АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ГОТИЧЕСКИЙ КОД В ЛИТЕРАТУРЕ 8
2. ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ «ВИЙ» 17
3. ПОВЕСТЬ А.К. ТОЛСТОГО «УПЫРЬ» 28
4. ПОВЕСТЬ И.С. ТУРГЕНЕВА «ПРИЗРАКИ» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Данная исследовательская работа посвящена изучению поэтики «готического» в русской литературе XIX века на примере повести Н.В. Гоголя «Вий», А. К. Толстого «Упырь» и И.С. Тургенева «Призраки».
Изучение готического кода в литературе является достаточно проблемной задачей, так как и по сей день ученые расходятся во мнении при выявлении канона готической литературы, в связи с чем мы будем опираться на устоявшиеся на данный момент мнения, включая в них свои дополнения. К тому же готическая литература имеет дело с чувством, которое интересовало человека практически все его существование - чувство страха и ужаса. Готическая культура не столь ярко выражена в русской литературе, в отличие от западноевропейской, где готическая традиция в некоторой степени устоялась с конца XVIII века. Русская словесность заинтересовалась готической литературой ближе к закату ее популярности, то есть в начале XIX века, в связи с чем происходило переосмысление готики как таковой. Русские писатели через устоявшуюся образность не только создавали эффект «страшного» или «ужасного», но и рефлексировали данную тематику, что полностью меняло поэтику жанра. Несмотря на это, изучение русской готической прозы происходило через призму готической традиции западной Европы, что, на наш взгляд освещает мотивно-тематический план произведений, теряя при этом идейную основу.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в интересе исследователей к готической литературе.
Новизна заключается в малой изученности русской готики не столько в традиции готической литературы, сколько в философско-поэтологическом ее переосмыслении.
Объект исследования: повесть Н. В. Гоголя «Вий», А. К. Толстого «Упырь» и И. С. Турегенева «Призраки».
Предмет исследования: поэтика готического, готический код.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение готической литературы как культурного феномена;
2. Проведение анализа повести «Вий» с точки зрения поэтики
«готического»;
3. Проведение анализа повести «Упырь» с точки зрения поэтики
«готического»;
4. Проведения анализа повести «Призраки» с точки зрения поэтики
«готического»;
Методы исследования:
1. Историко-литературный
2. Сравнительно-сопоставительный
Русская готическая литература начала-середины XIX века является весьма интересным способом рефлексии о месте человека в мире как позиции между бытием и небытием человека. На примере данных повестей мы видим, как меняется позиция героев по отношению к «Ничто», где человеческое сознание сначала стремится к познанию небытия (даже если это против его воли), как Хома Брут, тем самым пересекая тонкую границу человеческого мировосприятия, а после сознательно отказывается от попыток вторжения в это Ничто, как Руневский, пытаясь сохранить остатки привычной картины мира. Готический прием в русской литературе этого времени становится больше атрибутом, чем самоцелью, классическая образность и мотивы приобретают дополнительные смысловые пласты, как тот же хутор сотника, или же псевдо-хутор из начала повести, которые лишь отдаленно напоминают классический образ «готического замка». Гоголевское пространство не замкнуто, «готический замок» становится всем миром повести, в котором потустороннее отделено от реального лишь тонкой ширмой, через которое оно постоянно проникает. Гоголевское «готическое» - это картина всего мира, а не конкретные локусы, в которых происходит скопление «нечистой силы», хотя готическая традиция все же сохраняется, ведь помимо широко пространства повести есть конкретные образы «замка», например, та же церковь в хуторе сотника, где Хома напрямую встречается с со всем многообразием нечисти.
