторам и близким родственникам, являющие нам личное отношение Лоуренса Аравийского к событиям, свидетелем и активным участником которых он был. Описание этих же событий необходимо рассматривать и со стороны. Это нам позволяет сделать книга Лидделя Гарта, человека, который часто находился рядом с Томасом Эдвардом во время его работы на Ближнем Востоке. На многие события он даёт свою точку зрения. Также он освещает некоторые события, которые в своей книге опустил сам Лоуренс. Однако, к этой работе также стоит относится с некоторой долей скепсиса, так как написана она практически без оценки действий Великобритании на Ближнем Востоке. Однако, к концу книги можно увидеть некоторый пессимизм непосредственных участников события, касательно выполнения своей страной обязательств перед арабами.
Важнейшим источником являются мемуары главных действующих лиц ближневосточной политики Великобритании начала XX века. Ряд книг, написанных на основе своих воспоминаний, Гарри Филби бывшего в ходе Первой мировой войны британским резидентом в Эр-Рияде, позволяют нам в полной мере оценить деятельность багдадских оккупационных властей в Ираке и масштабы их влияния на внутриаравийские взаимоотношения местных шейхов. Также знакомство с мемуарами Филби даёт возможность оценить всю глубину внутриаравийских противоречий и борьбы англо-египетских и багдадских властей между собой за определение тактического курса реализации концепции ближневосточной политики Великобританией.
Работа отца-основателя сионистского движения Теодора Герцля тоже полезна для исследования, так как в ней показан ход переговоров между ВСО (Всемирной Сионисткой Организации) и правительством Великобритании. Данный источник также следует изучать осторожно и не в полной мере считать приведённую в нём информацию объективной, потому что ВСО являлись заинтересованной стороной в процессе усиления влияния Великобритании на Ближнем Востоке и в ослаблении позиций новых арабских государств.
Важным источником является книга лорда Керзона, написанная на основе своего выступления в Эдинбурге. В своём выступлении Керзон фактически дал главное обоснование агрессивной политики Великобритании на Ближнем Востоке, целью которой он видел максимальную защиту Индии от возможных посягательств со стороны любых иностранных держав....
В ходе Первой мировой войны Ближний Восток стал объектом интересов крупных европейских и мировых государств. Конечно, проекты так или иначе касающиеся данного региона появлялись в этих государствах и раньше, но они не имели систематического характера. В ходе войны многие страны были вынуждены или создавать свою ближневосточную политику, под которой понимается ряд целей и мероприятий для их реализации, или активизировать её. Ближний Восток перестал быть регионом, находившимся на задворках Османской империи, в котором происходили события лишь локального масштаба, а интересовал он лишь археологов. В нём резко активизировались процессы, которые привнесли значительные изменения в политическую карту региона, его экономический вес в мире, социальную жизнь и мировоззрение его жителей. Иностранные государства или вмешивались в эти процессы, или создавали все необходимые условия для их активизации. В условиях войны противоборствующие стороны имели диаметрально противоположные точки зрения по дальнейшему развитию изучаемого региона. Что отражалось и на проводимые ими мероприятия, применяемые как непосредственно к региону и людям, проживающим в нём, так и по отношению к политике проводимой соперником. Все эти действия, как уже было сказано, «пробудили» Ближний Восток, и он стал одним из самых популярных в новостных сводках регионов. Конечно же, из-за происходящих в нём событий, истоки и причины которых нужно искать именно в первой четверти XX века.
Выводы, которые можно сделать соответственно поставленным в начале работы задачам. Первая задача заключалась в оценивании экономической и социально-политической ситуации в регионе. Положение ближневосточных вилайетов Турции было катастрофически бедственным. И сама Турция сильно отставала по экономическому развитию от передовых европейских государств. Хотя ещё с давних пор европейские государства благодаря концессиям владели, а значит финансировали и проводили реформы, те или иные сферы экономической жизни страны, например, Франция владела Центробанком, а Великобритания судоходством. Но влияло это в основном на столицу империи, но никак не на её отдалённые вилайеты. Когда основном партнёром Турции стала Германия, положение дел кардинально не изменилось. Экономика регионов находилась в депрессивном положении, а основной доход концентрировался в руках помещиков. Это и повлияло на решения, принимаемые в Берлине и Лондоне, касательно реализации своих планов на Ближнем Востоке. Германия сосредоточилась на укреплении положении Турции в регионе на основе религиозного фактора. Однако накопившиеся противоречия невозможно было в полной мере скрыть за одинаковой религиозной принадлежностью (и та, как мы убедились, не во всём была единой). Великобритания верно оценила свои силы и позиции в регионе Сирии, Ливана, Палестины, Иордании и Ирака. И после успеха арабского восстания в Аравии направила основные его силы в этот регион и одержала там победу.
