Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СЧАСТЬЕ

Работа №180492

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 9
1.1 Детское благополучие 9
1.1.1 Понятие детского благополучия и меры по его обеспечению в России 9
1.1.2 Индикаторы детского благополучия 13
1.2 Детское неблагополучие 20
1.2.1 Понятие детского и семейного неблагополучия, основные критерии 20
1.2.2 Семья как основной субъект обеспечения благополучной жизни детей и как фактор
риска детского неблагополучия 24
1.3 Субъективное благополучие подростков 28
1.3.1 Понятие субъективного благополучия подростков: возрастные особенности подростков
и критерии субъективного благополучия 28
1.3.2 Понятие удовлетворенности жизнью подростками, основные факторы 33
1.3.3 Счастье и его факторы для подростков 35
1.3.4 Негативные эмоции подростков 38
2 АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СЧАСТЬЕ И ЕГО ФАКТОРАХ 41
2.1 Анализ представлений подростков о понятии «счастье», ассоциаций с данным понятием
и социальных установок 41
2.2 Анализ факторов, которые, по мнению подростков, влияют на их ощущение счастья. ... 47
2.3 Анализ факторов, которые делают подростков несчастными по их субъективной оценке 56
2.4 Анализ уровня субъективной удовлетворенности жизнью и субъективного счастья 62
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение А. Программа исследования 73
Приложение Б. Инструментарий 79
Приложение В. Статистические результаты анкетирования 85

Жизнь человека начинается с детства, именно в этот период формируются основные ценности человека, характер, установки. Дети являются самой большой ценностью для современного общества, так как за ними стоит наше будущее, будущее общества и всей планеты. Существует много законодательных нормативных документов, в которых прописаны все основные принципы и ценности в отношении детей, их права и обязанности. Самая главная задача общества - это защищать детей и создавать условия для благополучного детства, чтобы ребенок имел возможности и условия для всестороннего развития и самореализации. Все самое основное, что необходимо для реализации этой задачи, прописано в международном документе - Конвенции о правах ребенка. В преамбуле задается установка для всех государств-участников, что «для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» .
Развитие и поддержка института семьи для государства является одной из приоритетных задач, ведь семья - это естественная среда формирования личности ребенка, его социализации. Для ребенка семья - это микромодель всего общества. Поэтому в первую очередь важно благополучие семьи, родителей, ведь именно они создают атмосферу для ребенка либо благополучную, либо неблагополучную .
Зачастую в семьях не все так благополучно, как хотелось бы, как должно быть. Дети могут подвергаться жестокому обращению в форме физического, психологического или сексуального насилия. Такие условия, в которых отсутствует комфорт, лишают ребенка равных с остальными прав, свобод и возможностей для всестороннего развития, успешной адаптации в социуме, что в свою очередь влияет на всю дальнейшую жизнь. Как всем известно, детские травмы, обиды зачастую являются преградой для личностного и профессионального роста человека.
Благополучие ребенка складывается из разных факторов, которые все между собой взаимосвязаны. Например, материальное благосостояние, от которого зависит удовлетворение ребенком разных потребностей. Личные взаимоотношения в семье и со сверстниками, так как человек - существо социальное, которому важно относить себя к определенной социальной группе и иметь в обществе связи и крепкие взаимоотношения с окружением. Конечно, большое внимание уделяется состоянию здоровья и защищенности, так как от этих показателей зависит сама жизнь ребенка. Рискованное поведение детей также влияет на их благополучие. К такому относят зависимое поведение
(химическая зависимость: от сигарет, алкоголя, психоактивных веществ; нехимическая зависимость: от компьютерных игр, социальных сетей, еды и т.д.). И не менее важным фактором является субъективное благополучие, которое подразумевает оценку самими детьми своего состояния, их отношение к тем или иным факторам благополучия, их представления вообще о том, что считается благополучием. Как сказал Д. Леонтьев, самый верный способ узнать, что делает человека счастливым - это спросить у него об этом. Очень важно получать от детей обратную связь, показывать, что их мнение важно и значимо, что их интересы учитываются, а развитие у детей осознанности и способностей к самоанализу будет способствовать более эффективному взаимодействию взрослых и детей. О важности учета интересов детей, их личности и о праве на самовыражение также упоминается в Конвенции о правах ребенка. Субъективное благополучие включает в себя такие категории как субъективная удовлетворенность жизнью, субъективное ощущение счастья и наличие негативных эмоций.
