АННОТАЦИЯ 5
Часть I. Своеобразие редакторской подготовки фотоизданий (на примере фотоальбома и фотокниги) 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Фотоиздание как особый вид печатной продукции 12
1.1. Формирование этапов редакторской подготовки фотоизданий в
исторической ретроспективе 12
1.2. Видо-типологическая характеристика фотоизданий 30
1.3. Современный процесс создания фотоизданий на различных этапах
редакционно-издательского процесса 39
Глава 2. Специфика работы над фотоизданием на послепечатном этапе редакционно-издательского процесса на современном книжном рынке 47
2.1. Состояние современных издающих организаций, выпускающих
фотоиздания 47
2.2. Способы изучения восприятия визуальных образов потенциальной
целевой аудиторией фотоизданий 57
2.3. Анализ основных методов и инструментов продвижения фотоизданий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников и литературы 84
Приложение А. Материалы для проведения эксперимента (фокус-группы).. 92
Часть II. Редактура издания Лоры Перселл «Корсет» 101
Рецензия на произведение Лоры Перселл «Корсет» 102
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Сначала женщины и дети», написанного Джиллом Полом
Природа информации играет огромную роль в современном книгоиздании. Данная характеристика служит предметом разграничения видов изданий, каждому из которых требуется определенная поэтапная последовательность в работе над книгой. Одним из видов изданий по природе информации выделяют изоиздание. Согласно ГОСТу Р 7.0.60-2020 «Издания. Основные виды, термины и определения», изобразительное издание или изоиздание - это «издание, большую часть объема которого занимает изображение»1. Стоит отметить, что к категории «изображение» относятся «воспроизведения живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии» .
Изобразительное издание является контрастной противоположностью текстового издания, которое также упомянуто в ГОСТе Р 7.0.60-2020. Его определение дает понять, что это «издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст» . Иллюстрации часто сопровождают и текстовые издания, особенно литературно-художественные произведения. Однако их значение в подобных изданиях не настолько велико, как в изоизданиях. Иллюстрации являются особой формой закрепления визуальных образов, которые не только выделяют изоиздания в отдельный вид, но и предоставляют возможность разветвления данного вида. Одним из таких составляющих являются фотоиздания.
Фотоиздания, в свою очередь, являются неотъемлемой частью изоизданий. Фотоиздания как вид не присутствуют в официальных ГОСТах, однако их определение трактовала Е. Л. Мжельская в своем учебном пособии: «Это вид изданий, в которых авторская идея, замысел выражаются посредством фотоповествования» . Исследователь также выделяет подвиды, относящиеся к фотоизданиям: фотоальбом, фотокнига, фотопутеводители, фотокалендари, фотоплакаты и фотооткрытки. Из всего многообразия предложенных фотоизданий с понятием «фото» в официальных документах упомянут лишь фотоальбом как вид изоиздания, зависящий от характера информации. Его определение находится в примечаниях к виду «альбом» и звучит следующим образом: это альбом, «содержащий репродукции фотоизображений, специально изготовленных для данного издания или подобранных из других изданий и архивных материалов» .
Несмотря на свою уникальность как вида, фотоальбом имеет видовую пару, которая во многом схожа с ним своими характеристиками и свойствами. Речь пойдет о фотокниге, которая официально еще не принята в качестве вида, но исследования о которой популяризируют проблему и дают гипотетическую возможность узаконить ее. Данный вид издания ведет свою историю с XIX века, однако он не был распространен в виду специфики работы на производственном этапе редакционно-издательского процесса. Несмотря на небольшую популярность на предыдущих этапах развития книжного дела, интерес к фотокнигам с наступлением цифровизации и модификации процессов в различных сферах (в том числе и в издательском деле) значительно вырос.
История вопроса. По нашей теме существует уже целый ряд исследований. Некоторые исследователи-книговеды, изучающие проблему фотоизданий как вида, предложили определение фотокниге, которое еще официально не зарегистрировано. А. Э. Мильчин, известный как автор учебных пособий и словарей по редактированию, определил фотокнигу как «вид фотоальбома, автор которого средствами фотографий ведет изобразительный рассказ, создает цельное изобразительное произведение из фотографий» . Еще один вариант определения представлен Е. Л. Мжельской: фотокнига - это «такой вид издания, ведущим средством изложения в котором является фотография, при этом фотография и текст находятся в смысловом и композиционном единстве и в совокупности создают содержательную основу произведения» . Исследователь Е. С. Дорощук в своей работе говорит о том, что «фотокнига рассматривается как формат, на современном этапе развития медиа, позволяющий сконцентрировать разные виды фотоповествования, с акцентом на самовыражении фотохудожника» .