Толстовская повесть более подвержена готической традиции, она сохраняет в себе каноничные готические образы и мотивы (те же мотивы крови, проклятия и т.д., а также образы виллы и поместья Сугробиной, которые пестрят атрибутикой прошлых веков и в которых и происходит столкновение с потусторонним), однако и тут эти образы не являются самоцелью, как и саму повесть можно считать не готической, так как готическая образность здесь травестируется. Нам кажется явным то, что данная повесть является рефлексией готики в сжатом виде, где классические образы становятся атрибутом человеческого сознания, которое вычитало их из ранних готических текстов (вспомним размышления Руневского на тему картины в его комнате или насчет всего поместья Сугробиной), в какой-то мере это можно даже назвать постмодернистским восприятием мира, но лишь в его зачатке, так как нам неизвестно, были ли это действительные события, или же это было движение человеческого сознания, ведь не зря Руневский заведомо знаком с типичными мотивами готической литературы. К тому же в повести мы не встретим ни одного прямого доказательства действительности происходящего, разве что ранка на шее Даши, которая намекает нам на то, что столкновение с потусторонним действительно было.
Повесть «Призраки» хоть и является первой из «таинственных повестей» Тургенева, но уже содержит в себе модификации готических образов. Автор, беря за основу сюжета классический мотив высасывания жизни, делает его не самоцелью повествования, а катализатором философских размышлений героя повести, выводя конфликт из привычного готического на философский уровень. Экзистенциальная потерянность, отчужденность героя повести и его попытки ухватиться за частицы жизни через запахи, звуки, через единение с природным миром. Но мир в повести наполнен готическим мироощущением. Мир повести раздроблен, иллюзорен, дефектен, что и вызывает у героя чувство страха, отчуждения и, в конце концов, грусти, от осознания скучности, бессмысленности собственного бытия из-за чего в финале он возвращается в свою изначальную позицию.
1. Акелькина Е. А., Коптева Э. И. (2020). Поэтика философского
повествования в фантастических произведениях И. С. Тургенева «Призраки» и «Довольно» // Наука о человеке: гуманитарные
исследования. Т. 14. № 3. С. 7-17.
2. Алюнина Ю.М. Готический субстрат на уровне пространственной организации и интерьера в повести А.К. Толстого «Упырь» // Гуманитарный научный журнал. 2013. №1. С. 3-4.
3. Антонова М.В., Солодов Орнитоморфные образы в «Таинственных повестях» И.С. Тургенева // Образование и культурное пространство. 2021. №2. С.52-58.
4. Астащенко Е.В. Ирреалистические традиции в русской прозе первой трети ХХ века. СПб., 2022.
5. Базилевская А.К. Психология любви в «Таинственных повестях» И.С. Тургенева // Культурология. 2008. №3(46). С.24-45.
6. Барицкий Д.С. Метафизические основания мотива тоски в «таинственных повестях» И. С. Тургенева Дисс. к.ф.н: 10.01.01. - Моск. Гос. Обл. университет Мытищи, 2021. С. 238.
7. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М., 1995. Т.5.
8. Вацуро В. Э. Готический роман в России М.: «Новое литературное обозрение». 2002. - 544 с.
9. Волга А.Н. Эстетика «двоемирия» в повестях А.К. Толстого «Упырь» и «Семья вурдалака» // Вестник Брянского государственного университета 2017. №3 (33) С.116-120.
10. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах М.-Л.: Издательство АН СССР, 1937.
11. Гуляев Р.В. Философ перед лицом бессловесного ужаса («Вий» Н.В. Гоголя) // Вопросы философии. 2015. №9. С.103-113.
12. Дедюхина О.В. Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева (проблемы мировоззрения и поэтики). Автореф. дисс. ... к.ф.н. МГОУ. М., 2006.
13. Долгих Ю.А. «Зловещий взгляд» и гипнотическая власть: о «таинственном госте» в русской литературе первой половины XIX века// Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве. Сборник статей. 2017. СПб. - Тверь, С. 26-39.
14. Дубинина Т.Г. Мифологема птицы в «Таинственных» повестях и «Стихотворениях в прозе» // Вестник МГПУ., Серия: Филология, Теория языка. Языковое образование. 2016. №1 (21), С. 27-33.
15. Евсеева А.С. Поэтика хронотопа в повести И.С. Тургенева «Призраки» // LITTERATERRA. Материалы !УМеждународной конференции молодых ученых. 2015. С. 80-86.
...50