В разных субкультурах (возрастных, профессиональных, демографических) имеются разные критерии и особенности субъективного благополучия. Детство включает в себя последовательные этапы - это перинатальный, новорожденный, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, начальный школьный период, пубертатный (подростковый) период. Важно понимать особенности каждого периода. Подростки являются самой специфичной и достаточно уязвимой группой населения из-за того, что этот период в жизни является переходным и одним из самых важным. Это время, когда дети считают себя уже взрослыми, но относятся еще к категории детей и зависят от родителей. Для подростков характерна конфликтность, агрессивность, неопределенность, импульсивность или же апатичность и уход в себя. В общем и целом они характеризуются наибольшей уязвимостью в силу того, что на физиологическом уровне происходит половое созревание, интенсивный непропорциональный рост всех органов и, соответственно, происходит гормональный дисбаланс. В этом возрасте родители уходят уже на второй план, а особую значимость играют друзья. Если у ребенка возникают проблемы с его сверстниками, то это сильно сказывается на его психологическом состоянии.
Самый верный способ узнать, что подросткам необходимо для счастья - это спросить у них об этом. Важно понимать, что они думают по этому поводу сами, какие ценности у них преобладают, какова специфика именно их восприятия счастья и несчастья. Внутреннее равновесие личности влияет на то, насколько адекватно человек ведет себя в обществе и на способность к самореализации. А внутреннее равновесие зависит как от объективных внешних факторов благополучия, то есть окружающей среды, 4
состояния экономики, культуры, семьи, так и от внутренней системы личности, его психических и генетически заложенных особенностей.
Итак, объектом исследования является субъективное благополучие подростков.
В качестве предмета выступают факторы, влияющие на ощущение счастья подростками.
Проблема в работе поставлена следующим образом: какие факторы влияют на ощущение счастья в подростковом возрасте?
Цель исследования: определить, какие факторы влияют на ощущение подростков себя счастливыми, по их субъективной оценке.
Чтобы достичь цели, необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Определить индикаторы детского благополучия, неблагополучия,
субъективного благополучия подростков .
2. Рассмотреть понятия счастья, удовлетворенности жизнью, и их индикаторы.
3. Выявить, какие представления о счастье существуют у подростков.
4. Проанализировать, какие факторы, по мнению подростков, влияют на ощущение счастья и удовлетворенности жизнью.
5. Проанализировать уровень субъективной удовлетворенности жизнью подростками и их уровень ощущения себя счастливыми.
Гипотезы:
1. На ощущение счастья подростков, по их оценке, в большей степени влияют такие факторы, как материальная обеспеченность, наличие друзей, привлекательная внешность, наличие «второй половинки»; в меньшей степени теплые взаимоотношения с родителями, оценки в школе, достижение успеха, признание и уважение со стороны окружающих.
2. Уровень ощущения себя счастливыми и уровень удовлетворенности жизни подростков находится на среднем уровне.
В ходе исследования использован следующий инструментарий:
1. Шкала субъективной удовлетворённости жизнью - опросник, в большей
степени отражающий рефлексивно-оценочные компоненты. Шкала предложена E. Диннером в 1985 году, адаптирована Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным1 в 2003 году на русском языке.
2. Шкала субъективного счастья (С. Любомирски) - опросник, отражающий эмоционально-чувственные компоненты. Шкала разработана Любомирски в 1999 году, переведена и адаптирована Леонтьевым на русском языке в 2003 году.
3. Социологический опрос в форме анкетирования через Гугл-форму методом снежного кома, который включает в себя открытые вопросы, закрытые и метод незаконченных предложений.
Проблема детского благополучия, субъективного благополучия детей, счастья и удовлетворенности жизнью детьми актуальна на сегодняшний день привлекает внимание многих ученых. Особенно актуально изучение факторов, которые влияют на состояние счастья подростков.