Определение, на которое мы будем опираться в своем исследовании, выдвигая гипотезу, вывели Ю. В. Полещук совместно с О. В. Климовой в своей статье «Фотокнига как вид издания» . Оно представляет из себя симбиоз ранее упомянутых понятий и звучит следующим образом: «Фотокнига - это вид фотоальбома, автор которого средствами фотографий ведет изобразительный рассказ, создает цельное изобразительное произведение из фотографий, при этом фотография и текст находятся в смысловом и композиционном единстве и в совокупности создают содержательную основу произведения» . Именно данное определение мы будем использовать в нашей исследовательской работе. К тому же, авторами предложена одна из возможных классификаций фотокниг, направленная на разграничение изданий по цели создания и хронологическим рамкам событий, запечатленных в фотокнигах.
Для понимания специфики редподготовки фотоизданий нами были изучены работы, в которых раскрываются проблемы редакторской подготовки изоизданий и фотоизданий, в частности, статья А. Д. Мартыновой «Особенности редакторской подготовки изоизданий в области экотуризма»11, в которой описываются общие процессы редакционно-издательского процесса, затрагивающие также элементы продвижения. В конце статьи представлена как общая последовательность действий при подготовке изоизданий, так и более узкая, созданная специально для изобразительных изданий, посвященных экотуризму.
Статья Е. Л. Мжельской «Современный репертуар фотоизданий» , опубликованная более 10-ти лет назад, до сих пор видится в некоторой степени актуальной. Автором статьи был рассмотрен книжный рынок на предмет фотоизданий и дан перечень издательств, которые специализируются на подобного рода изданиях, а также примеры фотоизданий, выпускающиеся ими. В итогах обзора говорится о том, что, благодаря развитию книгоиздательства и сопутствующих технологий, фотоиздания приобрели особое место на книжном рынке. Несмотря на довольно большие сроки создания книги и финансовые затраты, фотоиздания совершенствуются и укрепляют свои позиции в современном книгоиздании.
В статье С. Н. Русских «Специфика редакционно-издательской обработки иллюстративного материала в фотоальбомах» большая часть внимания направлена на работу с иллюстративным рядом и особенностями, с которыми может столкнуться специалист. Исследователь выдвигает проблему подготовки иллюстраций, так как на основе анализа материала было выявлено, что издания редко содержат ошибки иного рода, однако качество изображений не всегда можно назвать высоким. В конце статьи разработаны критерии, повышающие качество цифровых иллюстраций, и рекомендуемые мероприятия в редакционно-издательском процессе, на которые специалисту стоит обратить внимание.
В связи с перечисленными проблемами актуальность нашего исследования видится в том, что на сегодняшний день фотоиздание и его подвиды не имеют точного понятия и официального признания как видов издания (в ГОСТах), в связи с чем наблюдается дефицит теории, которая бы способствовала качественной подготовке как на допечатном, так и на послепечатном этапах редакционно-издательского процесса. Таким образом, изучение отдельных видов фотоизданий и связанных с ними аспектов является актуальной темой в современном издательском деле.
Научная проблема исследования заключается в том, что, несмотря на возрастающую практическую направленность, на сегодняшний день отсутствует современная теоретическая база по подготовке фотоизданий на различных этапах редакционно-издательского процесса.
Новизна определяется сбором и анализом актуального материала, разработкой видо-типологической характеристики фотоизданий, созданием актуальной рабочей классификации фотоизданий, выявлением особенностей восприятия визуальных образов потенциальными читателями.
Цель данной исследовательской работы - выявление характерных особенностей подготовки фотоизданий на допечатном и послепечатном этапах редакционно-издательского процесса. Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
1. Выявить этапы редакционно-издательского процесса, характерные для исследуемого вида издания.
2. Составить видо-типологическую характеристику фотоизданий, на ее основе вывести современный аналог классификации по фотоизданиям.
3. Рассмотреть допечатный этап редакционно-издательского процесса фотоизданий и выделить его основные проблемы.
4. Изучить современные издающие организации, выпускающие фотоиздания.
5. Выявить и проанализировать особенности восприятия визуальных образов потенциальной целевой аудиторией фотоизданий посредством фокус-группы.
6. Проанализировать основные методы и инструменты продвижения фотоизданий.
Объект исследовательской работы - фотоальбомы и фотокниги как виды фотоизданий.
Предмет исследования - специфика редакторской подготовки и продвижения фотоизданий в современной издательской практике.
Материалом для исследования стали фотоиздания последних лет, а именно - фотоальбомы и фотокниги таких издательств, как «Лимбус Пресс», «БуксМАрт», «Клаудберри», «АСТ», «Издательский дом ТГУ» и т. д.
Хронологические рамки исследования включают в себя издания за последние пять лет (2017-2022 гг.), в которых наиболее ярко представлены характеристики изданий как вида и особенности их редакторской подготовки (т. к. необходимо рассмотреть наиболее актуальные и репрезентативные примеры фотоизданий (фотоальбомов и фотокниг)).