Во-вторых, было необходимо проанализировать политику Великобритании, Германии, а также других государств в регионе для всестороннего понимания причин укрепления позиций Великобритании. Ей успешно, до определённого времени, удавалось лавировать между лидерами арабского мира, при этом сочетая реализацию ожиданий и интересов сразу нескольких сторон: их, подконтрольного им населения, своих и своих союзников по мировой войне. Самое главное, ей удалось на время войны сплотить арабский мир, причём, под «своим флагом» против Турции и Германского влияния.
История Саудовской Аравии является показательной в этом процессе. На территории, которая в будущем войдёт в новое государство, началось восстание при помощи Великобритании, там оно победило и успешно вышло за её пределы. В Аравии было несколько влиятельных лидеров, которых на момент войны Великобритания смогла сплотить. После окончания войны, когда наличие такого строптивого лидера арабского восстания в лице эмира Мекки Фейсала перестало быть значимым и необходимым, в Великобритании решают переделать расстановку сил в Аравии и отдать предпочтение Ибн Сауду. Что примечательно, несмотря на популярность первого, утрата им своего положения и политического статуса не взбудоражило арабский мир. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, большинство созданных государств оказались под управлением его сыновей, а во-вторых, арабский мир уже сосредоточился на решении локальных проблем.
Для Великобритании было необходимо наличие союзника на территории Аравии, как региона, примыкающего к Красному морю, по которому пролегли крупные морские пути, проходящие через Суэцкий канал. И она всеми силами устанавливала и удерживала там своё исключительное положение. В частности, выбор именно Ибн Сауда в качестве основного союзника имел для Великобритании как положительные, акт и отрицательные последствия. К положительным сторонам стоит отнести тот факт, что в регионе появилось стабильно развивающиеся государство, которое не посягает на права мировых держав в регионе. Однако фигура Ибн Сауда оказалась во многом непредсказуемой, он оказался более сильным и амбициозным лидером, который смог в короткие сроки задействовать все возможные внешние и внутренние ресурсы для вывода своей страны на мировой уровень, хотя в начале XX века данная область не имела к этому даже перспектив.
1. Ахмедова Л. Ш. Политика Англии в зоне Персидского залива в последней трети XIX
- начале XX века (1870-1914). СПб., 2006.
2. Бондаревский Г. Л. Багдадская железная дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1888-1903). Ташкент,1955.
3. Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1999.
4. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258 гг.)/ Г.Э. Грюнебаум. - М., 1986.
5. Гуревич Л. Б. Сирия, Палестина, Месопотамия (мандатные страны). М., 1925.
6. Гурко-Кряжин В. А. Национально-освободительное движение на Ближнем Востоке.
М, 1923; Гурко-Кряжин В. А. Ближний Восток и державы. М, 1924; Гурко-Кряжин В.А. Арабский Восток и империализм. М., 1926.
7. Джонсон Б. Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю. М., 2015.
8. Калмыкова М. В. Политика Великобритании в борьбе великих держав за нефтяные источники Ближнего и Среднего Востока в период с 1901 по 1920-е годы: Дис. к-та. ист. наук. Владимир, 2006.
9. Лейн Э. Арабский мир в эпоху «Тысячи и одной ночи». Пер. с англ. Л.И. Игоревского. / Э. Лейн. - М., 2009.
10. Ментешашвили А.М. Ирак в годы английского мандата. М., 19б9.
11. Никитюк В. А. Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака. М., 2010
12. Оганесян Н. О. Национально-освободительное движение в Ираке. Ереван, 1976.
13. Оруджев М. Г. Из истории проникновения германского империализма в Турцию. Баку, 1961.
14. Осипова П. А. Из истории английского управления Палестиной (1919-1939) // Вопросы истории. 1948. № 12.
15. Переписка Мак-Магона - Хусейна 1915-1916 гг. и вопрос о Палестине: документы и материалы / предисл., вступ. ст., авторизованный пер. док. и коммент. Д. Л. Шевелева. М. 2008....57