Изучением детского благополучия и его индикаторов занимались такие исследователи, как Галиахметова Л. И. ; Трошина О. А., Меняшев Р. Ш., Козьмина Я. Я. ; Ярская-Смирнова, Е., Романов П., Антонова В., Бирюкова С., Павлютенкова О. А., Каждый из авторов/коллективов авторов дают разные определения детского благополучия, но все они связывают с обеспечением детям прав и свобод.
Очень подробно рассматриваются индикаторы благополучия и неблагополучия в коллективной работе 2014 года Ярская-Смирнова, Е., Романов П., Антонова В., Бирюкова С., Павлютенкова О. А.. Делается вывод, что целесообразнее изучать факторы
благополучия и способствовать увеличению уровня всех его показателей. Они связывают это с тем, что относя ту или иную семью к неблагополучной, и детей соответственно, происходит «навешивание ярлыков» и стигматизация, вследствие чего становится более проблематичной активизация ресурсов семьи и детей. К факторам благополучия/неблагополучия относят: материальное положение семьи, взаимоотношения с семьей и сверстниками, рискованное поведение, образование и субъективное восприятие детьми благополучия.
Такие международные документы, как Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка помогли сформировать общее представление о правах и гарантиях детей, об основных принципах обеспечения детям благополучия. В них закреплены основные принципы, в соответствии которыми осуществляется надлежащая защита детства и создаются условия для благополучного развития ребенка и делается акцент на том, что именно родители обязаны обеспечивать комфортные условия для благополучного детства.
Все основные обязанности родителей описаны в Семейном кодексе Российской федерации. А сформировать целостное представление о компетенциях, которыми должен обладать родители позволяет работа Репринцевой Г. И. «Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования».
Основоположником позитивной психологии является Эд Диннер, он впервые описывает такие понятия, как субъективное благополучие, удовлетворенностью жизнью и счастья.
Изучением этой темы занимаются многие авторы, такие как Шамионов Р. М., Галиахметова Л. И., Л. А. Головей, М. В. Данилова, Савченко, Т. Н., Лабковский М., Куликов Л.В., Мельникова Н. Н.. Но достаточно глубоким изучением данной темы является Дмитрий Леонтьев. Он в своей работе подробно рассматривает взаимосвязь и различие между данными явлениями, выделяет факторы счастья. Также он адаптировал психологические методики Э. Диннера и С. Любомирски, которые используются автором данной дипломной работы в исследовании. Он отмечает, что степень изученности проблемы остается до сих пор на низком уровне.
Новизна работы заключается в том, что в ней даются определения таким понятиям, как «счастье», «удовлетворенность жизнью» и «субъективное благополучие», которые являются синонимичными по своей сути и определяются разными авторами по- разному. Выявляются и обобщаются индикаторы детского благополучия, субъективного благополучия, факторы счастья и удовлетворенности жизнью, рассматриваются каждый из них в отдельности.
Существует множество исследований, направленных на анализ ощущения счастья взрослыми, качества их жизни, удовлетворенность жизнью, но достаточно мало внимания уделяется именно субъективной оценки детьми уровня своего благополучия и ощущения ими счастья. Дети могут проводить рефлексию уже с 8 лет. В данной дипломной работе рассматриваются подростковые особенности, анализируются их ценности и проводится анализ проведенного автором исследования, направленного на выявление факторов счастья и несчастья по субъективной оценке подростков возраста 12-18 лет, а также оценивается уровень их удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
Данная работа вызывает интерес тем, что в ней представлены эксклюзивные, а в некоторых случаях развернутые ответы подростков, которые позволяют понять истинные глубинные проблемы подростков и вопросы, которые их тревожат и интересуют. Кроме того в работе представлены некоторые ответы респондентов, которые могут являться основой для других дальнейших глубинных исследований. Некоторые респонденты писали о том, что им очень понравилось отвечать на вопросы, отмечали актуальность этой темы для них, писали, что «побольше бы таких тестов». Это говорит о том, что данная тема вызывает явный интерес и отклик у подростков, а значит, работа имеет научную новизну и практическую значимость.