В данной работе будут использоваться следующие методы исследования:
• Книговедческий - для представления обобщенной теоретической модели фотоиздания как вида.
• Аналитический - для определения состояния современных издающих организаций, выпускающих фотоиздания, а также для описания основных методов и инструментов продвижения фотоизданий.
• Классификационный - для составления видо-типологической характеристики фотоизданий и определения типологии.
• Экспертное интервью - для описания этапов редакционно¬
издательского процесса фотоизданий.
• Эксперимент (фокус-группа и социологический опрос) - для
выявления особенностей восприятия визуальных образов и
разработки рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении характерных особенностей и анализе аспектов редакционно-издательского процесса изучаемого вида, а также создании современной рабочей классификации фотоизданий.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее результатов при редподготовке фотоизданий различными специалистами в книгоиздательской практике.
Структура исследования исходит из поставленных цели и задач. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во Введении изложены актуальность, научная проблема, новизна, цель, задачи исследования, обозначены объект, предмет, материал исследовательской работы и хронологические рамки для отбора примеров, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы. Выпускная квалификационная работа «Своеобразие редакторской подготовки фотоизданий (на примере фотоальбома и фотокниги)» опирается на книговедческие и общелитературные знания. Первая глава «Фотоиздание как особый вид печатной продукции» включает в себя три раздела. В первом разделе «Формирование этапов редакторской подготовки фотоизданий в исторической ретроспективе» рассмотрены история развития фотоизданий (в том числе фотоальбома и фотокниги), а также выявлены этапы редакционно¬издательского процесса фотоизданий. Во втором разделе «Видо¬типологическая характеристика фотоизданий» представлены основные типоформирующие особенности фотоизданий. Также реализована попытка составления рабочей классификации фотоизданий в виде ментальной карты. В третьем разделе «Современный процесс создания фотоизданий на этапах допечатной редакционной подготовки» выявлены особенности подготовки фотоиздания до печати. Вторая глава «Специфика работы над фотоизданием в послепечатный этап на современном книжном рынке» включает в себя три раздела. В первом разделе «Состояние современных издающих организаций, выпускающих фотоиздания» проанализирован современный рынок фотоизданий и компаний, занимающихся их выпуском. Во втором разделе «Способы изучения восприятия визуальных образов потенциальной целевой аудиторией фотоизданий» составлен и проведен уникальный эксперимент (фокус-группа), выявляющий особенности восприятия визуальных образов. В третьем разделе «Анализ основных методов и инструментов продвижения фотоизданий» определены малоэффективные, среднеэффективные и высокоэффективные элементы и инструменты продвижения фотоизданий. В Заключении представлены результаты проведенной работы и обозначены перспективы для дальнейшей работы над темой. К исследованию прилагается Список использованных источников и литературы, в который вошло 62 наименования, и Приложение.
Таким образом, в ходе нашего исследования поставленная цель была выполнена в результате полного либо частичного решения задач. Вариативность и многообразие найденных источников и изученной научной литературы раскрыли новые аспекты, над которым стоит продолжать работать и дальше. Большинство актуальной литературы содержит тезисы о специфике исследуемого вида и проблемах, связанных как с идентификацией понятий, так и с работой над фотоизданиями на основных этапах редакционно-издательской подготовки. Изучаемая тема остается мало исследованной с точки зрения современных издательских практик, поэтому представляется актуальной.
Важным основополагающим звеном для нашей работы стало изучение исторического становления фотоизданий. На основе теоретического материала были выделены основные этапы, которые имеют специфические (собственные) особенности, выявляемые при работе с фотоизданиями. Также были выявлены типичные для данного вида изданий характеристики и особенности, присущие процессу редподготовки, которые стоит учитывать во время всех этапов воплощении фотоизданий.
Одна из основных поставленных перед нами задач заключалась в разработке видо-типологической характеристики фотоиздания. За основу был взят ГОСТ Р 7.0.60-2020 «Издания. Основные виды, термины и определения», из которого были выделены десять пунктов, классифицирующих фотоиздания и его специфические особенности как вида. Этими пунктами стали:
• виды изданий по периодичности,
• виды изданий по природе информации,
• виды изоизданий,
• виды непериодических изданий по целевому назначению,
• виды изданий по читательскому адресу,
• виды изданий по повторности выпуска,
• виды печатных изданий по материальной конструкции,
• виды печатных изданий по характеру оформления, особенностям полиграфического исполнения и распространения,
• виды изданий по принадлежности автору, издателю,
• виды изданий по тиражу и характеру обращения.
Также была разработана рабочая классификация фотоизданий в виде ментальной карты, которая предполагает наличие шести разноплановых признаков, по которым можно классифицировать существующие издания подобного вида.