Практическая значимость выражается в возможности использования информации, полученной из материалов анкетирования, в работе с социально-психологическими проблемами подростков, в деятельности, направленной на создание условий для счастливого и благополучного детства, а также разработке инновационных подходов в данном направлении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтобы ответить на главный вопрос дипломной работы, какие факторы влияют на ощущение счастья в подростковом возрасте, и каков уровень ощущения счастья и удовлетворенности жизнью подростками, в марте 2020 года автором было проведено исследование в форме анкетирования подростков 12-18 лет г. Томска и томской области.
Проанализировав основные результаты исследования, были сделаны следующие выводы.
1. Представления подростков о счастье.
Однозначно подростки определяют понятие счастье как ощущение положительных чувств и эмоций, таких как радость, душевное тепло, уверенность, эйфория, веселье, восторг, легкость, хорошее настроение. Также связывают с высокими духовными ценностями, такими как семья, дружба, верность, честность, справедливость, понимание.
Подростки определяют счастье в двух смыслах:
1) в широком: это благополучие жизни, когда во всех сферах жизнедеятельности, когда «все хорошо», в том числе психологическое благополучие (гармония с собой, принятие себя, уверенность в себе и т.д.);
2) в узком: это определенные события в жизни, радостные моменты, такие как достижение успеха, осуществлением мечты, получение подарка, покупка вещи и т.д.
Счастье, по мнению подростков, зависит как от окружающих людей, их поведения, отношения к человеку, так и от самого человека, в основном ассоциируют с конкретными людьми/событиями/периодами в жизни.
2. Факторы счастья подростков.
Счастье зависит практически в равных долях как от взаимоотношений с родными и близкими, от внимания и понимания со стороны родителей, так и от личных достижений устремлений человека. С небольшой долей перевешивает значимость окружения: семьи и друзей, ведь человек - существо социальное, а для подростков принадлежность к определенной малой группе особенно важно в силу возрастных особенностей.
Было выявлено, что чаще всего, позитивные эмоции вызывает активное времяпровождение, а именно отдых с друзьями, прогулки, путешествия, поездки, праздники, посещение лагеря, которые так или иначе связаны с друзьями и семьей. Также делают счастливым подростка домашние животные, занятие любимым делом, покупки вещей, нахождение на природе, ситуации успеха, поедание вкусной еды, а также моменты, произошедшие впервые. Стоит отметить, что определенные жизненные 65
яркие события, которые скрашивают серые будни «сочными красками», очень значимы для подростков, как и для всех людей, ведь эти события создают на самом деле основу коммуникации.
В плане зависимости счастья от деньг было выявлено, что, по мнению большинства подростков, зависимость такая существует, но лишь до определенного момента, а некоторые отмечали, что такой зависимости нет вообще. Кроме того, отвечая на открытые вопросы, направленные на выявление факторов счастья и несчастья, и давая определение понятию «счастье», респонденты редко писали о деньгах и материальных вещах, акцентируя больше внимание на духовных.
Данный факт подтверждается утверждениями многих подростков о том, что СЧАСТЬЕ - ОНО В МЕЛОЧАХ, в окружающих нас вещах. Они акцентировали внимание на том, что главное нужно уметь замечать мелочи в повседневной и рутиной жизни, ценить то, что имеешь на данный момент, не акцентируя свое внимание на негативе. Ведь обращая свое внимание на несчастье, на негатив, можно не заметить или упустить что-то очень прекрасное, важное и значимое в этой жизни.
В отношении влияния мнения окружающих людей на ощущения счастья подростками было выявлено, что мнение/осуждение/критика близких людей, а особенно родителей, порой значительным образом негативно сказывается как на психологическом состоянии ребенка, так и на его образе жизни. Некоторые респонденты призывают к необходимости прислушиваться к своему внутреннему голосу и меньше обращать внимание на мнение и советы окружающих, обосновывая это уникальным жизненным путем каждого отдельно взятого человека.