Были также рассмотрены типы организаций, которые полностью либо частично акцентируют свою деятельность на выпуске фотоизданий. Для анализа были выбраны организации, подходящие под описания того или иного типа. Внутренний анализ каждой из организации заключался в подсчете количества фотоизданий из полного ассортимента, цены (наибольшей, наименьшей, средней). Также рассматривалась возможность покупки данных изданий через официальные сайты организаций либо же через книжные интернет-магазины, сотрудничающие с предприятиями. На основе полученных данных были сформированы общие выводы, которые представляют общую ситуацию маркетинговой и экономической составляющих при разработке фотоизданий.
Был составлен и проведен уникальный эксперимент, выявляющий особенности восприятия визуальных образов потенциальной целевой аудиторией фотоизданий. Он проводился на основе фокус-групп, членам которых предлагалось ответить на поставленные вопросы как по фотографиям в единичном экземпляре, так и серийным. В результате анализа данного эксперимента была разработана характеристика студенческой целевой аудитории фотоизданий, которая будет полезна в практическом применении.
Также были выявлены и проанализированы методы и инструменты продвижения фотоизданий, при этом было произведено ранжирование элементов рекламы в зависимости от эффективности маркетинговой функции конкретно для исследуемого вида издания.
Перспективами и дальнейшими задачами исследования являются следующие аспекты:
• расширение разработанной классификации по фотоизданиям;
• сравнение традиционного, авторского и заказного типов фотоиздания;
• выявление особенностей технического воплощения фотоизданий в контексте современных цифровых технологий.
1. Андрис Лиепа. Автографы и имиджи. Фотографии Нины Аловерт. - Москва: Издательство АСТ: ОГИЗ, 2022. - 208 с. - (Звёзды века).
2. Большой день 9 сентября 1960 года [Текст]: [Фотоальбом к пребыванию в Калининграде правительств. делегации Советского Союза во главе с Н. С. Хрущевым по пути в Нью-Йорк на XV сессию Организации Объединенных Наций] / Ред.-сост.: Б. Лавренко; [Текст Я. Зараховича]. - [Калининград]: [Кн. изд-во], [1960]. - [3 с.], 14 л. ил.
3. Виктор Цой и группа «Кино». Памятный альбом. - Москва: Издательство АСТ, 2021. - 256 с. - (Звёзды века).
4. Второв Н. И. Типы и костюмы Воронежской губернии / Н. И. Второв, И. М. Туликов. - Воронеж, 1858.
5. Долинин Д. Далеко - близко: фотоальбом. - СПб.: ООО
«Издательство К. Тублина», 2019. - 144 с., ил.
6. Дмитриенко Н. М., Голев И. А. Томск._Потанин: экскурсионный маршрут / науч. ред. Э. И. Черняк. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2020. - 128 с.: ил.
7. Дроздов Г. М. Парад Победы: Фотоальбом о параде на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г. / Г. М. Дроздов, Е. Н. Рябко. - Москва: Планета, 1985. - 239 c., ил., портр.
8. Иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя: Фот. без ретуши, снятые с моск. арт. Андреева-Бурлака при исполнении им роли Поприщина: Изд. Константина Шапиро, фотогр. Акад. художеств. - Санкт-Петербург: тип. Мин. пут. сообщ., 1883. - [2], XVIII, 30 л., 44 отд. л. фот.
9. Маяковский В. В. Про это [Текст] / В. В. Маяковский ; [фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста А. Родченко]. - Москва; Петроград: Государственное изд-во, 1923. - 42 с., [8] л. ил.
10. Москва '76: [Фотоальбом] / авторы-составители Б. Базунов, С. Попов; фото М. Анфингера, М. Баташева [и др.]. - Москва: Физкультура и спорт, 1970. - 141, [8] с.: ил., портр.
11. Москва, 80 [Текст] = Moscow, 80: [Фотоальбом] / Авт.-сост. С. Кружков; Худож. А. Юликов; Фот. М. Анфингера и др. - Москва: Физкультура и спорт, 1979. - [135] с.: цв. ил.
12. На страже мира и социализма: Фотоальбом / Сост. и авт. текста В. С. Шкаровский; Фот. А. Е. Байрашевского и др. - Москва: Планета, 1985.
- 199 c., ил. - (К 30-летию образования Варшавского договора).
13. Петербург вчера и сегодня: фотоальбом. - СПб.: ООО «Издательство К. Тублина», ООО «Редакционно-издательская фирма "ГРИФ"», 2018.
- 160 с., ил.
14. Попов В. Мои «шестидесятники»: Фотокнига / Сост. и авт. текста Е. Попов. - Москва: Издательство Библио TV, 2021. - 108 с.
15. Провоторов Д. Берег: фотоальбом. - СПб.: ООО «Издательство К. Тублина», 2019. - 128 с., ил.
...62