3. Факторы несчастья/актуальные проблемы подростков.
Подростков больше всего беспокоят моменты, связанные со школой, с дистанционным образованием, с эпидемиологической ситуацией в стране из-за короновируса, а также внешний вид, непонимание, несправедливое отношение со стороны окружающих, в том числе родителей.
Для счастья не хватает чаще всего качеств личности, необходимых для психологического благополучия, любви и второй половинки и теплых отношений с родителями, общения с друзьями и отдыха, денег, домашнего животного.
Актуальная проблема для всех - это проблема взаимоотношений с родителями, друзьями, «второй половинкой». Достаточно большое количество детей упоминают о непонимании, несправедливом отношении. На втором месте стоит, учебная деятельность и самоопределение.
Наблюдается тенденция, что в основном, респонденты указывают причины, касающиеся морали, нравственности и духовности в сфере взаимоотношений с близким окружением и практически не говорят о деньгах и материальных вещах.
Кроме того, респонденты освещали в открытых вопросах достаточно глобальные очень значимые общественные проблемы такие как, быстротечность и суетливость жизни, насилие в семье(физическое и моральное), защита детьми своих прав, разрушительная любовь, философские проблемы выбора, смысла жизни. Все эти аспекты могут являться основой для других глубоких исследований.
4. Уровень удовлетворенностью жизнью и ощущение счастья подростками.
Большинство подростков удовлетворены своей жизнью на среднем уровне. То есть это такие подростки, которые в принципе живут не в плохих условиях, и по большей части все хорошо, но могло бы быть и лучше/хуже. Также, многие, кто попал в эту категорию, выбирали в основном промежуточные результаты, что говорит об их неуверенности и неопределенности. Что касается ощущения счастья, то преобладает также среднее значение.
Был сделан вывод, что счастье по большей части не равняется удовлетворенности жизнью. Это значит, что для счастья не обязательно иметь превосходные условия жизни и быть удовлетворенным всеми сферами жизнедеятельности. Достаточно радоваться мелочам и быть в гармонии с собой.
Хочется отдельно отметить, что очень радует и приятно удивляет мышление подростков, то, как они умеют подмечать очень актуальные и значимые проблемы, как могут широко и глубоко мыслить, философски рассуждать, рефлексировать. Поражает открытость, искренность и доброжелательность некоторых респондентов, ведь удалось получить очень много развернутых ответов на непростую тему, а также на вопросы, которые имеют личный характер.



1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990.
2. Декларация прав ребенка: Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ: Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года.
4. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999
N 178-ФЗ: Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, одобрен Советом
Федерации 2 июля 1999 г.
5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ: Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.
6. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ: Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года .
7. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995 N 195 -ФЗ: Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 г.
8. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (дата обращения: 10.06.2020).
9. Diener E. (1984) Subjective Well-Being. Psychological Bulletin. Vol. 95. No. 3. P. 542— 575.
10. Protecting children s rights in criminal jastice systems [ электронный ресурс]:
Children who are at risk of coming into conflict with. - 2011. - URL:
https://www.coursehero.com/file/p49g20hl/Children-who-are-at-risk-of-coming-into-conflict- with-the-law-tend-to-display/ (дата обращения 10.05.2020).
11. Баландина А. Крик о помощи»: почему подростки не хотят жить
[электронный ресурс]: Газета.ру. - М. - 2019. - URL:
https://www.gazeta.ru/social/2019/04/25/12321139.shtml (дата обращения 10.06.2020).
12. Бочавер А. А., Докука С. В., Новикова М. А., Сивак Е. В., Смирнов И.Б. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М. - 2019 г.. -. 34 с.
13. Бугачева Светлана Что такое психологическое здоровье? [электронный ресурс]: Психологи. - Беларусь. - 2013. - URL: https://www.b17.ru/article/14351/ (дата обращения: 23.02.2020).
14. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс]:
Психическое здоровье. - 2019. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-
sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response. (дата обращения: 10.06.2020).
15. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс]: Данные и
статистика - 2015. - URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-
prevention/tobacco/data-and-statistics (Дата обращения 10.05.2020).
...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